Раздаточная коробка транспортного средства

 

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных автомобилей для распределения (или трансформации и распределения ) крутящего момента между их ведущими мостами. Цель изобретения - повышение КПД раздаточной коробки путем уменьшения ее инерционной мощности. В расточках передней стенки корпуса раздаточной коробки размещены и жестко к ней прикреплены два фланца, изготовленные за одно целое с полыми осями, внутри которых установлены подшипники ведущего и второго ведомого валов, а на наружных поверхностях этих осей с возможностью свободного вращения расположены шестерни дополнительной передачи, кроме того , зубчатое колесо второго ведомого вала снабжено дополнительным зубчатым венцом . 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ И СТИЧ ЕС К ИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4856698/11 (22) 01.08.90 (46) 07.04.92. Бюл, М 13 (72) К.Н.Семендяев и Н.Н.Семендяев (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1659250, кл. В 60 К 17/20, 25.04.89. (54) РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОО ГО СР ЕДСТВА. (57) Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных автомобилей для распределения (или трансформации и распределения) крутящего момента между их

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных автомобилей для распределения (или трансформации и распределения) крутящего момента между их ведущими мостами.

Известна раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе ведущий и ведомый валы, трансформатор крутящего момента, представленный на передаче прямого хода (движение вперед) парой шестерен, одна из которых снабжена дополнительным зубчатым венцом, и переключающей муфтой, а также размещенный соосно ведущему и первому ведомому валам межосевой несимметричный дифференциал, эпициклическая шестерня которого жестко соединена с первым ведомым валом, а солнечная шестерня кинематически связа,, Ж,,1724488 А1 ведущими мостами. Цель изобретения — повышение КПД раздаточной коробки путем уменьшения ее инерционной мощности. В расточках передней стенки корпуса раздаточной коробки размещены и жестко к ней прикреплены два фланца, изготовленные за одно целое с полыми осями, внутри которых установлены подшипники ведущего и второго ведомого валов, а на наружных поверхностях этих осей с возможностью свободного вращения расположены шестерни дополнительной передачи, кроме того, зубчатое колесо второго ведомого вала снабжено дополнительным зубчатым венцом. 1 ил. на с вторым ведомым валом через пару шестерен постоянного зацепления.

Однако раздаточная коробка имеет низкий коэффициент полезного действия в связи с наличием деталей, вращающихся вхолостую (как минимум пара шестерен и планетарный редуктор), и многочисленных узлов трения, которые существенно увеличивают потери мощности внутри рассматриваемого агрегата на преодоление моментов инерции вращающихся масс и сил трения.

Известна раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе ведущий и ведомый валы, трансформатор, крутящего момента, представленный парой шестерен постоянного зацепления, одна из которых снабжена дополнительным зубчатым венцом, и двумя кинематически (при поступательном движении) связанными переключающими муфтами, установленными

1724488 с воэможностью свободного вращения одна относительно другой, а также размещенный соосно ведущему и первому ведомому валам межосевой несимметричный дифференциал, эпициклическая шестерня которого жестко соединена с первым ведомым валом, а солнечная шестерня жестко связана с шестерней, постоянно сцепленной с зубчатым колесом, изготовленным за одно целое с вторым ведомым валом.

Шестерни трансформатора крутящего момента на основном режиме (на прямой передаче) вхолостую не вращаются, что значительно уменьшает инерционные потери мощности и повышает коэффициент полезного действия.

Однако расположение шестерен дополнительнойй (понижающей или повышающей) передачи на валах, которые вращаются на всех режимах работы раздаточной коробки, полностью не исключает потери мощности на преодоление моментов сил трения, вызываемых инерционными моментами зубчатых колес и, следовательно, снижает КПД раздаточной коробки в целом.

Целью изобретения является повышение КПД раздаточной коробки путем уменьшения ее инерционной мощности.

Для достижения этой цели в расточках передней стенки корпуса раздаточной коробки размещены и жестко к ней (стенке) закреплены два фланца, изготовленные за одно целое с полыми осями, внутри которых установлены подшипники ведущего и второго ведомого валов, а на наружных поверхностях этих осей с возможностью свободного вращения расположены шестерни дополнительной передачи, кроме того зубчатое колеса второго ведомого вала оснащено дополнительным зубчатым венцом.

На чертеже представлена схема раздаточной коробки, B корпусе 1 раздаточной коробки соосно ведущему валу 2 установлены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, а параллельно им — второй ведомый вал 6. Трансформатор крутящего момента представлен парой шестерен 7 и 8, имеющих дополнительные зубчатые венцы. Переключающие муфты 9 и 10 размещены-на ведущем валу 2 и дополнительном зубчатом венце шестерни 8 соответственно. Муфта 9 кинематически (при поступательном движении) связана с блокировочной муфтой 11, причем последняя установлена в первой с возможностью свободного вращения. Межосевой несимметричный дифференциал, снабженный сателлитами 12. расположен соосно ведущему

2 и первому ведомому 5 валам, его эпицик15

35

45

50 расположены на осях 1.8 и 19 с возможностью свободного вращения, то они будут

5

25 лическая шестерня 13 жестко соединена с валом 5, а солнечная шестерня 14 жестко связана с шестерней 15, постоянно сцепленной с зубчатым колесом 16, изготовленным за одно целое с вторым ведомым валом

6. Колесо 16 выполнено с дополнительным зубчатым венцом 17. В расточках передней стенки корпуса 1 размещены и.жестко к ней закреплены два фланца, изготовленные за одно целое с полыми осями 18 и 19, внутри которых установлены подшипники ведущего вала 2 и второго ведомого вала 6, а на наружных поверхностях этих осей с возможностью свободного вращения расположены шестерни 7 и 8 дополнительной (понижающей или повышающей) передачи, Раздаточная коробка работает следующим образом.

На чертеже показано исходное положение деталей, соответствующее прямой передаче. Муфта 11 жестко соединяет ведущий вал 2 с валом 3 водила. Крутящий момент от ведущего вала 2 через муфту 11 подводится к валу 3, водилу 4 и далее через сателлиты 12 распределяется между эпициклической 13 и солнечной 14 шестернями.

Поскольку эпициклическая шестерня 13 жестко соединена с первым ведомым валом 5 (например, валом привода мостов задней тележки), а солнечная шестерня 14 кинематически связана через шестерни 15 и 16 с вторым ведомым валом 6 (например, валом привода переднего моста), то между валами

5 и 6 происходит дифференциальное распределение крутящего момента в соответствии с внутренним передаточным числом межосевого дифференциала.

Включение нейтральной передачи достигается перемещением переключающей муфты 9 в крайнее правое положение, до соединения ее внешнего зубчатого венца с дополнительным зубчатым венцом шестерни 7. При этом блокировочная муфта 11, кинематически (при поступательном движении) связанная с муфтой 9, также переместится вправо и отключит вал 3 от ведущего вала 2. Вращение от ведущего вала 2 через муфту 9 будет подводиться к шестерне 7 и от нее шестерне 8. Так как шестерни 7 и 8 вращаться вхолостую, следовательно валы 5 и 6 крутящим моментом не нагружены. B этом случае от шестерни 7 и (или) 8 возможен отбор мощности на привод дополнительного оборудования при неподвижном состоянии транспортного средства.

Для включения дополнительной (повышающей или понижающей) передачи переключающие муфты 9 и 10 перемещаются в

1724488

Составитель Н.Семендяев

Техред М.Моргентал Корректор М.Кучерявая

Редактор М.Янкович

Заказ 1141 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 крайнее правое положение. Муфта 9 соединит ведущий вал 2 с шестерней 7, а муфта

10 — шестерню 8 через зубчатый венец 17 с шестерней 16. Кроме того блокировочная муфта 11 обеспечит жесткую связь солнеч- 5 ной шестерни 14 с валом 3 и водилом 4.

Крутящий момент от вала 2 через муфту 9 передается к шестерне 7, от нее через шестерню 8 и муфту 10 шестерне 16. При прохождении крутящего момента через 10 шестерни 7 и 8 происходит его трансформация. Далее от шестерни 16 крутящий момент подводится непосредственно к валу 6, а через шестерню 15 — к солнечной шестерне 14 и одновременно через муфту 11 к валу 15

3 и водилу 4. Поскольку муфта 11 установлена внутри муфты 9 с возможностью свободного вращения, то обеспечивается вращение с различными угловыми скоростями деталей сблокированного дифферен- 20 циала по отношению к жестко соединенным между собой муфтой 9 ведущему валу 2 и шестерне 7. В этом случае происходит изменение крутящего момента по величине и блокированное его распределение между 25 ведомыми валами 5 и 6.

Формула изобретения

Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе ведущий и

7 15 ведомый валы, трансформатор крутящего момента, представленный парой шестерен постоянного зацепления, имеющих дополнительные зубчатые венцы, и двумя переключающими муфтами, одна из которых кинематически при поступательном движении связана с блокировочной муфтой, а также размещенный соосно ведущему и первому ведомому валам межосевой несимметричный дифференциал, эпициклическая шестерня которого жестко соединена с первым ведомым валом, а солнечная шестерня жестко связана с шестерней, постоянно сцепленной с зубчатым колесам, изготовленным за одно целое с вторым ведомым валом, о т л и ч а ю щ э я с я тем, что, с целью повышения КПД раздаточной коробки путем уменьшения инерционной мощности, в расточках передней стенки ее корпуса жестко закреплены два фланца, изготовленные за одно целое с полыми осями, внутри которых установлены подшипники ведущего и второго ведомого валов, а на наружных поверхностях этих осей с возможностью свободного вращения расположены шестерни дополнительной передачи, при этом зубчатое колесо, изготовленное за одно целое с вторым ведомым валом, оснащено дополнительным зубчатым венцом. а

Раздаточная коробка транспортного средства Раздаточная коробка транспортного средства Раздаточная коробка транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к межколесным самоблокирующимся дифференциалам, и может быть использовано в других механизмах подобного типа

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дифференциальным передачам,устанавливаемым в ведущих мостах транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, в.частности к конструкциям межколесных самоблокирующихся дифференциалов , и может быть использовано в других подобных механизмах

Изобретение относится к транспортным средствам

Трактор // 1717460
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, преимущественно к тракторостроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве межосевого дифференциала в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств, в частности тракторов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в садчиках и пакетировщиках кирпича

Изобретение относится к транспортным машинам циклического действия, снабженным гидропневматическими рекуперативными устройствами, которые обеспечивают торможение совместно с работающим двигателем

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к малогабаритным тракторам типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дорожно-уборочных машинах

Изобретение относится к машиностроению, касается передачи мощности и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к моторным приводным узлам и может быть использовано в сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности к трансмиссиям автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов
Наверх