Подшипниковый узел

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов. Цель - повышение надежности и технологичности подшипниковго узла. Одно из колец подшипника снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности. На поверхности локального изменения кривизны в поперечном направлении могут быть выполнены конические выборки. Разгрузка тел качения от контактной нагрузки в процессе работы позволяет ликвидировать нарастание в подшипнике силового защемления тел качения силами трения скольжения. Работа подшипникового узла обеспечивается без заклинивания. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов. Известен подшипниковый узел, принятый за прототип, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом. При действии на узел нагрузки тела качения подшипника оказываются в силовом защемлении силами трения скольжения, происходит заклинивание подшипника, что приводит к быстрому износу деталей подшипника и узла и выходу их из строя. Целью настоящего изобретения является повышение надежности и технологичности подшипникового узла. Указанная цель достигается тем, что по меньшей мере одно из колец подшипника снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию < , для внутреннего > где R1 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны; Rо -радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника. Кроме того, на поверхности локального изменения кривизны в поперечном направлении выполнены конические выборки. Споставительный анализ предлагаемого подшипникового узла показывает, что заявляемое техническое решение отличается выполнением на одном из колец подшипника средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца. Таким образом, заявляемый подшипниковый узел соответствует критерию "новизна". Сравнение предлагаемого технического решения с известными показывает, что признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, не были выявлены, следовательно, они обеспечивают предлагаемому подшипниковому узлу соответствие критерию "существенные отличия". На фиг. 1 изображен подшипниковый узел, подшипник которого имеет средство разгрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности, разрез; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.3 представлен подшипник с локальным изменением кривизны посадочной поверхности. Подшипниковый узел включает цапфу вала 1, корпус 2 и подшипник 3, одно из колец которого, например наружное 4, снабжено средством разгрузки 5 тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности 5 кольца 4, соответствующая условию < где R1 - радиус посадочной поверхности наружного кольца подшипника в месте локального изменения кривизны; Rо - радиус посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника. На поверхности локального изменения кривизны, в поперечном направлении выполнены конические выборки 7. Средство разгрузки тел качения подшипника от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца получают путем дополнительного эксцентричного шлифования посадочной поверхности наружного или внутреннего колец. Глубину шлифования S определяют в зависимости от величины зоны разгрузки (фиг.2), которую необходимо иметь для разгрузки тел качения от рабочей нагрузки. Следовательно, S > н+в, где нив- упругая деформация тел качения соответственно с наружным и внутренним кольцами. Величину эксцентриситета е (фиг.3) определяют по зависимости: - для наружного кольца e = - для внутреннего кольца e = где - необходимая длина разгрузочной зоны на дорожке качения по длине окружности кольца. Радиус шлифования локального изменения кривизны посадочной поверхности равен R1 = Ro + e - S. При сборке подшипникового узла подшипник качения 3 с локальным изменением кривизны посадочной поверхности 6 кольца 4 устанавливают в корпус с натягом. Поверхность запрессованного кольца приобретает форму посадочного места - цилиндра. Тогда за счет эластичности и деформированного кольца на беговой дорожке образуется разгрузочная зона, позволяющая телам качения в процессе работы узла освобождаться от рабочей нагрузки. Ослабление поперечного сечения кольца в месте локального изменения кривизны посадочной поверхности коническими выборками 7 способствует повышению эластичности кольца и облегчению его деформирования при установке с натягом. Разгрузка тел качения от контактной нагрузки в процессе работы позволяет ликвидировать нарастание в подшипнике силового защемления тел качения силами трения скольжения, что обеспечивает работу подшипникового узла без заклинивания, повышая тем самым его долговечность и работоспособность.

Формула изобретения

1. ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и технологичности, по меньшей мере одно из колец подшипника снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию 1/R1 < 1/R0, для внутреннего 1/R1 > 1/R0,
где R1 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца в месте изменения кривизны;
R0 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника. 2. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что на поверхности локального изменения кривизны в поперечном направлении выполнены конические выборки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 31-2000

Извещение опубликовано: 10.11.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к подшипникам качения

Изобретение относится к подшипникам качения для вращающихся деталей, а именно к шарикоподшипникам радиальным двухрядным, предназначенным для использования преимущественно в текстильных машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах общего машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может быть применено, например, в коробках передач

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к устройству поршневых машин: ДВС, насосы

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиально-упорным, радиальным и упорно-радиальным сферическим подшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам передаточных механизмов
Наверх