Бесшпоночное соединение

 

Использование: области машиностроения и может найти применение в других отраслях народного хозяйства, для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью для соединения тонкостенных деталей. Сущность изобретения: безрезьбовой участок полого вала выполнен цилиндрическим с диаметром, равным диаметру резьбы участка меньшего диаметра, и сопряжен с резьбовым участком большего диаметра конической фаской. Длина внутренней цилиндрической поверхности ступицы больше длины охватывающего безрезьбового участка . На торцовых поверхностях выполнены кольцевые осевые бурты, а на охватывающих деталях - кольцевые пазы. Наружные поверхности охватывающих деталей и ступицы выполнены коническими. На резьбовых участках вала и охватывающих деталях резьба многозаходная. 4 з.п.ф-лы, 4 ил. w Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (з!)5 F 16 0 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4814259/27 (22) 17.04.90 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Гомельский конструкторско-технологический и экспериментальный институт по техническому перевооружению и подготовке производства (72) Д.Т.Здоровенко (53) 621.825 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1612142, кл. F 16 D 1/06, 1988. (54) БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Использование: области машиностроения и может найти применение в других отраслях народного хозяйства, для бесшпоночной передачи крутящего момента в соеИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей детелью в различных отраслях народного хозяйства, в. частности для соединения тонкостенных деталей.

Известно бесшпоночное соединение, содержащее ступенчатый вал круглого сечения с двумя резьбовыми участками, один из которых выполнен на цилиндрическом концевом участке вала меньшего диаметра втулку, навинченную на этот участок, ступицу, охватывающую конический участок вала, расположенный между цилиндрическими участками вала большего и меньшего диаметра, причем втулка жестко соединена со ступицей от углового перемещения реэьбовым элементом, ввинченным в резьбовое,5U<, 1730486 Al динениях sana с охватывающей деталью для соединения тонкостенных деталей. Сущность изобретения: безрезьбовой участок полого вала выполнен цилиндрическим с диаметром, равным диаметру резьбы участка меньшего диаметра, и сопряжен с резьбовым участком большего диаметра конической фаской. Длина внутренней цилиндрической поверхности ступицы больше длины охватывающего безрезьбового участка. На торцовых поверхностях выполнены кольцевые осевые бурты, а на охватывающих деталях — кольцевые пазы. Наружные поверхности охватывающих деталей и ступицы выполнены коническими; На резьбовых участках вала и охватывающих деталях резьба многозаходная. 4 з.п.ф-лы, 4 ил. отверстие ступицы, а второй резьбовый участок выполнен на цилиндрическом участке вала большего диаметра и имеет направление резьбы, противоположное первому резьбовому участку. Устройство снабжено дополнительной резьбовой втулкой, установленной на резьбовом цилиндрическом участке вала большего диаметра. Вал в зоне перехода от конического участка к цилиндрическому участку большего диаметра выполнен с конической фаской, а в ступице выполнена заходная фаска, ответная упомянутой конической фаске. Причем во втулке выполнены беэрезьбовые сквозные отверстия, соосные отверстиям в ступице, которые также выполнены сквозными. Резьбовой элемент выполнен с дополнительным гладким хвостовиком меньшего диаметра. установленным в соосном отверстии одной из втулок.

1730486

Резьбовый участок 2 выполнен на цилинд- 55 рическом участке вала большего диаметра, а резьбовый участок 3-. на цилиндрическом . участке вала меньшего диаметра. На резьбовые участки 2 и 3 установлены охватывающие детали в виде резьбовых втулок 4 и 5.

Недостатком известного соединения является повышенная материалоемкость, а также то, что при реверсах происходит. интенсивный износ.

Целью изобретения является уменьшение материалоемкости и повышение долговечности, Данное бесшпоночное соединение имеет меньшую материалоемкость за счет того, что диаметр вала меньше на величину уклона конусной поверхности, на такую же величину тоньше и стенки резьбовой втулки, расположенной у торца вала и ступицы. Roвышается надежность соединения за счет уменьшения износа сопрягаемых деталей при изменении направления вращения соединения. Уменьшается материалоемкость соединения за счет изготовления ступицы и втулки конусными. Изготовление резьбовых соединений многозаходными позволяет также уменьшить материалоемкость соединения, Указанная цель достигается тем, что безрезьбовый участок вала выполнен цилиндрическим с диаметром, равным диаметру резьбы участка меньшего диаметра, и сопряжен с резьбовым участком большего диаметра конической фаской, ступица выполнена с внутренней цилиндрической поверхностью длиной, большей длины охватываемого безрезьбового участка, и установлена на нем с возможностью проворота относительно продольной оси вала, причем на торцовых поверхностях ступицы выполнены кольцевые осевые бурты, на охватывающих деталях —. ответные или кольцевые пазы, кроме того, ступица выполнена за одно целое с одной из охватывающих деталей, а их наружные поверхности и ступицы выполнены коническими, меньшие основания которых обращены в сторону торцов вала, на резьбовых участках вала выполнена многозаходная резьба, а на сопрягаемых с ними резьбовых участках охватывающих деталей и ступицы — ответная резьба, вал выполнен полым.

На фиг. 1 изображено бесшпоночное соединение; на фиг. 2, 3 — варианты исполнения; на фиг. 4 — варианты исполнения резьбы.

Бесшпоночное соединение содержит ступенчатый вал 1 круглого сечения с двумя резьбовыми участками 2 и 3, снабженными резьбой противоположного направления.

Соединение снабжено ступицей 6, жестко соединенной со втулками 4 и 5 от углового перемещения резьбовыми элементами 7, которые установлены в соосные безрезьбовые отверстия ступицы 6 и одной из втулок и ввийчены в резьбовое отверстие второй втулки. Резьбовые элементы могут быть ввинчены во вгулку 4, как показано на фиг.

1, или ввинчены во втулку 5 (не показано), а во втулке 4 изготовлено безрезьбовое отверстие. Кроме того, резьбовые элементы могут быть ввернуты в ступицу 6 с обоих торцов, а в обоих втулках 4, 5 изготовлены безрезьбовые отверстия,соосные резьбовым отверстиям в ступице. При этом количество резьбовых элементов 7 удваивается. В зоне перехода от цилиндрического участка большего диаметра к цилиндрическому участку меньшего диаметра вал 1 снабжен конической фаской 8, а ступица 6 выполнена с фаской 9, ответной конической фаске 8 вала

1. Цилиндрический участок вала меньшего диаметра дополнительно снабжен безрезьбовым участком 10, который расположен между его резьбовым участком 3 и цилиндрическим резьбовым участком 2 вала большего диаметра. На безрезьбовом участке 10 насажена ступица 6, имеющая возможность свободно совершать поворот в обе стороны относительно продольной оси соединения.

Длина внутренней цилиндрической поверхности ступицы больше длины охватываемого безрезьбового участка 10, за счет чего осуществлено соединение ступицы 6 и втулки 5 на резьбовом участке 3. Кроме того, для центровки втулок относительно ступицы на их стыкуемых торцах могут быть изготовлены кольцевые канавки 11, в которые заходят кольцевые буртики 12. Центровку втулок и ступицы можно осуществлять при помощи штифтов или точно изготовленных резьбовых элементов 7 и..отверстий в ступице и втулках.

На фиг, 2. 3 изображены соединения, в которыхступица выполнена за одно с одной из втулок, за счет чего внутренняя цилиндрическая поверхность 13 ступицы 6 снабжена дополнительным резьбовым участком 14 (фиг. 2), охватывающим резьбовый участок 2 вала большего диаметра, если на резьбовом участке 3 меньшего диаметра установлена втулка 5 или снабжена дополнительным резьбовым участком 15 (фиг. 3), охватывающим резьбовый участок вала 3 меньшего диаметра, если на резьбовом участке 2 вала большего диаметра установлена втулка 4, при этом ступица 6 должна быть снабжена . заходной фаской 9. Соединение ступицы и втулки осуществлено резьбовыми элементами 16, ввернутыми в резьбовые отверстия ,1730486 ступицы 6 (фиг, 2), а при установке ступицы на конце вала (фиг. 3) целесообразно резьбовые элементы 17 вворачивать в резьбовые отверстия втулки 4, а в ступице,6 изготовить безрезьбовые отверстия.. 5

На фиг. 2 и 3 площади поперечных сечений ступицы и резьбовых втулок увеличива-. ются.от их открытых торцов к середине соединения. Изменять площади поперечных сечений целесообразно на длине резь10 бовых участков. Это связано с тем, что расклинивающее усилие в соединении растет от его открытых торцов, снабженных резьбовыми участками, к его середине на

15 длине этих резьбовых участков. Так как у торцов это усилие практически равно нулю, а в конце резьбового участка оно имеет максимальную величину. Величина расклинивающего усилия постоянна во всех сечениях

20 соединения, расположенных между его резьбовыми участками.

На фиг. 2 показана установка соединения в средней части вала, где тонкими линиями показано продолжение вала за

25 соединением. Кроме того, в данном соединении вал 1 изготовлен полым, например, иэ трубы.

На фиг. 4 изображена однозаходная резьба 18 (сечение 0-0), двухзаходная резьба 19 (сечение 01-011 и трехэаходная резьба

20 (сечение 02-02), где Po — окружное усиДКе, приложенное на.среднем диаметре резьбы, которое одинаково во всех трех слу. чаях; Рр расклинивающееусилие; а-угол

35. наклона витка. однозаходной резьбы относительно секущей плоскости 0-0. У двухзаходной резьбы угол наклона ее витка относительно секущей плоскости практически в два раза больше угла наклона витка

40 относительно секущей плоскости, чем у однозаходной резьбы. У трехзаходной резьбы эта величина больше почти в три раза. Расклинивающее усилие меньше у двухзаходной резьбы и еще меньше у трехзаходной резьбы по сравнению с однозаходной реэьбой.

Соединение работает следующим образом.

При вращении вала 1 крутящий момент ступицу 6, в результате чего втулки стремятся провернуться на резьбовых участках 2, 3 вала 1. Втулки имеют возможность провернуться на некоторый угол за счет наличия в резьбовых соединениях зазоров, при этом они стремятся переместиться навстречу друг другу или разойтись, но так как при встречном движении они упираются с обоих торцов в ступицу, а разойтись им препятствуют резьбовые элементы 7, то они раскли55 через реэьбовые втулки 4, 5 передается на 50 ниваются на валу и передают крутящий момент, При наращивании крутящего момента происходит упругая деформация реэьбовых соединений и остальных элементов соединения, что способствует уменьшению динамических нагрузок при работе машины и механизмов. При смене направления вращения снимается упругая деформация, затем втулки вхолостую проворачиваются в обратном направлении и после выборки зазоров происходит их расклинивание, после чего соединение передает крутящий момент в обратном направлении. При вращении ступицы в ту или другую сторону передача крутящего момента осуществляется в обратном направлении.

Соединения, изображенные на фиг. 2, 3, работают аналогичным образом.

Формула изобретения

1. Бесшпоночное соединение, содержащее вал с двумя противоположного направления резьбовыми участками большего и меньшего диаметров и расположенным между ними безрезьбовым участком, установленные на валу охватывающие детали и ступицу, зафиксированные от взаимного углового перемещения резьбовыми элементами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что; с целью уменьшения материалоемкости и повышения долговечности, безрезьбовый участок вала выполнен цилиндрическим с диаметром, равным диаметру резьбы участка меньшего диаметра, и сопряжен с. резьбовым участком большего диаметра конической фаской, ступица выполнена с внутренней цилиндрической поверхностью длиной, большей длины охватываемого безрезьбового участка, и установлена на нем с воэможностью проворота относительно продольной оси вала, причем на торцовых поверхностях ступицы выполнены кольцевые осевые бурты, на охватывающих деталях — ответные им кольцевые пазы.

2. Соединение по и. 1, о т л и.ч а ю щ е ес я тем, что ступица выполнена за одно целое с одной из охватывающих деталей.

3. Соединение по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что наружные поверхности охватывающих деталей и ступицы выполнены коническими, меньшие основания которых обращены в сторону торцов вала.

4. Соединение по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью уменьшения расклинивающего усилия, на резьбовых участках вала выполнена многозаходная резьба, а на сопрягаемых с ними резьбовых участках ох ватывающих деталей и ступицы — ответн@ резьба.

5. Соединение поп. 1, отл ича ю щеа с я тем, что вал выполнен полым.

3730486

1730486

Составитель Д.Здоровенко

Редактор М.Недолуженко Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Э,Лончакова

Заказ 1505 . Тираж Подписное

ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва,-Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке материалов давлением, а конкретно к соединениям охватывающих и охватываемых деталей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для разборного крепления ступицы на гладком валу с обеспечением угловой и осевой фиксации, Цель изобретения - повышение надежности осевой фиксации ступицы

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в ведущих мостах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей типа вал-втулка, труба-труба

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям с натягом ступицы с валом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям детали с валом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу соединения гребного винта с гребным валом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для осевой фиксации кольцевой детали на цапфе вала, и может быть использовано для установки внутреннего цилиндра гидравлического приспособления для съема подшипника прокатного валка

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях ступицы с валом на его консольной части, воспринимающих рабочие однонаправленные крутящие моменты без реверсирования и осевые усилия, направленные от конца вала, особенно при необходимости быстросъемности в труднодоступных местах и компактности

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы

Изобретение относится к машиностроению, к разъемным соединениям, передающим крутящий момент, и может быть использовано в конструкциях соединений деталей машин, приборов и оборудования

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов

Изобретение относится к области крепления валов двигателей на подшипниковых опорах, в частности для турбомашин

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разъемным бесшлицевым соединениям вала со ступицей, служащим для передачи крутящего момента без разрыва силового потока

Изобретение относится к технике приборо- и машиностроения и может быть использовано для фиксации цилиндрических и конических штифтов, соединяющих две детали относительно друг друга

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей

Изобретение относится к шлицевому профилю для соединения валов и ступиц
Наверх