Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач, Коробка передач содержит корпус 1, входной 2, промежуточный 3 и выходной4 валы. Насоосно расположенных входном и выходном валах свободно установлены шестерни 5-10, на оси 11 установлен блок шестерен 12 и 13 заднего хода, на промежуточном валу также свободно установлены шесть шестерен, причем по краям они объединены в блоки, Шестерни 14 и 15 соединены трубчатым валом 16, шестерни 15-18 отдельные и шестерни 19 и 20 соединены трубчатым валом 21. На выходе входного вала закреплена ступица 22 с муфтой 23 переключения передач. Муфты 24 и 25 включения противоположного действия соединены поводком 26, аналогично устроены еще два блока переключения передач 27-29 и 30-32. Эти блоки расположены между средними шестернями. На выходе выходного вала закреплена ступица 33 с муфтой 34. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕ ГСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 17!08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ ГЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

° ю

tw

Ф (21) 4739493/11 (22) 25.09.89 (46) 07.11.92. Бюл. М 41 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В,И,некрасов (56) Авторское свидетельство СССР

М 1717419, кл, В 60 К 17/08, 1989, (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач, Коробка передач содержит корпус 1, входной 2, промежуточный 3 и выходной 4 валы, На соосно расположенных

„„5UÄÄ 1773747 А1 входном и выходном валах свободно установлены шестерни 5 — 10, на оси 11 установлен блок шестерен 12 и 13 заднего хода, на промежуточном валу также свободно установлены шесть шестерен, причем по краям они обьединены в блоки, Шестерни 14 и 15 соединены трубчатым валом 16, шестерни

15-18 отдельные и шестерни 19 и 20 соединены трубчатым валом 21, На выходе входного вала закреплена ступица 22 с муфтой

23 переключения передач. Муфты 24 и 25 включения противоположного действия соединены поводком 26, аналогично устроены еще два блока переключения передач 27 — 29 и 30 — 32, Эти блоки расположены между средними шестернями. На выходе выходного вала закреплена ступица 33 с муфтой 34.

3 ил.

1773747

55 передаче

Изобр-..тн IMe относится K машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов, Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач.

На фиг,1 изображена схема трехвальной 16-ступенчатой КП на 1-й передаче; на фиг.2 показаны схемы передачи крутящего моментг на различных передачах с обозначениями положения муфт; на фиг.3 приведена лучевая диаграмма l6 передач переднего хода (справа) и 15 передач заднего хода (слева), В корпусе коробки передач (КП) 1 (фиг. 1) установлены на опорах первичный 2, промежуточный 3 и вторичный 4 валы, Шестерня 5 свободно установлена на первичном валу 2, шестерни 6 — 10 — на вторичном валу

4. На оси 11 расположен блок шестерен 12 и 13 заднего хода, На промежуточном валу (оси) 3 размещены блок шестерен 14 и 15, соединенных трубчатых валом 16; шестерни

17 и 18; блок шестерен 19 и 20, соединенных трубчатым валом 21. На выходе первичного вала 2 закреплена ступица 22 с муфтой 23 переключения передач, На вторичном валу

4 между шестернями 6 и 7 установлена муфта 24 включения передач, напротив нее на промежуточном валу расположена муфта

25 противоположного состояния, Муфты взаимосвязаны поводком 26, аналогичные муфты и поводки 27 — 29 и 30 - 32 размещены между шестернями 7, 8 и 8, 9, На выходе вторичного вала 4 закреплена ступица 33 с муфтой 34 переключения передач, Работает КП следующим образом, 1-я передача.

Муфты (см. фиг.2 вверху) 23 (А), 24 и 25 (В), 34 (Е) в левом положении (Л), муфты 27и

28 (С), 30 и 31 (0) в правом положении (П).

Крутящий момент передается (см. фиг.1) от первичного вала 2 через ступицу

22, муфту 23, шестерни 5 и 20, трубчатый вал

21, шестерни 13 и ",. муфты 24, шестерни 7 и 18, муфту 25, шестерню 17, муфту 31, шестерни 15 и 9, на муфту 34, ступицу 33 и вторичный вал 4.

