Способ маркировки автотранспорта

Изобретение относится к области предотвращения несанкционированного использования транспортных средств и предназначено для использования при идентификации автомобиля или его частей с целью предупреждения угона, затруднения преступной продажи угнанного транспорта или его частей, а также затруднения использования поддельных документов. В предложенном способе применяют радиочастотные метки, сканирующее устройство и сложные сигналы с фазовой манипуляцией. Устройство, реализующее предлагаемый способ, содержит автомобиль (1), буквенно-цифровой код (2) из восьми символов, пескоструйный пистолет (3), маркируемый элемент (4), предупреждающую этикетку (5), сканирующий прибор и радиочастотную метку. Сканирующий прибор включает в себя источник (6) ультрафиолетового излучения, первый (7) и второй (11) усилители мощности, источник (8) высокочастотного гармонического колебания, дуплексер (9), приемо-передающую рупорную антенну (10), фазовый детектор (12) и цифровой индикатор (13). Радиочастотная метка содержит пьезокристалл (14), микрополосковую приемо-передающую антенну (15), электроды (16), шины (17), (18) и набор (19) отражателей. Изобретение позволяет повысить надежность защиты автотранспорта от несанкционированного доступа. 3 ил.

 

Изобретение относится к противоугонным системам транспортных средств и предназначено для идентификации автомобиля или его частей с целью предупреждения угона автотранспорта, затруднения преступной продажи угнанного транспорта или его частей и затруднения использования поддельных документов.

Известны способы маркировки и защиты транспортных средств от несанкционированного доступа (авт.свид. №1.769.216; патенты РФ №№2.003.134, 2.051.817, 2.057.334, 2.107.324, 2.155.684, 2.156.706, 2.159.190, 2.179.121, 2.320.504; патенты США №№4.096.477, 4.218.763, 4.510.489, 4.728.959; патент Великобритании №2.291.235 и другие).

Из известных способов наиболее близким к предлагаемому является «Способ маркировки автотранспорта» (патент РФ №2.051.817, B60R 25/00, 1993), который и выбран в качестве прототипа.

Указанный способ основан на том, что на части автотранспорта наносят закодированную комбинацию букв и цифр, не совпадающую с его номерным знаком, которую заносят в компьютерный банк данных. На части автотранспорта, выполненные из стекла, код наносят твердым порошком под высоким давлением за счет внедрения частиц последнего в поверхностный слой стекла, а для нанесения кода на другие части автотранспорта применяют несмываемый тайнописный краситель, невидимый в обычных условиях. При этом коды, наносимые тайным красителем и твердым порошком, совпадают между собой.

Технической задачей изобретения является повышение надежности защиты автотранспорта от несанкционированного доступа путем использования радиочастотных меток, сканирующего устройства и сложных сигналов с фазовой манипуляцией.

Поставленная задача решается тем, что способ идентификации автотранспорта или его частей для предотвращения угона, заключающийся, в соответствии с ближайшим аналогом, в нанесении заносимого в компьютерный банк данных кода из комбинации букв и цифр, несовпадающей с номерным знаком автотранспорта, твердым порошком на части автотранспорта, выполненные из стекла, и невидимой в обычных условиях тайнописью с помощью несмываемого красителя на другие части автотранспорта и наклеивания на, по меньшей мере, одну видимую часть автотранспорта указывающей на кодирование последнего этикетки, при этом при нанесении твердым порошком кода последний, в виде взвешенных частиц, внедряют в поверхностный слой выполненных из стекла частей автотранспорта под действием предварительно сформированных по совпадающей с наносимым красителем кодом конфигурацией цифр и букв направленных под высоким давлением струй воздуха, отличается от ближайшего аналога тем, что снабжают автотранспорт радиочастотными метками, а пункт контроля - сканирующим прибором, содержащим источники ультрафиолетового и высокочастотного гармонического колебаний, облучают при остановке автотранспорта у пункта контроля те его части, где нанесен код и размещены радиочастотные метки, ультрафиолетовым и высокочастотным гармоническим колебаниями, принимают высокочастотное гармоническое колебание микрополосковой приемо-передающей антенной радиочастотной метки, нанесенной на поверхность пьезокристалла, преобразуют его в акустическую волну, обеспечивают ее распространение по поверхности пьезокристалла, обратное отражение и преобразование в сложный сигнал с фазовой манипуляцией с помощью тонкопленочного встречно-штыревого преобразователя и набора отражателей, также нанесенных на поверхность пьезокристалла, излучают сформированный сложный сигнал с фазовой манипуляцией в эфир с помощью микрополосковой приемо-передающей антенны, улавливают его приемо-передающей антенной сканирующего прибора, усиливают по мощности, осуществляют его синхронное детектирование с использованием высокочастотного гармонического колебания, выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное модулирующему коду, не совпадающему с номерным знаком автотранспорта, высвечивают его на индикаторе, сравнивают с кодом, высвеченным в ультрафиолетовых лучах, и с кодом, нанесенным твердым порошком на части автотранспорта, выполненные из стекла, и по результатам сравнения принимают соответствующее решение.

Фрагмент автомобиля с нанесенными на него кодами и наклеенной предупреждающей этикеткой представлен на фиг.1. Структурная схема сканирующего прибора изображена на фиг.2. Функциональная схема радиочастотной метки показана на фиг.3.

На все остекление, а также на фары, подфарники, блоки фонарей и зеркала автомобиля 1 наносят буквенно-цифровой код 2 из восьми символов. В начале и конце кода 2 проставляют знаки «*» для устранения возможности доработки кода 2. Код 2 наносят специальным твердым порошком под высоким давлением с использованием, например, пескоструйного пистолета 3. В ствол пистолета 3 вставлен наборный шаблон, в котором комбинация букв и цифр соответствует выбранному коду 2. С помощью сжатого воздуха, подаваемого от источника, формируются струи со взвешенными частицами используемого для маркировки твердого порошка. Конфигурация этих струй соответствует элементам букв и цифр кода 2. При прижатии пистолета 3 к маркируемому элементу на блестящей гладкой поверхности остается хорошо видимый код 2, так как твердый порошок под высоким давлением внедряется в структуру стекла, и удалить такую маркировку бесследно невозможно ни одним из известных способов. При такой технологии кодирования в стекле не создается остаточных напряжений, следовательно, нанесение меток не приводит к снижению механической прочности маркированных элементов 4.

Тот же код 2 можно наносить и на металлические, пластмассовые элементы автомобиля, например на переднюю панель, стойки кузова, багажник. Код 2 может быть нанесен и на радиоаппаратуру, установленную в салоне. На эти части автомобиля код 2 наносят с помощью фломастера невидимым при обычном совещании и не удаляемым тайнописным красителем, состав которого засекречен во избежание попыток подобрать растворитель, с помощью которого можно было бы удалить код 2. Обнаружить этот код 2 можно только в ультрафиолетовых лучах, и он сохраняется даже при смывке старой краски или перекрашивании автомобиля.

Кроме того, на стекла закодированного автомобиля наклеиваются предупреждающие этикетки 5 ВНИМАНИЕ. АВТОМАШИНА ЗАКОДИРОВАНА.

Сканирующий прибор выполнен в виде последовательно включенных источника 6 ультразвуковых колебаний, первого усилителя 7 мощности, дуплексера 9, второй вход которого соединен с выходом источника 8 высокочастотных гармонических колебаний, а вход-выход связан с приемо-передающей рупорной антенной 10, второго усилителя 11 мощности, фазового детектора 12, второй вход которого соединен с выходом источника 8 высокочастотных гармонических колебаний, и цифрового индикатора 13.

Радиочастотная метка содержит пьезокристалл 14, на поверхность которого нанесены микрополосковая приемо-передающая антенна 15, тонкопленочный алюминиевый встречно-штыревой преобразователь (ВШП) поверхностных акустических волн (ПАВ), содержащий две гребенчатые системы электродов 16, соединенные между собой шинами 17 и 18, связанными с микрополосковой приемо-передающей антенной 15, и набор 19 отражателей.

Информация о закодированном автомобиле и его владельце заносится в компьютерный банк данных, по которому можно в любое время определить владельца машины или маркированной части.

При остановке автомобиля у пункта контроля включают одновременно или последовательно во времени источники 6 и 8 ультрафиолетового и высокочастотного колебаний (источники питания и элементы включения не показаны). Облучают ими те части автомобиля, где нанесен код и размещены радиочастотные метки.

Источником 8 формируют высокочастотное гармоническое колебание

uc(t)=Uc·Cos(wct+φс), 0≤t≤Tc,

где Uc, wc, φc, Tc - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность высокочастотного гармонического колебания;

которое через дуплексер 9 поступает в приемо-передающую рупорную антенну 10, излучается ею в эфир, улавливается микрополосковой приемо-передающей антенной 15, преобразуется ВШП в акустическую волну, которая распространяется по поверхности пьезокристалла 14, отражается от набора 19 отражателей и опять преобразуется ВШП в электромагнитный сигнал с фазовой манипуляцией (ФМн)

u1(t)=U1·Cos[wct+φк(t)+φс], 0≤t≤Tc,

где φк(t)={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M(t), который определяется топологией встречно-штыревого преобразователя, которая соответствует кодам, наносимым тайным красителем и твердым порошком.

Сформированный ФМн-сигнал u1(t) излучается микрополосковой приемо-передающей антенной 15 в эфир, улавливается приемо-передающей рупорной антенной 10 сканирующего прибора и через дуплексер 9 и второй усилитель 11 мощности поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 12, на второй (опорный) вход которого подается высокочастотное гармоническое колебание uc(t). В результате синхронного детектирования на выходе фазового детектора 12 образуется низкочастотное напряжение

uн(t)=Uн·Cosφк(t), 0≤t≤Tc,

где ,

пропорциональное модулирующему коду M(t). Это напряжение высвечивается цифровым индикатором 13.

Если все коды, наносимые тайным красителем и твердым порошком, а также модулирующий код M(t) радиочастотной метки совпадают, то с контролируемым автомобилем все в полном порядке.

Если указанные коды не совпадают, то контролируемый автомобиль вызывает подозрение, требует дополнительного расследования и подлежит задержанию.

Нанесение кода, отличного от присвоенного автотранспорту регистрационного государственного номерного знака и заносимого в компьютерный банк, дает возможность однозначно идентифицировать кодированный автотранспорт или его маркированные части и их владельца даже при использовании поддельного технического паспорта.

Применение несмываемого тайнописного красителя, который можно наносить на любую металлическую, пластмассовую, лакированную, крашеную поверхность, позволяет избежать коррозии металла, а также разрушения материала маркированных частей.

Коды, нанесенные на стеклянные элементы, удалить практически без их незаметного повреждения невозможно, так как твердый порошок под высоким давлением внедряется в структуру стекла. Применение механического, а не химического способа маркировки стекол не создает в стекле остаточных напряжений, что не вызывает разрушения маркированного стекла при ударах, например, камней.

Таким образом, предлагаемый способ, по сравнению с прототипом, обеспечивает повышение надежности защиты автотранспорта от несанкционированного доступа. Это достигается за счет использования радиочастотных меток, сканирующего устройства и сложных сигналов с фазовой манипуляцией.

С целью предупреждения угона автотранспорта используют четыре уровня защиты.

Первый уровень защиты - психологический - реализуется наклеиванием на стекла закодированного автомобиль предупреждающих этикеток ВНИМАНИЕ. АВТОМАШИНА ЗАКОДИРОВАНА.

Второй уровень защиты - видимый - реализуется нанесением на части автотранспорта, выполненные из стекла, кода твердым порошком под высоким давлением, который не совпадает с регистрационным номерным знаком автотранспорта.

Третий уровень защиты - секретный - реализуется нанесением на любую металлическую, пластмассовую, лакированную, крашеную поверхность несмываемого тайнописного красителя, совпадающего с предыдущим кодом и обнаруживаемого в ультрафиолетовых лучах.

Четвертый уровень защиты - секретный - реализуется радиочастотными метками, которые возбуждаются высокочастотным гармоническим колебанием и переизлучают сложный закодированный ФМн-сигнал, модулирующий код которого совпадает с предыдущими указанными кодами.

Основной особенностью радиочастотных меток являются малые размеры и отсутствие источников питания.

Используемый сложный ФМн-сигнал обладает высокой помехоустойчивостью, энергетической и структурной скрытностью.

Указанные уровни защиты предназначены для предупреждения угона автотранспорта, затрудняют преступную продажу угнанной машины или ее частей, не допускают использования поддельных документов. Вместе с тем облегчается процесс идентификации автотранспорта или его частей и их владельца. При кодировании использован международный стандарт, поэтому автомобилю обеспечена защита не только в России, но и в любой европейской стране.

Способ идентификации автотранспорта или его частей для предотвращения угона, заключающийся в нанесении заносимого в компьютерный банк данных кода из комбинации букв и цифр, не совпадающей с номерным знаком автотранспорта, твердым порошком на части автотранспорта, выполненные из стекла, и невидимой в обычных условиях тайнописью с помощью несмываемого красителя на другие части автотранспорта и наклеивания на, по меньшей мере, одну видимую часть автотранспорта указывающей на кодирование последнего этикетки, при этом при нанесении твердым порошком кода последний в виде взвешенных частиц внедряют в поверхностный слой выполненных из стекла частей автотранспорта под действием предварительно сформированных по совпадающей с наносимым красителем кодом конфигурацией цифр и букв направленных под высоким давлением струй воздуха, отличающийся тем, что снабжают автотранспорт радиочастотными метками, а пункт контроля - сканирующим прибором, содержащим источники ультрафиолетового и высокочастотного гармонического колебаний, облучают при остановке автотранспорта у пункта контроля те его части, где нанесен код и размещены радиочастотные метки, ультрафиолетовым и высокочастотным гармоническим колебаниями, принимают высокочастотное гармоническое колебание микрополосковой приемо-передающей антенной радиочастотной метки, нанесенной на поверхность пьезокристалла, преобразуют его в акустическую волну, обеспечивают ее распространение по поверхности пьезокристалла, обратное отражение и преобразование в сложный сигнал с фазовой манипуляцией с помощью тонкопленочного встречно-штыревого преобразователя и набора отражателей, также нанесенных на поверхность пьезокристалла, излучают сформированный сложный сигнал с фазовой манипуляцией в эфир с помощью микрополосковой приемо-передающей антенны, улавливают его приемо-передающей антенной сканирующего прибора, усиливают по мощности, осуществляют его синхронное детектирование с использованием высокочастотного гармонического колебания, выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное модулирующему коду, не совпадающему с номерным знаком автотранспорта, высвечивают его на индикаторе, сравнивают с кодом, высвеченным в ультрафиолетовых лучах, и с кодом, нанесенным твердым порошком на части автотранспорта, выполненные из стекла, и по результатам сравнения принимают соответствующее решение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области регулирования и организации дорожного движения и может быть применено при остановке и контроле транспортных средств на постоянных и временных пунктах контроля дорожного движения.

Изобретение относится к области идентификации водителя транспортного средства и самого транспортного средства и может быть использовано, в частности, в системах контроля движения транспортных средств.

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования транспортных средств (ТС) путем обеспечения идентификации закодированных ТС. .

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для определения скоростей движения транспортных средств с одновременной их идентификацией, что осуществляется с использованием радиоволн.
Изобретение относится к технике идентификации автотранспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к области идентификация транспортных средств и предназначено для использования в противоугонных системах. .

Изобретение относится к области мониторинга и управления транспортными, в основном автомобильными, средствами передвижения на проблемных участках дорог, например, таких как перекрестки.
Изобретение относится к области регулирования и организации дорожного движения. .

Изобретение относится к системам регулирования движения транспортных средств (ТС), а точнее к способам и устройствам контроля за соблюдением правил дорожного движения (ПДД), в том числе за соблюдением скоростного режима.

Изобретение относится к калибровке спидометра велокомпьютера посредством устройства для ввода в велокомпьютер (3) данных о размере колеса велосипеда. .

Изобретение относится к автоматизированным системам опознавания подвижных транспортных средств, контроля и управления их движением. .

Изобретение относится к охранной технике и может быть использовано для запирания или блокировки органов управления, в частности рулевого управления, различных транспортных средств.

Изобретение относится к оборудованию ТС и предназначено для использования в противоугонных системах автомобиля в качестве защиты от несанкционированного доступа к капоту.

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств от несанкционированного использования. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к технике передачи сообщений по радиоэфиру, в которой для передачи сообщений используется передатчик голосовой связи. .

Изобретение относится к устройствам блокировки валов с осевым перемещением, в частности для противоугонного устройства автомобилей с автоматической коробкой передач.

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования транспортных средств с применением радиоканалов. .

Изобретение относится к устройству контроля доступа с замком, имеющим запорный элемент, исполнительным элементом для запорного элемента, электронным ключом, электрической схемой с приемным блоком для приема идентификационных данных ключа и схемой обработки для установления права доступа на основе принятых идентификационных данных, причем схема обработки взаимодействует с исполнительным элементом и/или запорным элементом для выборочного открытия или закрытия замка.

Изобретение относится к области контроля за движением транспортных средств (ТС), к системам их охраны и к системам информационного обслуживания участников дорожного движения для организации безопасного дорожного движения и оперативного предупреждения/предотвращения или ликвидации нештатной ситуации в процессе управления ТС, преимущественно автомобилями
Наверх