Коробка передач

 

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к коробкам передач транспортных средств. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей коробок передач для обеспечения блокировки колес транспортного средства при его вынужденной остановке на подъеме. В коробке передач установлена дополнительная обгонная муфта, состоящая из звездочки 1 с роликами 3, установленной на выходном валу 2, обоймы 7 с зубчатым венцом, привода обоймы 7 (включает элементы 11 - 18) и зубчатого венца 8, выполненного в корпусе коробки передач. При остановке транспортного средства обеспечивается автоматическое зацепление зубчатого венца обоймы 7 с зубчатым венцом 8, что позволяет блокировать вращение колес транспортного средства. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 3/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4756495/28 (22) 08.09.89 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (71) Производственное объединение "Херсонский комбайновый завод им. Г.И.Петровского" (72) Н.ТЛочинок (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

hL 603790, кл. F 16 Н 3/22, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

М 1237824, кл. F 16 Н 3/10, 1984. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ . (57) Изобретение относится к области. машиностроения, в частности к коробкам передач транспортных средств. Целью изобретения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в нерельсовых транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания.

Обгонные муфты в технике применяются как для сопряжения валов, так и для однонаправленного вращения ведомого вала при изменении вращения ведущего Щ. Такие муфты на наземном транспорте не применяются, так как двигатель всегда вращается в одном направлении. В современных конструкциях трансмиссий транспортных средств при вынужденной их остановке на подъеме во избежание самопроизвольного скатывания назад применяются различного рода блокирующие устройства: рабочие, стояночные, запасные и вспомогательные тормоза. Все современные типы наземных транспортных средств

„„ Ы,, 1744340 Al является расширение кинематических .возможностей коробок передач для обеспечения блокировки колес транспортного средства при его вынужденной остановке на подъеме. В коробке передач установлена дополнительная обгонная муфта, состоящая из звездочки 1 с роликами 3, установленной на выходном валу 2, обоймы 7 с зубчатым венцом, привода обоймы 7 (включает элементы 11 — 18) и зубчатого венца 8, выполненного в корпусе коробки передач. При остановке транспортного средства обеспечивается автоматическое зацепление зубчатого венца обоймы 7 с зубчатым венцом 8, что позволяет блокировать вращение колес транспортного средства. 1 ил. не имеют тормозных устройств, которые автоматически срабатывали бы в момент остановки на подъеме, блокируя самопроизвольное скатывание транспорта назад. поэтому управление тормозными устройствами выполняется водителем. Нети автоматического отключения тормозной системы в первоначальный момент движения с подьема.

Для безопасного режима начала движения с подьема водителю необходимо Чинхронизировать последовательность действий: форсировать обороты двигателя, выжать муфту, включить передачу, растормозить трансмиссию и одновременно отпустить муфту сцепления. Несогласованность режима этих действий может привести к остановке двигателя и скатыванию транспорта назад, что грозит опасностью.

1744340

Предельно форсированный двигатель и резко. отпущенная муфта сцепления приводит к "рывку" вперед, что нередко приводит к перегрузке и поломке трансмиссии и способствует преждевременному износу деталей механизма управления (2).

С целью расширения кинематических. возможностей транспортных средств и безаварийного маневрирования на дорогах повышенной опасности в задней части коробки передач устанавливается обгонная муфта, звездочка которой жестко посажена на ведомом валу, а обойма выполнена с зубчатым венцом, кинематически сопрягающимся с зубчатым венцом в корпусе коробки.

Поставленная цель достигается тем, что при движении транспортного средства в прямом направлении заклинивающие ролики, находящиеся в пазах звездочки, свободно скользят по цилиндрической поверхности внутри обоймы, не создавая никакого сопротивления вращению ведомого вала. В момент остановки на подъеме транспорт под силой тяжести начинает скатываться назад, при этом трансмиссия начинает вращаться в обратную сторону, но в первый же .момент ролики заклинивают звездочку и обойму от взаимного скольжения. Так как обойма своим зубчатым венцом пребывает в зацеплении с зубчатым венцом корпуса коробки, то происходит эаклинивание трансмиссии против вращения в обратную сторону и соответственно блокирование транспорта против скатывания его с уклона.

Наличие блокатора в коробке передач значительно упрощает начало движения с подъема. Водителю необходимо только выжать муфту, включить передачу и, отпуская муфту, форсировать обороты двигателя.

Расклинивание трансмиссии при этом происходит автоматически, так как вращение начинается в прямом направлении. "Рывков", перегрузок трансмиссии, износа тормозных колодок и дисков муфты сцепления при этом не происходит. При движении задним ходом одновременно с включением задней передачи выводится из зацепления и зубчатый венец обоймы с зубчатым венцом коробки, поэтому обойма хоть и вращается в обратном направлении, но исключает заклинивание трансмиссии.

50

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, ведущий вал с зубчатыми колесами, ведомый вал с зубчатыми колесами и обгонными муфтами, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, она снабжена дополнительной обгонной муфтой, звездочка которой жестко установлена на ведомом валу, обойма выполнена с зубчатым венцом на.наружной поверхности, и приводом, кинематически связанным с обоймой. а в корпусе выполнен зубчатый венец для взаимодействия с зубчатым венцом обоймы, На чертеже изображено предлагаемое устройство блокатора.

Блокатор размещается в задней части коробки передач транспортных средств и состоит иэ звездочки 1, жестко установленной на выходном валу 2, цилиндрических роликов 3, вложенных в пазы звездочки. С задней части на выходной вал посажена торцевая шайба 4, препятствующая переко10 су и выпадению роликов. Распорная втулка

5 упирается во внутреннюю обойму подшипника 6 и прижимает торцевую шайбу к звездочке. Обойма 7 выполнена с наружным зубчатым венцом, сопрягающимся с зубча15 тым венцом 8 на задней крышке коробки передач. Сальник 9, впрессованный во фланец 10, служит уплотнением.

Механизм включения состоит из вилочного валика 11, тяги 12, штифта 13 и возврат20 ной пружины 14.Тяга имеет продольный паз

15, равный длине осевого перемещения обоймы, Паз предусмотрен для исключения помех при переключении передач. В том случае, когда зубья венца установятся про25 тив выступов в крышке тяга, не препятствуя переключению передач, сожмет пружину, которая в первый же момент вращения обоймы введет ее в зацепление с зубчатым венцом крышки, 30 . При маневрировании или буксировке транспорта блокатор можно вывести в нейтральное положение при помощи стопорного пальца 16 с канавками 17 для фиксации его в крайних положениях и конусным среэом 18 в нижней части, Утопив палец до упора, конусный срез, воздействуя на вилочный валик, выводит зубчатый венец обоймы иэ зацепления с зубчатым венцом корпуса, 1744340

Составитель Н. Починок

Редактор H. Цалихина Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко

Заказ 2180 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина. 101

Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению , к передачам с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач автомобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к преобразователям движения, и может быть использовано в устройствах, где требуется преобразование колебательного движения вала во вращательное с возможностью реверсирования, в частности в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в зубчатых реверсивных механизмах с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в зубчатых реверсивных механизмах с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению и обеспечивает упрощение устройства, уменьшение массы и размеров, снижение потерь энергии

Изобретение относится к деталям машин , а именно к муфтам свободного хода, и может быть использовано в мускульных приводах транспортных средств, а именно инвалидных колясок

Изобретение относится к аппаратуре, применяемой для астрофизических исследований, и может быть использовано при наблюдении за звездным небом с помощью телескопа. Планетарный механизм содержит фотометр, состоящий из диска (1), снабженного осью (2), с выполненными в нем отверстиями, равноотстоящими друг от друга и от центра диска, в которых находятся светофильтры. Ось (2) взаимодействует с диском посредством обгонной муфты (3). В отверстиях диска расположены с возможностью вращения оправки (4), внешняя поверхность которых выполнена в виде зубчатых колес, взаимодействующих с центральным зубчатым колесом (5), неподвижно закрепленным на оси (2). Диск взаимодействует с основанием посредством другой обгонной муфты (7). Направления рабочих ходов обгонных муфт (3, 7) противоположны. Изобретение позволяет наряду с возможностью перемещения самих светофильтров осуществлять поворот каждого из светофильтров вокруг своей оси. 1 ил.
Наверх