Способ определения качества жизни у детей и подростков с ожирением или метаболическим синдромом
Владельцы патента RU 2372854:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Смоленская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (RU)
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в педиатрии как способ оценки качества жизни у подростков и детей старше 10 лет с ожирением или метаболическим синдромом (МС). Проводят опрос и количественно определяют уровень качества жизни в баллах по данным опросника. Опросник включает вопросы, выявляющие состояние физического здоровья, психологическую и социальную адаптацию ребенка. Если общее количество баллов равно или более 42, то уровень качества жизни расценивают как плохой, если общее количество баллов находится в пределах 37-41, то уровень качества жизни - неудовлетворительный, если общее количество баллов находится в пределах 32-36, то уровень качества жизни - ниже удовлетворительного, если общее количество баллов менее 32, то уровень качества жизни - удовлетворительный. Способ позволяет повысить точность и объективность оценки качества жизни у подростков и детей старше 10 лет с ожирением или МС. 3 табл.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в педиатрии как способ оценки качества жизни у подростков и детей старше 10 лет с ожирением или метаболическим синдромом (МС).
Имеющиеся опросники для оценки качества жизни в детском возрасте являются общими (универсальными), которые не всегда могут выявить соматические и психосоциальные особенности в состоянии ребенка при отдельных патологических нарушениях и заболеваниях (Лукьянова Е.М. Оценка качества жизни в педиатрии // Качественная клиническая практика. - 2002. - №4. - С.34-42).
Известны опросники CHQ-CF 87 и SF-36, адаптированные к детскому возрасту, для оценки качества жизни (Landgraf J.E., Abetz L.N. Functional status and well-being of children representing three cultural groups: initial self-reports using CHQ-CF 87 // Psychol. Health. - 1997. - Vol. 12 (6). - P.839-54; Самойлова Ю.Г., Кравец Е.Б., Семке В.Я., Белокрылова М.Ф. Клинико-психологические особенности и уровень жизни детей и подростков, страдающих конституционально-экзогенным ожирением // Мать и Дитя в Кузбассе. - 2006. - №3. - С.20-25). Суть известного способа оценки качества жизни (опросник CHQ-CF 87) состоит в следующем: пациент отвечает на 87 вопросов 8 разделов, каждый из которого представлен одной или несколькими шкалами. Подсчет баллов ведется по отдельной шкале, каждая из которых характеризует соматическое, психосоматическое или психологическое здоровье.
Основными недостатками этого способа являются: общий характер опросника (предназначен для детей с любой хронической патологией), затрата значительного времени для оценки качества жизни при его использовании (87 вопросов), сложный характер оценки и интерпретации полученных результатов.
В связи с этим задачей изобретения явилось создание наиболее простого и доступного для практического здравоохранения способа оценки качества жизни детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом с использованием специального опросника.
Сущность изобретения состоит в том, что предложен способ определения качества жизни у детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом с использованием специального опросника (КЖДОМС-20), включающего вопросы, выявляющие состояние физического здоровья, психологическую и социальную адаптацию опрашиваемых детей, с подсчетом баллов по каждому ответу от 1 до 4, и если общая сумма баллов менее 32, уровень качества жизни (УКЖ) расценивают как удовлетворительный, от 32 до 36 баллов - ниже удовлетворительного, от 37 до 41 баллов - неудовлетворительный, а при 42 и более баллов - плохой.
Вопросы были составлены с учетом выявления возможных психосоматических проявлений ожирения и МС у детей и подростков: вегетативной дисфункции (головная боль, кардиалгия), артериальной гипертензии, высокого уровня тревожности и депрессии, социальной дизадаптации (таблица 1).
Разработанный опросник был апробирован у 44 детей и подростков с ожирением или МС в возрасте 10-18 лет (22 ребенка с ожирением (индекс инсулинорезистентности HOMA-R<2) и 22 ребенка с метаболическим синдромом по критериям IDF (2007)). С учетом рассчитанного у обследованных пациентов среднеарифметического значения УКЖ (М) и его стандартного отклонения (SD) с округлением данных показателей до целых чисел (УКЖ=М±SD=31,97±5,24) были предложены указанные выше нормативные качественные параметры для опросника: удовлетворительный УКЖ - до 32 баллов (УКЖ<М), ниже удовлетворительного - с 32 до 36 (М≤УКЖ<М+1SD), неудовлетворительный - с 37 до 41 баллов (M+1SD≤УКЖ<M+2SD), плохой - 42 балла и более (УКЖ≥М+2SD).
Проведенный анализ структуры качества жизни у детей и подростков с ожирением или МС показал достоверно (р<0,05) более высокие количественные показатели (дети с ожирением - 28,50±2,82; дети с МС - 35,45±4,80) и, соответственно, более низкий УКЖ у пациентов с МС. Так, у детей с МС достоверно чаще (р<0,05) регистрировался уровень качества жизни ниже удовлетворительного (31,8%), неудовлетворительный (27,3%) и плохой (22,7%). Соответственно у детей с ожирением УКЖ ниже удовлетворительного определялся в 18,2% случаев, неудовлетворительный - в 4,5% случаев, плохой - не регистрировался ни у одного пациента. Была определена прямая высокая корреляционная связь (r=+0,94, р<0,01) между количественным показателем УКЖ и индексом массы тела (ИМТ) ребенка. В связи с этим следует отметить, что определяемый с помощью опросника КЖДОМС-20 уровень качества жизни объективно отражал функциональное состояние детей и подростков с ожирением или метаболическим синдромом (таблица 2).
Пример 1. У девочки Б. 14 лет с метаболическим синдромом (ожирение (ИМТ - 35,9 кг/м2), инсулинорезистентность, дислипидемия, лабильная артериальная гипертензия) проведена оценка качества жизни с помощью опросника КЖДОМС-20. Ответы, полученные у ребенка на вопросы опросника, представлены ниже (табл.3).
Табл.3 | ||
№№ | Вопросы | Ответы |
1 | Регистрируется ли у Вас высокое артериальное давление с тех пор, как появился избыточный вес? | с) 3-4 раза в месяц (3 балла) |
2 | Жалуетесь ли Вы на снижение памяти с тех пор, как появился избыточный вес? | b) Запоминаете текст несколько дольше, чем обычно (2 балла) |
3 | Жалуетесь ли Вы на снижение внимания с тех пор, как появился избыточный вес? | b) Иногда бывает трудно сконцентрировать внимание на чем-либо (2 балла) |
4 | Беспокоят ли Вас боли в области сердца с тех пор, как появился избыточный вес? | а) Нет (1 балл) |
5 | Беспокоят ли Вас головные боли с тех пор, как появился избыточный вес? | b) 1-2 раза в месяц (2 балла) |
6 | Беспокоит ли Вас одышка при физической активности с тех пор, как появился избыточный вес? | b) При избыточной (на уроке физкультуры) физической активности (2 балла) |
7 | Переживаете ли Вы (изменилось ли Ваше настроение) с тех пор, как появился избыточный вес? | б) Вы стали чаще грустить (2 балла) |
8 | Стесняетесь ли Вы раздеться летом на пляже вместе с другими детьми с тех пор, как появился избыточный вес? | б) Иногда стесняетесь раздеться на пляже (2 балла) |
9 | Волнует (беспокоит) ли Вас на уроке физкультуры в школе возможность невыполнения какого-либо задания из-за избыточного веса? | с) Часто беспокоит (3 балла) |
10 | Беспокоят ли Вас чувство тревоги, навязчивые мысли, страхи? | б) Иногда беспокоят (2 балла) |
11 | Чувствуете ли Вы себя одиноким с тех пор, как появился избыточный вес? | б) Иногда чувствуете (2 балла) |
12 | Изменился ли в связи с избыточным весом круг Вашего общения (в школе, дома)? | б) Несколько сузился (2 балла) |
13 | Изменились ли Ваши успехи в школе с момента появления избыточного веса? | б) Вы стали учиться несколько хуже (2 балла) |
14 | Ограничивает ли избыточный вес Ваши интересы (хобби, чтение, дискотека)? | б) Иногда ограничивает (2 балла) |
15 | Мешает ли Вам избыточный вес познакомиться с понравившимся мальчиком (девочкой)? | с) Часто мешает (3 балла) |
16 | Ограничивает ли у Вас избыточный вес способность к выполнению обычных домашних дел (уборка квартиры, покупки, приготовление пищи и др.)? | с) Часто ограничивает (3 балла) |
17 | Нарушает ли избыточный вес Ваши взаимоотношения в семье (родители, братья, сестра)? | а) Нет (1 балл) |
18 | Нарушает ли избыточный вес Ваши прежние взаимоотношения с друзьями? | б) Иногда нарушает взаимоотношения с друзьями (2 балла) |
19 | Ограничивает ли у Вас избыточный вес способность к самообслуживанию (способность умываться, одеваться ит.д.)? | а) Нет (1 балл) |
20 | Ограничивает ли у Вас избыточный вес способность к физической активности (ходить пешком до школы и со школы, подниматься по лестнице без лифта в квартиру дома, заниматься спортом и др.)? | с) Часто ограничивает (3 балла) |
Сумма всех баллов равнялась 42, что свидетельствовало о плохом уровне качества жизни ребенка.
Пример 2. У девочки Я. 12 лет с ожирением (ИМТ - 28,6 кг/м2) проведена оценка качества жизни с помощью опросника КЖДОМС-20. По 2 балла у ребенка регистрировалось при ответах на 3, 4, 5, 10 и 13 вопросы опросника (табл.1). При ответах на каждый из остальных вопросов опросника был выставлен 1 балл. Общая сумма баллов равнялась 25, что свидетельствовало об удовлетворительном уровне качества жизни ребенка.
Пример 3. У мальчика Л. 14 лет с ожирением (ИМТ - 31,2 кг/м2) проведена оценка УКЖ с помощью опросника КЖДОМС-20. Следует отметить, что при ответах на вопросы опросника (табл.1) 4 и 5 ребенок получил по 3 балла, а при ответах на вопросы опросника 2, 3, 6, 9, 10, 13, 15 и 20 - по 2 балла. По каждому из оставшихся вопросов опросника ребенок получил 1 балл. Таким образом, общая сумма баллов по опроснику равнялась 32, что свидетельствовало об УКЖ ребенка ниже удовлетворительного.
Пример 4. У мальчика З. 15 лет с МС (ожирение (ИМТ - 32,4 кг/м2), инсулинорезистентность, артериальная гипертензия I степени) проведена оценка УКЖ с помощью опросника КЖДОМС-20. По 4 балла ребенок получил при ответах на 1 и 5 вопросы опросника (табл.1). По 2 балла были зарегистрированы при ответах ребенка на 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 18 и 20 вопросы опросника. При ответах на каждый из оставшихся вопросов опросника ребенок получил по 1 баллу. Сумма всех баллов по опроснику была равна 37, что соответствовало неудовлетворительному УКЖ ребенка.
Таким образом, преимущества предлагаемого способа определения качества жизни заключаются в том, что:
1) опросник является специализированным для оценки качества жизни у пациентов с ожирением и метаболическим синдромом и адаптированным к детскому возрасту;
2) опросник обладает существенными достоинствами: более достоверно отражает состояние качества жизни пациентов с ожирением и метаболическим синдромом, а также является менее трудоемким и более простым в использовании. Получаемая при этом информация более объективна и высоко информативна.
Таблица 1. | ||
Способ определения качества жизни у детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом | ||
№№ | Опросник КЖДОМС-20 Прочитайте каждый вопрос и выберите один из четырех вариантов ответа |
|
Критерии состояния физического здоровья | ||
1 | Регистрируется ли у Вас высокое артериальное давление с тех пор, как появился избыточный вес? | a) Нет (1 балл) |
b) 1-2 раза в месяц (2 балла) | ||
c) 3-4 раза в месяц (3 балла) | ||
d) 2 и более раз в неделю (4 балла) | ||
2 | Жалуетесь ли Вы на снижение памяти с тех пор, как появился избыточный вес? | a) Нет (1 балл) |
b) Запоминаете текст несколько дольше, чем обычно (2 балла) | ||
c) Запоминаете текст значительно дольше, чем обычно (3 балла) | ||
d) Запоминаете текст с очень большим трудом (4 балла) | ||
3 | Жалуетесь ли Вы на снижение внимания с тех пор, как появился избыточный вес? | a) Нет (1 балл) |
b) Иногда бывает трудно сконцентрировать внимание на чем-либо (2 балла) | ||
c) Часто бывает сложно сконцентрировать внимание на чем-либо (3 балла) | ||
d) Практически всегда прилагаете усилия для концентрации внимания (4 балла) | ||
4 | Беспокоят ли Вас боли в области сердца с тех пор, как появился избыточный вес? | a) Нет (1 балл) |
b) 1-2 раза в месяц (2 балла) | ||
c) 3-4 раза в месяц (3 балла) | ||
d) 2 и более раз в неделю (4 балла) | ||
5 | Беспокоят ли Вас головные боли с тех пор, как появился избыточный вес? | a) Нет (1 балл) |
b) 1-2 раза в месяц (2 балла) | ||
c) 3-4 раза в месяц (3 балла) | ||
d) 2 и более раз в неделю (4 балла) | ||
6 | Беспокоит ли Вас одышка при физической активности с тех пор, как появился избыточный вес? | a) Нет (1 балл) |
b) При избыточной (на уроке физкультуры) физической активности (2 балла) | ||
c) При избыточной физической активности и иногда при обычной физической активности (3 балла) | ||
d) Часто при обычной повседневной физической активности (4 балла) |
Таблица 1. | ||
№№ | Прочитайте каждый вопрос и выберите один из четырех вариантов ответа | |
Критерии психологической и социальной адаптации | ||
7 | Переживаете ли Вы (изменилось ли Ваше настроение) с тех пор, как появился избыточный вес? | а) Нет (1 балл) |
б) Вы стали чаще грустить (2 балла) | ||
c) Большую часть времени Вы подавлены (3 балла) | ||
d) Вы настолько подавлены, что это пугает Вас (4 балла) | ||
8 | Стесняетесь ли Вы раздеться летом на пляже вместе с другими детьми с тех пор, как появился избыточный вес? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда стесняетесь раздеться на пляже (2 балла) | ||
c) Часто стесняетесь (3 балла) | ||
d) Постоянно стесняетесь (4 балла) | ||
9 | Волнует (беспокоит) ли Вас на уроке физкультуры в школе возможность невыполнения какого-либо задания из-за избыточного веса? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда беспокоит (2 балла) | ||
c) Часто беспокоит (3 балла) | ||
d) Постоянно беспокоит (4 балла) | ||
10 | Беспокоят ли Вас чувство тревоги, навязчивые мысли, страхи? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда беспокоят (2 балла) | ||
c) Часто беспокоят (3 балла) | ||
d) Постоянно беспокоят (4 балла) | ||
11 | Чувствуете ли Вы себя одиноким с тех пор, как появился избыточный вес? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда чувствуете (2 балла) | ||
c) Часто чувствуете (3 балла) | ||
d) Постоянно ощущаете себя одиноким (4 балла) | ||
12 | Изменился ли в связи с избыточным весом круг Вашего общения (в школе, дома)? | а) Нет (1 балл) |
б) Несколько сузился (2 балла) | ||
c) Общение ограничивается лишь давними друзьями и семьей (3 балла) | ||
d) Общение ограничивается лишь ближайшими родственниками (4 балла) | ||
13 | Изменились ли Ваши успехи в школе с момента появления избыточного веса? | а) Нет (1 балл) |
б) Вы стали учиться несколько хуже (2 балла) | ||
c) Вы стали учиться значительно хуже (3 балла) | ||
d) Вы стали учиться плохо (4 балла) | ||
14 | Ограничивает ли избыточный вес Ваши интересы (хобби, чтение, дискотека)? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда ограничивает (2 балла) | ||
c) Часто ограничивает (3 балла) | ||
d) Постоянно ограничивает (4 балла) |
Таблица 1. | ||
№№ | Прочитайте каждый вопрос и выберите один из четырех вариантов ответа | |
15 | Мешает ли Вам избыточный вес познакомиться с понравившимся мальчиком (девочкой)? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда мешает знакомству (2 балла) | ||
c) Часто мешает (3 балла) | ||
d) Постоянно мешает (4 балла) | ||
16 | Ограничивает ли у Вас избыточный вес способность к выполнению обычных домашних дел (уборка квартиры, покупки, приготовление пищи и др.)? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда ограничивает возможности выполнять домашние дела (2 балла) | ||
c) Часто ограничивает (3 балла) | ||
d) Постоянно ограничивает (4 балла) | ||
17 | Нарушает ли избыточный вес Ваши взаимоотношения в семье (родители, братья, сестра)? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда нарушает взаимоотношения в семье (2 балла) | ||
c) Часто нарушает (3 балла) | ||
d) Постоянно нарушает (4 балла) | ||
18 | Нарушает ли избыточный вес Ваши прежние взаимоотношения с друзьями? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда нарушает взаимоотношения с друзьями (2 балла) | ||
c) Часто нарушает (3 балла) | ||
d) Постоянно нарушает (4 балла) | ||
19 | Ограничивает ли у Вас избыточный вес способность к самообслуживанию (способность умываться, одеваться и т.д.)? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда ограничивает способность к самообслуживанию (2 балла) | ||
c) Часто ограничивает (3 балла) | ||
d) Постоянно ограничивает (4 балла) | ||
20 | Ограничивает ли у Вас избыточный вес способность к физической активности (ходить пешком до школы и со школы, подниматься по лестнице без лифта в квартиру дома, заниматься спортом и др.)? | а) Нет (1 балл) |
б) Иногда ограничивает способность к физической активности (2 балла) | ||
c) Часто ограничивает (3 балла) | ||
d) Постоянно ограничивает (4 балла) |
Таблица 2. | |||||
Способ определения качества жизни у детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом | |||||
№ | ФИО/пол | Диагноз | ИМТ (кг/м2) | КЖ (баллы) | Уровень КЖ |
1 | М./муж. | Ожирение | 28,3 | 28 | удовлетворительный |
2 | В./жен. | Ожирение | 27,9 | 26 | удовлетворительный |
3 | Г./муж. | Ожирение | 27,3 | 27 | удовлетворительный |
4 | З./жен. | Ожирение | 29,3 | 28 | удовлетворительный |
5 | И./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность) | 28,9 | 30 | удовлетворительный |
6 | И./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, артериальная гипертензия I степени) | 30,7 | 37 | неудовлетворительный |
7 | К./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность) | 29,1 | 30 | удовлетворительный |
8 | Л./муж. | Ожирение | 28,4 | 28 | удовлетворительны и |
9 | Ж./жен. | Ожирение | 27,1 | 27 | удовлетворительный |
10 | И./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия) | 29,9 | 33 | ниже удовлетворительного |
11 | Д./муж. | Ожирение | 28,1 | 28 | удовлетворительный |
12 | Я./жен. | Ожирение | 28,6 | 25 | удовлетворительный |
13 | Ш./муж. | Ожирение | 27,7 | 27 | удовлетворительный |
14 | С./жен. | Ожирение | 29,6 | 32 | ниже удовлетворительного |
15 | С /жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия) | 30,4 | 33 | ниже удовлетворительного |
16 | Т./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, лабильная артериальная гипертензия) | 30,8 | 34 | ниже удовлетворительного |
17 | Ш./муж. | Ожирение | 29 | 26 | удовлетворительный |
18 | Л./жен. | Ожирение | 27,4 | 27 | удовлетворительный |
19 | И./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность) | 31,1 | 32 | ниже удовлетворительного |
20 | Е./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия) | 32,2 | 33 | ниже удовлетворительного |
21 | В./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия, лабильная артериальная гипертензия) | 35,9 | 42 | плохой |
Таблица 2. | |||||
№ | ФИО/пол | Диагноз | ИМТ (кг/м2) | КЖ (баллы) | Уровень КЖ |
22 | А./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, артериальная гипертензия I степени) | 34,8 | 43 | плохой |
23 | Т./муж. | Ожирение | 28,5 | 27 | удовлетворительный |
24 | Ш./жен. | Ожирение | 27,9 | 29 | удовлетворительный |
25 | Л./муж. | Ожирение | 31,2 | 32 | ниже удовлетворительного |
26 | Н./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность) | 28,8 | 26 | удовлетворительный |
27 | С./жен. | Ожирение | 28,4 | 28 | удовлетворительный |
28 | И. /муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия, лабильная артериальная гипертензия) | 32,6 | 37 | неудовлетворительный |
29 | Л./муж. | Ожирение | 26,9 | 28 | удовлетворительный |
30 | Ж./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия, артериальная гипертензия I степени) | 35,6 | 42 | плохой |
31 | И./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность. дислипидемия, артериальная гипертензия I степени) | 36,1 | 43 | плохой |
32 | Б./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия, артериальная гипертензия) | 31,7 | 37 | неудовлетворительный |
33 | В./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, артериальная гипертензия I степени) | 33,6 | 37 | неудовлетворительный |
34 | М./жен. | Ожирение | 29,1 | 26 | удовлетворительный |
35 | Б./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия, лабильная артериальная гипертензия) | 29,7 | 32 | ниже удовлетворительного |
36 | Б./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, артериальная гипертензия I степени) | 32,4 | 37 | неудовлетворительный |
Таблица 2. | |||||
№ | ФИО/пол | Диагноз | ИМТ (кг/м2) | КЖ (баллы) | Уровень КЖ |
37 | К./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность) | 28,9 | 30 | удовлетворительный |
38 | З./муж. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, артериальная гипертензия I степени) | 32,4 | 37 | неудовлетворительный |
39 | О./муж. | Ожирение | 26,8 | 27 | удовлетворительный |
40 | П./жен. | Ожирение | 30,4 | 32 | ниже удовлетворительного |
41 | Р./муж. | Ожирение | 32,2 | 37 | неудовлетворительный |
42 | П./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия, артериальная гипертензия I степени) | 36,2 | 42 | плохой |
43 | А./муж. | Ожирение | 29,8 | 32 | ниже удовлетворительного |
44 | И./жен. | Метаболический синдром (ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия) | 30,3 | 33 | ниже удовлетворительного |
Способ определения качества жизни у детей и подростков с ожирением или метаболическим синдромом путем опроса и количественного определения уровня качества жизни в баллах по данным опросника, отличающийся тем, что опросник, содержащийся в описании в таблице 1, включает вопросы, выявляющие состояние физического здоровья, психологическую и социальную адаптацию ребенка, с подсчетом баллов по каждому ответу от 1 до 4, и если общее количество баллов равно или более 42, то уровень качества жизни расценивают как плохой, если общее количество баллов находится в пределах 37-41, то уровень качества жизни - неудовлетворительный, если общее количество баллов находится в пределах 32-36, то уровень качества жизни - ниже удовлетворительного, если общее количество баллов менее 32, то уровень качества жизни - удовлетворительный.