Коробка передач

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач . Коробка передач содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы. На входном валу свободно установлены шестерни 4-9, причем две последние объединены в блок трубчатым валом 10; аналогично на вторичном валу установлены шестерни 11-16 и две последние объединены трубчатым валом 17. На входе входного вала закреплена ступица 18 с муфтой 19 переключения передач , а на выходе выходного вала - аналогичные элементы 20 и 21. Между средними шестернями первичного вала расположены муфты 22-24 включения. Аналогичные муфты 25-27, но в противоположном состоянии, расположены на вторичном валу. Муфты попарно соединены поводками 28-30. Задний ход обеспечивается шестернями 31 и 32, объединенными в блок валом 33, расположенным на оси 34. 3 ил. у И

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

ССЦИАЛИСТИ (ЕСКИХ а СПУБЛИК (s(>s В 60 К 17 08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫ i ИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОГ1 ИСАН И Е И ЗОБ РЕТ Е Н Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4739492! 11 (22) 25,09,89 (46) 07,11,92, Бюл. К 41 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В.И.Некрасов (56) Авторское свидетельство СССР (ч. 1717418, кл, В 60 К 17/08, 1989. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов. Цель(о изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач, Коробка передач содер>кит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы. На входном

„., 5U„„1773746 А1 валу свободно установлены шестерни 4 — 9, причем две последние объединены в блок трубчатым валом 10; аналогично на вторичном валу установлены шестерни 11-16 и две последние объединены трубчатым валом 17. На входе входного вала закреплена ступица 18 с муфтой 19 переключения передач, а на выходе выходного вала — аналогичные элементы 20 и 21. Между средними шестернями первичного вала расположены муфты 22 — 24 вкл(очения, Аналогичные муфты 25-27, но в противоположном состоянии, располо>кены на вторичном валу. Муфты попарно соединены поводками 28 — 30. Задний ход обеспечивается шестернями 31 и 32, объединенными в блок валом 33, расположенным на оси 34. 3 ил.

1773746

Изобретение относится к машиностроение и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов.

Целью изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач, На фиг,1 изображена схема двухвальной 16-ступенчатой КП на 3-й передаче переднего хода; на фиг,2 показаны схемы передачи крутящего момента на 16 передачах переднего хода (в верхней части буквами А...Е обозначены муфты, а буквами Л и

П указано левое или правое положение муфт на данных передачах); на фиг.3 приведена лучевая диаграмма в логарифмах передаточных чисел, где в правой части показаны

16 передач переднего хода, а в левой части

13 передач заднего хода.

В корпусе КП 1 установлены на опорах первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу 2 свободно установлены шестерни

4 — 9, причем шестерни 8 и 9 объединены в блок трубчатым валом 10. На вторичном валу 3 свободно установлены шестерни 11 — 16, шестерни 15 и 16 объединены в блок трубчатым валом 17, На входе первичного вала закреплена ступица 18 с муфтой 19 переключения передач, на выходе вторичного вала также закреплена ступица 20 с муфтой 21 переключения передач. Между средними шестернями первичного вала расположены муфты 22-24 включения, напротив них расположены аналогичные муфты

25-27, но в противоположном положении, муфты попарно 22-25, 23 — 26, 24 — 27 соединены поводками 28 — 30. Крайние шестерни

9 и 11 вэаимозэцеплены через шестерни

31 — 32 заднего хода, объединенные в блок трубчатым валом 33, этот блок установлен на оси 34, Работает КП следующим образом.

1-я передача

Муфты 19(A) и 21(Е) находятся в левом положении (Л), а муфты 22. 25(В), 23, 26(С), 24, 27(0) — в правом положении (П) (cM,ôèã.2 вверху).

Крутящий момент передается (см.фиг.1) от первичного вала 2 через ступицу 18, муфту 19, шестерни 4 и 16, трубчатый вал 17, шестерни 15 и 5, муфту 22, шестерню 6, муфту 23, шестерню 7, муфту 24, шестерни

8 и 12 на муфту 21, ступицу 20 и вторичный вал 3.

На фиг.3 справа эта передача изображена от т.2 в центре (соответствует первичному sany к линии 3 (вторичный вал) крутым отрезком направо вверх 4-16 (пара шестерен), далее пологий отрезок направо 15 — 5 и крутой отрезок налево вверх 8 — 12. Если отрезок горизонтальный, например 14 — 6, передаточное отношение U = 1, если отрезок направлен вверх, передача замедляющая—

U >1. Чем круче отрезок, тем больше передаточное число. Если отрезок направлен

5 вниз, передача — ускоряющая U< 1.

2-я передача

Муфты 22 и 25(В) перемещают из правого положения в левое, До вала 17 момент передается как на 1-й передаче, затем по

10 шестерне 15, муфте 25, шестернями 14 и 6, на муфту 23 и далее как на 1-й передаче, 3-я передача

Муфта 22 и 25(B) срабатывают при каждом переключении передач, а муфты 23 и

15 26(С) — через два переключения, На третьей передаче муфты С перемещают из правого положения в левое, Крутящий момент передается до муфты

22 как на 1-й передаче, затем по шестерням

20 6 и 14, муфте 26, шестерням 13 и 7, муфте 24 и далее как нэ 1-й и 2-й передачах.

4-я передача

До муфты 25 момент передается как на

2-й пере,1аче, затем по шестерне 14, муфте

25 26 и далее как на 3-й передаче.

5-я передача

Если муфты В срабатывают при каждом переключении, муфты С вЂ” после каждых двух передач, то муфты 24 и 27(D) сраба30 тывают после каждых четырех передач, Муфты D перейдут из правого положения в левое.

Момент до муфты 23 передается как на

1-й передаче, затем по шестерням 1 и 13—

35 на муфту 27(D) по шестерне 12 и далее как на предыдущих передачах.

6-я передача

До муфты 23 момент передается как на

2-й передаче, от муфты — кэк на 5-й переда40 че.

7-я передача

До муфты 26 момент передается как на

3-й передаче, далее по шестерне 13,муфте

27, шестерне 12 и далее как на 5 и 6-й пере45 дачах.

8-я передача

До муфты 26 момент передается как на

4-й передаче, далее — как на 7-й передаче, 9-я передача

50 Через восемь передач срабатываетмуфта 19 (А) из левого положения в правое.

Крутящий момент передается от первичного вала 2 через ступицу 18, муфту 19, шестерню 5, муфту 22 и далее — как на 1-й

55 передаче.

10-я передача

Момент передается от первичного вала

2 через ступицу 18, муфту 19, шестерни 5 и

15 на муфту 15 и далее — как на 2-й передаче.

11-я передача

1773746

До муфты 22 момент передается как MB

9-й передаче, далее — как на 3-ей передаче.

12-я передача

До муфты 25 момент передается как на

10-й передаче, далее — как на 4-й передаче.

13-я передача

До муфты 23 момент передается как на

9-й передаче, далее — как на 5-й передаче.

14-я передача

До муфты 23 момент передается как на 10

10-й передаче, далее — как на 6-й передаче.

15 передача

До муфты 26 момент передается как на

11-й передаче, далее — как на 7-й передаче.

16-я передача

До муфты 26 момент передается как на

12-й передаче, далее — как на 8-й передаче.

Из схем фиг.2 видно, что выделяются два блока передач 1 — 8 и 9 — 16. Они отличаются только положением муфты 19(А), работой двух пар шестерен 4 и 16, 5 и 15, остальные элементы одинаковы: 1-я передача соответствует 9-й, 2-я — 10-й и т.д, Задний ход

Муфту 21(Е) переводим из левого положения в правое — в работу вместо шестерен 8 и 12 включаются шестерни 9 и 31, 32 и 11, Сопоставление левой и правой частей лучевой диаграммы (см, фиг.3) указывает на одинаковую картину передачи крутящего момента на низших передачах, 1-я передача заднего хода соответствует 1-й передаче переднего хода, 11-2-й, lll — З-й, IV — 4-й, Vill—

10-й, 1Х вЂ” 11-й и X — 12-й.

V задний ход

Крутящий момент от первичного вала 2 через ступицу 18, муфту 19, шестерни 4 и

16, вал 17, шестерни 15 — 5, муфту 22, шестерни 6 — 14, муфту 26, шестерню 13, муфту 27, шестерни 12 — 8, вал 10, шестерни 9-31, вал

33, шестерни 32 — 11 передается на муфту 21, ступицу 20 и вторичный вал 3, Это соответствует правой части схемы

7-й передачи(см, фиг.3), но на выходедополнительно появляются ряды шестерен 12 — 8 и 9 — 31, 32 — 11.

Аналогично, кроме указанных выше рядов шестерен, образуются и другие передачи заднего хода: Vl — 8-й, XI — 13-й, XII — 15-й и XI I I — 16-й.

Vll задний ход

Крутящий момент передается до муфты

24(0) как на 9-й передаче переднего хода, далее по шестерне 8, валу 10, шестерням 9 и 31, валу 33, шестерням 32 и 11, на муфту

21, ступицу 20 и вторичный вал 3.

Подобные КП целесообразно применять на инженерных тягачах типа МА3-538 и промышленных тракторах. Применение блока шестерен заднего хода повышает долговечность работы этих шестерен, Все отмеченное расширяет эксплуатационные возможности техники.

Фдрмула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, установленные на валах с возможностью вращения шестерни, трехпозиционную муфту входного вала для выбранного соединения с ним двух крайних шестерен, зацепленных с объединенными в блок шестернями входного вала, трехпозиционную муфту выходного вала для выборочного соединения с ним двух крайних шестерен, первая из которых зацеплена с одной из двух объединенных в блок шестерен выходного вала, а вторая имеет с другой шестерней упомянутого блока кинематическую связь, при этом между блоками шестерен на входном и выходном валу установлена пара находящихся в зацеплении шестерен, а по обе стороны от нее расположены по две связанных поводками двухпозиционные муфты, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем увеличения числа передач, коробка передач содержит дополнительную пару находящихся в зацеплении шестерен, установленных на валах с возможностью вращения и выборочного соединения с расположенными по обе стороны шестернями, причем соединение с шестернями, расположенными с одной стороны, осуществлено посредством упомянутых двухпозиционных муфт, а для соединения с шестернями, расположенными по другую сторону, установлены дополнительно две двухпозиционные муфты, связанные поводком, а вторая шестерня выходного вала с блоком шестерен входного вала кинематически связана посредством установленных на оси двух паразитных шестерен.

1773746

A ю с ю

Л 7

1773746

Составитель С. Белоусько

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор H. Кешеля

Редактор Б, Федотов

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Закаэ 3898 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх