Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей коробки передач. Зубчатое 8 колесо- 3, установленное подвижно в осевом направлении на ведущем валу 2, зацеплено со шкивом 5 ведомого вала 8. Шкив 5 выполнен цилиндрическим или конусным, и на его поверхности по концентрическим окружностям расположены равноудаленные друг от друга впадины 6. Механизм переключения позволяет осуществлять наклон зубчатого колеса 3 при переходе его зубьев со впадин 6, расположенных на одной концентрической окружности, во впадины 6, расположенные на другой концентрической окружности, и обеспечивает надежную фиксацию зубчатого колеса 3 в новом положении. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л W

СО103 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСГЮЬЛИН

„„SU„„1 0984

А1 (У1)5 Р 16 Н 3/20 3/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

13П

t (21) 4629990/28, 4645585/28 (22) 02 ° 01. 89 (46) 23 05 91. Бюл. 9 19 (71) Институт кибернетики им В,И.Глушкова (72) E,А,Осадчий, Н.И.Осадчая, В,Ф.Волынец и Л.А,Волынец (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1190115, кл, F 16 Н 1/18, 1981, (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике при создании транспортных тележек роботов. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей коробки передач. Зубчатое

2 колесо 3, установленное подвижно в осевом направлении на ведущем валу 2, зацеплено со шкивом 5 ведомого вала

8. Шкив 5 выполнен цилиндрическим или конусным, и на его поверхности по концентрическим окружностям расположены равноудаленные друг от друга впадины 6. Иеханизм переключения позволяет осуществлять наклон зубчатого колеса 3 при переходе его зубьев со впадин 6, расположенных на одной концентрической окружности, во впадины 6, расположенные на другой концентрической окружности, и обеспечивает надежную фиксацию зубчатого колеса 3 в новом положении. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

1650984

Изобретение относится к машино; строению, в частности к коробкам

1 передач транспортных средств, и может быть использовано в робототех5 нике при создании транспортных тележек роботов.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей коробки передач путем обеспечения точности зубчатого зацепления при переключении передач.

На фиг.1 показана схема коробки передач с жестко закрепленной рейкой; на фиг.2 — схема коробки передач с качающейся рейкой, на фиг.3 разрез А-А на фиг. 1, на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.1.

Коробка передач содержит корпус 1, ведущий вал 2 с зубчатым колесом 3, 20 имеющим центральное многогранное отверстие 4 клиновидного поперечного сечения и установленным на нем с возможностью осевого перемещения, ведомый шкив 5, выполненный цилинд- 25 рическим или конусным, на поверхности которого по концентрическим окружностям расположены равноудаленные одна от другой впадины 6 и одна кольцевая канавка 7, установ-" ленный на ведомом валу.8, и механизм переключения передач, установленный на ведущем валу 2, содержащий две

,втулки 9 пирамидальной формы, две втулки 10 цилиндрической формы, вил-! ку 11, в которой встановлены подвиж-! но в осевом направлении и подпружинены амортизационными пружинами 12 втулки 10 с фиксацией их стопорными штоками 13. Вилка 11 с тягой 14 механизма переключения передач могут быть установлены на рейке 15 с углублениями 16. Рейка 15 закреплена в корпусе 1. В другой конструкции вилка 11 с рычагом 17 переключения 45 соединена через ползун 18 с направляющей 19, установленной с возможностью качания в корпусе 1 и подпружиненной пружиной 20.

Коробка передач работает следую« щим образом.

Крутящий момент передается от ведущего вала Z с зубчатым колесом 3 на. ведомый шкив 5 через зацепление эуб — впадина 6 и далее на ведомый

55 вал 8. Переключение зубчатого колеса

3 на соседнее кольцо впадин 6 недомого шкива 5 или на любое другое с целью изменения передаточного отношения производится с помощью механизма переключения передач. Предварительно отжав стопорные штоки 13 с помощью тяги 14 перемещают вилку 11 в необходимое положение. При этом зубчатое колесо 3 перемещается по ведущему валу 2, наклоняясь относительно него и перемещая свой эуб из впадины 6, расположенной на одной иэ концентрических окружностей ведомого шкива 5, во впадину 6, расположенную на другой концентрической окружности. Наклон зубчатого колеса осуществляется за счет смещения втулок 9 и подпружиненных втулок 10 относительно вилки 11, После перемещения зубчатого колеса 3 в новое положение с другим передаточным отношением, осуществляется фиксация втулок 10 в вилке с помощью стопорных штоков t3, что ориентирует и стабилизирует положение зубчатого колеса 3 относительно ведомого шкива 5. В другой конструкции механизма переключения передач аналогичным образом осуществляют перемещение зубчатого колеса 3 относительно ведомого шкива 5, воздействуя рычагом 17 переключения через ползун 18, установленный на направляющей 19 с пружиной

20, на вилку 11 механизма переключения передач. Для включения нейт ральной передачи зубчатое колесо 3 перемещают в кольцевую канавку 7 ведомого шкива 5, выводя из зацепления с последним. Переключение передач осуществляют без нагрузки, используя механизм сцепления.(не показан) .

Формула изобретения

1. Коробка передач, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы со шкивами, установленными с возможностью взаимного перемещения и связанными между собой зубчатым соединением в виде зубьев и впадин, являющихся поверхностями вращения с образующей звольвентой и расположенных в радиальном направлении; отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, ведущий шкив выполнен в виде зубчатого колеса с центральным многогранным отверстием клиновидного поперечного сечения и установленного на ведущем валу с воэможностью осевого перемещения, ведо5 165098 мый шкив выполнен цилиндрическим или конусным, на поверхности которого по концентрическим окружностям расположены равноудаленные впадины, а

5 механизм переключения передач расположен на ведущем валу и включает две втулки пирамидальной формы и две втулки цилиндрической формы, вилку, в которой установлены подвижно в осевом направлении и нодпружинены втулки цилиндрической формы с фиксацией стопорными штоками.

4 б

2. Коробка передач по и. 1, о тли чающая с я тем, чтомеханизм переключения передач включает рейку для размещения с возможностью ! осевого перемещения вдоль нее и фиксации вилки.

3. Коробка передач по п.1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что механизм переключения передач включает соединенный с вилкой через ползун рычаг переключения передач, Рцг. 2

16509о4

А-Д

Составитель М. Радугин

Редактор С.Патрушева Техред А. Кравчку- Корректор И.Эрдейи

Заказ 1596 Тираж 400 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Б-35у Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании при механической обработке, окраске, сварке и других операциях, проводимых с изделиями из конструкционных материалов, в частности из пластмасс

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопозиционных поворотных столах металлорежущих станков

Изобретение относится к кулачково-зубчато-рычажным механизмам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно большой грузоподъемности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к передачам с изменением скорости и может быть использовано в приводах с изме-; нением скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к механизмам переключения передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с постоянным зацеплением зубчатых колес, разъединяемых с валом
Наверх