Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора

 

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к механизму отбора мощности сельскохозяйственных тракторов . Изобретение позволяет повысить надежность включения нужного скоростного режима, фиксации этого включения и уменьшить габариты механизма привода вала отбора мощности. Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора имеет установленные в корпусе ведущий и ведомый валы с установленными на них двумя парами шестерен постоянного зацепления, переставной комбинированный хвостовик 16, оснащенный по концам шлицами для соединения с валом приема мощности сельхозорудий и приводными в средней части, зубчатую муф

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

s В 60 К 17/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4811630/11 (22) 09.04.90 (46) 23,03.92. Бюл. hL 11 (71) Производственное объединение "Липецкий тракторный завод им. ХХ!П съезда

КПСС" (72) К. Н. Виноградов, С.А. Черных и А. Г. Каплун (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1511160, кл. В 60 К 17/28, 1988. (54) МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО

ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ

ТРАКТОРА (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизму отбора

„„Ж „„1720904 А1 мощности сельскохозяйственных тракторов. Изобретение позволяет повысить надежность включения нужного скоростного режима, фиксации этого включения и уменьшить габариты механизма привода вала отбора мощности. Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора имеет установленные в корпусе ведущий и ведомый валы с установленными на них двумя парами шестерен постоянного зацепления, переставной комбинированный хвостовик 16, оснащенный по концам шлицами для соединения с валом приема мощности сельхозорудий и приводными в средней части, зубчатую муф1720904 ту переключения скоростных режимов, подвижные фиксаторы 18, установленные в поперечных отверстиях ведомого вала, Фиксаторы расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси ведомого вала, и выполнены из взаимно подпружиненных двух частей 29 и 30, Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов.

Цель изобретения — повышение надежности безошибочного включения нужного скоростного режима, фиксации этого включения и уменьшения габаритов механизма вала отбора мощности.

На фиг. 1 показан механизм двухскоростного привода вала отбора мощности (ROM), общий вид, при наладке на скорость вращения 540 об/мин; на фиг, 2 — то же, при наладке на скорость вращения 1000 об/мин; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг, 1; на фиг. 4-6- позиции включения зубчатой муфты; на фиг. 7, 8 — переставной комбинированный хвостовик.

Механизм содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, установленные на подшипниках в корпусе 3 редуктора. Ка валах 1 и 2 размещены шестерни 4-7, находящиеся попарно друг с другом в постоянном зацеплении. Шестерни 6 и 7 установлены на ведомом валу 2 на подшипниках 8 и 9 качения и оснащены зубчатыми венцами 10 и 11.

Ведомый вал 2 выполнен полым и оснащен наружным зубчатым венцом 12, с помощью которого он посредством зубчатой муфты 13 соединяется в зависимости от необходимого числа оборотов ВОМ с зубчатыми венцами 10 и 11 шестерен 6 и 7.

На внутренней поверхности ведомого вала 2 выполнены канавка с упорным кольцом 14 и приводные шлицы 15, посредством которых ведомый вал 2 соединяется с переставным комбинированным хвостовиком

16, оснащенным в его средней части приводными шлицами 17 с упорными торцами

18 и 19.

Профиль шлицев 15 ведомого вала 2 соответствует профилю шлицев 7 хвостовика 16. Концы 20 и 21 переставного комбинированного хвостовика 16 оснащены шлицами 22 и 23 разного профиля и предназначены для соединения с сельскохозяйственными машинами, требующими для их

45 установленных так, что одни их части упираются в поверхности наружного диаметра приводных шлиц переставного комбинированного хвостовика, а другие в поверхности дна продольных пазов на внутренней зубчатой поверхности муфты переключения.

8 ил. привода разных оборотов ВОМ (540 и 1000 об/мин).

На приводных шлицах 17 хвостовика 16 выполнены лунки 24 и 25, размещающиеся на двух диаметрально противоположно расположенных шлицах.

В ведомом валу 2 в плоскости, перпендикулярной оси вала и проходящей через лунки 25, выполнены четыре взаимно перпендикулярных отверстия 26 и 27, в которых размещены четыре фиксатора 28, каждый из которых состоит из двух частей— внутреннего стакана 29, внешнего. стакана

30 и пружины 31. Внешние стаканы 30 фиксаторов взаимодействуют с пазами 32, 33, выполненными на внутренней поверхности муфты 13 таким образом, что паз 32 и диаметрально противостоящий ему прорезан с одного торца муфты 13, а паз 33 и соответствующий ему диаметрально противостоящий — с другого торца муфты 13, причем суммарная длина I обеих частей фиксаторов равна полуразности расстояния L между противолежащими поверхностями продольных пазов и величиной наружного диаметра

d приводных шлиц переставного хвостовика

). — d ! —

Взаимодействие зубчатой муфты и фиксаторов показано на фиг. 4-6 где позиция I — нейтраль, позиция I I — промежуточное положение, позиция III — зубчатая муфта включена влево. Хвостовик 16 зафиксирован внутри ведомого вала 3 посредством втулки

34, имеющей радиальные выступы 35, и разрезного стопорного кольца 36.

Для того, чтобы- лунки 24 и 25 всегда располагались против соответствующих стаканов фиксаторов 28 и внутренних блицов

15 вала 2, один шлиц 37 (фиг. 3) выполнен увеличенной ширины, а у соответствующих шлицев 17 вала 16 одна впадина 38 соответственно уширена, что позволяет устанавливать вал 16 внутрь вала 2 только в одном определенном положении. Если вал 16 повернуть другим концом и вновь вставить внутрь вала 2, то лунки 24 и 25 окажутся по

1720904

15

25

40

55 другую сторону относительно уширенной впадины и будут взаимодействовать с другой парой фиксаторов (фиг. 4).

Механизм двухскоростного привода

ВОМ работает следующим образом.

При работе ВОМ на режиме, когда скорость вращения хвостовика равна 540 об/мин (фиг. 1), переставной комбинированный хвостовик 16 концом 21 вставляет внутрь полного ведомого вала 2 до соприкосновения упорного торца 19 с кольцом 14.

При этом наружная поверхность шлиц 17 перемещает находящиеся против них внутренние стаканы 29 фиксаторов до соприкосновения с наружными стаканами 30.

Благодаря наличию пазов 32 зубчатая муфта может быть сдвинута для включения только в сторону зучатого венца 10, соединенного с шестерней 6, имеющей скорость вращения 540 об/мин. Вторая пара фиксаторов, расположенных против лунок 25, препятствует такому включению, так как между внутренними стаканами 29 и наружными стаканами 30 имеется зазор и при перемещении муфты 13 в сторону венца 10 наружные стаканы фиксаторов, сжимая пружины

31, пропустят муфту 13, а после полного включения зафиксируют ее случайного самовыключения. Мощность от двигателя будет передаваться через ведущий вал 1, шестерни 4 и 6, зубчатые венцы 10 и 12, соединенные муфтой 13, к ведомому валу 2, а следовательно к хвостовику 16 и далее к приводному в. действие механизму или машине.

При необходимости перевода ВОМ на скорость вращения 1000 об/мин (фиг. 2) проводят следующие операции по переналадке.

Зубчатую муфту 13 выводят из зацепления с зубчатым венцом 10 шестерни 6 в нейтральное положение. Затем, демонтировав стопорное кольцо 36, вынимают переставной комбинированный хвостовик 16 из полого ведомого вала 2 и, повернув его на

180, вставляют внутрь этого вала концом 20 до соприкосновения упорного торца 18 с кольцом 14 и стопорят хвостовик пружинным концом 36. При этом лунка 24 совместится с той парой фиксаторов, у которых отсутствовал зазор между внутренними стаканами 29 и внешними стаканами 30 и, наоборот, будет выбран этот зазор у другой пары фиксаторов, контактирующей с пазами 33, которые открыты в противоположную сторону по отношению к пазам 32.

В результате появляется возможность включения зубчатой муфты 13 с зубчатым венцом 11, связанным с шестерней 7, имеющей скорость вращения 1000 об/мин.

Мощность от двигателя будет передаваться через ведущий вал 1, шестерни 5 и 7, зубчатые венцы 11 и 12, соединенные муфтой 13, к ведомому валу 2, следовательно, к хвостовику 16 и далее приводимому в действие механизму или машине.

Формула изобретения

Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора, содержащий установленные в корпусе ведущий и снабженный внутренними шлицами ведомый валы с установленными на них двумя парами шестерен постоянного зацепления, переставной комбинированный хвостовик, оснащенный по концам шлицами с одного конца эвольвентного профиля, а с другого конца— прямобочного профиля для соединения с валом приема мощности сельхозорудий и приводными шлицами в средней части, зубчатую муфту переключения скоростных режимов с продольными пазами на внутренней зубчатой поверхности, выполненными диаметрально противоположно по два паза со стороны каждого ее торца. и подвижные фиксаторы, установленные в поперечных отверстиях ведомого вала, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности безошибочного включения нужного скоростного режима, фиксации этого включения и уменьшения габаритов механизма вала отбора мощности, фиксаторы расположены в одной плоскости, перпендикулярной к оси ведомого вала, и выполнены из взаимно подпружиненных двух частей, установленных в отверстиях ведомого вала так, что одни их части упираются в поверхности наружного диаметра приводных шлиц переставного комбинированного хвостовика, а другие части — в поверхности дна продольных пазов на внутренней зубчатой поверхности муфты переключения, причем суммарная длина обеих частей фиксаторов равна полуразности расстояния между противолежащими поверхностями продольных пазов и величиной наружного диаметра приводных шпиц переставного хвостовика, а на поверхности двух противолежащих приводных шлиц переставного хвостовика выполнены углубления для размещения концов фиксаторов, обеспечивающих возможность включения зубчатой муфты и фиксации ее во включенном и нейтральном положениях.

1720904

1720904

1720904

50

Составитель В. Яковлев

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор М. Шароши

Редактор В, Данко

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 919 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству , а именно к мобильным электростанциям , обеспечивающим привод маломощных потребителей, удаленных от источников централизованного энергоснабжения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности, используемых на тракторах и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к трансмиссиям привода рабочих органов машины для внесения удобрений, и может быть использовано в машинах иных назначений

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам приводов валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин

Изобретение относится к механизмам привода двухскоростных валов отбора мощности тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин

Изобретение относится к нефтега зодобывающей промышленности и может найти применение в самоходных установках для одновременного привода нескольких рабочих механизмов

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления рабочим оборудованием самоходных энергетических средств, предназначенных для передачи мощности двигателя рабочим органам машин, и предусматривает автоматическое отключение передачи крутящего момента на хвостовик вала отбора мощности при остановке движения машинно-тракторного агрегата и тем самым возможность устранения захвата пользователя незащищенными элементами карданного вала, система использует имеющуюся на энергетическом средстве коробку перемены передач 1 и рычаг 2 коробки перемены передач (КПП) и дополнительно содержит качающуюся рамку 3 с поперечным пазом 4, установленную в КПП над ползунами 5 с пазами 6 так, что при включении любой передачи рамка 3 совершает угловой поворот на оси 7, заставляя поворачиваться жестко связанный с рамкой 3 золотник 14, имеющий общую ось вращения с золотником 8

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к тракторному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется вал отбора мощности для различных механизмов, в частности для привода навесного оборудования в коммунальных и строительно-дорожных машинах

Изобретение относится к машиностроению
Наверх