Коробка перемены передач транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)я В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4778169/11 (22) 01.12,89 (46) 23.12.92. Бюль 47 (71) Минское научно-производственное объединение дорожного машиностроейия "Дормаш" (72) А,В.Шмагин, В.B.oäèíöîâ, В,Ф.kpaeчук, Е.А,Каган, А.Н,Шиманович и A;A,Барковский (56) Патент Великобритании N 1541178, кл, F 16 Н 3/08, 1979. (54) КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— повышение надежности и эффективности

„„. Ы„„1782782 А1...2 коробки передач путем снижения окружных сКоростей дисков.фрикционных муфт, уменьшения числа зацеплений и возможного увеличения количества передач. В коробке передач шестерня* 13 — йередачи йаходится в RQGT0$IHHDM зацеплении с шестерней 18 III передачи и кинематически связана с шестерней заднего. хода 3. Шестерня

16 И передачи соединена с шестерней 4 переднего хода 1 диапазона. Передаточное отношение между шестерней 18 III передачи и шестерней 3 заднего хода равно передаточному отношению между шестерней 16

И йередачи и шестерней переднего хода 1 диапазона и находится в пределах 0,9„,1,1.

1 з,п ф-лы, 3 ил. б

-1 — 2

1782782

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вопросам проектирования трансмиссий мобильной техники.

Известна коробка перемены передач фронтального одноковшового погрузчика

WA-200, содержащая реверс-редуктор и собственно коробку передач.

Н едостаток та кой коробки перемены передач заключается в том, что для получения оптимальйых окружнь х скоростей шес"терен и соответственно фрикционной! и III передачи, а на промежуточном — II u IV передачи, возникает необходимость в последовательном расположении этих фрикционов, а значит увеличивается длина валов и габаритный размер коробки в целом.

Известна коробка перемены передач

28000 фирмы "Кларк" США .

Данная коробка обладает также вышеупомянутым недостатком, а именно: увеличейным продольным габарйтом вСледствие последовательного расположения трех фрикционов: переднего. хода, второй и первой передачи.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является коробка- перемены передач, содержащая реверс-редуктор и собственно — коробку передач. Недостаток такой коробки заключается в том; что все фрикционы при их включении передают равный крутящий момент, что вызывает высокие относительно. обороты фрикционных дисков в невключенных фрикционах, особенно фрикциона первой передачи при включении 2-ro диапазона, что a ñâîþ очередь снижает КПД коробки передач иэ-за повышенных барботажно-холостых потерь, вызванных высокими холостыми оборотами дисков и шестерен.

Целью изобретения является повышение надежности и эффективности работы коробки перемены передач за счет снижения окружных скоростей дисков фрикционных муфт и уменьшения числа зубчатых зацеплений, передающих крутящий момент при включении 2-го диапазона.

Указанная цель достигается тем, что коробка перемены передач транспортного средства содержит входной вэл со сдвоенными муфтами, на корпус которых установлен зубчатый венец, в.свою очередь входной вал связан со вторым валом со сдвоенными муфтами через шестерни, закрепленные на первом промежуточном валу. по двум кинематическим цепочкам, одна из которых включает шестерню изменения направце ния вращения, помимо этого первый промежуточный вал имеет шестерню, входящую в зацепление с шестерней. установленной на

30

35 го хода 1-го диапазона, включаемые соответствующими фрикционными муфтами 5

50 стороны, находится в постоянном зацепле55 нии с шестерней 16 II передачи. располо5

20 корпусе муфт входного вала. и муфту для ее соединения с валом, а второй вал со сдвоенными муфтами выполнен с закрепленной на нем шестерней, связанной с шестерней выходного вала через шестерню. закрепленную на втором промежуточном валу. причем нэ этом валу установлена с возможностью вращения шестерня, кинематически связанная рядом зубчатых передач с одной из шестерен входного вала,.и муфта для соединения шестерни с валом. кроме того, передаточное отношение между шестерней входного вала, обеспечивающей изменение направления вращения и шестерней второго промежуточного вала, соединенной с валом муфтой, равно передаточному отношению между второй шестерней входного вала и шестерней второго вала, соединяемых с соответствующими валами муфтами и находится в пределах от

0,9...1,1, Указанные отличительные признаки обеспечивают получение нового эффекта— снижение окружных скоростей дисков фрикционных муфт и уменьшение числа зубчатых зацеплений, передающих крутящий момент при включении 2-го диапазона, На фиг.1 представлена кинематическая схема коробки передач транспортного средства; на фиг.2,3 — схемы включения передач.

Коробка перемены передач 1 транс портного средства содержит входной вал

2, на котором расположены шестерни 2 и

4 соответственно заднего хода и переднеи 6. На первом промежуточном валу 7 расположена шестерня 8 переднего хода 2-го диапазона с управляемой фрикционной муфтой 9, причем шестерня 8 находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом

10, закрепленным на корпусе фрикционных муфт 5 и 6. Кроме этого, на валу 7 жестко закреплена шестерня 11, которая. с одной стороны. посредством паразитной шестерни 12 связана с шестерней 3 заднего хода,"а с другой стороны находится в постоянном зацеплении с шестерней 13 1 передачи, расположенной на втором валу 14 коробки передач. Помимо шестерни 11 на валу 7 жестко закреплена шестерня 15, которая с одной стороны, связана с шестерней

4 переднего хода 1-го диапазона. а с другой женной нэ втором валу 14 коробки передач

Промежуточный вал к.п.17. на котором расположена шестерня 18 III передачи с соответствующим фрикционом 19 и жестко установленаШестерня 20. которая находит;я

1782 :".2 в постоянном зацеплении с шестерней 21, I переда «и, 15-!6-21-20-22 - д1R II fl, ð< «. закрепленной на валу 14. и шестерней 22, и 11-13-18-20-22 -- для III переда «и закрепленной на выходном валу 23 коробки передач. Шестерни 13 и 16 I u 11 передачи дач транспортного средства легко транс соединяются с валом 14 соответствующи- 5 формируется из варианта кбробки п«.реда « ми фрикционными муфтами 24 и 25. 4хЗ в коробку передач бхЗ. Это достигается

Коробка перемены передач транспорт- путем поочередного вМ1«юченчич фрйкцио««он ного средства работает следующим обра- 6 и 9 соответственно 1-го и 2-го диапазо.«а зом (ao всех случаях см.фиг.2). переднего хода при одном из включаемыv

При включении I передачи переднего 10 также поочередно фрикционов 24, 25 и 19 хода необходимо включить фрикционы 6 и коробки передач(см.фиг.3).

24, при этом крутящий момент, подводимый При этом поток мощности и и включек входному валу 2 коробки передач 1, пере- нии 2-го диапазона передается с входного дается через включенный фрикцион 6, шес- вала 2-коробки передач на вал 7 аналогично. терни 4 и 15 на первый промежуточный вал 15 как при включении И передачи, 7, а затем при помощи зацепления 11-13 Включение передачи заднего хода копередается на включенный фрикцион 24 на робки 6х3 идентично включению передач второй вал к.п,14, с которого выводится на - заднего хода коробки передач 4х3. выходной вал 23 при помощи ряда шестерен

21-20-22, 20 Формула изобретения

Для получения 11 передачи переднего ходанеобходимовключитьфрикцион25при 1. Коробка перемены передач трансвключенном фрикционе б. В этом случае портного средства. содержащая входной, крутящий момент, подводимый к входному промежуточные и выходнои валы с уставалу 2, через включенный фрикцион 6 шес- 25 новленными на них шестью муфтами и терню передается на шестерню 15 вала 7, шестернями, шесть из которых установлес которой вследствие зацепления шестерен ны на валах с возможностью вращения или

15-16 передается через включенный фрик- соединения с корпусами упомянутых муфт, стерен 21-20-22. цион 25 на входной вал 23 посредством ше- прйчем í".,двух валах короб " кор кй йередач уста30 новлено по две муфты, связанных корпусаПри включении 3 передачи переднего ми, а на одном из корпусов сдвоенйых муфт

1,п хода 1-го диапазона включается фрикцион установлена шестерня, кроме того, о а

9,при включенном фрикционеб. Притаком шестерен коробки установлена на отдельвключении управляемых элементов крутя-. ной осидля изменения направленйя вращещий момент передается аналогично как для 35 ния, а другая жестко связана с выходным

1 передачи к первому промежуточному валу 7 валом, отличающаяся тем, что, с целью короЬки передач, далее подводится посред- " повышения надежности и эффективности ством зацепления шестерен 11-13-18, где коробки передач путем снижения окружных шестерня 15 первой передачи работает как скоростей дисков фрикционных му т, паразитная, к включенному фрикциону 19. 40 уменьшения числа зацеплений и возможнозатем крутящий момент через вал 17, зацеп- го увеличения количества йереда«, корпус ление шестерен 20-22 передается на выход- всех Муфт связаны с соответствующими ваной вал 23.

Ъ лами, упомянутый вал со сдвоенными муфПри включении И передачи переднего тами, на корпусе которых установлен хода при включенном фрикционе 19 вклю- 45 зубчатый венец, является входным и связан чается фрикцион 9 переднего хода 2-го с вторым валом со сдвоеннь«ми муфтами диапазона, при этоМ крутящий момент, под- через шестерни, закрепленные на первом водимый к входному валу 2 к.п., за счет . промежуточном валу, по двум кинематичезацепления зубчатого венца 10 на корпусе ским цепочкам, одна из которых включает фрикционов 5 и б с шестерней 8, через вклю-" 50 упомя нутую шестерню изменения навравченный фрикцион передается на аап 7 и ления вращения, помимо этого первый далее аналогично, как при включении 111 пе- . промежуточный вал имеет шестерню, зацепленную с шестерней, установленной на редачи.

Передачи заднего хода получаются при корпусе муфт входного вала, и муфту для ее включений фрикциона 5 и соответствующих 55 соединения с валом, а второй вал со сдвоенфрикционов 1. 11, 111 передач — 24, 25 и 19. ными муфтами выполнен с закрепленной на

Крутящий момент снимается с шестерен 3 и нем шестерней, связанной с шестерней далее через паразитную шестерню 12 под- выходного вала через шестерню, закрепводится к валу 7, с которого момент переда- ленную на втором промежуточном валу, ется через шестерни 9-11-13-21-20-22 — для причем на этом валу установлена с воз1782782

CPgg g

Составитель А. Шмагин

Техред М.Моргентал Корректор С. Патрушева

Редактор Т. Иванова

Заказ 4480 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 1И можностью вращения шестерня, кинематически связанная рядом зубчатых передач с одной иэ шестерен входного вала, и установлена муфта для соединения шестерни с валом.. 5

2. Коробка перемены передач по п.1, о т "л и ч а ю щ"а я с я тем, что Йередаточное отношение между шестерней входното вала, обеспечивающей изменение направления вращения, и шестерней второго промежуточного вала, соединенной с валом муфтой, равно передаточному отношению между второй шестерней входного вала и шестерней второго вала, соединяемых с соответствующими валами муфтами, и находится в пределах 0,9-1,1.

Коробка перемены передач транспортного средства Коробка перемены передач транспортного средства Коробка перемены передач транспортного средства Коробка перемены передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх