Лепестковый газодинамический подшипник

 

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

isiis F 16 С 27/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4948259/27 (22) 24.06.91 (46) 30,12.92. Бюл, М 48 (71) Научно-производственное объединение

"Н.вука" (72) Е,П.Маханьков, П.И.Баранов, А, Н.

Брагин и В,Г. Иванников (56) Брагин А,Н., Требухин В,М, и Агафонов

А.Р; Лепестковые газовые подшипнйки турбомашин. М,: Наука, 1984, с.96. (54) ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к машиностроению, в частности к лепестковыми газодинамическим подшипникам.

Целью изобретения является повышение надежности и увеличение ресурса работы лепестковых газодинамических подшипников.

На фиг, 1 изображен лепестковый газодинамический подшипник с дополнитель ным комплектом лепестков, поперечный разрез; на фиг. 2 — развертка втулки, фрагмент; на фиг. 3 — дополнительный лепесток; на фиг. 4 — фрагмент лепестка с переменной продольной жесткостью; на фиг. 5 — фраг-.. мент лепестка с переменной поперечной жесткостью; на фиг. 6 и 7 — лепестки с цилиндрической поверхностью; на фиг. 8 — лепестковый газодинамический подшипник С двумя комплектами дополнительных лепестков, поперечный разрез.

Лепестковый газодинамический подшипник содержит втулку 1 с равномерно

„„5U„„ 1784768 А1 (57) Использование: в быстровращающихся роторах для повышения надежности и увеличения ресурса, Сущность: при работе подшипника вусловйях вибрации дополнительные лепестки упруго деформируются.

Относительное смещение сопрягаемых поверхностей дополнительных лепестков с поверхностями втулки и основных лепестков сопровождается возникновением сил трения, что вызываетдемпфирование колебаний цапфы. Одновременно изменение жесткости дает амортизирующий эффект, В результате увеличивается виброустойчивость подшипника, 10 з,п.ф-лы, 8 ил. расположенными по окружности со стороны внутренней цилиндрической поверхности пазами 2 и лепестками 3 с хвостовиками 4, расположенными в пазах 2. Подшипник снабжен по меньшей мере одним комплектом равномерно расположенных по окружности между втулкой 1 и основными лепестками 3 дополнительных лепестков 5, на входной и выходной кромках каждого из которых выполнень. размещенные в пазах 2 втулки 1 хвостовики 6, при этом длина дополнительного лепестка 5 больше или равна длине дуги на внутренней цилиндрической поверхности втулки 1 между соседними пазами 2; а количество дополнительных лепестков 5 меньше или равно количеству основных лепестков 3, Дополнительные лепестки 5 могут быть выполнены либо с переменной продольной жесткостью, либо с переменной поперечной жесткостью. Лепестки 5 в комплекте могут быть выполнены как равножесткими, так и с неравной жест1784768

3 костью. Они могут иметь цилиндрическую сти и увеличения ресурса, он снабжен по форму с различными радиусами цилиндри- меньшей r4epe одним комплектом равноческой поверхности. Лепестки 5 в комплек- мерно расположенных по окружности межте могут иметь различную длину и могут ду втулкой и основными лепестками быть выполнены из.материала с различны- 5 дополнительных лепестков, на входной и ми коэффициентами теплового расшире-. выходной кромках каждого из которых вы-. ния. Лепестки 5 дополнительного "комп- .. полнены. размещеннйе в пазах втулки хво- лекта и основные лепестки М могут быть стовики, при этом длина дополнительного выполнены изматериаловсразличнымико- лепестка больше или равна длине дуги по эффициентами теплового расширения, Ле-,10 внутренней цилиндрической поверхности пестковый газодинамическии подшипник между соседнйми пазами, а количество доможет бьвгь снабжен двумя комплектами до- . полнительных лепестков меньше или равно. полнйтельных лепестков 5, концентрично . количеству основных лепестков; установленными между втулкой 1 и основ- 2. Подшипник по и. 1, ото и ч а ю щи й. ными лепестками 3. -,,;:::. :;:::: 15 с я тем, что дополнительные лепестки вы- .

При работе в условиях вибрации де- полнены с переменной продольной жесткомпфирование колебаний в лепестковом ra- - стью. зодинамическом йодшипнике достигается 3, Подшипник по й. 1, о т п и ч а е щ и йза счет деформации дополнительных лепе-: с я тем, что дополнительные лепесткй выстков 5 при относительном смещении их 20 полнены с переменной поперечной жесткоповерхностей сопрягаемых с поверхностя- . стью. ми втулки.1 и основных лепестков 3, сопро- . 4. Подшипник по и, 1, î t л и ч а ю щ и йвождающймся возникйовением сил трения. с я тем, что лепестки коМплекта выполнены

Предлагаемое соотношение длин лепестков," равножесткими.

3 и 5 основного и дополнительного комплек- 25 5. Подшипник по и, 1, о т л и ч а ю щ и йтов создает условия для повйшения плотно-,.:: с я тем, что лепестки комплекта выполнены сти их"прилегания друг к другу, что с неравной жеСткостью, усиливает демйфирование в направлении 6. Подшйпник по и. 1, о т л и ч а"ю щ и йвибрации. Изменение жесткости дополни- с я тем, что лепестки комплекта выполнены тельных лепестков 5 в продольном и попе- 30 цилиндрической формы; речной направлениях увеличивает их 7. Подшипник по п. 1, о тл и ч a e щ и йнесущую способность в этих йаправлениях.: с i тем, что лепестки комплекта выполнены

Посредством измененияжесткости, формы с различными радиусами цилиндрической и. материала дополнительных лепестковых поверхности. элементов 5 можно достигатьтребуемой де- 35 8, Подшипник по и, 1, о т л и ч.а ю щи ймпфирующей способности подшипника. с я тем, что лепестки комплекта имеют разТаким образом, предлагаемое техниче- личную длину. ское.решение позволяет существенно уве- 9. Подшипник по и. 1, о т л и ч а ю щи йличить демпфирующие и амортизирующйе . с я тем, что лепесткй комплекта выполнены свойства лепесткового газодинамического 40 иэ материалов с различными коэффициенйодшипника, повйшая этим его надежность тами теплового расширения. иресурсработы, .: . 10,Подшийник по п.1, отличаюшийся тем, что лепестки комплекта и

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я основные лепестки выполнены иэ материа1. Лепестковый газодинамический под- 45 лов с различными коэффициентами теплошипник, содержащий втулку с равномерно вого расширения. расположенными flo окружности с0 сторо-, 11, Подшипник по ll, 1, о т л ич а юны внутренней цилиндрической поверхно- шийся тем. что он снабжен двумя компсти пазами и лепестками с хвостовиками, лектами дополнйтельных лепестков, конрасположенными в пазах, о т л и ч а ю щ и й- 50 центрйчио установленными между втулкой с я тем, что, с целью повышения надежно- и основными лепестками.

1784768

° .Йг

Фиг,2.

1784768

Фиг.8.

Составитель Г,Иванников

Техред М.Моргентал. Корректор O.Юрковецкая

Редактор

Заказ 4355 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Фиг.7.

1 2Ф 7 > Х 8 У/

Лепестковый газодинамический подшипник Лепестковый газодинамический подшипник Лепестковый газодинамический подшипник Лепестковый газодинамический подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к изготовлению лепестковых газодинамических опор для высокооборотных турбомашин
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в радиальных опорах с газовой смазкой
Наверх