Подшипник скольжения с устройством для определения износа

 

Изобретение относится к области машиностроения . Цель изобретения - повышение экономичности технического обслуживания , ремонта и эксплуатационной технологичности . Подшипник выполнен в виде обоймы 1 и вкладыша (В) 2. В 2 разделен пазами (П) 8. Толщина каждого В 2 равна глубине П 8. На поверхности каждого В 2, противоположной рабочей, выполнено углубление 9, расположенное между П 8 в зоне размещения датчика 6. В углублении 9 и П 8 размещены адгезионноактивные антифрикционные материалы с отличными между . собойкоэффициентами температуропроводности. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 17/24 ХЕВ д @

ГОСУДАР СТВ Е ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

- ВДВ). ) ПДО

СОб

ОТДЕ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1323777 (21) 4776977/27 (22) 02.01.90 (46) 07.05.92. Бюл. М 17 (71) Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.Л.Потеха и Н.Т.Вавриш (53) 621. 822.5(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1323777, кл. F 16 С 17/24, 1985, (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА (57) Изобретение относится к области машиностроения. Цель изобретения — повыше. 5U 1732021 А2 ние экономичности технического обслуживания, ремонта и эксплуатационной технологичности. Подшипник выполнен в виде обоймы 1 и вкладыша (В) 2. В 2 разделен пазами (П) 8. Толщина каждого В 2 равна глубине П 8. На поверхности каждого В 2, противоположной рабочей, выполнено углубление 9, расположенное между П 8 в зоне размещения датчика 6. В углублении 9 и П 8 размещены адгезионноактивные антифрикционные материалы с отличными между - собой коэффициентами температуропроводности. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

1732021 ния. Основой таких материалов могут быть самые разнообразные термопластические полимеры; полиамиды, полиолефины, поли10 этилентерефталат и др., в которые вводят наполнители и модификаторы (оксиды металлов; графит, бронзу и др,) Создание композиций полимеров позволяет добиться максимальной прочности соединения (адге15 зии) обоймы и вкладыша, точности оценки температур (износа). Технологическая сборка подшипника может осуществляться путем нагрева соединения обойма — вкладыш или одного вкладыша, путем расплавления

20 полимерной композиции и соединения (формирования) элементов пары, После охлаждения втулка и вкладыш оказываются соединенными с помощью адгезионноактивного материала (полимерно25 го клея). Для разборки достаточно нагреть узел. При использовании для соединения клея на основе полиэтилена температура нагрева составляет 150 †2 С. Варьирование состава композитов позволяет также

30 получить материалы с отличающимися ков эффициентами температуропроводности.

Так как оценка износа осуществляется на основе измерений температуры, подбор мас териалов по коэффициенту температуропи 35 роводности обеспечивает более высокую точность измерений, чем при использовая нии коэффициента теплопроводности.

Предлагаемый подшипник для осуществления более качественного контроля изноа 40 са может содержать несколько датчиков, причем самых различных типов и конструке ций, При этом датчики располагаются, как правило, в наиболее нагруженной и изная шивающейся части подшипника. — 45 На фиг.1 изображен предлагаемый поды шипник скольжения; на фиг,2 и 3 — то же, другое исполнение; на фиг.4 — рабочие поверхности вкладышей, варианты конфигураз ции. — 50 Подшипник скольжения состоит из а обоймы 1, вкладыша 2 и вала 3. На поверхности 4 каждого вкладыша, противоположной рабочей 10,. выполнены углубления и (дополнительные пазы) 9, расположенные

- 55 между основными пазами 8 в зоне размещения чувствительных датчиков (термопар) 5 и в б. Термопары подсоединены к измерителье- ному блоку 7, Причем один чувствительный ь датчик 5 расположен в средней части основного паза 8, а датчик 6 расположен в, средИзобретение относится к машиностроению, более конкретно к узлам трения скольжения, может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для обеспечения надежной работы трущихся сопряжений, например подшипников или опор скольжения, и является усовершенствованием подшипника скольжения с устройством для определения износа по авт. св. М 1323777.

Известный подшипник с устройством для определения износа содержит подшипник скольжения, состоящий из вкладыша, рабочая поверхность которого выполнена в виде чередующихся рабочих участков и пазов, и устройства для определения износа.

Недостатками подшипника являются низкие эксплуатационная технологичность и экономичность технического обслуживания и ремонта.

Целью изобретения является повышение экономичности технического обслуживания, ремонта и эксплуатационной технологичности подшипника.

Для достижения поставленной цели подшипник выполнен состоящим из обоймы и вкладыша толщиной, равной глубине основного паза, в на поверхности каждого вкладыша, противоположной рабочей, вы полнено углубление (дополнительный паз), расположенное между основными пазами зоне размещения датчика. В дополнитель ных (углублениях) и основных пазах разме щены антифрикционные материалы отличными между собой коэффициентам температуропроводности.

Предлагаемый годшипник отличает: от известного тем, что он выполнен состоя щим из обоймы и вкладыша толщиной, рав ной глубине основного паза. Н поверхности каждого вкладыша, противо положной рабочей, выполнено углублени (дополнительный паз), расположенное меж ду основными пазами в зоне размещени термопар (чувствительных датчиков). До пол нител ьн ые (углубления) и основные паз заполнены адгезионноактивными анти фрикционными материалами.

Выполнение подшипника составным и обоймы и вкладыша позволило вынести чув ствительные датчики за пределы вкладыш и установить их стационарно в обойме под шипника. Это обеспечивает защиту термо пар от механических повреждений пр ремонте и обслуживании, а также восста новления вкладышей или их быструю заме ну. Заполнение дополнительных пазо (углублений) адгезионно-активными мат риалами позволяет также предотвратит проворачивание вкладышей подшипника во время работы, Адгезионноактивные антифрикционные материалы предназначены для технологического соединения обоймы и вкладыша и обеспечения требуемой точности измере1732021 работы подшипника в режиме сухого трения пазы (фиг.4 а,в,г) заполняют антифрикционными материалами. Экономичность узла обеспечивается тем, что он позволяет снизить количество проводимых операций по ремонту. и замене подшипника, их трудоемкость. Установка стационарных термопар позволяет увеличить их срок службы. Предлагаемый подшипник, таким образом, позволяет снизить трудоемкость ремонта эксплуатируемой техники.

Эксплуатационная технологичность обеспечивается тем, что разделения функций подшипника путем выполнения его состоящим иэ обоймы и вкладыша существенно упрощает его техническое обслуживание и ремонт,. например в процессе проведения внепланового ремонта, связанного с заменой вкладыша, по причине задира пары в процессе эксплуатации.

Оптимальное сочетание геометрических размеров и формы пазов позволяет также повысить точность измерения износа деталей.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения с устройством для определения износа по авт. св. ¹

1323777, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности технического обслуживания, ремонта и эксплуатационной технологичности, он выполнен состоящим из обоймы и вкладыша толщиной, равной глубине паза, а на поверхности каждого вкладыша, противоположной рабочей, выполнено углубление, расположенное между пазами в зоне размещения датчика.

2. Подшипник по п.1, отл и ч а ю щ и йс я тем, что в дополнительном и основном пазах размещены адгезионноактивные антифрикционные материалы с отличными между собой коэффициентами температуропроводности

К цз, рилеп -ному блоку Фиг. Я ней части углубления (дополнительного паза) 9, Пазы 8 и углубления 9 могут быть. выполнены различной конфигурации (фиг.4).

Подшипник работает следующим обра- 5 зом, Трение вала 3 по рабочей поверхности

10 вкладыша приводит к генерированию в зоне контакта тепла. Температура, измеряемая термопарами 5. и 6 в средней части 10 паза 8 и углубления 9, будет различной, так как температуропроводность материала паза отличается от температуропроводности материала вкладыша и углубления, По мере износа рабочей поверхности 10 разность 15 температур, регистрируемая термопарами

5 и 6, уменьшается и стремится к своей минимальной величине, определяемой для подшипника экспериментально или путем расчетов и зависящей от предельной вели- 20 чины износа рабочей поверхности вкладыша, Так как величина износа вкладышей подшипника непосредственно определяет значение температур (разность темпера- 25 тур), фиксируемых термопарами 5 и 6, то это позволяет осуществить тарировку измери.тельного блока 7 в координатах температура — износа и, следовательно, на основе температурных измерений получить в экс- 30 плуатационных условиях информацию об изнашивании сопряжения (рабочей поверхности вкладыша).

Конструкция предлагаемого подшипника предусматриваемого простую техноло- 35 гию изготовления и ремонта, а также возможность измерения износа на существующих подшипниках скольжения после их незначительного усовершенствования. Универсальность заключается в том, что пред- 40 лагаемый подшипник может работать.как в режиме сухого трения, так и со смазкой. Для

К измеригпельному

Браку

1732021

Л, г 1

50

Составитель B. Потеха

Техред М.Моргентал Корректор О, Ципле

Редактор Н. Тупица

Заказ 1567 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 г8 о6

/ ,l

Подшипник скольжения с устройством для определения износа Подшипник скольжения с устройством для определения износа Подшипник скольжения с устройством для определения износа Подшипник скольжения с устройством для определения износа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов, может быть использовано при эксплуатационном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием авт

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, конкретно к безразборной диагностике их в процессе эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению, к опорам скольжения, снабженным устройством для контроля состояния пар трения, и может быть использовано в станко-и двигателестроении, в оборудовании прокатных станов и т.д

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к эксплуатации корабельных турбоагрегатов и может быть использовано для контроля работы радиальных подшипников жидкостного трения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных опорах металлообрабатывающих станков

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к контрольно-измерительной технике, и может быть использовано для контроля режимов работы торцовых уплотнений и подшипников скольжения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов в тяжелонагруженных и высокоскоростных механизмах и машинах

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к устройствам контроля и диагностики подшипников
Наверх