Сиденье транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сиденьям тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Цель изобретения - повышение надежности. Для этого рейки it) с косыми зубьями механизмов регулирования сиденья по высоте шарнирно связаны с нижними плечами рычагов 5, кинематически связанных с основанием. Взаимодействующие с рейками 10 защелки 12 в форме косого зуба шарнирно связаны с основанием. Заклинивающий элемент 14 или 31 связан с рукояткой 15, шарнирно установленной на основании. Заклинивающий элемент может быть выполнен в виде шарнирно связанных с основанием подпружиненных кулачков 14 По второму варианту исполнения заклинивающий элемент может быть выполнен в виде клина 31, размещенного между защелкой и элементом основания-скобой. Механизм регулирования сиденья в продольном направлении выполнен в виде подпружиненной защелки 27, фиксирующейся в вырезах 29 каркаса и шарнирно установленной на одной из направляющих 26 с возможностью перемещения вдоль нее. 3 з п. ф-лы, 8 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 N2/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1668176 (21) 4343083/11 (22) 15.12.87 (46) 15.06.92.бюл. N. 22

{71) Научно-производственное объединение по тракторостроению (72) В.Ф.Тищенко, Я.И.Заяц, И.А.Глузман, А.В.Ребров и В.Г.латюк (53) 629.113.042,2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1668176, кл. В 60 N 1/02, 1986.

{54) СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сиденьям тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Цель изобретения — повышение надежности. Для этого рейки 10 с косыми зубьями механизмов регулирования сиденья по высоте шарнирно связаны с !

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сиденьям тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. Ъ 1668176.

Цель изобретения — повышенме надежности.

На фиг.1 показано сидэыь о стопорящим элементом в виде кулачков, вид сбоку; на фиг.2-тоже, вид спереди; йа фиг.3 — вид по стрелке А на фиг.2; на фиг.4 — механизм регулирования сиденья по высоте и углу наклона со стопорящим элементом в виде кулачков {зафиксированное положение), видсбоку; на фиг.5 — то же, в момент подъема

„„Я3„„1740212 А2 нижними плечами рычагов 5, кинематически связанных с основанием, Взаимодействующие с рейками 10 защелки 12 в форме косого зуба шарнирно связаны с основанием. Заклинивающий элемент 14 или 31 связан с рукояткой 15, шарнирно установленной на основании. Заклинивающий элемент может быть выполнен в виде шарнирно связанных с основанием подпружиненных кулачков 14, По второму варианту исполнения заклинивающий элемент может быть выполнен в виде клина 31, размещенного между защелкой и элементом основания-скобой. Механизм регулирования сиденья в продольном направлении выполнен в виде подпружиненной защелки 27, фиксирующейся в вырезах 29 каркаса и шарнирно установленной на одной из направляющих 26 с возможностью перемещения вдоль нее. 3 з.п. ф-лы, 8 ил. сиденья; на фиг.6 — то же, в момент опускания сиденья; на фиг.7- вариант выполнения сиденья со стопорящим элементом в виде клина, вид сбоку; на фиг,8 — стопорящий элемент в виде клина.

Сиденье (фиг.1-3) содержит каркас 1, на который устанавливается посадочное место — подушка 2, и основание 3, связанные между собой независимыми направляющими рычажными механизмами, каждый иэ которых включает скрещивающиеся по типу "нюренбергских ножниц" направляющие рычаги 4 и 5, шарнирно соединенные осью 6, Рычаги 4 шарнирно смонтированы на основании 3 с возможностью поворота

1740212

15

40

50 относительно оси 7, а рычаги 5 снабжены ползунами-роликами 8, которые перемещаются по нижним направляющим 9. Для повышения устойчивости каждого из рычажных механизмов ползуны-ролики 8 выполнены спаренными и разнесенными в горизонтальной плоскости. Каждая пара направляющих рычагов оснащена своим независимым механизмом регулирования сиденья по высоте, включающим рейки 10 с косыми зубьями 11, свободно установленные на осях ползунов-роликов 8, Зубья 11 реек 10, определяющие положение сиденья по высоте, с целью обеспечения фиксации промежуточных положений подушки

2 сиденья через равномерные интервалы выполнены с переменным шагом, прогрессивно увеличивающимся в сторону увеличения высоты положения подушки. С зубьями

11 реек 10 входят в зацепление защелки 12, установленные на осях 7. Защелки 12 выполнены в виде двуплечих рычагов, на одном конце которых расположен косой зуб.

Защелки 12 прижимаются к зубьям 11 реек

1, с помощью пружин (например, пружин 13 кручения). Для обеспечения надежной фиксации и предотвращения самопроизвольного расстопоривания эащелок 12 они поджимаются к рейкам 10 эаклинивающим элементом.

Заклинивающий элемент, в частности. может быть выполнен в виде кулачков 14, щарнирно установленных на основании 2 (фиг,1-6). Кулачки 14 кинематически соединены с рукояткой 15 посредством шарнирной тяги 16 и скобы 17, жестко связанной с рукояткой 15. Рукоятка 15 устанавливается шарнирно на основании 3, например на сквозной оси 18 расположенной внутри полых осей 7, и отогнута назад (фиг.3). На оси

18 жестко крепится скоба 17, к которой в свою очередь жестко прикреплен упор (например, стержень) 19 для взаимодействия с плечом 20 защелки 12. Кулачки 14 поджимаются к защелкам 12 с помощью пружины 21, установленной между тягой 16 и основанием 3. Кулачок 14 (фиг.4 — 6) имеет два участка: прямолинейный "а", обеспечивающий фиксацию защелки 12 путем поджима ее к рейке 10 (фиг.4), и криволинейный "б", обеспечивающий подъем защелки 12 (фиг.5 и 6). Относительное положение оси 22 крепления кулачка 14 к основанию 3 и оси 23 соединения кулачка 14 с тягой 16 выбрано таким образом, что в поджатом положении, кулачка (фиг.4) ось 23 находится правее оси 22, а в расфиксированном положении кулачка (фиг.5,6) ось 23 находится левее оси 22.

К верхним плечам рычагов 4 и 5 (фиг.1 и

2) шарнирно на цапфах 24 крепятся ползуны, выполненные в виде втулок 25, установленных с возможностью поворота и перемещения вдоль продольной оси цапф 24, Втулки 25 перемещаются. по цилиндрическим верхним направляющим 26, выполненным в виде валов и закрепленным концами на каркасе 1. Механизм регулирования сиденья в продольном направлении включает защелку 27, выполненную в виде скобы, охватывающей ползун-втулку 25 и установленной на одной из направляющих 26 так, что направляющая 26 служит осью поворота защелки 27, Защелка 27 подпружинена пружиной 28 и для фиксации сиденья в одном из положений элементов зацепления входит в вырезы 29, размещенные на каркасе

1. Для удобства регулирования сиденья в продольном направлении защелка 27 снабжена рукояткой 30.

Предлагается вариант исполнения (фиг.7 и 8), в котором заклинивающий элемент механизма регулирования сиденья по высоте выполнен в виде клина 31. В застопоренном положении поверхность 32 клина

31 соприкасается с поверхностью защелки

12, а. поверхность 33 — с поверхностью элемента основания, выполненного, в частности, в виде жестко закрепленной на основании 3 скобы 34. В клине 31 выполнена криволинейная прорезь 35 для связи с рукояткой 15 посредством жестко закрепленного на скобе 17 пальца. 36, входящего в прорезь 35, Торцевая поверхность 37 клина может служить упором для взаимодействия с плечом 20 защелки 12, Механизм регулирования сиденья по высоте и с заклинивающим элементом в виде кулачков работает следующим образом (фиг.4 — 6).

Приподнимая рукоятку 15, расфиксируют защелку 12. При этом механизм переходит из положения, изображенного на фиг.4, в положение фиг.5 (сплошная линия). Упор

19 упирается в плечо 20 защелки 12. Кулачок

14 поворачивается участком "б" к защелке

12. Так как ось 23 при этом оказывается левее оси 22. то поджимающая тягу 16 пружина 21 удерживает кулачок 14 в этом положении, позволяя отпустить рукоятку 15.

После этого поднимают одну сторону каркаса сиденья 2 или весь каркас одновременно на требуемую высоту. При этом рычажный механизм начинает раскрываться, а защелка 12, скользя своим скосом по скосам зубьев 11 рейки 10, перескакивает до фиксации в выбранном водителем положении, Защелка 12 совершает колебательные движения вокруг оси (фиг.5, пунктирная линия).

Для опускания сиденья в крайнее нижнее положение рукоятку 15 поднимают до

1740212

7 13 Zf 16А? 1д упора (фиг,6). При этом упор 19 скобы 17, взаимодействуя с плечами 20 защелок 12 и преодолевая усилие пружин 13 и 21, поднимает обе защелки 12. выводя их из зацепления с зубьями 11 реек 10. Каркас 1 сиденья 5 под действием собственного веса опускается в крайнее-нижнее положение. После окончания регулировки рукоятку 15 опускают вниз. При этом кулачок 14 поворачивается участком "а" к защелке 12 (фиг.4), 10 прижимая ее к рейке 10 и таким образом фиксируя ее.

В варианте выполнение заклинивающего элемента в виде клина 31 фиксация защелки 12 происходит при одновременном 15 ее поджатии и соприкосновении клина со скобы 34. Для обеспечения возможности раскрытия защелки 12 поворотом рукоятки

15 в обратном направлении производят перемещение клина до соприкосновения его 20 торцевой поверхности 37 с плечом 20 защелки 12.

Для регулирования сиденья в продольном направлении поворотом защелки 27 вокруг направляющей 26 производят рас- 25 фиксацию верхних плеч рычагов 5 с каркасом сиденья. Затем перемещают каркас сиденья по направляющим 26 на необходимую величину и поворотом защелки 27, вводят ее в зацепление с элементами за- 30 цепления — вырезами 29, размещенными на каркасе сиденья.

Формула изобретения

1. Сиденье транспортного средства.по 35 авт. св. СССР hL 1668176, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности, каждый из механизмов вертикального регулирования сиденья по высоте включает шарнирно соединенные с нижними плечами кинематически связанных с основанием рычагов зубчатые рейки и шарнирно закрепленную на основании защелку, представляющую собой подпружиненные двуплечие рычаги, при этом сиденье снабжено размещенным над защелками с возможностью взаимодействия с наружной их, поверхностью эаклинивающим элементом. кинематически связанным с шарнирно закрепленной на основании рукояткой, и упором для взаимодействия со свободным плечом соответствующей защелки.

2. Сиденье по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что заклинивающий элемент включает жестко соединенные между собой кулачки, кинематическая связь которых с рукояткой осуществлена посредством шарнирной подпружиненной в сторону основания тяги, а упор жестко связан с рукояткой.

3. Сиденье по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что заклинивающий элемент представляет собой клин, установленный с возможностью контакта с защелкой и элементом основания, а кинематическая связь клина с рукояткой осуществлена посредством прорези выполненного в теле клина с подвижно установленным в ней пальцем, при этом упор образован торцевой поверхностью клина, 4. Сиденье по п,1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что подпружиненный элемент механизма регулировки сиденья в продольном направлении шарнирно связан с одной из цилиндрических направляющих с возможностью перемещения вдоль или вместе с верхним плечом соответствующего рычага, а фиксатор выполнен на каркасе подушки

1740212

1740212

Составитель Т. Губина

Техред М.Моргентал

Редактор Н. Федорова

Корректор А. Осауленко

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2040 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб.. 4/5

Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и касается поворотных сидений транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств, и позволяет повысить эффективность виброзащиты сиденья транспортного средства Сиденье 3, установленное при помощи упругих элементов 1 на основании стопорных устройств, включает электродинамический вибровозбудитель 2, имеющий подвижную и неподвижную системы С помощью стопора 16 осуществляется достижение статического равновесия , а стопор 24 служит для обеспечения жесткой связи между неподвижной и подвижной системами возбудителя

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств, и позволяет повысить комфортабельность

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в качестве сидений

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к сиденьям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям элементов рабочего места водителя, а именно к устройствам, обеспечивающим взаимное перемещение сиденья водителя и рулевой колонки

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может применяться в автомобилях для инвалидов, в автомобилях повышенной комфортности, а также в тракторах

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к опорам поворотных сидений транспортных средств, и может быть использовано, например , в универсальных погрузчиках, снабженных двумя противоположно установленными пультами управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств и позволяет повысить комфортабельность

Изобретение относится к технике защиты человека-оператора от действия пространственной вибрации

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах грузоподъемных кранов

Изобретение относится к посту рулевого управления для рабочей машины, в частности для подъемного крана для лесоматериалов или подъемного крана для упакованных изделий, имеющего платформу рулевого управления, смонтированную на раме машины, и сиденье, присоединенное к платформе рулевого управления с помощью ножки сиденья

Кресло // 2142249
Изобретение относится к мебели, в частности к креслам водителей транспортных средств, труд которых сопряжен с длительной работой в положении "сидя"

Изобретение относится к технике защиты от действия вибрации человека-оператора, работающего сидя

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах грузоподъемных кранов

Изобретение относится к регулировочным устройствам сидений транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к сиденьям автомобиля

Изобретение относится к области устройств, предназначенных для защиты человека-оператора транспортного средства от чрезмерных нагрузок, возникающих в аварийной ситуации: взрыв, удар снаряда, сейсмоудар и прочее, не ухудшая при этом защиты от вибраций при езде в обычном режиме

Изобретение относится к моторедуктору для механизма регулирования положения сиденья или для рулевого механизма с усилителем и способу его сборки
Наверх