Способ определения значений газодинамических параметров лопаточных и турбомашин

 

Использование: испытание лопаточных машин. Сущность: в процессе испытания лопаточной машины производится измерение величины радиального зазора между ротором и статором. Определяется величина первой производной по времени указанного зазора. После того, как величина производной стабилизируется, около нулевого значения производится измерение параметров машины. 2 ил.

СОЮЗ СО В ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

{si)s 6 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4815092/06 (22) 05.03,90 (46) 30,04,93, Бюл. № 16 (71) Самарский политехнический институт им.В.В.Куйбышева и Самарский моторный завод (72) В.Н.Нестеров, И.Г.Нестерова, В.M.Áåëкин, В.Н.Пинес и Ю,И.Медянов (56) Кеба И.Б. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. M.. Транспорт, 1980, с.53.

Авторское свидетельство СССР

¹ 987443, кл. G 01 М 15/00, 1983.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1121594, кл. G 01 М 15/00, 1984.

Изобретение относится к авиадвигэтелестроению и может быть использовано для идентификации газодинамических параметров при испытаниях осевых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей.

Цель изобре-.ения — повышение достоверности результатов за счет обеспечения их сопоставимости для разных изделий, стендов и режимов.

На фиг.1 представлены кривые, иллюстрирующие изменения зазора и его первой производной; на фиг,2 — структурная схема устройства, реализующего заявленный способ.

Устройство содержит датчики 1,2 и 3, соответственно, температуры, давления и радиального зазора, установленные в соответствующих точках объекта 4, подлежащего идентификации. Датчики 1 и 2 подключены через соответствующие измерительные преобразователи 5 и 6 к коммутаторам 7 и 8, выходы которых подключены ко входам регистрирующего устройства 9.

513, 1812475 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ

ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЛОПАТОЧНЫХ И ТУРБОМАШИН (57) Использование; испытание лопаточных машин. Сущность: в процессе испытания лопаточной машины производится измерение величины радиального зазора между ротором и статором. Определяется величина первой производной по времени указанного зазора. После того, как величина производной стабилизируется, около нулевого значения производится измерение параметров машины. 2 ил, Выход датчика 3 радиального зазора через соответствующий измерительный преобразователь 10 подключен ко входу дифференцирующего устройства 11, выход которого подключен ко входу устройства 12 управления, а выход устройства управления 12 подключен к управляющим входам коммутаторов 7 и 8. Устройство управления

12 состоит иэ последовательно включенных выпрямителя 13, компаратора 14, формирователя 15, выход которого через инвертор 16 подключен к S-входу и напрямую- к R-входу. триггера 17, выход которого является выходом устройства 12 управления.

Устройство работает следующим образом.

При изменении радиальных зазоров д информация с датчика 3 радиального зазора через измерительный преобразователь 10 поступает на вход дифференцирующего устройства 11, на выходе которого сигн".ë i1 характеризует скорость изменения радиальных зазоров. Если эта скорость не стаби1812475 рактеризующая значения газодинамических параметров объекта 4в стационарном режиме его работы.

Применение предлагаемого изобретения позволяет повысить достоверность получаемых результатов за счет обеспечения их сопоставимости для разных режимов, изделий и стендов.

Формула изобретения

10 фиг. $.

Фиг.2.

Составитель В.Нестеров

Техред ММоргентал Корректор H.Êåøåëÿ

Редактор

Заказ 1572 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 лизирована около нулевого значения, то выпрямленный однополярный сигнал с выхода выпрямителя 13 переводит компаратор 14 в состояние высокого напряжения на выходе. Этот сигнал поступает на вход формирователя 15, согласующего по уровням сигналы на выходе компаратора 14 с сигналами на входах инвертора 16 и триггера 17.

В результате, на выходе триггера 17 обеспечивается сигнал низкого уровня, который при поступлении на управляющие входы коммутаторов 7 и 8 не обеспечивает коммутации измерительных преобразователей 5 и

6 со входами регистрирующего устройства

9. Если скорость д изменения радиальных зазоров стабилизировалась около нулевого значения (стационарный режим), компаратор 14 меняет свое состояние, на $-вход триггера 17 поступает сигнал высокого уровня, на R-вход — сигнал низкого уровня, и триггер 17 опрокидывается. В результате, сигнал высокого уровня с его выхода е6еспечивает срабатывание коммутаторов 7 и 8, и на вход регистрирующего устройства 9 с датчиков I и 2 поступает информация, хаСпособ определения значений газодинамических параметров лопаточных и турбомашин путем их измерения в соответствующих точках газовоздушного

15 трактамашин,отличающийся тем,что, с целью повышения достоверности, дополнительно измеряют радиальный зазор между внутренней поверхностью статора и лопатками ротора или между поверхностью

20 ротора и лопатками направляющего аппарата статора, формируют сигнал первой производной по времени радиального зазора, а измерение параметров производят с момента стабилизации производной около

25 нулевого значения.

Способ определения значений газодинамических параметров лопаточных и турбомашин Способ определения значений газодинамических параметров лопаточных и турбомашин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к эксплуатации авиационной техники и может быть использовано при диагностировании газотурбинных двигателей со свободной турбиной

Изобретение относится к способам определения мощности двигателей внутреннего сгорания и, в частности, двигателей тракторов с гидротрансформаторами

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх