Сферический двухрядный подшипник качения


 


Владельцы патента RU 2475654:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к подшипникам качения. Сферический двухрядный подшипник качения содержит разрезное наружное (1) и внутреннее (2) кольца с дорожками качения, тела качения (3, 4), сепаратор для разделения тел качения (3, 4). Дорожка качения первой половины кольца (1) выполнена с торообразной поверхностью. Дорожка качения кольца (2) выполнена со сферической поверхностью. Тела качения в первой половине кольца (1) выполнены в виде роликов (3), имеющих профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения колец (1, 2). Тела качения во второй половине кольца (1) выполнены в виде шариков (4), имеющих профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения колец (1, 2). Технический результат - снижение потерь на трение при эксплуатации подшипника. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен шариковый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения. При этом дорожки качения наружного кольца, являющегося разрезным, выполнены с торообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической, а шарики имеют профиль, сопряженный с торообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца (патент на изобретение RU 2410581 C1, МПК F16C 19/08 (2006.01), F16C 23/08 (2006.01), F16C 33/58 (2006.01), F16C 33/60 (2006.01)).

Недостатком описанного подшипника является малая грузоподъемность подшипника в осевом и радиальном направлениях, вызванная точечным контактом шариков с дорожками качения наружного и внутреннего колец подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является роликовый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения, сепаратор для разделения тел качения. Дорожки качения первой и второй половин являющегося разрезным наружного кольца выполнены с торообразными поверхностями. Дорожка качения внутреннего кольца выполнена со сферической поверхностью. Тела качения, выполненные в виде роликов, в обеих половинах наружного разрезного кольца имеют профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения колец подшипника (патент на полезную модель RU 96403, U1, МПК F16C 19/22 (2006.01), F16C 19/34 (2006.01), F16C 23/08 (2006.01), F16C 33/36 (2006.01)).

Описанный подшипник имеет повышенные потери на трение при работе, вызванные контактом по линии ролика с дорожками качения его наружного и внутреннего колец.

Предлагаемое изобретение решает задачу снижения потерь на трение при работе подшипника.

Для решения указанной задачи в сферическом двухрядном подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения, сепаратор для разделения тел качения, причем дорожка качения первой половины наружного кольца, являющегося разрезным, выполнена с торообразной поверхностью, дорожка качения внутреннего кольца выполнена со сферической поверхностью, а тела качения в первой половине наружного разрезного кольца выполнены в виде роликов, имеющих профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения колец подшипника, согласно изобретению тела качения во второй половине наружного разрезного кольца выполнены в виде шариков, имеющих профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения колец подшипника.

Снижение потерь на трение при работе подшипника объясняется тем, что при сохранении достаточной грузоподъемности потери на трение в шарикоподшипнике ниже, чем в роликовом подшипнике.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображен сферический двухрядный подшипник качения, осевой разрез.

Сферический двухрядный подшипник качения содержит наружное кольцо 1, являющееся разрезным, с дорожками качения, внутреннее кольцо 2 с дорожкой качения, тела качения. Дорожка качения первой половины наружного кольца 1 выполнена с торообразной поверхностью. Дорожка качения внутреннего кольца 2 выполнена со сферической поверхностью. Тела качения в первой половине наружного разрезного кольца 1 выполнены в виде роликов 3. Тела качения во второй половине наружного разрезного кольца 1 выполнены в виде шариков 4, имеющих профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения наружного разрезного кольца 1 и внутреннего кольца 2. Для разделения тел качения в подшипнике введен сепаратор (не показан).

Сферический двухрядный подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 или внутреннего кольца 2 подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение названных колец. Взаимный перекос колец подшипника осуществляется за счет перемещения шариков 4 и роликов 3 по дорожке качения внутреннего кольца 2, выполненной со сферической поверхностью. В процессе эксплуатации за счет взаимного осевого смещения половин наружного разрезного кольца 1 подшипника устраняется зазор, вызванный износом его рабочих поверхностей.

Замена роликов на шарики в одной из половин наружного разрезного кольца 1 подшипника позволяет снизить потери на трение при работе подшипника, поскольку потери на трение в шарикоподшипнике ниже, чем в роликовом подшипнике, при сохранении достаточной грузоподъемности.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом, позволяет снизить потери на трение при эксплуатации подшипника.

Сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения, сепаратор для разделения тел качения, причем дорожка качения первой половины наружного кольца, являющегося разрезным, выполнена с торообразной поверхностью, дорожка качения внутреннего кольца выполнена со сферической поверхностью, а тела качения в первой половине наружного разрезного кольца выполнены в виде роликов, имеющих профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения колец подшипника, отличающийся тем, что тела качения во второй половине наружного разрезного кольца выполнены в виде шариков, имеющих профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения колец подшипника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к антифрикционным подшипникам, в частности к подшипникам с коническими роликами. .

Изобретение относится к подшипнику вращающегося вала турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к устройствам для обеспечения поворота конструкции относительно основания машин, используемых при открытой добыче ископаемых. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках качения. .

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к подшипникам, используемым в опорах различных устройств и механизмов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к направляющему устройству вала с колебательным движением вокруг точки, расположенной на оси вала, причем это устройство может быть использовано, в частности, для придания интенсивной вибрации трубкам, содержащим биологические образцы для дробления образцов посредством стеклянных или керамических микрошариков, содержащихся в трубках с образцами.

Изобретение относится к самоустанавливающемуся подшипнику качения, по меньшей мере, с одним первым рядом тел качения и соседним с первым рядом тел качения вторым рядом тел качения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в подшипниковых узлах газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех областях промышленности. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к железнодорожному и другим видам транспорта. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к железнодорожному и другим видам транспорта. .
Наверх