Диск фрикционной муфты сцепления

 

Использование: в сцеплениях транспортных средств. Диск муфты содержит диск с Фрикционными накладками, связанный упорными пальцами с вторым диском, ступицу с фланцем и установленный на ней пружинно-фрикционный гаситель крутильных колебаний с демпфирующей и фрикционной частями. Последняя содержит фрикционную шайбу, связанную со ступицей, и гофрированную тарельчатую пружину с наружными выступами, сопряженными с гофрами, и с внутренними выступами, образующими с первыми байонетный затвор На торцовой поверхности фрикционной шайбы на диаметре, большем наружного диаметра боковой поверхности тарельчатой пружины, выполнены по крайней мере два фиксирующих выступа с боковыми кромками, расположенными с возможностью контакта с боковыми кромками наружных выступов пружины На торцовой поверхности фрикционной шайбы могут быть выполнены торцовые опорные выступы 1 з п ф-лы, 8 ил

СОЮЗ СОВЕТГКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 0 13/64

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И. ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 ( е ,(л

Ю >

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 с

: (21).4765987/27 (22) 25.08.89 (46) 07,05.92. Бюл. N. 17 . (71) Заволжский мотторный завод им,50-летия СССР (72) А.А.Дурынин (53) 621-825,54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1474350, кл. F 16 0 13/,64, 1987; (54)ДИССК ФРИКЦИОННОЙ.МУФТЫ СЦЕПJlEHVIR (57).Использование: в сцеплениях транспортных средств, Диск муфты содержит диск с фрикционными накладками, евязанный упорными. пальцами с вторым диском, стуйицу С фланцем и установленный на ней пружинно-фрикционный гаситель крутильИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сцеплевиях транспортных средств.

Известен диск фри ционной муфты сцепления, содержащий:диск с фрикционными накладками. связанный упорными пальцами с вторым диском. ступицу с фланцем и установленный на ней пружинно° фрикционный гаситель крутильных колебаний с демпфирующей частью и.фрик. ционной; состоящей из фрикционной шайбы, связанной со ступицей. и тарельчатой пружины с частично гофрированной поверхностью с выступами го наружной боковой поверхности, сопряженными с гофрами. и выступами no: внутренней боковой поверхности с.торцовыми впадинами. образующи„., ЯЦ „„1732058 A l

2 ных колебаний с демпфирующей и фрикционной частями. Последняя содержит фрикционную шайбу, связанную со ступицей, и гофрированную тарельчатую пружину с на-, ружными выступами, сопряженными с гофрами, и с внутренними выступами, образующими-с первыми байонетный затвор."На торцовой поверхности фрикционной шайбы на. -диаметре, большем, наружного диаметра боковой поверхности тарельчатой пружины, выполнены по край- . ней мере два фиксирующих выступа с боковыми кромками, расположенными с возможностью контакта с боковыми кром- . ками наружных выступов пружины, На торцовой поверхности фрикционной шайбы могут быть выполнены торцовые опорные . выступы. 1 з.п,ф-лы, 8 ил, ми с наружными выступами ступицы байонетный затвор.

Между тарельчатой пружиной и фрикционной шайбой установлена теплоизолирующая .проставочная шайба, на которую пружина опирается частью поверхности большого торца, расположенной между.гофрами.

Недостатком диска является то, что фиксация тарельчатой пружины от поворота относительно ступицы при помощи торцовых впадин в байонетных выступах по внутренней боковой поверхности пружины. совмещенных с байонетными выступами ступицы. требует задания и соблюдения жестких допусков по сопрягаемым размерам деталей демпферз, B противном случае про- . исходит расфиксация.тарельчатой пружины.

1732058

Кроме того, торцовые впадины в байонет- диаметром. равным наружному диаметру ных выступах и пружины сокраЩают высоту боковой поверхности тарельчатой пружины, ее на жными выи > жины. то отрицательно влияет на пара-. Расположенной между ее н ру пружины. т и сом по то ц, меньшим метры и н г

iа рузочную характеристику пру- Ступами, и с радиусо p y, г а и са к ивизны жины. Нсдостатком является пониженная 5 или равным внутреннего рад у р выносливость тарельчатой пружины с час- гофр пружины. ф ированной поверхностью вслед- При установке одного из наружных выствие концентрации напряжений в гофрах ступов тарельчатой пружин ду ф б и жины.. Рующими выступами фрикционной шайбы ть фикса ии пружиТарельчатая пружина в данном диске 10 повышается надежность ф ц опорой на поверхность боль- ны и снижаются требования к допускам со.нагружена с оп и

moro торца пружины, при этом гофрирован- прягаемых размеров дет A ф р . т поверхности в качестве опорной Для обеспечения надежного контакта боконеучаствует. При прогибе пружины матери- вых кромок наружных высту ру ал гофрированной части большого торце,:15 боковыми: кромками фиксирующих выстурасположенной между гофрами, испытыва- nos фрикционной шайбы высота последних ет еформацию растяжения, тогда как гоф- должна быть больше высоты опорных выстурированная часть поверхности, распрям- пов фрикционной шайбы не менее, чем на ляясь, испытывает деформацию изгиба. Из- толщинуматериалатарельчатой пружины, С . вестно, что при деформации имиджа возни- 20 целью обеспечения меньшего дисбаланса кают более высокие напряжения. чем при диска могут быть выполнены два фиксируюдефо мации растяжения, поэтому в гофрах щих выступа, расположенных по одну сто пружины возникают повышенные напряже- рону двух противолежащих опорных ния. что снижает работоспособность и вы- выступов. носливость пружины. На пружине выпол- 25 Предлагаемая конструкция фиксации нены наружные выступы, сопряженные с пружины позволяет обойтись ез фиксиру-. гофрами. которые частично снижают кон- ющих впадин на байонетных выступах пруцентрацию напряжений в гофрах, однако жины, ухудшающих ее параметры, Кроме полностью их не исключают.

Целью изобретения является повыше- 30 пружине названных впадин. При опоре тание надежности за счет. улучшения фикса- рельчатой пружины. только на.внутреннюю ции тарельчатой пружины в байонетном поверхность гофр создается препятствие затворе и повышение срока службы сцепле- . распрямлению гофр.при прогибе пружины, ния путем уменьшения концентрации на- при этом гофры, как и.весь периметр боль- . пряжений в тарельчатой пружине. 35 moro торца пружины. испытывают только

Для достижения цели в известном дис- деформацию растяжения. Это исключает ке фрикционной муфты сцепления, содер- . концентрацию направления в гофрах. улуч-: жащем диск с фрикционными накладками, шается нагрузочная характеристика пружисвязанный упорными пальцами с вторым ны (на 20-30 возрастает воспринимаемая диском, ступицу с фланцем и установлен- 40 нагрузка). В итоге повышается надежность . ный на ней пружинно-фрикционный гаси- ивь.носливостьпружины. Опорныевыступы крутильных колебаний с демпфиру- фрикционной шайбы образуют.пространст тель крутиль ы ющей частью и фрикционной. имеющей гоф- во между тарельчатои пружинои фр ц - . рированную тарельчатую пружину с наруж- онной шайбой; удаляя пружину от ными выступами, сопряженными с гофрами, 45 непосредственного контакта с . пооерхнои с внутренними выступами, образующими стью шайбы; участвующей в трении, что с наружными выступами ступицы байонет- . обеспечивает тепловую защиту пружины. ный затвор. а также. фрикционную шайбу, Кроме. того. опорные выступы позволяют связанную соступицей, наторцовой повер- рас оложить канавку в ступице, образуюхности фрикционной шайбы на диаметре, 50 щую байонетные выступы, на расстоянии от большем наружного диаметра боковой по- фрикционной шайбы, гарантирующем связь

"верхности тарельчатой пружины. располо- . шайбы со ступицей,. которая нарушается женной между ее наружными выступами, при попадании шайбы в канавку ступицы.

° выполнены покрайнеймередва фиксирую- Это позволяет обойтись в устройстве щих выступа с боковыми кромками. Распо- 55 без применения теплоизолирующей проложенными,с возможностью контакта с ставочной шайбы и несколько упростить боковыми кромками наружных выступов конструкцию диска. пружины. Кроме того, на торцовой поверх- На фиг.1 изображен диск муфты сцеплености фрикционной шайбы выполнены тор.- ния. общий вид; на фиг.2 — сечение А-А на цевые опорные выступы с наружным фиг. l: на фиг.3 — лид Б на фиг..1; на фиг,4—

1732058 фрикционная шайба; на фиг.5- сечение В-В на фиг,4; на фиг.6 — тарельчатая пружина . без впадин на байонетных выступах. вариант исполнения; на фиг.7 — фрикционная шайба, вариант исполнения; на фиг.8 — се- 5 чение Г.-Г на фиг.7.

Диск муфты сцепления содержит несущий диск 1.с фрикционными накладками 2, соединенный пальцами 3 с сопряженным

2:1 .шайбы 13 с внутренней поверхностью

10 гофров 19 пружины 15, а один из наружных выступов 20 пружины 15 заходит за выступы

24 фрикционной шайбы 13, располагаясь

- между ними и надежно фиксируя пружины

15 15 от поворота относительно ступицы 5, Диск муфты сцепления работает следующим образом, Г1оддействием передаваемого крутящего момента ступица 5 поворачивается относительно диска 1.. Пружина 15 шайба 13 зафиксирована от поворота на. 20 подпружиненный диск 1 и шайбу 13 к фланцу 6 ступицы 5, создает момент трения, ступице 5 за счет выполнения в .ступице поверхности. аналогичной по форме отверстию 14 в шайбе 13 (фиг.2 и 4). Тарельчатая пружина 15 закреплена на ступице 5 с какоторый во время нагрузки пружинно-фрикционного гасителя. крутильных колебаний увеличивает. передаваемый пружинами 8 момент; а при его разгрузкь поглощает навкой 16 так, что выступы 17 на пружине совпадают с выступами 18 на ступице 5 (фиг.1 и 2). На конической поверхности пружины 15 между байонетными выступами 17 выполнены конические гофры 19. сопряэнергию крутильных колебаний при резонансе.

Пружина 15 фиксируется от поворота женные с наружными выступами 20 (фиг.1 и

30 байонетным затвором и фиксирующими вы6). . Фрикционная шайба 13 имеет спорные ступами 24 фрикцион ной шайбы 13, что значительно повышает надежность фиксации выступы 21, выполненные на диаметре, рав-:,пружины 15. ном наружному диаметру боковой поверх- За счет опоры внутренних радиусов кониности пружины 15. Опорная поверхность 22

35 ческих гофр 19 пружин.ы 15 на опорные выстувыступов 21 выполнена по радиусу, величина которого меньше или равна внутреннему радиусу кривизны поверхности.22 конических гофр 19 пружины. Кроме того. фрикципы 21 фрикционной шайбы 13 изменен способ нагрузки тарельчатой пружины 15, уменьшены напряжения, возникающие в пружине 15 при работе диска, и таким образом увеличена наонная шайба 13. имеет фиксирующие

40 дежность и долговечность тарельчатой пруживыступы 24, расположенные по обе стороны ны 15. Фрикционная шайба 13 совмещается одного из выступов 21 на большем, чем на-.. функции опоры и фиксации пружины 15. ружный диаметр боковой поверхности пру- . В результате повышена надежность и жины 15, диаметре. Боковые кромки 25 долговечность диска сцепления, упрощена фиксирующих выступов 24 фрикционной

его конструкция и технология изготовления шайбы 13 расположены с воэможностью контакта с боковыми кромками 26 наружно. го выступа 20 прчжины 15, расположенного между фиксирующими выступами 24 фрикционной шайбы 13. Для этого высота фиксиФормула изобретения

1. Диск фрикционной муфты сцепления. содержащий диск с.фрикционными накладками, связанный упорными пальцами с вто50 рым дискоМ, ступицу с фланцем и рующих выступов 24 фрикционной шайбы

13 больше высоты опорных выступов 21 установленный на ней пружинно-фрикционный гаситель крутильных колебаний с деэтой шайбы по крайней мере на толщину . млфирующей частью и фрикционной, материала пружины .15 (фиг.3-6).. имеющей гофрированную тарельчатую пруВ вариантном выполнении (фиг.7) фик55 жину с наружными выступами, сопряженнысирующие выступы 24 фрикционной шайбы ми с гофрами, и с внутренними выступами

13 расположены с одной стороны двух прообразующими с наружными выступами стутиволежащих опорных выступов 21.

Диск 1 и .фрикционная шайба 13 устапицы байонетный затвор. а также фрикционную шайбу, связанную со ступицей, о тновлена на ступице 5 с возможностью осе- л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышедиском 4 и установленный на ступице 5, выполненной с фланцем 6. Во фланце 6 диска 1 и сопряженном диске 4 выполнены конгруэнтные окна 7, в них размещены пружины 8 (фиг.1). Поверхность 9 трения. диска

1 контактирует с поверхностью 10 трения ступицы 5 . Поверхность 11 трения диска 1 контактирует с поверхностью 12 фрикционной шайбы 13, выполненной с внутренним отверстием 14 (фиг. 1 и 4). Фрикционная вого перемещения, Пружина 15 поджимает шайбу 13 и диск 1 к ступице таким образом, что диск 1 зажат между ступицей 5 и шайбой

13. Пружина 15 устанавливается на ступице и запирается по типу байонетного затвора поворотом за выступ 20.

При этом одновременно при совмещении выступов 17 пружины 15 и выступов 18 ступицы 5 совмещаются опорные выступы

1732058

7 ния надежности за Счет улучшения фиксации тарельчатой дружины в байонетном затворе, на торцовой поверхности фрикционной шайбы на диаметре, большем наружного диаметра боковой поверхности тарельчатой пружины, расположенной между ее наружными.выступами, выполнены по крайней мере два фиксирующих выступа с боковыми кромками, расположенными с .возможностью контакта с боковыми кромками наружных выступов пружины.

1 . 2. Диск по и 1, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы путем уменьшения концентрации напряжения в тарельчатой пружине. на торцовой поверхности

5 фрикционной шайбы выполнены -торцовые опорные выступы с наружным диаметром, равным наружному диаметру боковой поверхности тарельчатой пружины, расположенной между ее наружными выступами, и с радиусом

10 по торцу, меньшим или равным внутреннего радиуса кривизны гофр пружины.

1732058

1732058

1732058

Г- l

Составитель А.Дурынин

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор О.Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 1569 Тираж Подписн е

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и откр тиям при ГКНТ СССР

113035, Москва,"Ж 35. Раушская наб., 4/5 .

Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к амортизатору крутильных колебаний, в частности, для автомобиля, в состав фрикционного сцепления которого он входит

Изобретение относится к машиностроению , а именно к торсионным демпферным устройствам для фрикционных сцеплений

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тракторои автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для фрикционного сцепления в автомобилях

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления и может быть использовано в выключаемых фрикционных муфтах сцеплений трансмиссий транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тракторостроении и автомобилестроении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с фрикционными дисками

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к фрикционным устройствам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в приводе технологического оборудования, например кузнечно-прессового

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах сцепления транспортных средств
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх