Коробка передач

 

Изобретение позволяет повысить КПД трансмиссии при движении транспортного средства накатом за счет снабжения дополнительной нейтральной передачей коробки передач, у которой на ползуне 39 механизма переключения передач 35 выполнено дополнительное углубление 42 для фиксатора 44. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 3/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ,У

7 о

Ф

I / (I

Ь

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4832701/28 (22) 30.05.90 (46) 15.10.92, Бюл. N 38 (71) Горловский филиал Донецкого политехнического института (72) И, M. Бендас, Е. Е, Гурко, И. А. Миронова и С. И. Бендас (56) Авторское свидетельство СССР

N1310556,,кл,,F 16 Н 3/20, 1985.,ЯЛ 1768834 А1 (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение позволяет повысить КПД трансмиссии при движении транспортного средства накатом за счет снабжения дополнительной нейтральной передачей коробки передач, у которой на ползуне 39 механизма переключения передач 35 выполнено дополнительное углубление 42 для фиксатора

44, 3 ил.

4 (:

i Q) (00 Сл) .ф (1768834

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемых в автомобилестроении, станкостроении и др, Целью изобретения является повышение КПД.

На фиг. 1 показан фрагмент схемы коробки передач, содержащий синхронизатор включения четвертой (прямой) и пятой передач с элементами механизма переключения и дополнительный синхронизатор; на фиг. 2 и 3 — элементы включения соответственно дополнительного и основного синхронизаторов, Коробка передач состоит из корпуса 1 и крышки 2, Внутри корпуса 1 помещены ведущий 3, промежуточный 4 и ведомый 5 валы, причем первый 3 и последний 5 расположены соосно, На ведущем валу 3 на шлицах 6 с возмо>кностью осевого перемещения посажена зубчатая полумуфта 7 дополнительного синхронизатора 8 и свободно установлено ведущее зубчатое колесо 9 с зубчатой полумуфтой 10 и конусной поверхностью 11, сопряженное с неподви>кно установленным на промежуточном валу

4 ведомым зубчатым колесом 12. На промежуточном валу 4 также неподвижно установлено ведущее зубчатое колесо 13 пятой передачи и других передач (последние на чертеже не показаны), Ведущее зубчатое колесо 13 постоянно сопряжено с ведомым зубчатым колесом 14 пятой передачи, свободно посаженным на ведомом валу 5 и имеющим зубчатую полумуфту 15 и кониче.кую поверхность 16. На ведомом валу 5 на шлицах 17 с возможностью осевого перемещения посажена зубчатая полумуфта 18 и 19 основного синхронизатора 20 для включения пятой и четвертой (прямой) передач.

Пятая передача имеет возможность быть включенной при сопряжении зубчатых полумуфт 18 и 15. Четвертая (прямая) передача имеет возмо>кность быть включенной при сопряжении зубчатых полумуфт 19 и 21 (последняя связана с ведущим валом 3), На зубчатой полумуфте 21 выполнена коническая поверхность 22. Дополнительный 8 и основной 20 синхронизаторы выполнены инерционного типа и содержат обоймы 23 и

24 с фиксаторами 25 и 26, выравниваюшими элементами 27, 28 и 29, выполненными в виде конусных поверхностей и имеющих возможность сопрягаться с канусными поверхностями 11, 22 и 16, и прорезями 30 и 31, в которые вставлены блокирующие пальцы

32 и 33, жестко соединенные с одной стороны с зубчатыми полумуфтами 7, 18 и 19 и с другой стороны сопряженные с вилкой включения 34 механизма переключения пе5

55 редач 35. На ведущем валу 3 установлен упорный подшипник 36, который имеет возможность перемещаться вдоль оси ведущего вала 3 и который сопряжен с одной стороны с блокирующим пальцем 33 основного синхронизатора 20 и с другой — с одним из концов поворачивающегося на оси двуплечего рычага 37. Второй конец двуплечего рычага 37 с помощью тяги 38 связан с зубчатой полумуфтой 7 дополнительного синхронизатора 8. В крышке 2 коробки передач помещен механизм переключения передач

35. Он содержит ползуны включения передач (на чертеже показан ползун 39 включения четвертой (прямой) и пятой передач, на котором жестко закреплена вилка включения 34). Ползун 39 содержит четыре фиксирующие углубления 40 — 43 для фиксатора 44, выполненного, например, в виде подпружиненного шарика, Фиксирующее углубление

40 соответствует положению при включенной пятой передаче, когда зубчатая полумуфта 18 сопряжена с зубчатой полумуфтой

15 ведомого зубчатого колеса 14 пятой передачи. Фиксирующее углубление 43 соответствует положению при включенной четвертой(прямой) передаче, когда в основном синхронизаторе 20 зубчатая полумуфта

19 сопряжена с зубчатой полумуфтой 21, а в дополнительном синхронизаторе 8 зубчатая полумуфта 7 отсоединена от зубчатой полумуфты 10 ведущего зубчатого колеса 9 при воздействии блокирующего пальца 33

ocHoBHoIo синхронизатора 20 на упорный подшипник 36, двуплечий рычаг 37, тягу 38, зубчатую полумуфту 7 и пружину 45. Фиксирующее углубление 41 соответствует положению при включенной основной нейтральной передаче, когда сопряжены зубчатые полумуфты 7 и 10 и разъединены зубчатые полумуфты 21 и 19, 18 и 15. Фиксирующее углубление 42, являясь дополнительным, конструктивно выполнено одинаковым с фиксирующими углублениями 40,41 и43, соответственно, пятой, основHQA нейтральной и четвертой (прямой) передач и соответствует положению при включенной дополнительной нейтральной передаче, Оно расположено между фиксирующими углублениями 41 и 43, соответственно, основной нейтральной и четвертой (прямой) передач на расстоянии от последнего 43, обеспечивающего при включенной дополнительной нейтральной передаче гарантированный осевой зазор между зубьями зубчатых полумуфт 10 и 7 дополнительного синхронизатора 8 и зубчатых полумуфт 21 и 19 включения четвертой (прямой) передачи основного синхронизатора 20.

1768834

Коробка передач работает следующим образом.

Рычагом переключения передач (не показан) перемещают ползун 39 в такое положение, чтобы фиксатор 44 попал в фиксирующее углубление 40. Это соответствует положению при включенной пятой передаче. При этом зубчатые полумуфты 7 и

10, 18 и 15 соединяются, а зубчатые полумуфты 21 и 19 разъединяются и все постоянно сопряженные зубчатые колеса при работе коробки передач вращаются. Тогда крутящий момент передается от ведущего вала 3 к ведомому валу 5 по следующей цепочке: 3-6-7-10-9-12-4-13-14-15-18-17-5.

При перемещении ползуна 39 в положение, когда фиксатор 44 попадает в фиксирующее углубление 41, включается основная нейтральная передача. При этом зубчатые полумуфты 7 и 10 соединяются, а зубчатые полумуфты 21 и 19, 18 и 15 рассоединяются, крутящий момент от ведущего вала 3 не передается на ведомый вал 5 и все постоянно сопряженные зубчатые колеса вращаются на валах коробки передач, уменьшая КПД трансмиссии за счет потерь энергии на трение в зубчатых парах, опорах и сальниках и на взбалтывание масла, находящегося в картере коробки передач. Но при включенной основной нейтральной передаче рычаг переключения передач можно перевести до сопряжения с другими ползунами механизма переключения передач 35 для включения других передач. При перемещении ползуна

39, когда фиксатор 44, перескочив фиксирующее углубление 42, попадает в фиксирующее углубление 43, включается четвертая (прямая) передача. При этом зубчатые полумуфты 7 и 10, 18 и 15 рассоединяются. а зубчатые полумуфты 21 и 19 соединяются и все постоянно сопряженные зубчатые колеса не вращаются вместе с промежуточным валом — коэффициент полезного действия трансмиссии увеличивается. Тогда крутящий момент от ведущего вала 3 к ведомому валу 5 передается по следующей цепочке:

3-21-19-17-5, Обычно при движении на чет.вертой (прямой) передаче транспортное средство достигает высоких скоростей движения и при определенных условиях появ5

45 ляется необходимость перехода его на режим движения накатом, Тогда ползун 39 перемещают в положение, когда фиксатор 44 попадает в фиксирующее углубление 42.

Это соответствует положению при включенной дополнительной нейтральной передаче.

При этом между зубьями зубчатых полумуфт

10 и 7 дополнительного синхронизатора 8 и зубчатых полумуфт 21 и 19 включения четвертой (прямой) передачи основного синхронизатора 20 установится гарантированный осевой зазор и все постоянно сопряженные зубчатые колеса вместе с промежуточным валом 4 не будут вращаться — КПД трансмиссии увеличится, а крутящий момент от ведущего вала 3 не будет передаваться ведомому валу 5. Когда заканчивается режим движения транспортного средства накатом, включают четвертую (прямую) передачу или через основную нейтральную передачу — какую-то другую передачу. Для включения дополнительной нейтральной передачи, когда транспортное средство движется на пятой передаче и фиксатор 44 попал в фиксирующее углубление

40 ползуна 39, перемещают ползун 39 в такое положение, чтобы фиксатор 44, перескочив фиксирующее углубление 41, попал в фиксирующее углубление 42. Включение зубчатых полумуфт 7 и 10, 21 и 19 и 18 и 15 происходит безударно с помощью соответственно дополнительного 8 и основного 20 синхронизаторов, Формула изобретения

Коробка передач. содержащая ведущий, промежуточный и ведомый валы с зубчатыми колесами, синхронизаторы, зубчатые муфты, блокировочные пальцы и механизм переключения передач, включающий фиксаторы и ползуны с тремя углублениями для включения пяти передач и нейтральной передачи с вилкой переключения, взаимодействующей с блокировочными пальцами, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, на ползуне выполнено дополнительное четвертое углубление, расположенное между углублениями, соответствующими нейтральной и четвертой передачами для получения дополнительной нейтральной передачи.

1768834

Составитель С.Бендас

Техред М.Моргентал Корректор Н.Тупица

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3631 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании при механической обработке, окраске, сварке и других операциях, проводимых с изделиями из конструкционных материалов, в частности из пластмасс

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков

Изобретение относится к кулачково-зубчато-рычажным механизмам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др

Изобретение относится к механизмам, использующимся в машиностроении, в которых ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется путем переключения зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе

Изобретение относится к механизмам тонкой регулировки и может быть применено в устройствах различного назначения, например в микроманипуляторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков, револьверных подачах прессов и транспортирующих устройствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции двухпоточных зубчатых передач

Изобретение относится к общему машиностроению
Наверх