Привод ведущего моста

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению. Целью изобретения является повышение надежности путем устранения автоколебательного режима при включении - выключении муфт привода. Привод содержит приводной вал 1, полумуфты 2,3,4, пружины 5, 6, гидроцилиндр 7 включения фрикционной муфты, гидрораспределитель 8 с золотником 9, корпус 10 реверсивного шестеренного насоса с шестернями 11, 12, обратный клапан 13, гидролинии 14...21, замковое устройство , включающее цилиндр 22, поршни 23,25, шарики 24, пружину 26 и дроссель 27. При пробуксовке задних колес вал 1 начинает вращаться медленнее полумуфты 2. Направление вращения шестерен 11, 12 насоса относительно корпуса 10 меняется на обратное, масло по гидролинии 21 поступает во внутреннюю полость поршни 25, который перемещается вправо, сжимая пружину 26. При этом наружная поверхность кольцевого выступа поршня 25 перестает контактировать с шариками 24, последние выходят из проточки цилиндра 22 и пружина 5 передвигает золотник 9 с поршнем 23 влево . Кулачки полумуфт 3, 4 сцепляются. Гидроцилиндр 7 включает фрикционную муфту, тем самым осуществляя привод переднего ведущего моста. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э В 60 К 17/34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Й (21) 4824380/11 (22) 10.05,90 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Институт проблем надежности и долго, вечности машин АН БССР (72) Э.А.Петухов, Е.А.Семенько и Т.B.Áàðè÷ о (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1581613, кл, В 60 К 17/34, 1988, (54) ПРИВОД ВЕДУЩЕГО МОСТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению.

4елью изобретения является повышение надежности путем устранения автоколебательного режима при включении — выключении муфт привода. Привод содержит приводной вал 1, полумуфты 2, 3, 4, пружины

5, 6, гидроцилиндр 7 включения фрикционной муфты, гидрораспределитель 8 с золотИзобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для силового соединения и, разъединения валов в зависимости от частоты вращения каждого из них, и может быть применено в колесных машинах для автоматического включения и выключения переднего ведущего моста.

Известен привод ведущего моста трактора, содержащий приводной вал с установленной на нам фри кционной гидроуправляемой муфтой, одна полумуфта которой свободно установлена на валу и связана с коробкой передач, а другая установлена на этом валу с возможностью пово„„5U„„1729841 А1 ником 9, корпус 10 реверсивного шестеренного насоса с шестернями 11, 12, обратный клапан 13, гидролинии 14...21, замковое устройство, включающее цилиндр 22, поршни

23, 25, ша рики 24, пружину 26 и дроссел ь 27.

При пробуксовке задних колес вал 1 начинает вращаться медленнее полумуфты 2. Направление вращения шестерен 11, 12 насоса относительно корпуса 10 меняется на обратное, масло по гидролинии 21 поступает во внутреннюю полость поршня 25, который перемещается вправо, сжимая пружину 26. При этом наружная поверхность кольцевого выступа поршня 25 перестает контактировать с шариками 24, последние выходят из проточки цилиндра 22 и пружина

5 передвигает золотник 9 с поршнем 23 влево, Кулачки полумуфт 3, 4 сцепляются. Гидроцилиндр T включает фрикционную муфту, тем самым осуществляя привод переднего ведущего моста. 6 ил. рота и подпружинена относительно послед- Q него, кулачковую муфту, одна полумуфта ко- QQ торой.кинематически связана с приводным валом, а другая кинематически связана с д одной полумуфтой фрикционной муфты, причем одна кулачковая полумуфта выполнена подвижной и связана с золотником гидрораспределителя гидросистемы управления фрикционной муфтой; а привод снабжен дополнительным валом, кинематически связанным со свободно установленной на приводном валу фрикционной полумуфтой и муфтой свободного хода, внешняя обойма которой кинематически связана с приводным валом, а внутренняя — с кулачковой

1729841

55 полумуфтой, свободно установленной на дополнительном валу. причем подвижная кулачковая полук уфта, связанная с золотником, уст=!- ов.;ен - на дополнительном вал j.

К недостаткам привода следует отнести низкую надежность и долговечность по причине выработки дорожек муфты свободного хода и потере ее функций, Мэ известных устройств наиболее близким по технической сущности к изобретению является привод ведущего моста, содержащий приводной вал с фрикционной гидромуфтой, одна полумуфта которой, кинематичгски связанная с коробкой передач, свободно установлена на этом валу, а другая с воэможностью относительного ограниченного поворота и зафиксирована в одном из крайних положений возвратной пружиной, куле гкавую муфту, одна иэ полумуфт которой подвижна в осевом направлении и связана с золотником глдрораспределителя гидросистемы управления фрикционной муфтой, а другая кулачковая полумуфта жестко связана с подпружиненной фрикционной полумуфтой, реверсивный насос, корпус которого жестко связан со свободно установленной фрикционной полумуфтой, а ведущий элемент связан с приводным валом, причем рабочая полость насоса через обратный клапан, а всасывающая полость не-ocper c;.âåèèî сообщены с баком гидрою системь .

К недостаткам привода следует отнести сравнительно низкую надежность, вызванную автоколебательным режимом при включении — выключении муфт привода.

Это объясняется тем, что по мере износа деталей насоса и снижения его объемного

КПД(при относительно малом угле проворота вала насоса) его производительности и давления может ока."аться недостаточно для надежно:;о выключения кулачковой муфты. Это может оказаться причиной многократного включения-выключения муфт привода, Цель изобретения — повышение надежности привода путем устранения автоколебательного режима при включении-выключении муфт.

Сущность настоящего изобретения заключается в том, что введение в привод замкового устройства, выполненного в виде цилиндра с двумя поршнями и фиксирую-. щих элементов, позволяет повысить надежность за счет устранения автоколебательного режима при включении-выключении муфт привода.

На фиг, 1 схематически изображен главный вид заявляемого привода в разрезе в

40 замкнутом состоянии; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — главный вид заявляемого привода в разрезе в; на фиг, 5 — разрез В-В на фиг, 1; на фиг, 6 — вид по стрелке Г на фиг. 1.

Привод ведущего моста состоит иэ приводного вала 1, полумуфт 2, 3, 4, пружин 5 и

6, гидроцилиндра 7 включения фрикционной муфты, гидрораспределителя 8 с золотником 9, корпуса 10 реверсивного шестеренного насоса с шестернями 11, 12, обратного клапана 13, гидролиний 14 — 21, замкового устройства, включающего цилиндр 22, поршень 23, фиксирующие элементы 24 в виде шариков, поршень 25 с пружиной 26 и дроссель 27.

Полумуфта 2 свободно установлена на валу 1 и кинематически через коробку передач связана с ведущим задним мостом (на чертеже не показано), Полумуфты 2, 3 и гидроцилиндр 7 образуют фрикционную гидроуправляемую муфту. Полумуфта 3 установлена с возможностью относительного ограниченного поворота относительно вала 1 и зафиксирована в одном из крайних положений возвратной пружиной 6, Полумуфта 4 имеет нарезанные торцовые кулачки, установлена на валу 1 с возможностью осевого перемещения, подпружинена относительно него пружиной 5 и связана с золотником 9 гидрораспределителя 8 гидросистемы управления фрикционной муфты.

Полумуфта 3 также имеет нарезанные торцовые кулачки и вместе с подвижной по- лумуфтой 4 образуют кулачковую муфту. Йал

1 кинематически связан с передним мостом (на чертеже не показано).

