Способ определения состояния рельсошпальной решетки эксплуатируемого бесстыкового железнодорожного пути
Использование: при контроле состояния железнодорожного пути путеизмерительными средствами. Сущность изобретения: способ заключается в том, что путеизмерительными средствами непрерывно измеряют кривизну рельсовых плетей в горизонтальной плоскости. При этом периодически измеряют температуру плетей при помощи бесконтактных температурных датчиков. Затем по выражению где F - площадь поперечного сечения рельсовой плети; n - число сечений рельсовой плети, в которых измерена температура Ti; Tз - минимальная температура рельсовой плети при ее закреплении, определяют средние значения продольных сжимающих каждую плеть сил. Из выражения где Kпр - кривизна правовой рельсовой плети; Kлев - кривизна левой рельсовой плети; S - среднее расстояние между осями соседних шпал, определяют силы, стремящиеся сдвинуть шпалы поперек пути, и сравнивают значения последних сил H с допускаемыми их значениями для данного участка пути. Способ дает возможность определить продольно-поперечную устойчивость рельсошпальной решетки при действии в ней продольных сжимающих температурных сил.
Изобретение относится к способам непрерывного контроля состояния железнодорожного пути по данным путеизмерительных вагонов.
Известен способ определения состояния рельсошпальной решетки эксплуатируемого бесстыкового железнодорожного пути, заключающийся в том, что путеизмерительными средствами непрерывно измеряют кривизну рельсовых плетей в плоскости пути (авт. св. СССР N 379719, кл. Е 01 В 35/02, 1973). Техническим результатом изобретения является определение продольно-поперечной устойчивости рельсошпальной решетки пути под действием в ней продольных сжимающих температурных сил. Для этого в способе определения состояния рельсошпальной решетки эксплуатируемого бесстыкового железнодорожного пути, преимущественно ее продольно-поперечной устойчивости под действием в ней продольных сжимающих температурных сил, заключающемся в том, что путеизмерительными средствами непрерывно измеряют кривизну рельсовых плетей в плоскости пути, измеряя кривизну рельсовых плетей периодически измеряют температуру этих же плетей при помощи бесконтактных температурных датчиков, определяют средние значения продольных сжимающих каждую рельсовую плеть сил по выражению P= 25F Ti-T даН, где Р площадь поперечного сечения рельсовой плети, см2; n число сечений рельсовой плети, в которых измерена температура Тi; Тз минимальная температура рельсовой плети при ее закреплении, оС, затем определяют силы, стремящиеся сдвинуть шпалы поперек пути, по выражению H P(Kпр+ Kлев)S даН, где Кпр и Клев кривизна соответственно правой и левой рельсовой плети, см-1; S среднее расстояние между осями соседних шпал, м, и сравнивают значения последних сил Н с допускаемыми их значениями для данного участка пути. Сущность способа заключается в следующем. Определяют во время укладки или ремонта бесстыкового пути на каком-то участке (в границах каждой пары сварных плетей) следующие исходные данные, необходимые для последующего осуществления способа: условный номер участка бесстыкового пути; координаты начала и конца участка (километр, пикет, расстояние начала и конца рельсовой плети, (м) от пикетного знака по ходу километров; площадь поперечного сечения рельсов 2F, см2; среднее расстояние между осями соседних шпал S, на этом участке; минимальную измеренную температуру рельсовых плетей Тз при их закреплении в рельсовых скреплениях на участке. Вводят эти данные для длительного использования в память бортовой вычислительной машины путеизмерительного вагона, при перезакреплении каких-либо рельсовых плетей на участках или замене старых плетей новыми в память бортовой вычислительной машины прежние исходные данные заменяют новыми. Измеряют бесконтактными датчиками при движении путеизмерительного вагона через каждые 50-100 м температуру рельсовой плети. Передают эти результаты измерений температуры рельсовых плетей в бортовую вычислительную машину путеизмерительного вагона и вычисляют на этой машине для каждого участка (двух сварных рельсовых плетей) среднее значение температурных сжимающих рельсовые плети сил по выражению (Pt)ср= 25 F Ti-T даН, где n число сечений на данном участке, в которых измерена температура рельсов. Передают значение (Рt)ср в память бортовой вычислительной машины. Измеряют непрерывно на каждом участке с использованием инерционного способа кривизну рельсовых плетей в плоскости пути правой и левой плети Кпр и Клев, м-1, регистрируют ее на ленте путеизмерительного вагона и передают в память бортовой вычислительной машины. Определяют непрерывно в каждом поперечном сечении контролируемого участка бесстыкового пути с помощью бортовой вычислительной машины путеизмерительного вагона при его движении по участку значения сил, стремящихся сдвигать шпалы рельсошпальной решетки поперек пути (показатель дестабилизации устойчивости рельсошпальной решетки в балластном слое), по выражению H (Pt)макс (Kпр+Kлев) S, даНРегистрируют эти значения на бумажной ленте графически. Сравнивают значения этого показателя с допускаемыми значениями (Н) в зависимости от рода и материала балласта, материала шпал, степени заполнения шпальных ящиков, размеров плеча балластной призмы, загрязненности балластного слоя, наличия выплесков в пути, доли отрясенных шпал (в), пропущенного по пути количества груза после работ, связанных с разуплотнением балластного слоя. В местах, где Н(Н), устойчивость бесстыкового пути обеспечена, а места, где Н>(H), являются опасными в смысле потери поперечной устойчивости рельсошпальной решетки пути. Определяют также Нmaкс для данного участка в период возникновения на нем максимальных для данного региона положительных температур рельсов, вычисляя Нmaкс на той же вычислительной машине по формуле
Hмакс= (Pt)макс (Kпр+Kлев) S/ даН где (Рt)mакс максимальная продольная сжимающая сила в рельсах, возможна на данном участке пути. Сопоставляют Нmакс с (Н) и делают выводы об устойчивости бесстыкового пути при возникновении на участке максимальных температур рельсов.
Формула изобретения
где F площадь поперечного сечения рельсовой плети, см2;
n число сечений рельсовой плети, в которых измерена температура Ti;
T3 минимальная температура рельсовой плети при ее закреплении, oС,
затем непрерывно определяют силы, стремящиеся сдвинуть шпалы поперек пути, по выражению
где Kпр кривизна правой рельсовой плети;
Kлев кривизна левой рельсовой плети;
S среднее расстояние между осями соседних шпал, м,
и сравнивают значения последних сил H с допускаемыми их значениями для данного участка пути.