Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение надежности функционирования. Коробка передач обладает широким диапазоном передаточных отношений в условиях непосредственного привода на исполнительный механизм. Радиально по концентрическим окружностям на торцовой поверхности цилиндрического ведомого шкива 10 выполнены впадины 11. Ведущий шкив представляет собой зубчатое колесо 4, на боковой поверхности которого расположено конусное зубчатое колесо 5, взаимодействующее с ведущим валом 2. На наружной поверхности вала 2 имеются продольные зубья 3, а внутри него в осевом направлении перемещается рейка 7, к которой крепится тросовым карданным соединением 6 ведущий шкив. Механизм переключения передач выполнен в виде ползуна 1 со стопорным фиксатором 15 выбранной передачи, взаимодействующим с рейкой 7. 7 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 F 16 Н 3/20

5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4807410/28 (22) 05.03.90 (46) 23.08.92, Бюл. М 31 (71) Институт кибернетики им. B„M. Глушкова (72) Е.А. Осадчий, H.M.oñàä÷àÿ, В,Ф,Волыннец, Л.А, Волынец и Г.Т, Осадчая (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 1190115, xn. F 16 Н 1/18, 1981;

2. Авторское свидетельство СССР

М 1650984, кл. F 16 Н 1/18, 1989. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, Цель изобретения — повышение йадежности функционирования. Коробка передач обладает широким диапазоном передаточных отношений в условиях непосредственного привода на исполнительный

БАЛ 175б691 А1 механизм. Радиально по концентрическим окружностям на торцовой поверхности цилиндрического ведомого шкива

10 выполнены впадины 11. Ведущий шкив представляет собой зубчатое колесо

4, на боковой поверхности которого расположено конусное зубчатое колесо 5, взаимодействующее с ведущим валом 2. На наружной поверхности вала 2 имеются продольные зубья 3, а внутри него в осевом направлении перемещается рейка 7, к которой крепится тросовым карданным соединением 6 ведущий шкив. Механизм переключения передач выполнен s виде ползуна 1 со стопорным фиксатором 15 выбранной передачи, взаимодействующим с рейкой 7. 7 ил.

175669, 10

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных средств, и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных теле>кек роботов; 5

Цельк> изобретения является повышение надежности функционирования. . На фйг, 1 изображена коробка передач для дисковой пилы, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг, 1; на фиг. 3— ведущий шкив в момент переключения передач; на фиг. 4- ведущий шкив со стороны ведущего вала; на фиг. 5 — фронтальное схематическое изображение коробки передач на ведомом шкиве с поддерживающими зубчатыми колесами, без осевого закрепле-. ния; на фиг. 6 — торцовое схематическое изображение ссево-незакрепленного ведомого шкива; на фиг. 7 — торцовое схематическое иэображение коробки передач на 2 осево-закрепленном ведомом шкиве, Коробка передач состоит из ползуна 1, подвижного в осевом направлении относительно корпуса, ведущего вала 2 с наружными продольными зубьями 3 и зубчатым колесом 4, являющимся ведущим шкивом, имеющим на боковой поверхности конусное зубчатое колесо 5 с сферическими зубьями, имеющее зубчатое зацепление с зубьями внутри вала 2 со стороны одного иэ торцов, в центре которого расположено гибкое (трссовое} карданное соединение 6 с рейкой 7, через подшипник 8, и цилиндрическую пружину 9, с возможностью осевого перемещения, ведомый шкив 10, выполненный цилиндрическим, на поверхности которого пс концентрическим окружностям расположены равноудаленные друг ст друга развернутые цилиндрические впадины 11, с центральным осевым углублением (отверстием) 12, установленным на ведомом валу (поддерживающих зубчатых колесах) 13 и механизма переключения передач, установленный на торцовом цилиндрическом конце

14 ведущего вала 2. содержащем подпружиненный стопорный фиксатор 15, взаимодействующий с углублением подвижной рейки7. Вращательное усилие вала 16 двигателя 17 передается через зубчатое колесо

18 на ведущий вал 2, место зацепления шкивов 4, 10 защищается кожухом 19, а для плавности вывода зубчатого зацепления вала 2 с зубчатым колесом 4, зубья внутри вала

2 выполнены полусферической формы, соответствующей форме зубьев колеса 4.

Коробка передач работает следующим образом.

Крутящий момент передается от двигателя 17 через вал 16, зубчатое колесо 18 на ведущий san 3, с ведущего вала 3 через зубья, расположенные на внутренней его торцовой поверхности, на конусное зубчатое колесо 5, прикрепленное к ведущему зубчатому колесу 4 на ведомый шкив 10 через зацепление эуб-впадина 11 и далее на ведомый вал (поддерживающие зубчатые колеса) 13. Переключение зубчатого колеса 4 на соседнее кольцо впадин ";1 ведомогс шкива 10 или на любое другое, с целью изменения передаточного отношения, производится с помощью механизма переключения передач. Предварительно, отжав стспсрный lUTOK 15, с помощью TpGcGBGA тяги, перемещают ползун 1 в необходимое поло>кение, При этом, зубчатое колесо 4 наклоняется относительно торца ведущего вала 20 соответственно, полусферические зубья конусного колеса 5 частично выходят иэ зубчатого зацепления с валом 2. При этом, через гибкое (тросовое) карданное GG-, единение 6 перемещается профильная рейка 7 внутри полости ползуна 1., механизма переключс;ия передач. В результате сжимается пружина 9, создающая обратное усилие, т,е, прижимающая зубья зубчатого колеса 5 к внутренним торцовым зубьям вала 2, Для предотвращения трения, свобод-, ный конец троса 6 запрессован (заварен) в цилиндрическую втулку и помещен в подшипник 8, торцовой части рейки 7. При этом подшипник 8 стопсрится от выпадания из углубления рейки 7, Одновременно наклонившееся зубчатое колесо 4 перемещает сгой эуб из впадины 11, расположенной на одной из концентрических окружностей на другу с. Угол наклона зубчатого колеса 4 направлен навстречу направлению перемещения вала 2, При попадании зубьев колеса 4 в впадины 11 очередной дорожки, под действием усилия пружины 9 происходит перемещение колеса 4 в вертикальное положение относительно поверхности шкива 10. Соответственно, возникает полное зубчатое зацепление зубьев колеса 5 с соответствующими зубьями в валу 2, а рейка 7 перемещается (выходит) из корпуса 1 механизма переключения до момента фиксации ! стопора 15 в углублении рейки 7, Ударные нагрузки на зубья колеса 4, при их перемещении по дорожке, смягчаются за счет ynpy-, гости трссового элемента 6. Зта упругость достаточна для совершения зубчатым колесом небольшого колебательного движения относительно вертикального положения к поверхности ведомого шкива 10. Для получения "нейтральной" передачи зубчатое колесо 4 перемещается в центр ведомого шкива 10, где расположено углубление (отверстие) 12. Кроме того, нейтральная передача может быть получена после любой

1756691 передачи, если между ними выполнить кольцевые углубления. Переход на обратные передачи возможен как дальней Оим передвижением от центра зубчатого колеса

4, так и введением редуктора обратных передач, Для предотвращения заклинивания передачи посторонними предметами зона зубчатой передачи колеса 4 и шкива 10 закрывается кожухом 19. Переключение передач осуществляется без нагрузки, испол ьзуя меха ниэм сцепления (не показан). Удаление механизма переключения передач иэ зоны зубчатого зацепления ведущего зубчатого колеса 4 и шкива 10 уменьшает помехи движению, при непосредственном приводе на исполнительный механизм (ведущее колесо транспортного средства, дисковую пилу и т.п.).

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, установленные в нем ведущий и ведомый валы, оси которых перпендикулярны друг

@pygmy, с установленныл и на ведущем валу с воэможностью осевого перемещени ведущим шкивом и на ведомом валу — ведомым шкивом, шкивы связаны между собой посредством зубьев, выполненных на веду5 щем шкиве, и впадин, выполненных по концентрическим окружностям на поверхности ведомого шкива, фиксирующий шток и механизм переключения, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежно10 сти, один иэ торцов ведущего шкива выполнен с коническими выступами, а механизм. переключения выполнен в виде подвижного в осевом направлении йолого ползуна, в котором установлен с воэможностью вра15 щения ведущий вал, выполненный полым с коническими впадинами на одном иэ торцов для взаимодействия с коническими выступами ведущего шкива и рейки для связи с ведущим шкивом, посредством карданного

20 шарнира, установленной внутри ведущего вала.

1756691

1756691

Ъ

/ ;,, ъ

lг / р ; -- ъ П

I 11 I II i Q - -, i,, Il

lf(f Ir)/ 3 е

000 ф 00000

i 1 - -,г, II ).

1756691

Составитель Е. Осадчий

Техред M,Moðãåêòàë

Корректор Н. Гунько

Редактор М. Янкович

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород,.ул.Гагарина, 101

Эакаэ 3079 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

133035. Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании при механической обработке, окраске, сварке и других операциях, проводимых с изделиями из конструкционных материалов, в частности из пластмасс

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков

Изобретение относится к кулачково-зубчато-рычажным механизмам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др

Изобретение относится к механизмам, использующимся в машиностроении, в которых ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется путем переключения зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе

Изобретение относится к механизмам тонкой регулировки и может быть применено в устройствах различного назначения, например в микроманипуляторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков, револьверных подачах прессов и транспортирующих устройствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции двухпоточных зубчатых передач

Изобретение относится к общему машиностроению
Наверх