Корпус 10, шестерни 11 и 12 образуют реверсивный шестеренный насос, всасывающая 14, 19, 20 и нагнетающая 15 гидролинии которого имеют возможность меняться функциями в зависимости от частоты враще, ния полумуфты 2 и вала 1. Корпус 10 шестеренного насоса жестко связан с полумуфтой

2, ведущая шестерня 12 — с приводным валом 1, рабочая полость — с баком гидросистемы через гидролинию 15.

Гидроцилиндр 7 гидролинией 16 сообщен с рабочей полостью золотника 9 гидро.распределителя 8.

Гидролиния 17 сообщена с источником давления гидросистемы управления фрикционной муфтой, гидролиния 18 — со слиВом.

Поршень 25 подпружинен относительно цилиндра 22 пружиной 26 и имеет кольцевой выступ с внутренней полостью, сообщенной гидролинией 21 с рабочей по

1729841

45

55 лостью шестеренного насоса и через дроссель 27 — с баком гидросистемы, Поршень 23 жестко связан с золотником 9 гидрораспределителя 8 и имеет кольцевую выемку, соответствующую кольцевому выступу, выполненному на поршне 25. Шарики 24 равномерно расположены в радиальных отверстиях поршня 23 и имеют возможность взаимодействия с наружной поверхностью кольцевого выступа. поршня

25 и с кольцевой проточкой на внутренней поверхности цилиндра 22.

Привод ведущего моста работает следующим образом.

При движении трактора по дороге с хорошим сцеплением вал 1, согласно кинематике, вращается быстрее полумуфты 2 на

6, например, вал 1 — 1060 об/мин, полумуфта 2 — 1000 об/мин.

Шестерни 11 и 12 шестеренного насоса 20 вращаются, как показано стрелками на фиг.

2, и масло, всасываясь через обратный кла. пан 13 по гидролинии 14, 19, 20 в насос, поступает в бак по гидролинии 15, при этом гидролиния 21 находится в разряженном 25 состоянии. Золотник 9 с полумуфтой 4 находится в правом крайнем положении, будучи замкнутым поршнем 23 относительно проточки цилиндра 22 шариками 24 с помощью наружной поверхности кольцевого выступа 30 поршня 25 и пружины 26, При этом пружина ,5 сжата, полумуфты 3, 4 разъединены и гидролиния 15 соединена с гидролинией 18 слива. В цилиндре 7 давление отсутствует, полумуфты 2 и 3 разъединены. 35

При переходе на дорогу с плохим сцеплением и пробуксовке задних колес вал 1 начинает вращаться медленнее полумуфты

2, например, полумуфта 2 — 1000 об/мин, а вал 1 — 990 об!мин, Шестерня 11 начинает 40 обкатываться по шестерне 12 насоса. Таким образом, направление вращения шестерен

11 и 12 относительно корпуса 10 меняется на обратное и гидролиния 15 становится всасывающей, т,е. под низким давлением, а гидролинии 14, 19, 20 становятся нагнетающими, и так как дроссель 2 не пропускает весь объем масла, последнее по гидролинии

21 поступает во внутреннюю полость кольцевого выступа поршня 25 замкового устройства, и поршень 25 перемещается вправо, сжимая пружину 26.

Как только наружная поверхность кольцевого выступа поршня 25 перестает контактировать с шариками 24. последние выходят из взаимодействия с кольцевой проточкой на внутренней поверхности цилиндра 22 и попадают в кольцевую выемку поршня 23. После этого пружина 5 передвигает полумуфту 4 и золотник 9 вместе с жестко связанным с ним поршнем 23 влево, Замковое устройство в открытом состоянии показано на фиг. 4. Кулачки полумуфт

3 и 4 сцепляются. Гидролиния 16 соединяется с гидролинией 17 давления, Гидроцилиндр 7 включает фрикционную- муфту, Полумуфта 3 ведет вал 1 и происходит совместное буксование передних и задних колес.

Вновь при переходе на дорогу с хорошим сцеплением вал 1, согласно кинематике, стремясь вращаться быстрее полумуфты

2, преодолевает усилие пружины 6 и проворачивается относительно полумуфты 3.

Кулачки полумуфты 4 скользят по скосам кулачков полумуфты 3 и полумуфта 4 сдвигается вправо вместе с золотником 9 и поршнем 23. При этом шарики 24, упираясь в кольцевой выступ поршня 25, сдвигают его вправо, сжимая пружину 26. Когда шарики

24, передвигаемые поршнем 23, расположатся на уровне проточки цилиндра 22, пружина 26, перемещая поршень 25 влево, запрет шарики 24 в проточке цилиндра 22, произойдет замыкание замкового устройства.

Масло из бака засасывается в торцовую полость золотника 9, соединяются гидэолинии 16 и 18. Фрикционная муфта вык1ючается, В насосе гидролиния 14 становится всасывающей, а гидролиния 15 — нагнетающей и т.д, Введение в заявляемый привод ведущего моста дополнительного замкового устройства, выполненного в виде цилиндра с двумя поршнями и фиксирующих элементов, позволяет повысить надежность привода.

Формула изобретения

Привод ведущего моста, содержащий приводной вал с фрикционной гидромуфтой, одна полумуфта которой. кинематически связанная с коробкой передач, свободно установлена на этом валу, а другая — с возможностью относительного ограниченного поворота и зафиксирована в одном из крайних положений возвратной пружиной, кулачковую муфту, одна из полумуфт которой подвижна в.осевом направлении и связана с золотником гидрораспределителя гидросистемы управления фрикционной муфтой, а другая кулачковая полумуфта жестко связана с подпружиненной фрикционной полумуфтой, реверсивный насос, корпус которого жестко связан со свободно установленной фрикционной полумуфтой, а ведущий элемент связан с приводным валом, причем рабочая полость насоса через

1729841 обратный клапан, а всасывающая полость непосредственно сообщены с баком гидросистемы, о-т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем устранения автоколебательного режима при включении-выключении муфт привода, последний снабжен замковым устройством в виде цилиндра с двумя поршнями, один из которых, подпружиненный относительно цилиндра, своей выступающей кольцевой частью введен во внутреннюю полость другого поршня, связанного с золотником для ограничения его перемещения посредством фиксирующих элементов, находящихся в радиальных прорезях этого поршня и рас5 клиненных между внутренней проточкой цилиндра и выступающей кольцевой частью первого поршня, при этом полость цилиндра между двумя поршнями и включенный в гидросистему параллельно цилиндру регу10 лируемый дроссель, связанный со сливом, соединены магистралью с насосом.

1729841

1 /29841

102. 5

Составитель Е. Семенько

Техред M,Mîðãåíòàë Корректор И. Муска

Редактор Л. Народная

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1473 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, 4/5

Привод ведущего моста Привод ведущего моста Привод ведущего моста Привод ведущего моста Привод ведущего моста Привод ведущего моста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроени, в частности к устройствам, предназначенным для силового соединения и разъединения валов в зависимости от частоты вращения каждого из них, и может быть применено в колесных машинах для автоматического включения и выключения переднего ведущего моста

Изобретение относится к силовым приводам ведущих звеньев машин и механизмов, преимущественно к трансмиссиям транспортных средств и машин-орудий

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств с ходоуменьи ителями

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных автомобилей дифференциального распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между их ведущими мостами

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности может быть использовано в трансмиссиях полноприводных трехосных автомобилей для включения мощностного потока на ведущий мост

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности может быть использовано в тракторах, самоходных сельскохозяйственных машинах, автомобилях , тягачах и автотракторных поездах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к раздаточным коробкам для полноприводных транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для применения на легковых автомобилях, имеющих поперечно расположенный спереди двигатель и привод только на передние колеса, для создания полноприводной модификации

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для привода самоходного полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано для изготовления простых, скоростных, полноприводных автомобилей-вездеходов с автоматической бесступенчатой передачей, с высокими динамическими характеристиками

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх