Способ повышения устойчивости транспортного средства при торможении
Способ относится к автомобилестроению . Цель изобретения - повышение эффективности . Это достигается тем, что в зависимости от давления в тормозной системе задают момент муфты межосевого дифференциала достаточным для перераспределения тормозного момента передних и задних колес и недостаточным для заблокирования дифференциала. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4773170/11 (22) 24.10.89 (46) 15.09.92, Бюл. М 34 (71) Нижегородский автомобильный завод (72) А.В, Малышев (56) Яскевич 3.Н. Ведущие мосты,— М.: Машиностроение, 1985, с, 2985, с, 284, (54) СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТОРМОЖЕНИИ Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к тормозным системам полноприводных колесных транспортных средств. Известен способ повышения устойчивости колесного транспортного средства при торможении, заключающийся в регулировании момента сопротивления в межосевом дифференциале. При этом происходит блокировка дифференциала при появлении разницы частот вращения колес передней и задней оси, Однако известный способ имеет следующие недостатки: блокировка межосевого дифференциала происходит при появлении разницы частот вращения колес передней и задней оси, т.е. разница частот первична по отношению к блокировке дифференциала, что в начальный момент торможения может приводить к опережающей блокировке колес задней оси и потере устойчивости колесного транспортного средства. Кроме того, при движении на повороте с торможением, заблокированный дифференциал ухудшает устойчивость колесного транспортного средства..Ы2 1 761567 А1 (57) Способ относится к автомобилестроению. Цель изобретения — повышение эффективности. Это достигается тем, что в зависимости от давления в тормозной системе задают момент муфты межосевого дифференциала достаточным для перераспределения тормозного момента передних и задних колес и недостаточным для заблокирования дифференциала. 1 з,п. ф-лы, 2 ил. Цель изобретения — повышение эффективности. Указанная цель достигается тем, что для заданной величины замедления величину момента сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в диапазоне величин больших величины момента сопротивления для одновременной блокировки колес передней и задней осей и меньших измеряемой на карданном валу минимальной величины момента сцепления колес передней или задней осей при заданном замедлении. Другое отличие состоит в том, что в условиях опережающей блокировки колес передней оси величину сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в диапазоне величин от нуля до м Фимальной измеряемой величины момента сцепления колес. Предлагаемый способ отличается от известного тем, что момент сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в зависимости от величины замедления колесного транспортного средства и, что момент сопротивления в межосевом 1761567 дифференциале остается меньше измеряемого на карданном валу минимального момента сцепления колес, не доводя дифференциал до блокировки. На фиг, 1 представлен график зависи- 5 мости момента сопротивления межосевого дифференциала для одновременной блокировки колес передней и задней осей, а также минимального момента сцепления колес от относительного замедления колесного 10 транспортного средства; на фиг, 2 — устройство для осуществления способа. Величины моментов сопротивления межосевого дифференциала и сцепления колес определяются следующими выраже- 15 ниями: M=; к,+к g У=-. /к, к -2 Д)! д Мсц = —. dmin (j) г g где М, М вЂ” момент сопротивления в межосевом дифференциале для одновременной блокировки колес передней и задней осей при замедлениях в зоне опережающей блокировки колес передней и задней осей соответственно; Мсц — минимальный момент сцепления колес передней или задней оси, измеряемый на карданном валу; G — масса колесного транспортного средства; J — замедление колесного транспортного средства; 35 g — ускорение свободного падения j/g — относительное замедление колесного транспортного средства; 210). 2Я вЂ” вертикальная реакция при замедлении ) на колеса передней и задней 40 оси соответственно 21(j ) = — (b + h (j g)), G 2 (j) =(- (8 Ь (j/g)) 45 где L — база колесного транспортного средства, а, Ь вЂ” расстояние от центра тяжести колесного транспортного средства до передней и задней осей соответственно; h — высота центра тяжести транспортного средства; ZmIn(j) — минимальная вертикальная реакция при замедлении j на колеса передней или задней оси; 55 ki, k2 — коэффициент тормозного механизма колес передней и задней оси соответственно k)=,и и. S1 Rcp u, k2=8 и S 2 Rcp U, где,и — коэффициент трения колодки тормозного механизма; и — число пар трения тормозного механизма; S1,S2 площадь цилиндра тормозного механизма колес передней и задней оси соответственноо; R
u — передаточное число тормозного механизма; r — радиус колеса; i — передаточное число главной передачи; (ч.н,) — частичная нагрузка колесного транспортного средства; (п.н.) — полная нагрузка колесного транспортного средства; 1 — зона момента сопротивления межосевого дифференциала, обеспечивающая одновременную блокировку колес передней и задней осей без блокировки дифференциала, 2,3 — возможные характеристики момента сопротивления межосевого дифференциала. Способ осуществляется устройством, включающим в себя межосевой дифференциал 4 с электромагнитной муфтой 5, заполненной магнитным порошком, соленоид 6, установленный в картере коробки передач 7, датчик замедления 8, соединенный с реостатом 9, источник питания 10. Устройство работает следующим образом, При торможении колесного транспортного средства датчик замедления 8 устанавливает при помощи реостата 9 величин тока в обмотке соленоида 6 пропорционально величине замедления. Возникающее пр этом электромагнитное поле соленоида ( воздействует на магнитный порошок муфть 5, создавая момент сопротивления в меж. осевом дифференциале 4 пропорциональный величине тока. В итоге устанавливается прямая зависимость между замедление транспортного средства и моментом сопро. тивления дифференциала 4. Формула изобретения 1. Способ повышения устойчивость транспортного средства при торможении заключающийся в регулировании момент; сопротивления в межосевом диф ференциале при торможени транспортного средства, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффектив ности, для заданной величины замедлени 17615б7 М(я) (пл) 0,8 0,6 0,4 0,2 величину момента сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в диапазоне величин больших величины момента сопротивления для одновременной блокировки колес передней и задней осей и меньших измеряемой на карданном валу минимальной величины момента сцепления колес передней или задней осей при заданном замедлении. 2, Способ по и. 1, отличающийся тем, что в условиях опережающей блокировки колес передней оси величину момента сопротивления в межосевом дифференциале устанавливают в диапазоне величин от нуля до минимальной измеряемой величины момента сцепления колес. 1761567 фиг. 2 Составитель А. Малышев Редактор М. Васильева Техред М.Моргентал Корректор А, Долинич Заказ 3224 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101