На фиг.3 эта передача отражена в логарифмах передаточных чисел пар шестерен.

Из центра диаграммы (т. 2 соответствует валу 2) — отрезок 5 — 20 направо круто вверх до пунктирной линии 3, соответствующей промежуточному валу; далее в сторону линии 4 (вторичный вал) — отрезок 19- 6 положе .первого отрезка, далее вправо горизонтальный отрезок 7 — 18 к пунктирной линии 3 (промежуточный вал), последний отрезок 15 — 9 направлен влево круто вверх к линии 4 (вторичный вал). Горизон5

35 тальный отрезок 7 — 18 указывает на передаточное число 0 = 1, отрезок, направленный вверх указывает на замедляющую передачу U > 1. Чем круче отрезок, тем выше передаточное число, Если отрезок направлен вниз, передача ускоряющая: U < 1.

2-я передача.

Муфты 27 и 28 (С) переводят из правого положения в левое.

Крутящий момент до муфты 24 передается как на 1-й передаче, затем по шестерне

7, муфте 27, шестерням 8 и 17 на муфту 31 и далее — как на 1-й передаче.

3-я передача.

Муфты 27 — 28 из левого положения перемещают в правое — зти муфты срабатываюг при каждом переключении передач.

Муфты 24 и 25 (В) перемещают из левого положения в правое (см, фиг.2) — эти муфты срабатывают через два переключения передач.

Крутящий момент передается от первичного вала 2 через ступицу 22, муфту 23, шестерни 5 и 20, трубчатый вал 21, муфту 25, шестерню 18, муфту 28, шестерню 17, муфту

31, шестерни 15 и 9 на муфту 34, ступицу 33 и вторичный вал 4.

4-я пер дача, Крутящий момент передается до муфты

25 как на 3-й передаче. далее по шестерням

18 и 7 до муфты 27 и далее — как на 2-й передаче.

5-я передача.

Муфты 24 — 25 (В) и 27 — 28 (С) работают, как было описано ранее, муфты 30 и 31 (0) переводят из flp38oco положения в левое— они срабатывают через четыре переключения.

Крутящий момент передается до муфты

28 как на 1-й передаче, далее по шестерням

17 и 8 на муфту 30, по шестерне 9 на муфту

34, ступицу 33 и вторичный вал 4.

6-я передача.

Крутящий момент до муфты 24 передается как на 1,2 и 5-й передачах, далее по шестерне 7, муфте 27, шестерне 8, муфте 30 и далее как на 5-й передаче, 7-я передача, Крутящий момент до муфты 28 передается как на 3-й передаче, затем по шестерням 17 и 8 и далее — как на 5-й передаче, 8-я передача.

Крутящий момент передается до муфты

27 как на 4-й передаче, далее — как на 6-й

9-я передача.

Муфты В,C и 0 работают как описано ранее, муфту 23 (А) переводят из левого положения в правое — она срабатывает через восемь переключений передач, 1773747

Крутящий момент передается от первичного вала 2 через ступицу 22, муфту 23 переключения, шестерню 6, муфту 24, затем по шестерням 7 и 18 и далее — как на 1-й передаче. 5

10-я передача.

До муфты 24 момент передается как на

9-й передаче, затем по шестерне 7 на муфту

27 и далее — как на 2-й передаче, 11-я передача, 10

От первичного вала 2 через ступицу 22, муфту 23 момент гтередается на шестерни

6 и 19, муфту 25 и далее — как на 3-й передаче.

12-я передача. 15

До муфты 25 момент передается как на

11-й передаче, затем по муфте 25 и далее— как на 4-й передаче.

13-я передача.

До муфты 28 момент передается как на 20

9-й передаче, от муфты 28 — как на 5-й передаче.

14-я передача — прямая.

До муфты 24 как на 10-й передаче, после муфты — как на 6-й передаче. 25

15-я передача.

До муфты 25 момент передается как на

11 и 12-й передачах, после муфты — как на

7-й передаче, 16-я передача 30

До муфты 25 момент передается, как и на предыдущей передаче, после муфты — как на 8-й передаче, Из схем фиг.2 видно, что выделяются два блока передач 1 — 8 и 9 — 16. Они отли- 35 чаются только положением муфты 23 (А), работой двух пар шестерен 5 и 20, 6 и 19, остальные элементы одинаковы: 1-я передача соответствует 9-й, 2-я — 10-й и т.д.

Задний ход. 40

Переводят муфту 34 (Е) из левого положения в правое, с промежуточного вала 3 на вторичный вал 4 крутящий момент передается через шестерни 14, 13, 12 и 10.

Сопоставление левой и правой частей 45 лучевой диаграммы (см, фиг.3) указывает на одинаковую картину передачи крутящего момента на низших передачах. 1-я передача переднего хода соответствует 1-й передаче заднего хода, 2-я — И-й, 3-я — I ll-й, 4-я — И-й,. 50

9-я — IX-й, 10-я — X-й, 11-я — Xl-й; 12-я — XI I-й, отличие только в заклю <ительной стадии— вместо шестерен 15 и 9 работают шестерни

14, 13, 12 и 10, V задний ход. 55

Крутящий момент от первичного вала 2 через ступицу 22, муфту 23, шестерни 5 и 20, трубчатый вал 21, шестерни 19 и 6, муфту

24, шестерни 7 и 18, муфту 28, шестерни 17 и 8, муфту 30, шестерни 9 и 15, трубчатый вал 16, шестерни 14 и 13, 12 и 10 передается муфтой 34 на ступицу 33 и вторичный вал 4.

Это также соответствует левой части схемы 5-й передачи (см. фиг,2), но на выходе дополнительно появляются ряды шестерен

9 и 15, 14 и 13, 12 и 10.

Аналогично, кроме укаэанных выше рядов шестерен, образуются и другие передачи заднего хода: И передача заднего хода соответствуе, 6-й передаче переднего хода, VII — 7-й, VIII — 8-й, XIII — 13, Xiv — 15, XV—

16.

Подобные коробки передач целесообразно применять на инженерных тягачах типа МАЗ-538 и промышленных тракторах.

Применение блока шестерен заднего хода повышает долговечность работы этих шестерен. Все отмеченное расширяет эксплуатационные возможности техники, Формула изобретения

Коробка передач, содержащая соосно входной и выходной валы, промежуточный вал, установленные на валах с возможностью вращения шестерни, расположенную на входном валу трехпозицианную муфту для выборочного соединения с ним распо- ложенных по обе стороны шестерен входного и выходного валов, зацепленных с двумя объединенными в первый блок шестернями промежуточного вала, расположенную на противоположном конце выходного вала трехпозиционную муфту для выборочного соединения с ним двух крайних шестерен, первая из которых зацеплена с одной из двух объединенных во второй блок шестерен промежуточного вала, а вторая имеет с другой шестерней этого блока кинематическую связь, при этом между блоками шестерен на промежуточном и выходном валах установлена пара находящихся в зацеплении шестерен, а по обе стороны от нее расположены по две связанных поводками двухпоэиционных муфт, о т л и ч а ющ а я с я тем, что. с целью расширения кинематических возможностей путем уве-" личения числа передач, коробка передач содержит дополнительную пару находящихся в зацеплении шестерен, установленных на промежуточном и выходном валах с возможностью вращения и выборочного соединения с расположенными по обе стороны шестернями, причем соединение с шестернями, расположенными с одной стороны, осуществлено посредством упомянутых двухпозиционных муфт, а для соединения с шестернями, расположенными по другую сторону на промежуточном и выходном валах, установлены две дополнительные двухпозиционные муфты, связанные поводком, 1773747 уЯ у л РФ ю еР

1, а вторая шестерня выходного вала с вторым блоком шестерен промежуточного вала кинематически связана посредством установленных на оси двух паразитных шестерен.

1773747

Составитель С. Белоусько

Редактор Б, Федотов Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н. Кешеля

Заказ 3898 Тираж Подписное .ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх