Устройство выхода с пассажирской палубы широкофюзеляжного самолета
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к аварийно-спасательному оборудованию, в частности, компоновке надувного трапа экстренной эвакуации пассажиров. Сущность изобретения: устройство содержит открываемую наружу поворотом в горизонтальной плоскости входную дверь, надувной трап аварийного покидания, установленный и закрепленный на борту самолета с возможностью выпуска в проем указанной двери, и пневматическую систему аварийного открытия выхода и задействования трапа. Особенностью является горизонтальная компоновка надувного трапа в нише силового набора пассажирской палубы с выходом непосредственно в проем двери, механизм выброса трапа за борт при помощи пневматической подушки, а также декоративное оформление притолочной части настила палубы, связанное с наличием указанной ниши. 2 зп. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в компоновке надувного трапа аварийно-спасательного оборудования на борту самолета.
Известно устройство выхода с пассажирской палубы самолета, включающее открываемую наружу входную дверь, надувной трап аварийного покидания, установленный и закрепленный на борту самолета с возможностью выпуска в проем указанной двери, и пневматическую систему задействования трапа. Причем трап закреплен на двери и при его задействовании отсоединяется от двери и фиксируется на стационарной конструкции борта самолета специальным механизмом. См. патент США N 3465991. Известно также устройство выхода с пассажирской палубы самолета, включающее открываемую наружу входную дверь, надувной трап аварийного покидания, установленный и закрепленный на борту самолета с возможностью выпус4ка в проем указанной двери при помощи пневматической подушки в системе задействования трапа. Причем трап закреплен на двери и имеющимся на нем мягким фартуком на стационарной конструкции борта. См. патент США N 3910532. Недостатком известных устройств является размещение и крепление трапа аварийного покидания на двери штатного входа-выхода. Утяжеление двери трапом и необходимость его связи со стационарной конструкцией понижает эксплуатационные качества двери, интенсивно эксплуатируемой по прямому назначению. Кроме того, указанная интенсивная эксплуатация снижает надежностьтрапа как аварийно-спасательного средства. Задачей изобретения является повышение надежности и улучшение эксплуатационных качеств устройства за счет уменьшения массы, перемещаемой при использовании двери по прямому назначению, а также за счет исключения механической связи между дверью и трапом. Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном устройстве выхода с пассажирской палубы самолета, включающем открываемую наружу входную дверь, и надувной трап аварийного покидания, установленный и закрепленный на борту самолета с возможностью выпуска в проем указанной двери при помощи пневматической подушки в системе открытия выхода и задействования трапа, нижний образ проема двери и примыкающая к нему пассажирская палуба выполнены на разных уровня с превышением уровня палубы над обрезом проема, причем надувной трап помещен в нишу, выполненную в силовом наборе палубы между указанными уровнями со стороны проема, кроме того, ниша содержит мягкую оболочку, выполненную с возможностью заполнения указанной ниши пневматической подушкой, а притолочная часть пассажирской палубы выполнена Г-образной формы, образующие которой последовательно шарнирно соединены между собой и с бортом самолета. Кроме решения поставленной задачи, достигается упрощение конструкции исключением механической связи двери с трапом, а также освобождается пассажирский салон от нефункциональных при штатной эксплуатации объемных конструкций. На фиг. 1 показано поперечное сечение фюзеляжа по месту выхода с пассажирской палубы в положении "выход закрыт", на фиг. 2 то же самое в положении "выход открыт" c выпущенным трапом для экстренной эвакуации пассажиров, на фиг. 3 то же самое в положении "выход открыт" для штатного входа-выходапассажиров. Устройство содержит дверь 1, открываемую наружу известным образом (например, и по патенту США N 4479623), компактно упакованный надувной трап аварийного покидания (готовое изделие с автономной системой газонаполнения), установленный в нишу, образованную каркасом 3 и настилом 4 силового набора пассажирской палубы со стороны проема Н под дверь 1 и пневматическую систему аварийного открытия выхода и задействования трапа 2 (условно не показана), при этом уровень I настила 4 палубы превышает уровень II нижнего обреза проема Н. Пневматическая система включает в себя мягкую оболочку 6, закрепленную в указанной нише с возможностью подачи в нее избыточного давления. Притолочная часть настила 4 палубы в положении на фиг. 1 и 3 декоративно оформляет указанную выше нишу, при этом она выполнена Г-образной формы, образующие которой 6 и 7 представляют собой часть настила 4 и последовательно соединены между собой и с бортом самолета шарнирами 8 и 9 в виде шомпольного соединения. Устройство действует следующим образом. По команде на аварийное открытие выхода пневматическая система обеспечивает открытие двери 1 и заполнение ниши пневматической подушкой 10 при помощи мягкой оболочки 5. При этом трап 2, соединенный с бортом самолета при помощи шомпола шарнира 9 и мягкого фартука 11, имеющегося на трапе 2, выталкивается за борт. При падении трапа 2 выдергивается чека встроенной системы газонаполнения, трап 2 надувается и занимает положение, показанное на фиг.2. При этом образующая 6 свободным концом ложится на фартук 11, обеспечивая тем самым естественный переход с настила 4 палубы на трап 2. Притолочная часть палубы не препятствует выходу трапа 2, т.к. шарниры 8 и 9 обеспечиваютей свободу поворота против часовой стрелки. При работе выхода по прямому назначению пневматическая система отключена, трап 2 не задействован, и образующие 6 и 7 действием собственного веса и упора 12 на каркас 3 занимают положение, показанное на фиг. 3, и используется автономный трап 13 аэродромного обслуживания. На последнем этапе перехода в положение "закрыто" дверь 1 вступает в контактное взаимодействие с образующими 6 и 7, которые поворотом на шарнирах 8 и 9 против часовой стрелки занимают положение, показанное на фиг.1, причем каркас 3 выполнен таким образом, что не препятствует указанному повороту. В случае незаполнения подушки 10 в чрезвычайной ситуации, притолочная часть палубы вручную откидывается указанным поворотом до отказа за имеющуюся специальную ручку (условно не показана) и открывает доступ для извлечения трапа 2 из ниши вручную. Преимущества при использовании изобретения состоят в следующем: 1. Входные двери не связываются с несвойственными им функциями "носителя трапа". 2. Уменьшается инерционность двери, что важно для ее эксплуатации. 3. Имеется возможность дополнительного импульса на открытие двери от воздействия выходящего из ниши трапа. 4. Рациональная горизонтальная компоновка трапа в нише силового набора палубы. 5. В чрезвычайной ситуации нет конструктивных препятствий для быстрого задействования трапа вручную. 5. Упрощением конструкции и рациональной компоновкой гарантируется повышенная надежность и относительная дешевизна.Формула изобретения
1. Устройство выхода с пассажирской палубы широкофюзеляжного самолета, включающее открываемую наружу поворотом в горизонтальной плоскости входную дверь, надувной трап аварийного покидания, установленный и закрепленный на борту самолета с возможностью выпуска в проем указанной двери, и пневматическую систему аварийного открытия выхода и задействования трапа, отличающееся тем, что нижний обрез проема двери и примыкающая к нему пассажирская палуба выполнены на разных уровнях с превышением уровня палубы над обрезом проема, причем надувной трап помещен в нишу, выполненную в силовом наборе палубы со стороны проема. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пневматическая система содержит мягкую оболочку, выполненную с возможностью заполнения указанной ниши пневматической подушкой при задействовании трапа аварийного покидания. 3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что притолочная часть пассажирской палубы выполнена Г-образной формы, образующие которой последовательно шарнирно соединены между собой и с бортом самолета.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3