Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины

 

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий - ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях. Цель изобретения - повышение эффективности работы самоходной машины на пониженных скоростях движения. Гидрообъемный ходоуменьшитель содержит зубчатый трехзвенный дифференциальный механизм 1, входное звено которого связано с двигателем А, выходное - с движителями, а промежуточное - с реверсивным насосом 9 постоянного рабочего объема, гидролинии которого соединены с дроссельным регулирующим устройством 13 и гидробаком 12. Гидролинии снабжены четырьмя обратными клапанами 14, 15, 16 и 17, попарно расположенными во всасывающей 10 и напорной 11 гидролиниях. Клапаны 14 и 15 всасывающей гидролинии 10 расположены проводимостью в сторону насоса 9, а клапаны 16 и 17 напорной гидролинии 11 - в сторону дроссельного регулирующего устройства 13. Он снабжен дополнительным насосом 29, кинематически связанным с двигателем 4, и гидрораспределителем 21, соединенным с насосом дополнительной напорной гидролинией 22, а дополнительной сливной гидролинией 23 - с гидробаком 12, рабочей гидролинией 24 подключенным одновременно к реверсивному насосу 9 и к одному ид обратных клапанов всасывающей гидролинии 10, а также к одному из обратных клапанов напорной гидролинии 11, гидролинией 25 низкого давления подключенным одновременно к реверсивному насосу 9 и к второму обратному клапану всасывающей гидролинии, а также к второму обратному клапану напорной гидролинии 11. Причем в одной позиции гидрораспределителя дополнительная , напорная гидролиния 22 соединена с рабочей гидролинией 24 и дополнительная сливная гидрояиния 23 - с гидролинией 25 низкого давления, в другой позиции гидрораспределителя 21 дополнительная напорная гидролиния 22 соединена с дополнительной сливной гидролинией 23, а гидролинии низкого давления 25 и рабочая 24 заперты.1 ил, &

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я) В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТ0РСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1504114 (21) 4835582/11 (22) 05.06.90 (46) 07.03.92. Бюл. ¹ 9 (71) Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе (72) Ф.Г.Ворончихин, В.M,Màñòåðîâoé, П.И,Меркулов, Ю.Н.Прилуцкий и А.М.Черных (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1504114, кл. В 60 К 17/10, 1988. (54) ГИДРООБЬЕМНЫЙ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к трансмиссиям самоход|ых машин, а именно к дополнител ьн ы м устройствам трансмиссий — ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движен«я машин на пониженных скоростях. Цель изобретения — повышение зффективност«работ.=, самоходной машины на пониженн хскоростяхдвижения.

Гидрообьемный ходоумеч ьшитель содержит зубчатый трехзвенный дифференциальный механизм 1, входное звено которого связано с двигателем 4, выходное — с движителями, а промежуточное — с реверсивным насосом 9 постоянного рабочего объема, гидролинии которого соединены с дроссельным регулирующим устройством 13 и гидробаком 12. Гидролинии снабжены четырьмя обратными клапанами 14, 15, 16 и 17, попарно располоИзобре гение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий — ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на понижен Ы 1717421 А2 женными во всасывающей 10 и напорной 11 гидролиниях, Клапаны 14 и 15 всасывающей гидролинии 10 расположены проводимостью a с тTоoрpоoнHу нHа с оoсcа 99,, а к JлIа п а нHlы 16 и 17 напорной гидролинии 11 — в сторону дроссельного регулирующего устройства 13. Он снабжен дополнительным насосом 29, кинематически связанным с двигателем 4, и гидрораспределителем 21, соединенным с насосом дополнительной напорной гидролинией 22, а дополнительной сливной гидролинией 23 — с гидробаком 12, рабоче гидролинией 24 подключенным одновременно к реверсивному насосу 9 и к одному и- обратных клапанов всасывающей гидролинии 10, а также к одному из обратных клапанов напорной гидролинии I1, гидро",èHèeé 25 низкого давления подключенным одновременно к реверс«вному насос 9 и к второму обратному клапану всасывающей гидролинии. а также к второму обратному клапану напорной гидролинии 11. Гор«чем в одной позиции гидрораспределителя дополнительная напорная гидролиния 22 соединена с рабочей гидролинией 24 « дополнительная сливная гидролин«я 23 — с гидролинией 25 низкого давления, в другой позиции гидрораспределителя 21 дополнительная напорная ги ролиния 22 соединена с дополнительной сливной гидролинией 23, а гидролинии низкого давления 25 и рабочая

24 заперты, 1 ил, ных скоростях, и является усовершенствованием изобретения по авт.св. ¹ 1504114.

Известный гидрообъемный ходоуменьшитель (ГХУ) самоходной машины, содержит зубатый трехзвенный дифференциальный

1717421

20

35 механизм, входное звено которого связано сдвигателем,,выходное — с движителями, а промежуточное — с реверсивным насосом постоянного рабочего объема, гидролинии которого соединены с дроссельным регулирующим устройством и гидробаком, причем гидролинии снабжены четырьмя обратными клапанами, попарно расположенными во всасывающей и напорной гидролиниях, При этом клапаны всасывающей гидролинии расположены проводимостью в сторону насоса, а клапаны напорной гидролинии — в сторону дроссельного регулирующего устройства.

Одной из характерных особенностей

ГХУ, выполненных по типу гидротормоза с одной гидромашиной и дифференциальным механизмом, является невозможность регулирования скорости хода самоходной машины при движении ее на холостом ходу или с малыми тяговыми усилиями. При этом для любой настройки дроссельного регулирующего устройства в ГХУ самоходная машина будет двигаться с максимальной скоростью пониженного диапазона, заданного кинематикой дифференциального механизма. Это свойство работы ГХУ обусловлено тем, что нагрузки от тягового усилия, будучи приведенными к валу насоса

ГХУ, оказываются столь малы, что не превышают момента страгивания насоса. Присущая особенность ГХУ может быть недостатком в том случае, когда, исходя из технологии работ, при движении машины возникают малые тяговые усилия.

Другим недостатком известного ГХУ является отсутствие возможности быстрого реверсирования самоходной машины при движении на пониженных скоростях в случае, когда в трансмиссии используются обычные коробки передач с зубчатыми ступенчатыми передачами. Тогда для реверсирования хода машины водителю необходимо совершить ряд последовательных операций: выжать муфту сцепления, затем рычагом коробки передач включить передачу реверса и потом включить муфту сцепления. При необходимости выполнения водителем для реверсирования машины указанной последовательности операций теряется производительность машины, а в некоторых случаях возможны даже аварийные ситуации.

Цель изобретения — повышение эффективности работы самоходной машины на пониженных скоростях движения.

Эта цель достигается путем обеспечения в ГХУ возможности бесступенчатого регулирования скорости самоходной машины на холостом ходу и малых тяговых нагрузках, а также быстрого реверсировгния хода, При этом гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины по авт.св. ЬЕ 1504114 дополнительно снабжен дополнительным насосом, кинематически связанным с двигателем и двухпозиционным гидрораспределителем, сообщенным с этим насосом дополнительной напорной гидролинией, а дополнительной сливной гидролинией — с гидробаком, причем гидрораспределитель снабжен рабочей гидролинией, сообщенной одновременно с реверсивным насосом, с одним из обратных клапанов всасывающей гидролинии и с одним из обратных клапанов напорной гидролинии, и гидролинией низкого давления, сообщенной одновременно с реверсивным насосом, с другим обратным клапаном всасывающей гидролинии и с другим обратным клапаном напорной гидролинии. При этом в одной позиции гидрораспределителя дополнительная напорная линия "..îîáùåíà с рабочей гидролинией, а дополнительная сливная гидролиния — с гидролинией низкого давления, в другой позиции гидрораспределителя дополнительная напорная гидролиния сообщена с дополнительной сливной гидролинией, а гидролиния низкого давления и рабочая гидролиния заперты.

На чертеже приведена гидрокинематическая схема предлагаемого ГХУ, ГХУ состоит из трехзвенного зубчатого дифференциального механизма 1, у которого солнечная шестерня 2 (входное звено) соединено через коробку 3 передач с двигателем 4 внутреннего сгорания, водило 5 (выходное звено) через задний мост б соединено с движителями 7 самоходной машины, а эпициклическая шестерня 8 (промежуточное звено) кинематически связана с реверсивным насосом 9 xîäîóìåíьшителя.

Насос своей всасывающей 10 и напорной 11 гидролиниями соединен с гидробаком 12 и с дроссельным регулирующим устройством

13. Во всасывающей гидролинии 10 проводимостью к насосу установлены обратные клапаны 14 и 15, а в напорной гидроличии проводимостью к дроссельному регулирующему устройству — обратные клапаны 16 и

17 и предохранительный клапан 18. Напорная гидролиния 11 соединена с входом дроссельного регулирующего устройства

13, а его выход соединен сливной гидролинией 19 с гидробаком 12. ГХУ снабжен дополнительным насосом 20, кинематически связанным с двигателем 4, и двухпозиционным гидрораспределителем 21. Гидрораспределитель соединен с насосом 20 дополнительной напорной гидролинией

2=., а дополнительной сливной гидролинией

1717421

10

50 пА Р

23 — с гидробаком 12. Гидрораспределитель снабжен рабочей гидролинией 24, сообщенной одновременно с реверсивным насосом 9, с одним из обратных клапанов всасывающей гидролинии, например клапаном 14. и с одним из обратных клапанов напорной гидролинии, например клапаном

16, Кроме того, гидрораспределитель снабжен гидролинией 25 низкого давления, сообщенной одновременно с реверсивным насосом 9, с другим обратным клапаном 15 всасывающей гидролинии, и с другим обратным клапаном 17 напорной гидролинии. При этом в одной (I) позиции гидрораспределителя 21 дополнительная напорная гидролиния

22 сообщена с рабочей гидролинией 24, а дополнительная сливная гидролиния 23 — с гидролинией низкого давления 25, в другой (II) позиции гидрораспределителя дополнительная напорная гидролиния 22 сообщена с дополнительной сливной гидролинией 23, а гидролиния низкого давления 25 и рабочая гидролиния 24 заперты. Дополнительный насос 20 соединен с гидробаком 12 дополнительной всасывающей гидролинией 26, Необходимым условием для выполнения дополнительным насосом 20 поставленной цели является выбор его производительности с учетом объемного КПД большей производительности реверсивного насоса 9 в режиме остановки самоходной машины. Поскольку производительность насоса определяется произведением его рабочего объема на частоту вращения вала насоса, то приведенное выше условие может быть отражено следующим соотношением

Ц1 < Ц2 п2

9 и дополнительного 20 насосов соответственно;

nt — частота вращения реверсивного насоса в режиме остановки самоходной машины; п — частота вращения дополнительного насоса 20; у — объемный КПД дополнительного насоса.

Частота вращения реверсивного насоса в режиме остановки самоходной машины применительно к схеме ГХУ определяется зависимостью где пд — частота вращения двигателя 4;

Ьр — передаточное число коробки 3 передач;

ip,< — передаточное число зубчатой передачи от эпициклической шестерни 8 до шестерни на валу насоса 9;

К вЂ” передаточное число от входа (солнечной шестерни 2) к выходу (водило 5) дифференциального механизма 1 при остановленном промежуточном звене (эпициклическая шестерня 8).

Предлагаемый ГХУ работает следующим образом.

Мощность, подводимая от двигателя 4 через коробку 3 передач к солнечной шестерне 2, делится в дифференциальном механизме 1 на два потока, Один из них от солнечной шестерни 2 подводится к водилу

5, далее к заднему мосту 6 и движителям, приводя их во вращение и создавая тяговое усилие, Другой поток подводится от солнечной шестерни 2 к эпициклической 8 и далее через зубчатую передачу к реверсивному насосу 9, заставляя его вращаться, При переднем ходе гидрораспределитель устанавливают s позицию 11 и ГХУ работает в режиме гидротормоза, При этом насос 9 засасывает масло из гидробака 12 по всасывающей гидролинии 10 и при переднем ходе через обратный клапан 14, который открывается под действием разрежения, подает его к своей правой рабочей полости "А", являющейся в рассматриваемом режиме всасывающей, При наличии сопротивления движению самоходной машины в левой рабочей полости "Б" насоса возникаетдавление, поддействием которого клапан 17 открывается, и ма ло поступает по напорной гидролинии

11 к дроссельному регулирующему устройству 13. При этом клапаны 15 и 16 оказываются закрытыми. Водитель, воздействуя на дросселирующее устройство 13 путем изменения рукояткой его настройки, задает различный расход масла, проходящий через устройство, и при этом задается необходимая частота вращения насоса 9 и соответственно понижения скорость самоходной машины. В рассматриваемом режиме прямого хода дополнительный насос 20 работает вхолостую, засасывая масло из гидробака

12 по дополнительной всасывающей гидролинии 26 и возвращая его через гидрораспределитель 21 по дополнительной сливной гидролинии 23 обратно в гидробак 12, либо насос 20 может быть в этом режиме вообще отключен от двигателя 4.

Для обеспечения быстрого реверсирования самоходной машины (не переключая при этом передачу в коробке передач) водитель переводит гидрораспределитель 21 в позицию I и ГХУ начинает работать в режиме двухпоточной передачи. При этом насос

20 подает масло по дополнительной напорной 22 и рабочей 24 гидролиниям одновременно к полости "А" реверсивного насоса 9, 1717421

20 обратному клапану 14 всасывающей гидролинии и обратному клапану 16 напорной гидролинии. Поскольку дополнительный насос 20 имеет большую производительность, чем реверсивный насос 9 в режиме остановки самоходной машины, последний при подаче к нему масла от насоса 20 начнет принудительно вращаться в том же направлении, что и в ранее рассмотренном режиме переднего хода, но с частотой вращения, большей его частоты вращения п1, соответствующей режиму остановки самоходной машины. Здесь уже реверсивный насос 9 работает в режиме гидромотора. Тогда, исходя из закономерностей кинематики дифференциального механизма, его выходное звено (водило 5) начнет вращаться в обратном направлении, при этом реверсируется ход самоходной машины, При такой работе реверсивного насоса 9 полость "А" окажется под высоким давлением (напорной), определяемым сопротивлением движения машины, а полость "Б" под низким давлением (сливной), При этом под действием высокого давления клапан 14 закрывается, а клапан 16 открывается, Клапан 15 и 17 также оказываются закрытыми вследствие низкого давления в полости "Б" насоса.

Поскольку клапан 16 открыт, масло будет одновременно подводиться также и регулирующему устройству 13, при изменении настройки которого водителем будет изменяться частота вращения реверсивного насоса 9 и, следовательно, изменяться скорость заднего хода самоходной машины, Вместе с тем, поскольку пониженный задний ход самоходной машины реализуется в ином режиме (режим двухпоточной передачи), чем при движении передним ходом (режим гидротормоза), то на заднем ходу устраняется недостаток переднего хода, т.е. становится возможным регулирование скорости машины при ее холостом ходе и малых нагрузках, При движении задним ходом без быстрого реверсирования, т.е. когда в коробке передач водитель рычагом переключает передачу с переднего на задний ход, а гидрораспределитель 21 включается в позицию Il, солнечная шестерня 2 реверсирует свое вращение, Одновременно изменяется направление вращения водила 5 и насоса 9.

ГХУ работает так же, как и при переднем ходе в режиме гидротормоза, но теперь уже

55 открываются клапаны 15 и 16, а клапаны 14 и 17 закрываются, и полость "Б" насоса становится всасывающей, а полость "А" — напорной. В остальном работа ГХУ протекает так же, как и на переднем ходу.

Для всех рассмотренных режимов возможно предохранение от перегрузки с помощью предохранительного клапана 18, который открывается при превышении нагрузки и сбрасывает давление в напорной гидролинии, при этом машина останавливается.

Эффективность использования самоходной машины достигается за счет введения дополнительного насоса, рабочие полости которого соответствующим образом соединены с основным насосом, что по вышает стабильность регулирования скорости машины при малых нагрузках, т.е, расширяет ее функциональные возможности.

Ф зрмула изобретения

Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины поавт,св. М 1504114, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности работы самоходной машины на пониженных скоростях движения, он снабжен дополнительным насосом, кинематически связанным с двигателем, и двухпозицион ным гидрорасп ределителем, сообщенным с указанным насосом дополнительной напорной гидролинией, а дополнительной сливной гидролинией — с гидробаком, причем гидрораспределитель снабжен рабочей гидролинией, сообщенной одновременно с реверсивным насосом, с одним из обратных клапанов всасывающей гидролинии и с одним из обратных клапанов напорной гидролинии, и гидролинией низкого давления, сообщенной одновременно с реверсивным насосом, с другим обратным клапаном всасывающей гидролинии и с другим обратным клапаном напорной гидролинии, при этом в одной позиции гидрораспределителя дополнительная напорная гидролиния сообщена с рабочей гидролинией, а дополнительная сливная гидролиния — с гидролинией низкого давления, в другой позиции гидрораспределителя дополнительная напорная гидролиния сообщена с дополнительной сливной гидролинией, а гидролиния низкого давления и рабочая гидролиния заперты, 1717421

45

Редактор Т.Зубкова

Заказ 842 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

17

Составитель П.Меркулов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Ïoæî

Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машинострое* нию

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к системам управления движением многоосных энергетических средств

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и может быть использовано в зерноуборочных машинах с гидротрансмиссией и гидросистемой рулевого управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления движением транспортного средства с трансмиссией гидрообъемного типа

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробками передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидроприводам строительных и дорожных машин, ti может быть использовано в объединенных гидравлических системах, имеющих несколько гидравлических систем с разнотипными насосами, работающими на самовсасывании из общего бака

Изобретение относится к гидростатическим трансмиссиям тракторов, предназначенных для зимней эксплуатации, например промышленных или трелевочных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях мобильных машин

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх