Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к торсионным демпферным устройствам для фрикционных сцеплений. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств. Пружины меньшей жесткости расположены с контактом с кромками окон ведущей и ведомой частей устройства в нейтральном положении. Пружины большей жесткости расположены с контактом с кромками других окон. Вторая часть упругих средств выполнена в виде демпфера сухого трения в виде кольцевых деталей. Кольцевая деталь радиального трения выполнена с прорезью, разделяющей ее на два сегмента (С). При передаче крутящего момента в зависимости от направления вращения, один из С, увлекаемый вращением, стремится прижаться к ступице, а второй С - отжаться. Если С, прижимающийся к ступице, имеет большую длину, чем второй С, то при вращении в противоположном направлении момент трения будет меньше. 11 з.л. ф-лы, 14 ил. ел С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) ((1) (э()э F 16 D 13/64

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

К ПАТЕНТУ

М

l О и ил. (21) 3629838/27 (22) 08.08.83 (31) 8214122 (32) 13.08.82 (33) FR (46) 15.03.92. Бюл. М 10 (71) Валео (FR) (72) Пьер Луаэо (FR) (53) 621-825.54 (088.8) (56) Патент Франции % 1537961, кл. F 16 0 13/64, 1968. (54) ТОРСИОННОЕ ДЕМПФЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФРИКЦИОННОГО СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроеwe, а именно к торсионным демпферным устройствам для фрикционных сцеплений.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств. Пружины меньшей жестИзобретение относится к машиностроению, а именно к торсионным демферным устройствам для фрикционных сцеплений.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств.

На фиг. 1 изображено торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления, вид спереди; на фиг, 2 — разрез

А-А на фиг. 1; на фиг, 3-11 — варианты выполнения, вид спереди; на фиг. 12 — вид Б на фиг. 11; на фиг. 13, 14 — разрез А-А на фиг. 1, варианты выполнения.

Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления, содержащее две соосные части (ведущая и ведомая соответственно), установленные с возможностью вращения одна относительно другой в пределах заданного углового отклонения, а кости расположены с контактом с кромками окон ведущей и ведомой частей устройства в нейтральном положении, Пружины большей жесткости расположены с контактом с кромками других окон. Вторая часть упругих средств выполнена в виде демпфера сухого трения в виде кольцевых деталей. Кольцевая деталь радиального трения выполнена с прорезью, разделяющей ее на два сегмента (С). При передаче крутящего момента в эа. виСимости от направления вращения, один из С, увлекаемый вращением, стремится прижаться к ступице, а второй С вЂ” отжаться.

Если С, прижимаащийся к ступице, имеет большую длину, чем второй С, то при вращении в противоположном направлении мо. мент трения будет меньше. 11 э,п. ф-лы, 14 также размещенные по окружности между упомянутыми частями упругие средства, од- на часть которых выполнена в виде пружин

1 и 2.

Ведомая часть содержит ступицу 3 и установленный на ней диск 4. Ступица 3 устанавливается на ведомый вал (не изображен) посредством шлицев 5.

Ведущая часть содержит два направляющих кольца 6, расположенные на некотором расстоянии от обеих торцовых сторон 7 диска 4. Между собой кольца 6 соединены аксиально установленными с зазором в выемках 8, расположенных по периферии диска 4, распорками 9. Кроме того, ведущая часть содержит фрикционный диск 10 с фрикционными накладками 11, соединенный с направляющими кольцами 6 посред1720501 ством распорок 9. Фрикционный диск 10 примыкает к одному из направляющих колец 6. Между фрикционным диском 10 и ступицей 3 расположена моноблочная кольцевая деталь 12, образующая подшипник с ободком 13 и контактирующая одной иэ своих осевых опорных поверхностей 14 с одной частью, а с другой стороны — другой осевой опорной поверхностью 15 с второй частью.

Упругие средства окружного действия, расположенные между ведущей и ведомой частями устройства, образованы упомянутыми цилиндрическими винтовыми пружинами 1, 2, одни из которых выполнены с меньшей жесткостью, чем другие. В диске 4 ведомой части выполнены окна 16, 17, а в направляющих кольцах 6 и фрикциомном диске 10 ведущей части — окна 18, 19.

Упомянутые пружины 1 меньшей жесткости расположены с кон актом с кромками окон 16, 18 двух частей в их нейтральном положении, а пружины 2 большей жесткости расположены с контактом с кромками окон 19 одной части, т.е. ведомой, так как окружная протяженность окон 17 диска 4 превышает окружную протяженность окон

19 направляющих колец 6. В исходном положении между каждым концом пружин 2 и кромками окон 17 диска 4 существует зазор.

Вторая часть упругих средств выполнена в виде демпфера сухого трения, который с одной стороны выполнен в виде упомянутой кольцевой детали 12 с ободком 13, а с другой стороны — в виде кольцевой детали

20 радиального трения. Эта деталь 20 связана посредством средств 21 зацепления с одной из упомянутых соосных частей с возможностью вращения по меньшей мере в пределах определенного углового отклонения и контактирует с другой частью. Одна из упомянутых кольцевых деталей 20 выполнена с прорезью 22, расположенной между внешней и внутренней боковыми периферийными поверхностями 23 с возможностью радиального сжатия и разделяющей указанную кольцевую деталь 20 на два сектора 24. При этом торсионное демпферное устройство снабжено дополнительными упругими средствами 25, воздействующими радиально в направлении упомянутой осевой опорной поверхности 14 или 15 на упомянутую кольцевую деталь 20 с возможностью уменышения ее прорези 22.

Кольцевая деталь 20 может быть выполнена эа одно целое с дополнительными упругими средствами 25.

Дополнительные упругие средства 25 могут быть выполнены в виде отдельного

ynpy ora элемента, взаимодействующего с упомянутой деталью, 5

Упру ий элемент 25 может быть установлен с возможностью взаимодействия с кромками 26 кольцевой детали 20, ограничивающими ее прорезь 22.

Упругий элемент 25 может быть выполнен в виде кольцевой детали 27, соосной с устройством.

Упругий элемент 25 может быть выполнен в виде жгута, охватывающего кольцевую деталь 20.

Кромки 26 кольцевой детали 20, ограничивающие прорезь 22, расположены по ок- . ружности на расстоянии одна от другой.

Кромки 26 кольцевой детали 20, смежные прорези 22, могут быть расположены внахлест.

Средства 21 зацепления могут быть расположены на кольцевой детали 20 диаметрально противоположно прорези 22.

Средства 21 зацепления могут быть расположены на кольцевой детали 20 в нескольких ее зонах, равномерно распределенных по окружности вокруг оси устройства, Средства 21 зацепления могут быть расположены на кольцевой детали 20 в одной зоне, размещенной вне зоны диаметрально противоположной прорези 22, Средства 21 зацепления могут быть выполнены в виде вставного элемента 28, выполненного за одно целое с упомянутой кольцевой деталью 20, и в виде взаимодействующего с ним дополнительного вставного элемента 29, соединенного с одной иэ соосных частей, при этом упомянутые вставные элементы 28, 29 расположены с зазором по окружности между ними.

Пружины 2 большей жесткости диаметрально противоположно расположены в окнах 17, 19, причем одна часть этих пружин 2 установлена с зазором в окнах il7 большим, чем вторая часть.

Между ведущей и ведомой частями могут быть предусмотрены различные другие средства трения.

Устройство работает следующим образом.

При передаче крутящего момента фланцы (не изображены) сжимают фрикционный диск 10. На первом этапе крутящий момент передается с ведущей на ведомую части посредством пружин 1 меньшей жесткости. На втором этапе вследствие деформации упомянутых пружин 1 выбирается меньший зазор между одной частью пружин 2 большей жесткости и они вступают в работу. На третьем этапе выбирается больший зазор и вторая часть пружин 2 вступает в работу, после чего крутящий момент передается посредством всех групп пружин 1, 2.

1720501

На всех этапах кольцевые детали 12, 20 создают дополнительный момент трения между ведущей и ведомой частями, при этом благодаря вращению и в зависимости от его направления один из секторов 24, 5 увлекаемый этим вращением, стремится прижаться к ступице 3, а второй сектор 24— отжаться. В случае, если сектор 24, прижимающийся к ступице 3, имеет большую длину, то при данном направлении вращения 10 кольцевая деталь 20 создает больший момент трения, чем при вращении в противоположном направлении, Формула изобретения

1. Торсионное демпферное устройство 15 для фрикционного сцепления, имеющее две соосные части, установленные с возможностью вращения одна относительно другой в пределах заданного углового отклонения, а также размещенные по окружности между 20 упомянутыми частями упругие средства, одни из которых выполнены в виде пружин с меньшей жесткостью, чем другие, причем пружины меньшей жесткости расположены в контакте с кромками окон двух частей в их 25 нейтральном положении, а пружины большей жесткости расположены в контакте с кромками окон одной части, имеющих размер по окружности, больший, чем окна другой части, и демпфер сухого трения, 30 выполненный с одной стороны в ечде моноблочной кольцевой детали, расположенной радиально между упомянутыми частями и контактирующей одной из своих осевых опорных поверхностей с одной из частей, а 35 другой осевой опорной поверхностью — с другой частью, а с другой стороны — в виде кольцевой детали, связанной посредством средств зацепления с одной из соосных частей с.возможностью вращения по меньшей 40 мере в пределах определенного углового отклонения, отл и ч а ю щ ее с я тем, что; с целью улучшения эксплуатационных качеств, на одной из кольцевых деталей выполнена прорезь, расположенная между 45 внешней и внутренней боковыми периферийными поверхностями с возможностью радиального сжатия, при этом торсионное демпферное устройство снабжено дополнительными упругими средствами, воздейст- 50 вующими радиально в направлении упомянутой осевой опорной поверхности на упомянутую кольцевую деталь с возможностью уменьшения ее прорези.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что кольцевая деталь выполнена за одно целое с дополнительными упругими средствами.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, дополнительные упругие средства выполнены в виде отдельного упругого элемента, взаимодействующего с упомянутой деталью.

4. Устройство по и. 3, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что упругий элемент установлен с возможностью взаимодействия с кромками кольцевой детали, ограничивающими ее прорезь.

5, Устройство по и, 3, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что упругий элемент выполнен в виде кольцевой детали, соосной с устройством, 6. Устройство по и, 5, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что упругий элемент выполнен в виде жгута, охватывающего кольцевую деталь.

7. Устройство по пп. 1 — 6, о т л и ч аю щ е е с я тем, что кромки кольцевой детали, ограничивающие прорезь, расположены по окружности на расстоянии одна от другой, 8. Устройство по пп. 1 — 6, о т л и ч а ющ е е с я тем, что кромки кольцевой детали, смежные прорези, расположены внахлест.

9. Устройство по пп. 1 — 8, о т л и ч а ющ е е с я тем, что средства зацепления расположены на кольцевой детали, диаметрально противоположной прорези.

10. Устройство по пп. 1-8, о т л и ч а ющ е е с я тем, что средства зацепления расположены на кольцевой детали в нескольких ее зонах, равномерно распределенных по окружности вокруг оси устройства.

11. Устройство по пп. 1 — 8, о т л и ч а ющ е е с я тем, что средства зацепления расположены на кольцевой детали в одной зоне, размещенной вне зоны, диаметрально противоположной прорези.

12. Устройство по и. 11. о т л и ч а ющ е е с я тем, что средства зацепления выполнены в виде вставного элемента, выполненного за одно целое с кольцевой деталью, и в виде взаимодействующего с ним дополнительного вставного элемента, соединенного с одной из соосных частей, при этом вставные элементы расположены с зазором по окружности между ними.

1720501

ЯУ

14

13

Л 720501

24 32 24

9Ь 3 . фиг. 4

1720501

Х/

1720501

Щог D

6 г

17

f5

Ю

17

2 уф

13

lZ ф O

Составитель И, Чикин

Техред М.Моргентал

Редактор M. Келемеш

Корректор О. Кравцова

Заказ 779 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская нэб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления Торсионное демпферное устройство для фрикционного сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тракторои автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для фрикционного сцепления в автомобилях

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления и может быть использовано в выключаемых фрикционных муфтах сцеплений трансмиссий транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тракторостроении и автомобилестроении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с фрикционными дисками

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к фрикционным устройствам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в приводе технологического оборудования, например кузнечно-прессового

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх