Способ идентификации водителя транспортного средства (варианты) и устройство для его осуществления

Авторы патента:


Способ идентификации водителя транспортного средства (варианты) и устройство для его осуществления
Способ идентификации водителя транспортного средства (варианты) и устройство для его осуществления
Способ идентификации водителя транспортного средства (варианты) и устройство для его осуществления
Способ идентификации водителя транспортного средства (варианты) и устройство для его осуществления

 


Владельцы патента RU 2440619:

Мацур Игорь Юрьевич (RU)

Группа изобретений относится к области идентификации водителя транспортного средства (ТС) и самого ТС и может быть использована, в частности, в системах контроля движения ТС. Предусмотрены: установка на ТС ответчика и блока регистрации водителя, встраивание в водительское удостоверение энергонезависимой памяти с данными о владельце, считывание с помощью блока регистрации водителя данных из энергонезависимой памяти и запись этих данных в память ответчика, формирование радиосигнала ответчика, прием с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, декодирование ответного радиосигнала после его приема для извлечения данных о водителе. На ТС может быть установлен также блок биометрической идентификации. Запись данных в память ответчика осуществляют перед началом и в процессе движения ТС. Ответчик облучают зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, после чего формируют ответный радиосигнал ответчика. Устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика водителем данного ТС признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти удостоверения которого считаны. Узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения ТС стационарно. Группа изобретений, обеспечивающая автоматическую надежную идентификацию водителей ТС, позволяет повысить безопасность движения. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области идентификации водителя транспортного средства и самого транспортного средства и может быть использовано, в частности, в системах контроля движения транспортных средств.

Наиболее близким по технической сущности - прототипом к способу по варианту 1 - является способ контроля движения транспортных средств, включающий определение скоростей движения транспортных средств путем выбора заданных величин контролируемых перемещений транспортных средств с помощью двух и более датчиков контроля перемещения, разнесенных в пространстве, считывание и обработку сигналов, регистрирующих время перемещения транспортных средств на заданные величины перемещения, с последующим вычислением скорости перемещения транспортных средств, при этом каждое транспортное средство идентифицируют с помощью установки на него, по меньшей мере, одного датчика идентификации, в качестве которого применены пассивные или активные радиометки, а в качестве датчиков контроля перемещения используют антенны, при этом считывание сигналов с датчиков идентификации, содержащих информацию о каждом транспортном средстве производят с помощью этих антенн и приемопередатчика, регистрирующих время перемещения каждого транспортного средства на заданные величины перемещения (см. RU (11) 2377572 (13) С2 (51), кл. G01P 3/66).

Недостатками известного способа является невозможность идентификации водителя транспортного средства, тем более дистанционной, а также ограниченная возможность идентификации самого транспортного средства, так как идентификация основывается лишь на данных, обеспеченных устройством идентификации, которое может быть заменено или модифицировано правонарушителем без соответствующей санкции, что снижает надежность автоматической идентификации транспортного средства. Известное решение также не обеспечивает возможности выявления в автоматическом режиме неправомерного использования транспортного средства, а также водительского удостоверения, например, когда лицо, лишенное права вождения, использует не изъятое у него водительское удостоверение либо чужое водительское удостоверение, так как известное решение не предполагает получение и обработку соответствующих данных.

Кроме того, известное решение не обеспечивает пресечение в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства. Вышеперечисленные недостатки не позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения.

Наиболее близким по технической сущности - прототипом к заявленному устройству - является комплекс проверки транспортных средств в процессе движения, включающий информацию об объекте на пластине, считывающее устройство, состоящее из источника излучения и приемника излучения, содержащего многорядовый блок из чувствительных элементов для данного вида излучения, причем считывающее устройство соединено с вычислительной частью, в память которого введена поисковая информация, отличающийся тем, что пластина размещена на крыше транспортного средства по крайней мере на одной высоте для одного класса транспортных средств, а считывающее устройство размещено своими элементами по обе стороны транспортной магистрали, причем источник излучения и приемник его снабжены совпадающими коллиматорами по потоку излучения и его приему и закреплены на стойках на одной высоте с пластиной (см. RU 2106987 С1, кл. B60R 13/10, B60R 25/00).

Известное устройство позволяет идентифицировать проезжающее транспортное средство путем считывания информации в автоматическом режиме без участия постового.

Недостатком известного решения является невозможность идентификации в автоматическом режиме водителя транспортного средства, что в свою очередь не позволяет использовать известное устройство для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства данным лицом. Другим недостатком известного устройства является невозможность правильной идентификации транспортного средства в условиях многорядного движения транспортных средств, что снижает надежность работы устройства. Еще одним недостатком, снижающим надежность идентификации, является неизбежность ошибок идентификации из-за разброса высоты различных транспортных средств. Вышеперечисленные недостатки не позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения.

Наиболее близким по технической сущности - прототипом к способу по варианту 2 - является способ контроля движения транспортных средств, включающий определение скоростей движения транспортных средств путем выбора заданных величин контролируемых перемещений транспортных средств с помощью двух и более датчиков контроля перемещения, разнесенных в пространстве, считывание и обработку сигналов, регистрирующих время перемещения транспортных средств на заданные величины перемещения, с последующим вычислением скорости перемещения транспортных средств, при этом каждое транспортное средство идентифицируют с помощью установки на него, по меньшей мере, одного датчика идентификации, в качестве которого применены пассивные или активные радиометки, а в качестве датчиков контроля перемещения используют антенны, при этом считывание сигналов с датчиков идентификации, содержащих информацию о каждом транспортном средстве - производят с помощью этих антенн и приемопередатчика, регистрирующих время перемещения каждого транспортного средства на заданные величины перемещения (см. RU (11) 2377572 (13) С2 (51), кл. G01P 3/66).

Недостатками известного способа является невозможность идентификации водителя транспортного средства, тем более дистанционной, а также ограниченная возможность идентификации самого транспортного средства, так как идентификация основывается лишь на данных, обеспеченных устройством идентификации, которое может быть заменено или модифицировано правонарушителем без соответствующей санкции, что снижает надежность автоматической идентификации транспортного средства. Известное решение также не обеспечивает возможности выявления в автоматическом режиме неправомерного использования транспортного средства, а также водительского удостоверения, например, когда лицо, лишенное права вождения, использует не изъятое у него водительское удостоверение либо чужое водительское удостоверение, так как известное решение не предполагает получение и обработку соответствующих данных.

Кроме того, известное решение не обеспечивает пресечение в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства. Вышеперечисленные недостатки не позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения.

Задачей и обусловленным ею техническим результатом является повышение безопасности дорожного движения за счет:

- обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы;

- повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства за счет возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства;

- выявления и/или пресечения в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства за счет сравнения данных водителя с действующими данными допущенных к управлению лиц;

- выявления в автоматическом режиме неправомерного использования водительского удостоверения.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе идентификации водителя транспортного средства, вариант 1, заключающемся в установке на транспортном средстве ответчика и приеме с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, на транспортном средстве устанавливают блок регистрации водителя, а в водительское удостоверение встраивают энергонезависимую память, в которую, при его выдаче, заносят данные о его владельце, перед началом и/или в процессе движения транспортного средства с помощью блока регистрации водителя осуществляют считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и записывают эти данные в память ответчика, облучают ответчик зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, формируют ответный радиосигнал ответчика так, чтобы сформированный радиосигнал представлял собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными водительского удостоверения, после приема ответного радиосигнала его декодируют для извлечения данных о водителе, устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика и/или до остановки двигателя водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти удостоверения которого считаны, а узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно.

Кроме того:

- данные для формирования и переизлучения кодового слова, считывают из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и заносят в память ответчика с помощью блока регистрации водителя дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение;

- считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют путем радиоопроса пространства предполагаемого места нахождения водительского удостоверения, при этом осуществляют излучение радиосигналов опроса, прием ответного радиосигнала, содержащего данные из энергонезависимой памяти водительского удостоверения, и выделение данных о водителе;

- в случае нахождения в зоне радиоопроса нескольких водительских удостоверений, предлагают выбрать одно из них для считывания его данных в память;

- осуществляют радиоопрос водительского удостоверения периодически в процессе движения транспортного средства;

- считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют через разъемное гальваническое соединение блока регистрации водителя с выходом энергонезависимой памяти водительского удостоверения путем установки водительского удостоверения с соответствующими электрическими контактами в разъем считывателя блока регистрации водителя с последующей передачей из энергонезависимой памяти водительского удостоверения сигналов, соответствующих данным о владельце водительского удостоверения, и выделением этих данных;

- считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют с использованием оптического или магнитного считывателя;

- в память ответчика записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве;

- ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или в других конструктивных частях кузова транспортного средства;

- ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства или на транспортном средстве неразъемно, обеспечивая невозможность отсоединения без его разрушения;

- снимают биометрические данные водителя для подтверждения считанных данных из водительского удостоверения.

Задачей и обусловленным ею техническим результатом является повышение безопасности дорожного движения за счет:

- обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы;

- повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства за счет возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства в условиях многорядного движения транспортных средств;

- выявления в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства; а также

- выявления в автоматическом режиме неправомерного использования водительского удостоверения.

Технический результат достигается тем, что в устройство для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, включающее носитель информации и считыватель, введены множество узлов опроса, содержащих приемопередатчик с антенной, блок декодирования, выход которого подключен к средствам визуализации данных, носителем информации является водительское удостоверение, считыватель соединен с блоком памяти, образующими блок регистрации водителя, выход которого подключен к приемопередатчику ответчика, снабженного антенной и блоком энергонезависимой памяти.

Кроме того:

- водительское удостоверение снабжено радиочипом, для дистанционного считывания данных;

- водительское удостоверение снабжено магнитной полосой или штрихкодом, а считыватель выполнен соответственно магнитным или оптическим;

- водительское удостоверение снабжено энергонезависимой памятью и разъемом, ответная часть которого соединена со считывателем;

- узел визуализации выполнен в виде монитора и/или принтера;

- узлы опроса установлены на дороге вблизи проезжей части или встроены в дорожное полотно;

- выход блока регистрации водителя подключен к приемопередатчику ответчика дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение.

- устройство снабжено блоком биометрической идентификации, выход которого подключен к входу блока регистрации водителя.

Задачей и обусловленным ею техническим результатом является повышение безопасности дорожного движения за счет:

- обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы;

- повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства за счет возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства;

- выявления и/или пресечения в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства за счет сравнения данных водителя с действующими данными допущенных к управлению лиц;

- выявления в автоматическом режиме неправомерного использования водительского удостоверения.

Указанный результат достигается тем, что в способе идентификации водителя транспортного средства, вариант 2, заключающемся в установке на транспортном средстве ответчика и приеме с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, на транспортном средстве устанавливают блок биометрической идентификации, с помощью которого считывают биометрические данные водителя, распознают водителя из заранее установленного круга лиц, для чего предварительно запоминают биометрические данные, по меньшей мере, одного лица, при этом считывание биометрических данных и распознавание водителя осуществляют перед началом и/или в процессе движения транспортного средства, затем заносят данные о водителе в память ответчика для формирования и переизлучения кодового слова, облучают ответчик зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, формируют ответный радиосигнал ответчика так, чтобы сформированный радиосигнал представлял собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными водительского удостоверения, после приема ответного радиосигнала его декодируют для извлечения данных о водителе, узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно.

Кроме того:

- в память ответчика записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве;

- ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или в других конструктивных частях кузова транспортного средства;

- ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или на самом транспортном средстве неразъемно, обеспечивая невозможность отсоединения без его разрушения;

- данные для формирования и переизлучения кодового слова заносят в память ответчика из блока биометрической идентификации водителя дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение.

Способ идентификации водителя транспортного средства поясняется с помощью чертежей, где на Фиг.1 показана структурная схема устройства для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, вариант 1, на Фиг.2 схематично показан чертеж расположения ответчика и радиосчитывателя на транспортном средстве, устройства для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, вариант 1, на Фиг.3 схематично показан чертеж расположения средств для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, для обоих вариантов, в месте облучения и приема переизлученного сигнала, на Фиг.4 - пример структурной схемы устройства для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, вариант 2.

На чертежах сделаны следующие обозначения: 1 - узел опроса, 2 - антенна узла опроса, 3 - приемопередатчик узла опроса; 4 - блок декодирования, 5 - средства визуализации данных, 6 - ответчик, 7 - приемопередатчик ответчика, 8 - блок энергонезависимой памяти ответчика, 9 - блок регистрации водителя, 10 - водительское удостоверение, 11 - энергонезависимая память водительского удостоверения, 12 - антенна ответчика, 13 - опоры навесной конструкции, 14 - диаграмма направленности антенны приемопередающего узла, 15 - транспортное средство, 16 - водитель, 17 - полосы дороги, 18 - считыватель блока регистрации водителя, 19 - узел памяти блока регистрации водителя, 20 - блок биометрической идентификации.

Способ идентификации водителя транспортного средства, вариант 1, заключается в установке на транспортном средстве ответчика с антенной, облучении ответчика зондирующим радиосигналом облучения с помощью узла опроса, переизлучении ответчиком сформированного радиосигнала, представляющего собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными, записанными в энергонезависимую память ответчика, приеме узлом опроса переизлученного радиосигнала с последующим декодированием информации. При этом данные для формирования и переизлучения кодового слова заносят в память ответчика из памяти блока регистрации водителя дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение, ввод данных в память блока регистрации водителя осуществляют путем считывания их из энергонезависимой памяти водительского удостоверения, в которую при выдаче водительского удостоверения заносят данные о водителе. Считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют с использованием блока регистрации водителя перед началом и/или в процессе движения транспортного средства путем радиоопроса пространства предполагаемого места нахождения водительского удостоверения, и/или через разъемное гальваническое соединение блока регистрации водителя с выходом энергонезависимой памяти водительского удостоверения, и/или с использованием оптического считывателя, и/или с использованием магнитного считывателя. Устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика и/или до остановки двигателя водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти которого считаны, а облучение ответчика транспортного средства зондирующим радиосигналом и прием переизлученного сигнала осуществляют с помощью узлов опроса, установленных на мобильной основе и/или в заранее определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно.

Занесение данных в память ответчика для формирования и переизлучения кодового слова осуществляют путем передачи сигнала, представляющего собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными из водительского удостоверения.

Считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения через разъемное гальваническое соединение блока регистрации водителя с выходом энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют путем установки водительского удостоверения с соответствующими электрическими контактами в разъем считывателя блока регистрации водителя и последующей автоматической передачей сигналов, соответствующих данным, по меньшей мере, содержащим сведения о владельце удостоверения, из энергонезависимой памяти водительского удостоверения.

Считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения посредством оптического или магнитного считывателя осуществляют путем расположения водительского удостоверения с размещенным на нем штрихкодом или магнитной полосой в зоне действия соответствующего считывателя блока регистрации водителя.

Считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения со встроенной радиочастотной электронной меткой в память блока регистрации водителя осуществляют путем радиоопроса пространства предполагаемого места нахождения водительского удостоверения. При этом блок регистрации водителя обеспечивает излучение радиосигналов опроса, прием ответного радиосигнала, содержащего данные из энергонезависимой памяти водительского удостоверения, и выделение данных, по меньшей мере, содержащих сведения о владельце водительского удостоверения. Для большинства случаев считанные таким образом данные соответствуют данным о водителе этого транспортного средства. В случае же нахождения в зоне радиоопроса нескольких водительских удостоверений, предлагают выбрать одно из них для считывания его данных в память блока регистрации водителя. Радиоопрос осуществляют перед началом движения и/или периодически в процессе движения транспортного средства.

В энергонезависимую память ответчика предварительно записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве.

Ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или в других конструктивных частях кузова транспортного средства неразъемно, обеспечивая невозможность его снятия без разрушения.

В качестве ответчика используют пассивные или активные радиометки RFID.

В энергонезависимую память блока регистрации водителя предварительно записываются сведения о водителе и/или водителях, имеющих право управления данным транспортным средством. Дополнительно в энергонезависимую память блока регистрации или ответчика может быть занесена информация о владельце транспортного средства.

Считывают биометрические данные водителя для подтверждения данных, считанных из памяти водительского удостоверения.

Заявленный способ идентификации водителя транспортного средства реализуется следующим образом.

В процессе изготовления или на этапе обязательной регистрации транспортного средства, на нем закрепляют ответчик (пассивный или активный), который может быть выполнен встроенным в номерной знак и который не может быть удален или заменен без его разрушения.

На транспортном средстве устанавливают также блок регистрации водителя подключенный своим выходом со входом ответчика. Блок регистрации водителя включает в себя считыватель данных с водительского удостоверения и память для сохранения этих данных. Соединение между блоком регистрации водителя и ответчика может быть либо гальваническим, либо с использованием радиоканала, налаженного в пределах габаритов транспортного средства. В память блока регистрации предварительно заносятся данные водительских удостоверений, владельцам которых разрешено управление данным транспортным средством, например, на основе данных страховки.

Считыватель блока регистрации водителя может быть выполнен на основе узла радиоопроса, в этом случае водительское удостоверение снабжено средствами формирования ответного сигнала, несущего данные о его владельце. При этом в зону действия радиосчитывателя могут попасть пассажиры, также имеющие при себе водительские удостоверения. Так как вести транспортное средство может лишь один водитель, то при обнаружении ответных сигналов от нескольких водительских удостоверений, программой работы блока регистрации водителя предлагается выбрать одно из обнаруженных, например, по номеру регистрации. После уточнения выбранного водительского удостоверения из его энергонезависимой памяти осуществляется считывание данных, относительно которых предполагается, что они соответствуют данным водителя транспортного средства. После сравнения в блоке регистрации водителя считанных данных с данными лиц, имеющих право управлять данным транспортным средством, выдается команда разрешения на движение транспортного средства.

Наличие запрета на движение транспортного средства при отсутствии в зоне действия радиосчитывателя водительского удостоверения водителя, имеющего право на управление данным транспортным средством, является дополнительным препятствием к несанкционированному использованию этого транспортного средства.

Считыватель блока регистрации водителя может быть выполнен на основе разъемного соединения контактов энергонезависимой памяти водительского удостоверения с контактами считывателя. В этом случае считывание данных осуществляют путем установки водительского удостоверения в гнездо разъема считывателя блока регистрации водителя с соответствующими электрическими контактами.

При использовании оптического считывателя на водительском удостоверении при его выдаче наносят оригинальный штрихкод, являющийся, по сути, энергонезависимой памятью и несущий информацию о владельце удостоверения, а считывание осуществляют путем сканированием этого штрихкода, для чего водительское удостоверение временно размещают в зоне действия считывателя блока регистрации водителя.

При использовании магнитного считывателя на водительском удостоверении при его выдаче наносят магнитную полосу, в которую заносят данные о владельце удостоверения. Магнитная полоса с данными является, по сути, энергонезависимой памятью. Считывание данных осуществляют путем временного размещения удостоверения в зоне действия считывателя блока регистрации водителя и сканирования записанной информации.

После считывания данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения с помощью блока регистрации водителя эти данные в виде цифрового кода заносят в память ответчика, в которой может также хранится информация о самом транспортном средстве, а также о его владельце.

В определенные, заранее установленные моменты времени, например перед началом движения транспортного средства, осуществляют считывание биометрических данных человека, находящегося за рулем, - водителя. Такое считывание может осуществляться путем снятия изображения радужной оболочки или сетчатки глаз либо отпечатков пальца и пр. Считанные соответствующими датчиками биометрические данные поступают в блок биометрической идентификации, в памяти которого хранятся заранее занесенные образы, позволяющие идентифицировать человека из заранее определенного круга лиц. Этот круг лиц определяется владельцем транспортного средства, который и обеспечивает снятие биометрических данных и занесение их в память блока биометрической идентификации. Данные биометрической идентификации подаются на вход блока регистрации водителя, где осуществляется сравнение данных из памяти водительского удостоверения и данных биометрической идентификации, в случае соответствия биометрических данных водителя данным из памяти водительского удостоверения формируется сигнал подтверждения, обеспечивающий разрешение регистрации водителя согласно данным из памяти водительского удостоверения.

Завершением регистрации водителя, которое может быть осуществлено либо специальным действием водителя, например нажатием соответствующей кнопки, либо подтверждением соответствия биометрических данных, устанавливают, что водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти которого считаны. Данное установление действует в течение одной поездки, после чего сбрасывается. Начало следующей поездки определяется моментом ввода данных в память ответчика и/или началом движения транспортного средства.

В заранее определенных местах проезжей части дороги, на столбах или на специальных конструкциях над дорогой, устанавливают узлы опроса, снабженные радиоантеннами для формирования диаграммы излучения и приема электромагнитных сигналов. Узлы опроса могут устанавливаться также под проезжей частью или на мобильном основании - транспортном средстве.

Приемопередатчик узла опроса обеспечивает формирование специальных зондирующих сигналов опроса, например периодическую последовательность радиоимпульсов. В качестве реакции на зондирующий сигнал опроса, ответчик, установленный на транспортном средстве, вырабатывает радиосигнал, представляющий собой кодовое слово, содержащее информационную часть с хранящимися в его памяти данными о транспортном средстве и данными, считанными из памяти водительского удостоверения. В необходимых случаях, передаваемые данные могут шифроваться для затруднения несанкционированного доступа к ним. Дешифрация при этом осуществляется средствами узла опроса или удаленного центра обработки и хранения информации.

Сигнал ответчика принимают средствами приемопередатчика узла опроса и обрабатывают с целью выделения информационной части об обнаруженном транспортном средстве, в том числе о номерном знаке, под которым это транспортное средство зарегистрировано, и данных водительского удостоверения, содержащих, по меньшей мере, сведения о его владельце, то есть о водителе этого транспортного средства.

На выходе блока декодирования средств узла опроса формируется цифровой сигнал в виде параллельного кода, который подается на узел визуализации: монитор или принтер, непосредственно либо через коммуникационные каналы, соединяющие узел опроса с удаленными средствами обработки и хранения информации, например с центром анализа дорожной обстановки для дальнейшей визуализации. В случае использования для обработки и хранения информации центра анализа дорожной обстановки, дешифрация может осуществляться средствами этого аналитического центра.

Пример

При изготовлении транспортного средства на нем устанавливают ответчик, в энергонезависимую память которого впоследствии записывают данные регистрационного номера, а также блок регистрации водителя с радиосчитывателем, антенна которого ориентирована так, что зоной действия радиосчитывателя блока регистрации водителя является салон транспортного средства и, главным образом, пространство с водительским креслом.

Радиосчитыватель блока регистрации водителя включается поворотом ключа зажигания или включением скорости (подключением трансмиссии к двигателю) и начинает формировать сигналы радиоопроса. Встроенная в водительское удостоверение энергонезависимая память со средствами радиообмена при попадании в зону действия радиосчитывателя блока регистрации водителя в ответ на радиосигнал опроса формирует ответный сигнал, содержащий необходимые данные, по меньшей мере, содержащие сведения о владельце водительского удостоверения, то есть о водителе, в виде последовательного кода, который заносится в память блока регистрации водителя. Данные сохраняются в оперативной памяти блока регистрации (на время работы двигателя) и передаются также по радиоканалу связи на вход приемопередатчика ответчика транспортного средства. В энергонезависимой памяти ответчика могут содержатся также занесенные в нее ранее данные о регистрационном номере транспортного средства.

При наличии в зоне действия радиосчитывателя блока регистрации водителя двух и более водительских удостоверений, считывателем воспринимаются и несколько ответных сигналов. В этом случае алгоритм работы предполагает предложение выбора одного удостоверения для считывания с него данных о владельце этого удостоверения. Выбор может быть осуществлен путем набора на клавиатуре номера удостоверения водителя или указания на один из выведенных в режиме меню на мониторе номеров обнаруженных считывателем удостоверений или имен их владельцев. После осуществления такого выбора, при условии наличия права лица на управление данным транспортным средством, осуществляется считывание данных из памяти выбранного водительского удостоверения. После считывания данных радиосчитыватель прекращает генерировать сигналы опроса до следующего ввода данных.

Транспортное средство может быть снабжено блоком биометрической идентификации, В этом случае в определенные моменты времени, например в начале движения транспортного средства, осуществляют считывание биометрических данных человека, находящегося за рулем, - водителя. Считывание биометрических данных может осуществляться с помощью соответствующих датчиков путем снятия изображения радужной оболочки или сетчатки глаз либо отпечатков пальца и пр. Считанные биометрические данные поступают в блок биометрической идентификации, в памяти которого хранятся заранее занесенные образы, позволяющие идентифицировать человека из заранее определенного круга лиц. Данные идентификации подаются на блок регистрации водителя, где осуществляется сравнение данных из памяти водительского удостоверения и данных биометрической идентификации, в случае соответствия данных биометрической идентификации данным из памяти водительского удостоверения формируется сигнал подтверждения, обеспечивающий разрешение регистрации водителя согласно данным из памяти водительского удостоверения.

Регистрации водителя завершается либо специальным нажатием соответствующей кнопки, либо подтверждением соответствия биометрических данных из блока биометрической идентификации данным водительского удостоверения, в этот момент устанавливают, что водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти которого были ранее считаны. Данное лицо признается водителем в течение одной поездки (до остановки двигателя). Начало следующей поездки определяется моментом ввода данных в память ответчика и/или началом движения транспортного средства.

Ответчик выполнен с возможностью формирования в ответ на специальный зондирующий сигнал ответного сигнала, содержащего данные об основных агрегатах, регистрационном номере и данные, полученные из памяти водительского удостоверения, а также иные необходимые данные, например данные биометрической идентификации. В целях безопасности работы данные, предполагаемые к передаче ответчиком, шифруются и передаются в зашифрованном виде, обеспечивающем препятствие для несанкционированного получения этих данных. Дешифрацию данных в этом случае осуществляют средствами узла опроса или удаленного аналитического центра.

На участках дороги, где предполагается движение транспортных средств, устанавливают узлы опроса с приемопередающими узлами, обеспечивающими формирование специальных зондирующих сигналов. Антенны узлов опроса устанавливают над соответствующей полосой проезжей части дороги и ориентируют вдоль полосы, так чтобы пятно главного лепестка диаграммы направленности антенны соответствовало ширине полосы на расстоянии 50-100 м. Ширина главного лепестка диаграммы направленности антенны может соответствовать ширине всей проезжей части. Это возможно, например, при наличии дополнительных средств измерения параметров движения транспортных средств или при отсутствии необходимости измерения этих параметров.

Приемопередающие узлы опроса обеспечивают формирование зондирующего сигнала, прием ответного сигнала от ответчика транспортного средства и выделение из ответного сигнала данных о транспортном средстве, в том числе данных о его регистрационном номере и о водителе (владельце выбранного водительского удостоверения), путем его декодирования, а также дешифрации данных в случаях шифрованного сигнала, которые получены с использованием радиосчитывателя из энергонезависимой памяти ответчика. Декодированные и, в необходимых случаях, дешифрованные данные выводят на средства визуализации либо передают на удаленные пункты обработки информации. При этом дешифрацию данных могут осуществлять средствами удаленных пунктов обработки и хранения информации.

Несущая частота зондирующего сигнала выбирается ближе к коротковолновой части радиодиапазона, например миллиметрового диапазона, что позволяет уменьшить габаритные размеры приемопередающего тракта узла опроса ответчика.

Ответчик обеспечивает формирование сигнала, представляющего собой последовательность импульсов, в соответствии с которой осуществляется модуляция, например фазовая манипуляция. В блоке декодирования осуществляется преобразование сигнала в параллельный цифровой код.

Результаты декодирования выводят на узел визуализации, в качестве которого может быть использован монитор, принтер и иные средства, в том числе установленные на удаленном пункте обработки и хранения информации.

Получение данных о транспортном средстве и о водителе повышает надежность идентификации транспортного средства. Сопоставляя совокупность данных о водителе и транспортном средстве с данными о лицах, у которых есть право на управление данным транспортным средством, получают возможность дополнительного подтверждения правомерности использования данного водительского удостоверения и данного транспортного средства. Сравнивая данные водительского удостоверения водителя с действующими данными допущенных к управлению лиц, с данными биометрической идентификации выявляют незаконное использование водительского удостоверения. Сравнивая данные водительского удостоверения с данными биометрической идентификации, дополнительно выявляют незаконное использование водительского удостоверения. Следствием выявления незаконного использования водительского удостоверения может являться блокировка основных агрегатов, то есть пресечение незаконного использования транспортного средства данным водителем.

Заявленный способ может быть реализован на стандартных компонентах с использованием микроэлектронных или наноэлектронных элементов, а также конструктивных элементов из металлических и иных широко применяемых материалов.

Таким образом, заявленный способ обеспечивает повышение безопасности дорожного движения за счет: обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы; повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства благодаря возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства; выявления и/или пресечения в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства за счет сравнения данных водителя с действующими данными допущенных к управлению лиц, а также выявления в автоматическом режиме неправомерного использования водительского удостоверения.

Устройство для реализации способа идентификации водителя транспортного средства включает носитель информации и считыватель, множество узлов опроса, содержащих приемопередатчик с антенной, блок декодирования, выход которого подключен к средствам визуализации данных, носителем информации является водительское удостоверение, считыватель соединен с блоком памяти, образующим блок регистрации водителя, выход которого подключен к приемопередатчику ответчика, снабженного антенной и блоком энергонезависимой памяти.

Водительское удостоверение снабжено радиочипом для дистанционного считывания данных либо магнитной полосой или штрихкодом, при этом считыватель выполнен соответственно магнитным или оптическим, либо водительское удостоверение снабжено энергонезависимой памятью и разъемом, ответная часть которого выполнена с возможностью соединения со считывателем.

Узел визуализации выполнен в виде монитора, и/или принтера, и/или удаленного пункта обработки и хранения информации.

Узлы опроса установлены на дороге вблизи проезжей части или встроены в дорожное полотно.

Выход блока регистрации водителя подключен к приемопередатчику ответчика дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение.

Устройство снабжено блоком биометрической идентификации, выход которого подключен к входу блока регистрации водителя.

Устройство для реализации способа идентификации водителя транспортного средства работает следующим образом.

Перед началом эксплуатации транспортного средства, например в момент поворота ключа зажигания, считыватель блока регистрации водителя считывает данные водительского удостоверения. При этом считывание может осуществляться по радиоканалу связи, когда блок регистрации водителя формирует радиосигналы опроса радиочипа, встроенного в водительское удостоверение, который открывает информацию, хранящуюся в памяти радиочипа, для считывания блоком регистрации водителя. Считывание может осуществляться посредством оптического, магнитного считывателя или через разъемное соединение, для чего водительское удостоверение снабжается магнитной полосой, либо подобием штрихкода с данными о владельце, либо контактами разъема с энергонезависимой памятью, содержащей данные о владельце транспортного средства.

В случае исполнения водительского удостоверения с встроенным радиочипом и нахождения в зоне радиоопроса нескольких таких удостоверений алгоритм работы считывателя блока регистрации водителя предполагает вывод считанных удостоверений на экран жидкокристаллического монитора с возможностью выбора одного, принадлежащего водителю, которое и считается принадлежащим водителю.

Для подтверждения личности водителя устройство снабжено блоком биометрической идентификации, выход которого подключен к входу блока регистрации водителя. Считанные биометрические данные сопоставляются с образами, заранее занесенными в память блока биометрической идентификации владельцем транспортного средства. В результате такого сопоставления определяется лицо, биометрические данные которого тождественны считанным, и данные этого лица передаются на вход блока регистрации водителя, где сопоставляются с данными, считанными с водительского удостоверения. Далее, если эти данные тождественны друг другу, формируется сигнал подтверждения для использования данных, считанных из памяти водительского удостоверения. Если тождественность отсутствует, то сигнал подтверждения не формируется и разрешение на движение, по меньшей мере, своим ходом транспортного средства двигателя отсутствует.

Блок регистрации водителя содержит также программные средства, обеспечивающие запрет принятия удостоверения, принадлежащего лицу, у которого отсутствует право на эксплуатацию данного транспортного средства. Для этого в энергонезависимую память блока регистрации водителя заносятся данные лиц, у которых такое право имеется, например, на основе данных страхового свидетельства.

После считывания данных водителя блоком регистрации водителя эти данные в закодированном виде передаются на вход ответчика, представляющего собой приемопередающий узел, который обеспечивает передачу данных в ответ на специальный зондирующий сигнал.

В процессе движения транспортного средства по дороге, на участках которой установлены узлы опроса, транспортное средство попадает в зону облучения приемопередатчиков узла опроса, формирующих зондирующие сигналы для ответчика. В ответ на принятый зондирующий сигнал узла опроса ответчик формирует ответный радиосигнал, содержащий кодовое слово с данными, считанными с водительского удостоверения. Ответный сигнал может также содержать данные о самом транспортном средстве, хранящиеся в энергонезависимой памяти ответчика и занесенные туда при регистрации транспортного средства. Такими данными могут, в частности, быть регистрационный номер транспортного средства и идентификационные номера основных агрегатов транспортного средства.

Принятые приемопередатчиком ответные сигналы декодируются и подаются на вход узлов визуализации, например монитор, принтер и пр. Данные, полученные в результате декодирования, могут быть направлены для дальнейшей обработки на централизованные посты сбора информации для последующей визуализации или хранения.

Заявленное устройство может быть реализовано на стандартных компонентах с использованием микроэлектронных или наноэлектронных элементов, а также конструктивных элементов из металлических и иных широко применяемых материалов.

Таким образом, заявленное решение обеспечивает повышение безопасности дорожного движения за счет: обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы; повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства за счет возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства в условиях многорядного движения транспортных средств; выявления в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства; а также выявления в автоматическом режиме неправомерного использования водительского удостоверения.

Способ идентификации водителя транспортного средства, вариант 2, заключается в установке на транспортном средстве ответчика с антенной, облучении ответчика зондирующим радиосигналом узла опроса, переизлучении ответчиком сформированного радиосигнала, представляющего собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными, записанными в энергонезависимую память ответчика, приеме узлом опроса переизлученного радиосигнала с последующим декодированием информации, при этом данные для формирования и переизлучения кодового слова заносят в память ответчика из памяти блока биометрической идентификации водителя дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение, ввод данных в память блока биометрической идентификации водителя осуществляют путем считывания биометрических данных водителя и его распознавания перед началом и/или в процессе движения транспортного средства. Биометрическая идентификация водителя осуществляется путем его распознавания из заранее установленного круга лиц, для чего в энергонезависимую память блока биометрической идентификации предварительно записываются данные (образы), по меньшей мере, об одном лице. После считывания биометрических данных водителя осуществляют сравнение считанных данных с данными (образами), хранящимися в энергонезависимой памяти блока биометрической идентификации. Если считанные данные соответствуют данным, хранящимся в памяти блока биометрической идентификации, считают, что распознавание водителя произошло. Устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика и/или до остановки двигателя водителем данного транспортного средства признается лицо, считанные биометрические данные которого совпадают с данными, хранящимися в энергонезависимой памяти блока биометрической идентификации, а облучение ответчика транспортного средства зондирующим радиосигналом и прием переизлученного сигнала осуществляют с помощью средств, установленных на мобильной основе и/или в заранее определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно.

В энергонезависимую память ответчика предварительно записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве. Дополнительно в энергонезависимую память ответчика может быть занесена информация о владельце транспортного средства.

Ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или в других конструктивных частях кузова транспортного средства неразъемно, обеспечивая невозможность его снятия без разрушения.

В качестве ответчика используют пассивные или активные радиометки RFID.

Заявленный способ идентификации водителя транспортного средства, вариант 2, реализуется следующим образом.

В процессе изготовления или на этапе обязательной регистрации транспортного средства, на нем закрепляют ответчик (пассивный или активный), который может быть выполнен встроенным в номерной знак и который не может быть удален или заменен без его разрушения.

На транспортном средстве устанавливают также блок биометрической идентификации водителя, подключенный своим выходом со входом ответчика. Соединение между блоком биометрической идентификации водителя и ответчика может быть либо гальваническим, либо с использованием радиоканала, налаженного в пределах габаритов транспортного средства,

В определенные, заранее установленные моменты времени, например в начале движения транспортного средства, осуществляют считывание биометрических данных человека, находящегося за рулем, - водителя. Такое считывание может осуществляться с помощью соответствующих датчиков путем снятия изображения радужной оболочки или сетчатки глаз либо отпечатков пальца и пр. Считанные биометрические данные поступают в блок биометрической идентификации водителя, в памяти которого хранятся заранее занесенные образы, позволяющие идентифицировать человека из заранее определенного круга лиц. Осуществляют сравнение считанных данных с эталонными образами, хранящимися в энергонезависимой памяти блока биометрической идентификации. Если считанные данные соответствуют образам, хранящимся в памяти блока биометрической идентификации, считают, что распознавание водителя произошло. Круг лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством, определяет владелец транспортного средства, который и обеспечивает предварительное снятие биометрических данных этих лиц и занесение их в память блока биометрической идентификации. Для осуществления последующих действий устанавливают, что водителем данного транспортного средства признается человек, находящийся на водительском сидении транспортного средства. Данное установление действует в течение одной поездки, после чего сбрасывается. Свидетельством завершения поездки является остановка двигателя.

После считывания и распознавания данные в виде цифрового кода заносят в память ответчика, в которой может также хранится информация о самом транспортном средстве, а также о его владельце. В необходимых случаях для обеспечения безопасности данных информация может шифроваться.

В заранее определенных местах проезжей части дороги, на столбах или на специальных конструкциях над дорогой, устанавливают узлы опроса, снабженные радиоантеннами для формирования диаграммы излучения и приема электромагнитных сигналов. Узлы опроса могут устанавливаться также под проезжей частью или на мобильном основании - автомобиле.

Приемопередатчик узла опроса обеспечивает формирование специальных зондирующих сигналов опроса, например периодическую последовательность радиоимпульсов. В качестве реакции на зондирующий сигнал опроса, ответчик, установленный на транспортном средстве, вырабатывает радиосигнал, представляющий собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве и данными о водителе.

Сигнал ответчика принимают средствами приемопередатчика узла опроса и обрабатывают с целью выделения информационной части об обнаруженном транспортном средстве, в том числе о номерном знаке, под которым это транспортное средство зарегистрировано и данными о водителе.

В необходимых случаях передаваемые данные могут шифроваться для затруднения несанкционированного доступа к ним. Дешифрация при этом осуществляется средствами узла опроса или удаленного центра обработки и хранения информации.

На выходе блока декодирования средств узла опроса формируется цифровой сигнал в виде параллельного кода, который подается на узел визуализации: монитор или принтер, непосредственно либо через коммуникационные каналы, соединяющие узел опроса с централизованными накопителями информации, аналитическим центром анализа дорожной обстановки для дальнейшей визуализации. Дешифрация сигнала может осуществляться средствами аналитического центра анализа дорожной обстановки.

Пример

При изготовлении транспортного средства на нем устанавливают ответчик, в энергонезависимую память которого впоследствии записывают данные регистрационного номера, а также блок биометрической идентификации водителя.

Считывание биометрических данных водителя осуществляется в начале движения транспортного средства после включения скорости (подключения трансмиссии к двигателю) или в момент поворота ключа зажигания. Считывание биометрических данных может осуществляться путем снятия изображения радужной оболочки или сетчатки глаз либо отпечатков пальца и пр. Считанные биометрические данные сравниваются с теми данными, которые хранятся в памяти блока биометрической идентификации, позволяющими идентифицировать человека из заранее определенного круга лиц, в результате чего осуществляется распознавание водителя либо распознавания не происходит. Данные о водителе сохраняются в оперативной памяти блока биометрической идентификации водителя (на время работы двигателя) и передаются также по радиоканалу связи на вход приемопередатчика ответчика транспортного средства. В энергонезависимой памяти ответчика могут содержаться также занесенные в нее ранее данные о регистрационном номере транспортного средства.

Данное лицо признается водителем в течение одной поездки. Начало следующей поездки определяется моментом ввода данных в память ответчика и/или моментом запуска двигателя транспортного средства.

Ответчик выполнен с возможностью формирования в ответ на специальный зондирующий сигнал ответного сигнала, содержащего данные об основных агрегатах, регистрационном номере и данные, полученные в результате биометрической идентификации водителя. В целях безопасности работы данные, предполагаемые к передаче, шифруются и передаются в зашифрованном виде, обеспечивающем препятствие для несанкционированного получения этих данных. Дешифрацию данных в этом случае осуществляют средствами узла опроса или удаленного аналитического центра.

На участках дороги, где предполагается движение транспортных средств, устанавливают узлы опроса с приемопередающими узлами, обеспечивающими формирование специальных зондирующих сигналов. Антенны узлов опроса устанавливают над соответствующей полосой проезжей части дороги и ориентируют вдоль полосы, так чтобы пятно главного лепестка диаграммы направленности антенны соответствовало ширине полосы на расстоянии 50-100 м.

Приемопередающие узлы опроса обеспечивают формирование зондирующего сигнала, прием ответного сигнала от ответчика транспортного средства и выделение из ответного сигнала путем его декодирования, а также дешифрации в случаях шифрованного сигнала данных о транспортном средстве, в том числе данных о его регистрационном номере, которые «зашиты» в энергонезависимой памяти ответчика, и о водителе. Декодированные и в необходимых случаях дешифрованные данные выводят на средства визуализации, в том числе на удаленных пунктах обработки и хранения информации.

Несущая частота зондирующего сигнала выбирается ближе к коротковолновой части радиодиапазона, например миллиметрового диапазона, что позволяет уменьшить габаритные размеры приемопередающего тракта узла опроса ответчика.

Результаты декодирования выводят на узел визуализации, в качестве которого может быть использован монитор, принтер и иные средства, расположенные в том числе на удаленном пункте обработки и хранения информации.

Ответчик обеспечивает формирование сигнала, представляющего собой последовательность импульсов, в соответствии с которой осуществляется модуляция, например фазовая манипуляция. В блоке декодирования осуществляется преобразование сигнала в параллельный цифровой код.

Получение данных о водителе и о транспортном средстве повышает надежность их идентификации. Сопоставляя совокупность данных о водителе, данных о транспортном средстве с данными о лицах, у которых есть право на управление данным транспортным средством, получают возможность дополнительного подтверждения правомерности использования данным водителем данного транспортного средства. Следствием выявления незаконного использования водительского удостоверения может являться блокировка основных агрегатов, то есть пресечение незаконного использования транспортного средства данным водителем.

Заявленный способ может быть реализован на стандартных компонентах с использованием микроэлектронных или наноэлектронных элементов, а также конструктивных элементов из металлических и иных широко применяемых материалов.

Таким образом, заявленный способ обеспечивает повышение безопасности дорожного движения за счет: обеспечения возможности дистанционной идентификации водителя транспортного средства в любой заданной точке трассы; повышения надежности автоматической идентификации транспортного средства благодаря возможности сопоставления полученных сведений о водителе с идентификационными данными транспортного средства; выявления и/или пресечения в автоматическом режиме неправомерного использования данным водителем транспортного средства за счет сравнения данных водителя с действующими данными допущенных к управлению лиц.

1. Способ идентификации водителя транспортного средства, заключающийся в установке на транспортном средстве ответчика и блока регистрации водителя, встраивании в водительское удостоверение энергонезависимой памяти, в которую при его выдаче заносят данные о его владельце, считывании с помощью блока регистрации водителя данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и записи этих данных в память ответчика, формировании радиосигнала ответчика так, чтобы сформированный радиосигнал представлял собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными водительского удостоверения, приеме с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, декодировании ответного радиосигнала после его приема для извлечения данных о водителе, отличающийся тем, что осуществляют считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и записывают эти данные в память ответчика перед началом и в процессе движения транспортного средства, облучают ответчик зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, после чего формируют ответный радиосигнал ответчика, устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти удостоверения которого считаны, узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно, считывание из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют дистанционно путем радиоопроса пространства предполагаемого места нахождения водительского удостоверения, при этом осуществляют излучение радиосигналов опроса, прием ответного радиосигнала, содержащего данные из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и выделение данных о водителе, в случае нахождения в зоне радиоопроса нескольких водительских удостоверений предлагают выбрать одно из них для считывания его данных в память, осуществляют радиоопрос водительского удостоверения периодически в процессе движения транспортного средства, а ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства неразъемно, обеспечивая невозможность отсоединения без его разрушения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в память ответчика записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что считывают биометрические данные водителя для подтверждения считанных данных из водительского удостоверения.

4. Способ идентификации водителя транспортного средства, заключающийся в установке на транспортном средстве ответчика и блока регистрации водителя, встраивании в водительское удостоверение энергонезависимой памяти, в которую, при его выдаче, заносят данные о его владельце, считывании с помощью блока регистрации водителя данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и записи этих данных в память ответчика, формировании радиосигнала ответчика так, чтобы сформированный радиосигнал представлял собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными водительского удостоверения, приеме с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, декодировании ответного радиосигнала после его приема для извлечения данных о водителе, отличающийся тем, что осуществляют считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения и записывают эти данные в память ответчика перед началом и в процессе движения транспортного средства, облучают ответчик зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, после чего формируют ответный радиосигнал ответчика, устанавливают, что до следующего ввода данных в память ответчика водителем данного транспортного средства признается владелец водительского удостоверения, данные из памяти удостоверения которого считаны, узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно, считывание из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют с использованием оптического или магнитного считывателя или через гальваническое соединение, а ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства неразъемно, обеспечивая невозможность отсоединения без его разрушения.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что считывание данных из энергонезависимой памяти водительского удостоверения осуществляют через разъемное гальваническое соединение блока регистрации водителя с выходом энергонезависимой памяти водительского удостоверения путем установки водительского удостоверения с соответствующими электрическими контактами в разъем считывателя блока регистрации водителя с последующей передачей из энергонезависимой памяти водительского удостоверения сигналов, соответствующих данным о владельце водительского удостоверения, и выделением этих данных.

6. Способ по п.4, отличающийся тем, что в память ответчика записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве.

7. Способ по п.4, отличающийся тем, что считывают биометрические данные водителя для подтверждения считанных данных из водительского удостоверения.

8. Устройство для реализации способа идентификации водителя транспортного средства, включающее носитель информации, которым является водительское удостоверение, считыватель, соединенный с блоком памяти, образующие блок регистрации водителя, выход которого подключен к приемопередатчику ответчика, снабженного памятью, узел опроса, содержащий приемопередатчик с антенной, блок декодирования, отличающееся тем, что в него введено множество узлов опроса, выход блока декодирования подключен к средствам визуализации данных, ответчик снабжен антенной, а его память выполнена энергонезависимой, водительское удостоверение снабжено магнитной полосой или штрихкодом, или разъемом, считыватель выполнен соответственно магнитным или оптическим или с возможностью соединения посредством разъема, а узлы опроса установлены на дороге вблизи проезжей части или встроены в дорожное полотно.

9. Устройство по п.8, отличающееся тем, что узел визуализации выполнен в виде монитора, и/или принтера, и/или удаленного пункта обработки и хранения информации.

10. Устройство по п.8, отличающееся тем, что выход блока регистрации водителя подключен к приемопередатчику ответчика дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение.

11. Устройство по п.8, отличающееся тем, что оно снабжено блоком биометрической идентификации, выход которого подключен к входу блока регистрации водителя.

12. Способ идентификации водителя транспортного средства, заключающийся в установке на транспортном средстве ответчика, приеме с помощью узла опроса радиосигнала ответчика, отличающийся тем, что на транспортном средстве устанавливают блок биометрической идентификации, с помощью которого считывают биометрические данные водителя, распознают водителя из заранее установленного круга лиц, для чего предварительно запоминают биометрические данные, по меньшей мере, одного лица, при этом считывание биометрических данных и распознавание водителя осуществляют перед началом и в процессе движения транспортного средства, затем заносят данные о водителе в память ответчика для формирования и переизлучения кодового слова, облучают ответчик зондирующим радиосигналом с помощью узла опроса, формируют ответный радиосигнал ответчика так, чтобы сформированный радиосигнал представлял собой кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о водителе, после приема ответного радиосигнала его декодируют для извлечения данных о водителе, узлы опроса размещают на мобильной основе и/или в определенных местах трассы движения транспортных средств стационарно, при этом ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства неразъемно, обеспечивая невозможность отсоединения без его разрушения.

13. Способ по п.12, отличающийся тем, что в память ответчика записывают кодовое слово, содержащее информационную часть с данными о транспортном средстве.

14. Способ по п.12, отличающийся тем, что ответчик устанавливают на номерном знаке транспортного средства и/или в других конструктивных частях кузова транспортного средства.

15. Способ по п.12, отличающийся тем, что данные для формирования и переизлучения кодового слова заносят в память ответчика из блока биометрической идентификации водителя дистанционно по радиоканалу и/или через гальваническое соединение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования транспортных средств (ТС) путем обеспечения идентификации закодированных ТС. .

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для определения скоростей движения транспортных средств с одновременной их идентификацией, что осуществляется с использованием радиоволн.
Изобретение относится к технике идентификации автотранспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к области идентификация транспортных средств и предназначено для использования в противоугонных системах. .

Изобретение относится к области мониторинга и управления транспортными, в основном автомобильными, средствами передвижения на проблемных участках дорог, например, таких как перекрестки.
Изобретение относится к области регулирования и организации дорожного движения. .

Изобретение относится к системам регулирования движения транспортных средств (ТС), а точнее к способам и устройствам контроля за соблюдением правил дорожного движения (ПДД), в том числе за соблюдением скоростного режима.

Изобретение относится к калибровке спидометра велокомпьютера посредством устройства для ввода в велокомпьютер (3) данных о размере колеса велосипеда. .

Изобретение относится к области опознавания транспортных средств и может использоваться, например, в пунктах учета движения для определения состава транспортного потока.

Изобретение относится к техническим решениям, используемым применительно к «черным ящикам» транспортных средств для выделения спектральных характеристик звуков речи.

Изобретение относится к области регулирования и организации дорожного движения и может быть применено при остановке и контроле транспортных средств на постоянных и временных пунктах контроля дорожного движения

Изобретение относится к области предотвращения несанкционированного использования транспортных средств и предназначено для использования при идентификации автомобиля или его частей с целью предупреждения угона, затруднения преступной продажи угнанного транспорта или его частей, а также затруднения использования поддельных документов

Изобретение относится к области использования информационной техники на транспорте, более конкретно к способу выявления в транспортных потоках неправомерно используемых транспортных средств

Изобретение относится к области идентификации транспортных средств (ТС) и может быть использовано в противоугонных системах

Изобретение относится к технике идентификации электропроводящих деталей, например деталей транспортных средств

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта, а именно к способам регистрации нарушений правил дорожного движения (ПДД) с использованием видеокамер

Изобретение относится к области контроля движения дорожного транспорта и предназначено для использования при реализации опознавания транспортных средств (ТС) в процессе определения состава транспортного потока
Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта и, в частности, к управлению автопарковками, предусматривающими дорожные сборы. Для обнаружения и идентификации ТС, пересекающих границы заданного участка дороги, в заранее определенных местах, ограничивающих заданный участок дороги, устанавливают узлы обнаружения ТС, с помощью которых зондируют радиосигналом пространство в месте их установки, а ТС предварительно оборудуют узлами их идентификации. С помощью узлов идентификации ТС, попавших в зону радиозондирования, формируют ответные сигналы, содержащие кодовое слово с идентификационными данными соответствующего ТС. Эти ответные сигналы обнаруживают и декодируют с помощью узлов обнаружения, фиксируют время получения каждого сигнала, вычисляют среднее значение времени нахождения ТС на заданном участке дороги. В случае превышения времени нахождения ТС на заданном участке дороги выше расчетного, среднего значения времени нахождения движущихся ТС на заданном участке дороги, эти ТС считают припарковавшимися. Изобретение позволяет повысить надежность и точность контроля парковки ТС на заданном участке дороги. 11 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области регулирования дорожного движения. Система содержит диспетчерский центр, запросчики, установленные на контрольных пунктах, и бортовые модули, устанавливаемые на каждом транспортном средстве (ТС). Бортовой модуль и контрольный пункт обмениваются информацией по радиоканалу между собой и с диспетчерским центром посредством терминала беспроводной связи. Диспетчерский центр содержит сервер, базу данных, терминал и модемы для связи с бортовым модулем и контрольными пунктами. Бортовой модуль содержит микроконтроллер с кодовым номером, индивидуальным для каждого ТС, навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS, запоминающее устройство, датчик движения, приемопередатчик ближней связи, например DSRC, и терминал беспроводной связи, например GSM/GPRS. Указанный терминал обеспечивает GPRS обмен с диспетчерским центром, а приемопередатчик ближней связи - с соответствующим запросчиком. Каждый запросчик содержит передатчик, приемник, элемент развязки и направленную антенну, а также видеокамеру. На каждом контрольном пункте имеется компьютер, связанный через соответствующие блоки согласования с приемниками и передатчиками запросчиков, а также с видеокамерами. Запросчики расположены над рядами дороги таким образом, чтобы диаграмма направленности каждой из направленных антенн не выходила за пределы соответствующего ряда дороги. Направленные антенны приемоответчиков расположены в верхней части ТС таким образом, чтобы диаграмма направленности охватывала запросчик, расположенный над данным рядом дороги. Система характеризуется расширенными функциональными возможностями и позволяет, в частности, опознавать транспортные средства на многорядной магистрали без остановки ТС, а также осуществлять его мониторинг вне зоны действия контрольного пункта. 2 ил.
Наверх