Сферический роликовый подшипник

 

Сферический роликовый подшипник относится к машиностроению, в частности к радиально-упорным, радиальным и упорно-радиальным сферическим подшипникам. Сферический роликовый подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения и упорным бортиком и расположенные в сепараторе между дорожками качения колец под углом к оси подшипника несимметричные бочкообразные ролики, радиус образующих которых меньше радиуса сферы наружного кольца и радиуса образующей дорожки качения внутреннего кольца. Положение наибольшего диаметра ролика относительно его широкого торца определяется зависимостью E0,5Lp-Rpsinв, где Lp - длина ролика; Rp - радиус образующей ролика; в - угол между осью ролика и общей касательной в точке контакта ролика с дорожкой качения внутреннего кольца, расположенной на середине ролика. Технический результат - повышение долговечности подшипника за счет равномерного распределения контактных напряжений вдоль дорожки качения внутреннего кольца и исключения их концентрации на краю дорожки возле упорного бортика. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиально-упорным, радиальным и упорно-радиальным сферическим подшипникам.

Известен радиально-упорный сферический подшипник [1].

Известный подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, между которыми в сепараторе размещены бочкообразные несимметричные ролики. Радиусы сферы дорожек качения внутреннего кольца и боковой поверхности ролика равны между собой и меньше радиуса сферы дорожки качения наружного кольца.

Данная конструкция имеет ряд недостатков, приводящих к неравномерному распределению контактных напряжений и как следствие к снижению долговечности подшипника.

Одним из недостатков является наличие линейного контакта между роликом и дорожкой качения внутреннего кольца. Это приводит к возрастанию напряжений на обоих концах роликов и вследствие ослабленного металла кромки дорожки качения к преждевременному выкрашиванию металла на дорожках или роликах, т.е. к так называемому "краевому эффекту".

Второй недостаток состоит в том, что расчетная точка контакта дорожки качения наружного кольца с роликом расположена на середине ролика. Это приводит к смещению равнодействующей усилий от роликов на дорожку качения внутреннего кольца в сторону широкого торца роликов на 0,05-0,1 длины роликов, что вызывает рост напряжений на краю дорожки внутреннего кольца и выкрoшивание металла дорожки или роликов возле упорного бортика. По этой причине наблюдается выход из строя подшипников в 40% и более случаев [2].

Оба недостатка являются превалирующими в усталостном разрушении внутренних колец и существенно снижают долговечность подшипников.

Наиболее близким к заявляемому является роликовый радиальный сферический двухрядный подшипник [3].

Известный подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, между которыми в сепараторе размещены бочкообразные несимметричные ролики. Радиус образующей ролика меньше радиусов образующих дорожек качения наружного и внутреннего колец.

В данной конструкции отсутствует линейный контакт ролика с дорожкой качения внутреннего кольца, что устраняет "краевые эффекты" роста напряжений.

Однако расположение расчетной точки контакта ролика с дорожкой качения наружного кольца на середине ролика приводит, как и в случае аналога [1], к смещению равнодействующей усилий от роликов на дорожку качения внутреннего кольца в сторону широкого торца роликов и к выкрoшиванию металла дорожки внутреннего кольца или роликов.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение долговечности подшипника за счет равномерного распределения контактных напряжений вдоль дорожки качения внутреннего кольца и исключения их концентрации на краю дорожки возле упорного бортика.

Поставленная задача решается тем, что в сферическом роликовом подшипнике, содержащем наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения и упорным бортиком и расположенные в сепараторе между дорожками качения колец под углом к оси подшипника несимметричные бочкообразные ролики, радиус образующих которых меньше радиуса сферы наружного кольца и радиуса образующей дорожки качения внутреннего кольца, согласно изобретению положение наибольшего диаметра ролика относительно его широкого торца определяется зависимостью E 0,5Lp-Rpsinв, где Lр - длина ролика; Rр - радиус образующей ролика; в - угол между осью ролика и общей касательной в точке контакта ролика с дорожкой качения внутреннего кольца, расположенной на середине ролика.

На фиг. 1 изображен сферический роликовый подшипник для восприятия комбинированной нагрузки с одним рядом роликов, фрагмент осевого сечения; на фиг. 2 - сферический роликовый подшипник для восприятия преимущественно радиальной нагрузки с двумя рядами роликов; на фиг. 3 - то же для восприятия преимущественно осевой нагрузки с одним рядом роликов; на фиг. 4 - вид на площадку контакта ролика с внутренним кольцом вдоль линии действия нагрузки на ролик.

Сферический роликовый подшипник содержит наружное кольцо 1, внутреннее кольцо 2 с дорожками качения 3 и 4 соответственно, ролики 5. На внутреннем кольце 2 выполнен упорный бортик 6. Ось S-S ролика 5 расположена под углом к оси N-N подшипника и пересекается с ней в точке O. Точки Oр и O'p - центры кривизны образующей ролика 5, контактирующего с дорожкой качения 4 внутреннего кольца 2 и дорожкой качения 3 наружного кольца 1, а линия OpO'p - след плоскости наибольшего диаметра ролика 5.

Для исключения концентрации напряжений на краю дорожки качения 3 внутреннего кольца 2 возле упорного бортика 6 расчетная точка контакта A ролика 5 с дорожкой качения 4 внутреннего кольца 2 расположена на диаметре Dр контакта, который находится на середине длины Lр ролика 5. При этом наибольший диаметр Dw ролика 5 смещен от середины в сторону широкого торца 7 и расположен от него на расстоянии E. Общая касательная OA в точке A контакта середины ролика 5 с дорожкой качения 4 внутреннего кольца 2 проходит через точку O пересечения оси N-N подшипника с осью S-S ролика 5 и составляет с последней угол в. Точка O1 - центр радиуса Rн сферы дорожки качения 3 наружного кольца 1, точка O2 - центр радиуса Rв образующей дорожки качения 4 внутреннего кольца 2.

Так как касательная OA перпендикулярна радиусу Rр ролика 5, равному OрA, а ось S-S ролика 5, проходящая через точку О, перпендикулярна следу OрO'р плоскости наибольшего диаметра Dw ролика 5, то угол COA равен углу AOрO'р и равен в. Расстояние К от точки А контакта ролика 5 с дорожкой качения 4 внутреннего кольца 2 до плоскости наибольшего диаметра Dw ролика 5 равно K = OpA sinв = Rpsinв Отсюда следует, что положение E плоскости наибольшего диаметра Dw ролика 5 относительно его широкого торца 7 определяется зависимостью

Подшипник работает следующим образом (см. фиг. 4). Первоначально без нагрузки или при незначительной нагрузке (p < 0,05C) контакт ролика 5 с дорожкой качения 4 внутреннего кольца 2 происходит в точке А или по площадке F незначительной величины на середине длины Lр ролика 5 (C - динамическая грузоподъемность подшипника). По мере увеличения нагрузки до средних значений (p 0,1C) площадка контакта и контактных напряжений увеличивается до величин эллипса T, близких к длине Lр ролика 5, и располагается симметрично относительно середины ролика 5(n=n'). При приложении высокой нагрузки (p 0,15C) эллипс Т площадки превращается в прямоугольник M с равномерным распределением напряжений вдоль всего ролика 5. При этом не происходит смещение равнодействующей усилия к упорному бортику 6 внутреннего кольца 2, отсутствует концентрация напряжений в зоне около упорного бортика 6 и исключается преждевременный выход из строя подшипника.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 183544, опуб. 1966.

2. Вайткус Ю.М. и др. Новые подшипники для нижней головки шатунов двухэтажных лесопильных рам. - Деревообрабатывающая промышленность, N 11, М.: Лесная промышленность, 1990.

3. Проектирование роликовых радиальных сферических двухрядных и сфероупорных подшипников. - Подшипники качения. Справочник-каталог, под общ. редакцией Л.В. Черневского, М.: Машиностроение, 1997.


Формула изобретения

Роликовый сферический подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения и упорным бортиком и расположенные в сепараторе между дорожками качения колец под углом к оси подшипника несимметричные бочкообразные ролики, радиус образующих которых меньше радиуса сферы наружного кольца и радиуса образующей дорожки качения внутреннего кольца, отличающийся тем, что положение наибольшего диаметра ролика относительно его широкого торца определяется зависимостью
E0,5Lp-Rpsinв,
где Lр - номинальная длина ролика;
Rр - радиус образующей ролика;
в - угол между осью ролика и общей касательной в точке контакта ролика с дорожкой качения внутреннего кольца, расположенной на середине ролика.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к устройству поршневых машин: ДВС, насосы

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может быть применено, например, в коробках передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах общего машиностроения

Изобретение относится к подшипникам качения для вращающихся деталей, а именно к шарикоподшипникам радиальным двухрядным, предназначенным для использования преимущественно в текстильных машинах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции подшипников качения, в частности игольчатых подшипников

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям подшипников качения, в частности игольчатых цилиндрических подшипников со штампованным наружным кольцом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может быть применено, например, в коробках передач

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к устройствам роликовых подшипников

Ролик // 1779829
Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике в частности к конструкции трансзвуковых аэродинамических труб

Изобретение относится к машиностроению , в частности к роликовым подшипникам

Ролик // 1681078
Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипниковой промышленности , Целью изобретения является снижение металлоемкости, увеличение демпфирующих свойств и окружных скоростей

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипниковой промышленности Целью изобретения является увеличение долговечности подшипника
Наверх