Подшипник скольжения

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s F 16 С 17/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4732498/27 (22) 28.08.89 (46) 15.09.91. Бюл. М 34 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) М. И. Бурда, 3. Д. Василечко, В. М. Филипенко и М. Д. Юсипив (53) 621.88(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 422877, кл. F 16 С 33/10, 1971. (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах трения скольжения, работающих в тяжело нагруженных узлах машин. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей подшипника за счет обеспечения его работы в реверсивном режиме, а также обеспечения сигнализации при полном износе элемента твердой смазИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах трения скольжения, работающих в тяжело нагруженных узлах машин.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения работы в реверсивном режиме, а также повышение надежности путем обеспечения сигнализации при износе элемента твердой смазки.

На чертеже изображен предлагаемый подшипник, в разрезе.

Подшипник скольжения содержит корпус 1, плавающую втулку 2, установленную ки. Подшипник скольжения содержит корпус, плавающую втулку, пружины возврата, элемент твердой смазки со средством поджатия его к трущейся поверхности, средство поджатия, выполненное в виде стержня.

Один конец стержня, соединен с элементом твердой смазки, другой конец стержня, выполненный в виде сферы, взаимодействует с профильным пазом, выполненным с внутренней стороны корпуса, Стержень подпружинен в направлении от вала, Подшипник снабжен дополнительным стержнем и системой сигнализации с нормально разомкнутыми контактами, дополнительный стержень установлен в радиальном отверстии корпуса и подпружинен в направлении к валу, один конец его взаимодействует с наружной цилиндрической поверхностью плавающей втулки, другой — с одним контактом в направлении замыкания контактов системы сигнализации. 1 з,п. ф-лы, 1 ил, в корпусе, вал 3, размещенный в отверстии плавающей втулки. В корпусе 1 выполнена полость 4, в которой установлены пружины возврата 5 и 6, взаимодействующие с упором 7, закрепленным неподвижно на плавающей втулке 2. Смазывающий элемент 8 установлен на конце стержня-толкателя 9, другой конец 10 которого выполнен в виде сферы, а сам стержень-толкатель поджимается к опорной поверхности 11, выполненной с внутренней стороны корпуса, пружиной 12. В корпусе 1 установлен также стержень 13 с пружиной 14, Стержень опирается на контакт контактора с нормально

1677388 хих паза 19 и 20 таким образом, что a> =P> 45

55 разомкнутыми контактами 15 и 16, подсоединенными к системе сигнализации, содержащей источник 17 электрического напряжения и лампочку 18. В плавающей втулке 2 по обе стороны от стержня выполнены два глухих паза 19 и 20.

Подшипник сколь>кения работает следующим образом.

При вращении вала 3 в плавающей втулке 2 против часовой стрелки возникает момент сил трения, зависящий от состояния твердой смазочной пленки на валу 3. По мере износа пленки момент сил трения в подшипнике возрастает и под действием этого момента втулка 2 поворачивается в корпусе 1 в направлении вращения вала 3.

При этом корпус 1 опорной поверхностью

11 воздействует на сферический конец 10 стержня-толкателя 9. Преодолевая усилие пружины 12, стержень-толкатель 9 прижимает смазывающий элемент 8 к валу 3. Чем больше момент сил трения в подшипнике, тем сильнее поджимается смазывающий элемент 8 к валу 3 и тем больше твердой смазки попадает в ме>кконтактное пространство между валом 3 и втулкой 2. По мере поступления необходимого количества твердой смазки момент сил трения в подшипнике уменьшается и под действием пружины возврата 6, размещенной в полости 4 между корпусом 1 и упором 7, втулка

2 возвращается в исходное положение, Аналогично подшипник работает и при вращении вала по часовой стрелке. Только при этом сферический конец 10 стержнятолкателя 9 взаимодействует с правой частью опорной поверхности 11 {участок az), а в исходное положение подшипник приводится пружиной возврата 5.

При полном износе смазочного элемента 8 плавающая втулка 2 поворачивается на предельно расчетную величину угла а, На поверхности втулки 2 в этих двух крайних угловых положениях выполнены два rnyи а = 8z, т.е, при предельном износе элемента 8 стержень 13 попадает в паз 19 или

20 (в зависимости от направления вращения вала 3) и фиксируют плавающую втулку в таком положении. Стержень 13 перемещает пластину нормально разомкнутых контактов 15, 16 в направлении к контакту 16, контакты замыкаются, включая систему сигнализации предельного износа стержнятолкателя 9. Эта система может быть

40 выполнена в виде электрической цепи, состоящей из источника 17 напряжения и лампочки 18. Предельный износ в этом случае фиксируется загоранием лампочки 18. Параллельно лампочке 18 можно подключить реле отключающее привод вращения вала 3.

Использование изобретения расширяет эксплуатационные возможности подшипника — он может работать в реверсивном режиме, кроме того повышается надежность подшипника за счет обеспечения контроля износа элемента твердой смазки.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенную в нем плавающую втулку с валом, пружину возврата втулки, связывающую последнюю с корпусом, элемент твердой смазки и средства поджатия ее к валу с помощью промежуточного элемента, расположенного с контактом между элементом твердой смазки и опорной поверхностью, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения его работы в реверсивном режиме, промежуточный элемент средства поджатия выполнен .в аиде стержня-толкателя, установленного в выполненном в плавающей втулке радиальном отверстии с воэможностью перемещения в нем и подпружиненного в направлении к опорной поверхности, которая выполнена в корпусе в направлении к оси вала с уменьшающимся расстоянием до нее симметрично по обе стороны от средней части в направлении, перпендикулярном к оси вала, а конец стержня-толкателя, контактирующий с опорной поверхностью, выполнен сферическим, 2. Подшипник по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения сигнализации при изниосе элемента твердой смазки, он снабжен системой сигнализации, включающей контактор с нормально разомкнутыми электрическими контактами, и стержнем, установленным с возможностью осевого перемещения в выполненном в корпусе радиально расположенном отверстии и подпружиненным в направлении к плавающей втулке, опирающимся одним концом на нее, а другим — на электрический койтакт контактора в направлении замыкания контактов, а на наружной поверхности плавающей втулки по обе стороны от стержня выполнены два глухих паза, 1877388

Составитель А. Долинский

Редактор M. Васильева Техред М.Моргентал Корректор Э. Лончакова

Заказ 3099 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, к опорам скольжения, снабженным устройством для контроля состояния пар трения, и может быть использовано в станко-и двигателестроении, в оборудовании прокатных станов и т.д

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к эксплуатации корабельных турбоагрегатов и может быть использовано для контроля работы радиальных подшипников жидкостного трения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных опорах металлообрабатывающих станков

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к контрольно-измерительной технике, и может быть использовано для контроля режимов работы торцовых уплотнений и подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению , а имеиио к опорам скольжения t устройством для сигнализации износа

Изобретение относится к машиностроению , к опорам скольжения, снабженным устройством для контроля состояния пар трения, и может быть применено в станкои двигателестроении, в оборудовании прокатных станов и т.д

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к измерительной технике

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов в тяжелонагруженных и высокоскоростных механизмах и машинах

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, конкретно к безразборной диагностике их в процессе эксплуатации

Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов, может быть использовано при эксплуатационном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием авт

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к устройствам контроля и диагностики подшипников
Наверх