Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: позволяет повысить информативность стенда при исследовании дизеля за счет обеспечения возможности определения на нем амплитудно-частотной характеристики. После запуска дизеля на обмотку возбуждения электротормоза подается посредством автотрансформатора , трансформатора, выпрямителя , сглаживающего фильтра напряжение постоянного тока, а на обмотку возбуждения подается посредством магнитного усилителя от генератора синусоидальное напряжение различной частоты, но одинаковой амплитуды. На валу электротормоза появляется момент, величина которого пропорциональна сумме напряжений, приложенных к обмоткам возбуждения, На выходах датчика момента и преобразователя перемещения рейки топливного насоса появляются сигналы из постоянной составляющей и синусоидальной составляющей. Синусоидальные составляющие этих сигналов выделяются элементами и преобразуются преобразователями амплитудного значения в напряжение постоянного тока, уровень которого практически равен амплитуде подаваемого на эти преобразователи напряжения. Полученные сигналы подаются на делитель, выходной сигнал которого pern- стрируется прибором. Изменяя частоту выходного сигнала генератора, с помощью прибора регистрируют сигналы, по значениям которых строится амплитудно-частотная характеристика дизеля. 6 ил. С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 6 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4828083/06 (22) 22.05.90 (46) 30,04.93. Бюл. hb 16 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) В.В.Геращенко и В.B.Êóïðèÿí÷èê (56) Куприянчик В.В. и Геращенко В.В.

Стенд для воспроизведения колебаний момента сопротивления, действующего на вал дизеля. — Двигателестроение, 1990, hL 2, с.19-35. (54) СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения: позволяет повысить информативность стенда при исследовании дизеля за счет обеспечения возможности определения на нем амплитудно-частотной характеристики. После запуска дизеля на обмотку возбуждения электротормоза подается посредством автотрансформатора, трансформатора, вы прямителя, сглаживающего фильтра напряжение постоянного тока, а на обмотку

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при исследовании динамики .двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей стенда за счет обеспечения возможности определения на нем амплитудно-частотной характеристики.

На фиг.1 изображена общая схема стенда; на фиг.2 — сигналй в цепях нагружения стенда; на фиг.3 — сигналы в цепях датчика момента; на фиг.4- сигналы в каналах обработки информации; на фиг.5 — сигналы в цепях преобразователя перемещения рейки

„„5U„„1812476 А1 возбуждения подается посредством магнитного усилителя от генератора синусоидальное напряжение различной частоты, но одинаковой амплитуды. На валу электротормоза появляется момент; величина которого пропорциональна сумме напряжений, приложенных к обмоткам возбуждения. На выходах датчика момента и преобразователя перемещения рейки топливного насоса появляются сигналы из постоянной составляющей и синусоидальной составляющей, Синусоидальные составляющие этих сигналов выделяются элементами и преобразуются преобразователями амплитудного значения в напряжение постоянного тока, уровень которого практически равен амплитуде подаваемого на эти преобразователи напряжения. Полученные сигналы подаются на делитель, выходной сигнал которого реги- стрируется прибором. Изменяя частоту выходного сигнала генератора, с помощью прибора регистрируют сигналы, по значениям которых строится амплитудно-частотная характеристика дизеля. 6 ил.

ОО топливного насоса; на фиг.6 — эмплитудночастотная характеристика дизеля.

Стенд содержит дизель 1, электротормоз 2 с обмоткой возбуждения 3 и обмоткой возбуждения 4, кинематически соединен- О" ный с валом дизеля 1, датчик 5 момента, установленный на валу дизеля, преобразователь 6 перемещения рейки топливного насоса дизеля, .автотрансформэтор 7, трансформатор 8, выпрямитель 9, сглаживающий фильтр 10, элементы 11 и 12 выделения синусоидальной составляющей, преобразователи 13 и 14 амплитудного значения, делитель 15, выполненный в виде

1812476 микросхемы с двумя входами, первым входом подключенный к преобразователю 13 амплитудного значения, вторым — к преобразователю 14 амплитудного значения, регистрирующий прибор 16, подключенный к выходу,д елителя 15, генератор синусаидальных сигналов 17, подкл.оченный к обмотке возбуждения 4 электротормоза 2 посредством магнитного усилителя 18, при этом элемент 11 выделения синусоидальной составляющей крутящего момента на.валу дизеля подключен к выходу датчика 5 момента, элемент 12 выделения синусоидальной составляющей подключен к .выходу преобразователя перемещения рейки топливного насоса дизеля, а 05f4o KB возбуждения 3 электротармоза 2 подключена к выходу сглаживающего фильтра 10, Датчик 3 момента включает в себя два металлических диска 19 закрепленных неподвижно один относительно другого на ва лу, импульсные бесконтактные преобразователи 20, установленные вблизи вала, сумматор 21, выполненный на двух резисторах 22 и 23, выпрямитель 24, фильтр низких частот 25, резистор 26, Преобразователь перемещения рейки топливного насоса 6 включает в себя мультивибратар 27 на двух транзисторах, согласующий усилитель 28, конденсатор 29, катушку индуктивности 30„детектор амплитуд. омодулированных колебаний 31, резистор

32, Каждый элемент выделения синусоидальной составляющей имеет конденсатор

33 и резистор 34. Каждый преобразователь амплитудного значения содержит конденсатор 35, диод 36, резистор 37 и фильтр низших частот 38. Магнитный усилитель 18 имеет обмотку 39 управления и обмотку переменного тока 40, выпрямитель 41, Стенд работает следующим образом.

После запуска двигателя воздействием на рычаг управления регулятора частоты вращения устанавливают начальный скоростной режим, соответствующий максимальным оборотам вала ДВС. На обмотку 3 возбуждения электротормоэа 2 посредством автотрансформатора 7, трансформатора 8, выпрямителя 9 и сглаживающего фильтра 10 подается напряжение постоянното тока (фиг,2а), а на обмотку 4 возбуждения от генератора 17 синусоидальных сигналов подается напряжение с фиксированной частотой (фиг,2б), например, 0,5 Гц, На валу электротормоза 2 появляется момент, пропорциональный сумме напряжений, приложенных к обмоткам 3 и 4 возбуждения (фиг,2в).

Металлические диски 19 при работе дизеля проходят в щели преобразователей 20, в результате чего на электрических выводах преобразователей 20 датчика 5 момента

5 формируются прямоугольные импульсы адинаковай высоты и длительности, которые поступают на вход сумматора 21. Преобразователи 20 подключены к сумматору

21 таким образом, что их выходные сигналы находятся в противофазе, В случае отсутствия момента на валу графики сигналов на входе сумматора 21 показаны на фиг.За.

С появлением момента на валу возникает фазовое смещение выходных импульсных

15 процессов (фиг.Зб), при этом на выходе сумматора 21 появляется сигнал (фиг,Зв), который выпрямляется (фиг,Зг) и сглаживается (фиг.Зд). С помощью элемента 11 выделяется синусоидальная составляющая выходна20 го сигнал" датчика 5 момента, которая изображена на фиг.4а и при открытом диоде

36 конденсатор 35 заряжается с малой постоянной времени да значительной величины, В момент времени, когда напряжение на конденсаторе 35 станет больше мгновенного значения измеряемого напряжения, диод 36 закроется. Затем конденсатор 35 разряжается,Так как постоянная времени разряда значительно боль30 ше,чем заряда, то разряжается конденсатор только на некоторую величину, что показано на фиг,4б, Поэтому в установившемся режиме конденсатор 35 практически заряжается до амплитуды входного на преобразоваЗ5 тель 13 напряжения. Напряжение на резисторе 37 представляет собой синусоиду с постоянной составляющей, причем последняя равна практически амплитуде входного на преобразователь 13 напряже40 ния (фиг.4в). Напряжение с резистора 37 сглаживается фильтром 38. Полученный сигнал поступает на первый вход делителя

15.

По истечении некоторого времени, когда прекратятся переходные процессы в дизеле, устанавливается гармоническое колебание рейки топливного насоса дизеля тай же частоты, чта и синусоидальное колебание момента íà его валу, но с другой амплитудой. Это колебание рейки топливного насоса измеряется бесконтактным преобразователем б перемещения рейки. Происходит это следующим образом, На выходе мультивибратора 27 формируется периодическая последовательность прямоугольных импульсов(фиг,5а), которая посредством согласующего усилителя 28 поступает на последовательный резонансный контур, образованный конденсатором 29 и катуш1812476

15

25

35

45 кой индуктивности 30. Контур имеет амплитудно-частотную характеристику, изображенную на фиг.5б, которая представляет из себя резонансную кривую. Резонансный контур иэ всего спектра частот входного периодического сигнала с прямоугольными импульсами (спектр изображен на фиг,5в), имеющего практически неограниченную полосу частот, выделяет периодическую составляющую с такой частотой, которая равна резонансной частоте контура (фиг.5б), Эта периодическая составляющая, выделенная резонансным контуром, изображена на фиг.5г. При изменении положения рейки топливного насоса меняется индуктивность резонансного контура, поэтому в соответствии с резонансной кривой (фиг,56) изменяется амплитуда периодической составляющей на выходе резонансного контура (фиг.5д). В изменении амплитуды и содержится вся информация о перемещении рейки топливного насоса дизеля. Для выделения изменения амплитуды периодической составляющей сигнал детектируется детектором 31, который выпрямляет сигнал, модулированный по амплитуде (фиг.5е), и устраняет высокочастотную периодическую составляющую. Поэтому на резисторе 32 появляется сигнал (фиг.5и), пропорциональный перемещению рейки топливного насоса, Этот сигнал имеет постоянную составляющую, которая отделяется с помощью элемента 12 выделения синусоидальной составляющей. Далее преобразователем 14 амплитудного значения амплитуда синусоидальной составляющей перемещения рейки топливного насоса . преобразуется в напряжение постоянного тока, по уровню практически равное амплитуде синусоидальной составляющей напряжения. Напряжение с резистора 37 сглаживается фильтром 38. Полученный сигнал поступает на второй вход делителя 15.

Сигнал на выходе делителя 13 регистрируется прибором 16.

Затем изменяется частота выходного напряжения генератора 17 синусоидальных сигналов. например, устанавливается 0,6

Гц, но амплитуда этого напряжения сохра4 няется. Опять регистрируется показание прибора 16, Проделывается это 10-12 раз, всякий раз с новой заданной частотой выходного напряжения генератора 17 синусоидальных сигналов. По. полученным отсчетам регистрирующего прибора 16 строится амплитудно-частотная характеристика дизеля. Примерный вид амплитудночастотной характеристики дизеля представлен на фиг.б.

Таким образом, на стенде обеспечивается оперативное определение амплитудночастотной характеристики дизеля, что повышает информативность стенда.

Формула изобретения

Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания, содержащий дизель, злектротормоз с двумя обмотками возбуждения, кинематически соединенный с валом дизеля, датчик момента, установленный на валу, преобразователь перемещения рейки топливного насоса дизеля, автотрансформатор, трансформатор, выпрямитель, сглаживающий фильтр, î T л ич а ю шийся тем, что,с целью расширения функциональных возможностей, стенд снабжен двумя каналами обработки, каждый из которых выполнен в виде последовательно соединенных элемента выделения синусоидальной составляющей и преобразователя амплитудного значения, делителем с двумя входами, выполненными в виде микросхемы, первым входом подключенным к первому преобразователю амплитудного значения, вторым — к второму преобразователю амплитудного значения, регистрирующим прибором, подключенным к выходу делителя, генератором синусоидальных сигналов, подключенный к первой обмотке возбуждения электротормоза посредством магнитного усилителя, при этом первый элемент выделения синусоидальной составляющей подключен к выходу дзтчика момента, второй элемент выделения синусоидальной составляющей подключен к выходу преобразователя перемещений рейки топливного насоса дизеля, а вторая обмотка возбуждения электротормоза подключена к выходу сглаживающего фильтра.

1012476

1812476

1832476

1812Л76

У,Г

Редактор

Заказ 1572 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

M(j.GI) Составитель В.Геращенко

Техред М.Моргентал Корректор Л.Лиринц

Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания Стенд для исследования динамики двигателей внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к эксплуатации авиационной техники и может быть использовано при диагностировании газотурбинных двигателей со свободной турбиной

Изобретение относится к способам определения мощности двигателей внутреннего сгорания и, в частности, двигателей тракторов с гидротрансформаторами

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх