Способ прокладки параллельных цилиндрических трубопроводов в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Трубопроводы размещают в соосных отверстиях-ложементах, связанных между собой тросами опорных элементов. Сформированный пакет трубопроводов протягивают в тоннель. Тяговое усилие прилагают к первому и последнему по ходу движения опорным элементам, расположенным на расстоянии, равном длине тоннеля. Количество промежуточных опорных элементов на один меньше длины тоннеля, деленной на длину пролета между соседними опорными элементами. Опорный элемент выполнен в виде полого цилиндра, снабженного элементами качения и торцевыми стенками. Наружный диаметр и ширина опорного элемента составляют 0,8-0,9 и 0,4-0,5 диаметра непроходного тоннеля соответственно. Центры соосных отверстий-ложементов, диаметр которых составляет 1,05-1,1 диаметра прокладываемых трубопроводов, размещают на окружности, удаленной на 1,15-1,2 радиуса трубопровода с наибольшим диаметром от окружности торцевой стенки полого цилиндра опорного элемента. Технический результат: одновременная прокладка нескольких параллельных трубопроводов, снижение потерь тяговых усилий на трение, сохранность трубопроводов от механических повреждений в процессе прокладки и при эксплуатации, исключение самопроизвольного перемещения на нисходящем участке тоннеля, возможность замены отдельных трубопроводов или их полного пакета. 6 ил.

 

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для прокладке нескольких параллельных цилиндрических трубопроводов в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания.

Как показывает практика, тоннельная прокладка нескольких параллельных цилиндрических трубопроводов применяется в основном для проходного тоннеля, когда имеется возможность для производства строительно-монтажных работ непосредственно в тоннеле. В непроходных тоннелях с поперечным сечением кругового очертания такая возможность отсутствует, а существующие технические решения не позволяют обеспечить прокладку в этих тоннелях нескольких трубопроводов с соблюдением требований по обеспечению их сохранности от повреждений в процессе прокладки.

Перед авторами стояла задача по разработке технического решения по прокладке в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания нескольких параллельных цилиндрических трубопроводов с обеспечением их сохранности от повреждений в процессе прокладки.

При рассмотрении технической литературы выявлены технические решения, относящиеся к поставленной задаче.

Известен способ прокладки трубопровода, заключающийся в создании осевого усилия, прилагаемого к хвостовой части трубы с приданием трубопроводу вращательного движения. Способ реализуется с помощью опорных элементов, располагаемых на поверхности трубопровода по винтовой линии с расстояниями между ними, равным шагу винта (см. патент RU 2023935, кл. F16L 55/18 от 30.11.1994 г. «Способ протаскивания трубопровода»).

Недостатками данного способа являются: использование сложных устройств для перемещения трубопровода в осевом направлении с одновременным приданием трубопроводу вращательного движения, невозможность его применения для прокладки в одном тоннеле нескольких трубопроводов без повреждения их изоляционных покрытий.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является способ монтажа трубопровода типа «труба в трубе», включающий связанные между собой тросами кольцевые опорные элементы (см. патент SU 1076685 А, кл. F16L 7/00 от 28.02.1984 г. «Секция подводного трубопровода и способ ее изготовления»).

Недостатками данного способа являются: невозможность его применения для прокладки в одном тоннеле нескольких трубопроводов, необходимость приложения значительных тяговых усилий для преодоления сил трения скольжения при перемещении опорных элементов в полости наружной трубы, сложность противодействия самопроизвольному перемещению труб в процессе их прокладки на нисходящем участке продольного профиля тоннеля (например, в тоннелях, оборудуемых в местах пересечения водной преграды), сложность замены размещенного в тоннеле трубопровода в процессе его эксплуатации.

Задача предполагаемого изобретения заключается в разработке способа, обеспечивающего одновременную прокладку нескольких цилиндрических трубопроводов в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания, снижение не менее чем на 30% потерь тяговых усилий на трение в процессе прокладки цилиндрических трубопроводов в тоннеле, сохранность цилиндрических трубопроводов от механических повреждений при их прокладке в тоннеле и в процессе эксплуатации, исключение самопроизвольного перемещения трубопроводов на нисходящем участке продольного профиля тоннеля (например, в тоннеле, оборудуемом в месте пересечения водной преграды), возможность замены размещенных в непроходном тоннеле отдельных цилиндрических трубопроводов или их полного пакета.

Указанная задача решается тем, что согласно способу прокладки параллельных цилиндрических трубопроводов в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания кольцевые опорные элементы связываются между собой тросами, кольцевые опорные элементы выполняют в виде полых цилиндров, имеющих элементы качения, в торцевых стенках каждого из кольцевых опорных элементов выполняют отверстия-ложементы в количестве, равном количеству параллельных цилиндрических трубопроводов, диаметр каждой соосной пары отверстий-ложементов составляет 1,05-1,10 диаметра прокладываемых трубопроводов, которые размещают в этих отверстиях-ложементах перед вводом в непроходной тоннель, центры соосных отверстий-ложементов размещают на окружности, удаленной на 1,15-1,20 радиуса трубопровода с наибольшим диаметром от окружности торцевой стенки полого цилиндра кольцевого опорного элемента, наружный диаметр которой составляет 0,80-0,90 диаметра непроходного тоннеля, при этом тяговое усилие прилагается к первому по ходу движения кольцевому опорному элементу и последнему по ходу движения опорному элементу каждой из плетей параллельных цилиндрических трубопроводов, которые предварительно монтируются перед входом в тоннель, первый и последний по ходу прокладки кольцевые опорные элементы размещают на расстоянии, равном длине непроходного тоннеля, количество промежуточных кольцевых опорных элементов на один меньше длины непроходного тоннеля, деленной на длину пролета между соседними кольцевыми опорами, а ширину кольцевого опорного элемента выбирают из условия 0,4-0,5 диаметра непроходного тоннеля.

Технический результат предполагаемого изобретения заключается в повышении эффективности тоннельного способа сооружения переходов трубопроводов через препятствия (горы, водная преграда и т.д.) при прокладке нескольких трубопроводов с использованием одного непроходного тоннеля, с обеспечением требуемой надежности этих трубопроводов за счет их сохранности от механических повреждений при прокладке в тоннеле и в процессе эксплуатации.

На фиг.1-3 изображено устройство, реализующее предлагаемый способ.

На фиг.1 изображен общий вид устройства для прокладки трубопроводов.

На фиг.2 изображена торцевая стенка кольцевого опорного элемента.

На фиг.3 схематично изображен пролет трубопровода на участке между соседними кольцевыми опорными элементами.

На фиг.4 изображен общий вид плети трубопроводов, смонтированной на строительно-монтажной площадке.

На фиг.5 схематично изображен участок строительно-монтажной площадки перед входом в тоннель, вид сверху.

На фиг.6 схематично изображен участок строительно-монтажной площадки перед входом в тоннель, вид сбоку.

На фиг.1-6 применены следующие обозначения:

1 - цилиндрический трубопровод;

2 - отверстие-ложемент;

3 - кольцевой опорный элемент;

4 - элемент качения;

5 - торцевая стенка кольцевого опорного элемента;

6 - трос;

7 - внутренняя плоскость непроходного тоннеля;

8 - цепь для передачи усилий на кольцевой опорный элемент;

9 - звездочка цепной передачи;

10 - электродвигатель цепной передачи;

11 - шкив цепной передачи;

12 - канал для размещения элементов цепной передачи;

13 - вход в непроходной тоннель;

14 - желоб для перемещения плетей цилиндрических трубопроводов к входу в непроходной тоннель.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

Каждую из головных частей параллельных цилиндрических трубопроводов 1 (например, трех трубопроводов) помещают в отверстия-ложементы 2 кольцевого опорного элемента 3, выполненного в виде полого цилиндра и снабженного элементами качения 4 (например, четырьмя). Наружный диаметр кольцевого опорного элемента 3 составляет 0,80-0,90 диаметра непроходного тоннеля, ширина - 0,4-0,5 диаметра непроходного тоннеля. Диаметр каждого из отверстий-ложементов 2 кольцевого опорного элемента 3 выполняется с допусками, обеспечивающими свободное размещение в отверстиях-ложементах 2 цилиндрических трубопроводов 1, и равными 0,15-0,20 наружного диаметра этих трубопроводов 1. Элементы качения 4 размещаются попарно на цилиндрической поверхности кольцевого опорного элемента 3 и обеспечивают восприятие нагрузок от массы кольцевого опорного элемента 3 и цилиндрических трубопроводов 1 с находящимися в них продуктами перекачки (нефть, нефтепродукт, вода и прочие жидкости). Центры соосных отверстий-ложементов 2 размещают на окружности, удаленной от окружности торцевой стенки полого цилиндра кольцевого опорного элемента 3 на 1,15-1,20 радиуса цилиндрического трубопровода 1, имеющего наибольший диаметр.

Размещение прокладываемых цилиндрических трубопроводов 1 в отверстия-ложементы 2 кольцевых опорных элементов 3 осуществляют на строительно-монтажной площадке, которая оборудуется на входе в непроходной тоннель. Перед размещением цилиндрических трубопроводов 1 в кольцевых опорных элементах 3 на строительно-монтажной площадке формируются плети цилиндрических трубопроводов 1, длина каждой из которых составляет 1-2 длины пролета между кольцевыми опорными элементами 3, с учетом обеспечения выступа длиной 1-2 м смонтированной плети цилиндрического трубопровода 1 за границы передней торцевой стенки 5 первого по ходу движения промежуточного кольцевого опорного элемента 3 и задней торцевой стенки 5 последнего по ходу движения промежуточного кольцевого опорного элемента 3. Плети цилиндрических трубопроводов 1 поочередно размещают в отверстия-ложементы 2. Очередность размещения цилиндрических трубопроводов 1 определяется в зависимости от их диаметров: сначала размещается цилиндрический трубопровод 1 большего диаметра, затем - остальные в порядке убывания их диаметров. При этом в нижней части кольцевых опорных элементов 3 размещаются цилиндрические трубопроводы 1 большего диаметра, в верхней части - меньшего диаметра. Хвостовая часть каждой из плетей цилиндрических трубопроводов 1 помещается в отверстия-ложементы 2 следующих по ходу движения кольцевых опорных элементов 3.

Для обеспечения одновременной прокладки цилиндрических трубопроводов 1 с кольцевыми опорными элементами 3 головные части этих трубопроводов 1, размещенные в первом по ходу движения кольцевом опорном элементе 3, фиксируются приваркой к передней торцевой стенке 5 этого кольцевого опорного элемента 3, а хвостовые части цилиндрических трубопроводов 1, монтируемых на строительно-монтажной площадке, фиксируются приваркой к задней торцевой стенке 5 последнего по ходу движения опорного элемента 3 каждой из последующих плетей цилиндрических трубопроводов 1. При этом кольцевые опорные элементы 3 соединяются между собой тросами 6 (например, тремя), размещенными на равноудаленных расстояниях друг от друга. Длина каждого троса 7 должна быть равна длине пролета между соседними кольцевыми опорными элементами 3, которое назначается из следующих условий:

- обеспечение прочности цилиндрических трубопроводов 1, находящихся в каждом пролете между соседними кольцевыми опорами 3;

- величина изгиба каждого из трубопроводов 1 в пролете между соседними кольцевыми опорными элементами 3 должна исключать его соприкосновение с внутренней плоскостью тоннеля 7 при максимально возможных постоянных нагрузках, действующих на трубопровод.

При этом расчетная длина пролета между соседними кольцевыми опорными элементами 3 определяется по следующей формуле (см. А.Б. Айнбиндер «Расчет магистральных и промысловых трубопроводов на прочность и устойчивость», М., «Недра», 1991):

l 1 = f 1 384 E I q f ¯ 1 4 ,                        ( 1 )

где l1 - длина пролета между соседними кольцевыми опорными элементами 3, м;

f1 - допустимый изгиб цилиндрического трубопровода 1 в пролете между соседними кольцевыми опорными элементами 3, м:

f 1 = h f 2 ,                                   ( 2 )

h - минимальное расстояние от цилиндрического трубопровода 1 до внутренней плоскости тоннеля 7, измеренное на торцевой стенке 5 кольцевого опорного элемента 3, м;

f2 - минимально допустимое расстояние от цилиндрического трубопровода 1 в месте его максимального изгиба до внутренней плоскости непроходного тоннеля 7, м;

E - модуль деформации применяемых труб, Н/м2;

I - осевой момент инерции сечения труб, м4;

q - интенсивность нагрузки на пролет цилиндрического трубопровода 1 между соседними кольцевыми опорными элементами 3, Н/м;

f ¯ 1 - безразмерный параметр, являющийся функцией φ:

f ¯ 1 = 6 ϕ 4 + 12 ϕ 3 + 10 ϕ 2 + 5 ϕ + 1 1 + ϕ , ( 3 )

φ - параметр, характеризующий относительное защемление концов цилиндрического трубопровода 1 на входе и выходе непроходного тоннеля:

ϕ = 2 E I L D н c у 0 4 ,                      ( 4 )

L - длина непроходного тоннеля, м;

Dн - номинальный диаметр цилиндрического трубопровода 1, м;

су0 - коэффициент нормального сопротивления грунта на входе и выходе непроходного тоннеля.

При этом максимально допустимая длина пролета между соседними опорными элементами 3 не должна превышать 25 м.

В процессе прокладки тяговые усилия передаются с использованием тягового механизма (лебедка, тягач и т.п.) на первый по ходу движения кольцевой опорный элемент 3 при помощи троса 6, проходящего через тоннель от его выхода до строительно-монтажной площадки, а также на последний по ходу движения опорный элемент 3 каждой из последующих плетей цилиндрических трубопроводов 1 при помощи цепной передачи, цепь 8 которой присоединяется к передней и задней торцевым стенкам 5 этого опорного элемента 3 и приводится в движение при помощи звездочки 9 и соединенного с ней тягового механизма 10 (электродвигателя), а также шкива 11. При этом звездочка 9, тяговый механизм 10 (электродвигатель) и шкив 11 цепной передачи размещаются в специально оборудуемом на строительно-монтажной площадке канале 12 на глубине, обеспечивающей расстояние от верхних образующих звездочки 9 и шкива 11 до нижних образующих кольцевых опорных элементов 3 не менее 0,2 метра. Перемещение к входу 13 в тоннель каждой из последующих плетей цилиндрических трубопроводов 1 осуществляется по специально оборудованному желобу 14, конфигурация внутренней полости которого должна обеспечивать свободное перемещение опорных элементов 3. Усилия, создаваемые тяговыми механизмами в процессе прокладки, должны быть синхронизированы.

По мере прокладки первого по направлению движения кольцевого опорного элемента 3 и жестко соединенных с ним цилиндрических трубопроводов 1 с помощью тросов 6 перемещаются последующие кольцевые опорные элементы 3. При этом на строительно-монтажной площадке головная часть каждой последующей плети цилиндрического трубопровода 1, предварительно размещенного в отверстиях-ложементах 2 кольцевых опорных элементов 3, соединяется с хвостовой частью предыдущей плети цилиндрического трубопровода 1 по мере достижения последнего кольцевого опорного элемента 3 предыдущей плети цилиндрических трубопроводов 1 начала непроходного тоннеля, а цепь 8 присоединяется к передней и задней торцевым стенкам 5 последнего по ходу движения опорного элемента 3 каждой из последующих плетей цилиндрических трубопроводов 1.

После завершения прокладки цилиндрических трубопроводов 1 в непроходной тоннель крайние кольцевые опорные элементы 3, находящиеся в начале и конце непроходного тоннеля, закрепляются в статическом положении.

Предложенное техническое решение обеспечивает также возможность замены отдельных цилиндрических трубопроводов 1, размещенных в непроходном тоннеле, в процессе эксплуатации без их механического повреждения. Для этого к хвостовой части заменяемого цилиндрического трубопровода 1 приваривается головная часть нового цилиндрического трубопровода 1 с таким же или меньшим внешним диаметром и осуществляется их совместное протаскивание через соответствующие отверстия-ложементы кольцевых опорных элементов 3.

Кроме того, обеспечивается возможность осуществления одновременной замены всего пакета проложенных в непроходном тоннеле параллельных цилиндрических трубопроводов 1 с одновременной заменой кольцевых опорных элементов 3. Для этого первоначально из непроходного тоннеля вытаскивается заменяемый пакет параллельных цилиндрических трубопроводов 1 с кольцевыми опорными элементами, затем прокладывается новый пакет параллельных цилиндрических трубопроводов 1. Возможна также одновременная прокладка заменяемого и нового пакетов параллельных цилиндрических трубопроводов 1 путем присоединения тросами 6 первого кольцевого опорного элемента 3 нового пакета параллельных цилиндрических трубопроводов 1 к последнему кольцевому опорному элементу 3 заменяемого пакета параллельных цилиндрических трубопроводов 1.

В результате реализации предложенного технического решения обеспечивается:

одновременная прокладка нескольких параллельных цилиндрических трубопроводов 1 в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания;

снижение не менее чем на 30% потерь тяговых усилий на трение в процессе прокладки параллельных цилиндрических трубопроводов 1 в непроходном тоннеле;

сохранность трубопроводов от механических повреждений при их прокладке в тоннеле и в процессе эксплуатации;

исключение самопроизвольного перемещения трубопроводов на нисходящем участке продольного профиля тоннеля (например, в тоннеле, оборудуемом в месте пересечения водной преграды);

возможность замены размещенных в непроходном тоннеле отдельных цилиндрических трубопроводов 1 или их полного пакета.

Способ прокладки параллельных цилиндрических трубопроводов в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания, включающий связанные между собой тросами кольцевые опорные элементы, отличающийся тем, что кольцевые опорные элементы выполняют в виде полых цилиндров, имеющих элементы качения, в торцевых стенках каждого из кольцевых опорных элементов выполняют отверстия-ложементы в количестве, равном количеству параллельных цилиндрических трубопроводов, диаметр каждой соосной пары отверстий-ложементов составляет 1,05-1,10 диаметра прокладываемых трубопроводов, которые размещают в этих отверстиях-ложементах перед вводом в непроходной тоннель, центры соосных отверстий-ложементов размещают на окружности, удаленной на 1,15-1,20 радиуса трубопровода с наибольшим диаметром от окружности торцевой стенки полого цилиндра кольцевого опорного элемента, наружный диаметр которой составляет 0,80-0,90 диаметра непроходного тоннеля, при этом тяговое усилие прилагается к первому по ходу движения кольцевому опорному элементу и последнему по ходу движения опорному элементу каждой из плетей параллельных цилиндрических трубопроводов, которые предварительно монтируются перед входом в тоннель, первый и последний по ходу прокладки кольцевые опорные элементы размещают на расстоянии, равном длине непроходного тоннеля, количество промежуточных кольцевых опорных элементов на один меньше длины непроходного тоннеля, деленной на длину пролета между соседними кольцевыми опорами, а ширину кольцевого опорного элемента выбирают из условия 0,4-0,5 диаметра непроходного тоннеля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству трубопроводов. Способ включает проходку траншеи и размещение в ней защитного кожуха с последующим размещением в нем трубопровода.

Изобретение относится к строительству трубопроводов. .

Изобретение относится к конструкциям переходов магистральных газопроводов через искусственные и естественные препятствия. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для контроля технического состояния потенциально опасных участков магистральных трубопроводов (МГ), например в местах их взаимных пересечений и в местах пересечений МГ с железными и автомобильными дорогами.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) в системе перехода магистрального трубопровода (МТ) через электрифицированную железную дорогу с устройством электродренажной защиты от воздействия блуждающих токов в цепи «трубопровод-рельс».

Изобретение относится к созданию распорок для коаксиальных трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводов, в частности к устройствам для защиты герметизирующей манжеты, устанавливаемой на защитный кожух и трубопровод, проложенный в защитном кожухе при пересечении автотрасс и железнодорожных путей. Устройство содержит разъемную из по меньшей мере двух сегментов торцевую пластину и цилиндрический корпус. Торцевая пластина в рабочем состоянии содержит вырез (отверстие) в форме круга для обхвата (размещения внутри выреза) трубопровода. Центр выреза смещен относительно центра торцевой пластины. Цилиндрический корпус выполнен разъемным вдоль по меньшей мере двух образующих цилиндра с возможностью обхвата одним из своих краев части обсадной трубы. При этом цилиндрический корпус имеет такую длину и поперечное сечение, что корпус вмещает в себя торцевую пластину, расположенную своей плоскостью перпендикулярно оси цилиндрической поверхности и оси трубопровода. Внутри цилиндрической поверхности корпуса имеется выступ для ограничения перемещения торцевой пластины вдоль оси корпуса. Технический результат: увеличение механической прочности устройства, снижение затрат на производство устройства и упрощение изготовления. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам прокладки трубопроводов под естественными и искусственными препятствиями, в том числе под водными преградами. Способ включает сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку ярусами защитных кожухов из полимерных или стальных труб, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов. В тоннеле формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов. На опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов. С вагона-площадки с помощью крана-манипулятора осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса. Затем монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса. После этого проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве оставшихся защитных кожухов из труб с прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов. Пространство тоннеля между защитными кожухами заполняют песчаной пульпой. В результате достигается упрощение процесса укладки трубопроводов. 1 ил.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для переходов газонефтепроводов, прокладываемых в защитном кожухе. Переход содержит защитный кожух, плеть трубопровода, систему вентиляции, систему диагностики. Трубопровод проложен в кожухе на опорно-направляющих кольцах. Кольца выполнены из стеклопластиковых взаимозаменяемых сегментов, соединенных в полукольцо и в кольцо на трубопроводе, и закреплены на нем за счет резиновых прокладок и фиксаторов в форме клина, на боковых поверхностях которых выполнены противоположные зубья типа «елочка». Система вентиляции состоит из двух вертикальных и одного горизонтального воздуховодов, соединенных между собой через межтрубное пространство, которое герметизируется с обеих сторон неформовыми резиновыми манжетами, закрепленными хомутами-стяжками. Манжеты выполнены с гофрой без отвода и с отводом для защитной трубы оптоволоконного кабеля. Хомут-стяжка состоит из обжимного элемента из круглого металлического проката, упоров с отверстиями, приваренной от упора до упора металлической полосы. Система диагностики состоит из оптоволоконных датчиков, контрольного оптоволоконного кабеля и всепогодного шкафа, расположенного на поверхности земли. Технический результат: повышение надежности перехода при его эксплуатации. 5 н. и 1 з.п. ф-лы, 24 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов и используется в качестве опор для протаскивания трубопровода внутри другой трубы, защитного кожуха или бетонного туннеля. Изделие содержит скрепленные между собой разъемными соединениями металлические сегменты с резьбовыми стяжками на их торцах. На наружной поверхности металлических сегментов закреплены опоры качения. Металлические сегменты в сборе образуют замкнутое кольцо, внутренний диаметр которого равен диаметру снаряженного трубопровода в месте установки на него изделия. Опоры качения выполнены в виде размещенных вдоль образующей кольца пары роликов из износостойкого диэлектрического материала. Опоры на наружной поверхности кольца расположены в шахматном порядке. В зависимости от диаметра трубопровода и длины кожуха изделие может быть оснащено 2, или 4 опорами, или от 6 до 12 опорами при длине кожуха более 150 м. Заявленное изобретение обеспечивает надежное протаскивание трубопровода внутри защитного кожуха при больших его длинах с обеспечением сохранности изоляционного покрытия трубопровода и гарантированного зазора между трубопроводом и защитным кожухом. 3 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Переход газопровода состоит из изолированных труб, проложенных в виде балочного перехода с его железобетонным укрытием сверху без контакта с газопроводом. Верхняя часть укрытия эксцентрично расположена относительно газопровода, а нижние боковые части ее вертикальных стенок выполнены с отогнутыми наружу кромками с их опиранием на грунтовое основание. Сверху укрытие засыпано грунтом, ширина которого с одной и другой стороны газопровода принята различной. Верхняя кромка насыпанного грунта смещена в сторону его большей ширины относительно газопровода. Отличительные признаки изобретения обеспечивают существенное повышение надежности эксплуатации переходного участка газопровода за счет уменьшения возможности террористического воздействия на газопровод. 2 ил.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при сооружении переходов трубопроводов через водные преграды. Подводный трубопровод типа "труба в трубе" для перехода через водную преграду включает забалластированный на дне цилиндрический кожух с выведенными за пределы береговых водоохранных зон торцами и проложенный внутри него напорный продуктопровод. На придонном участке продуктопровод уложен на клиновых антифрикционных подкладках с зазором над нижней образующей внутренней поверхности кожуха, а на береговых участках - смонтирован коаксиально с ним, образуя переменное по форме межтрубное пространство. Подводная часть межтрубного пространства заполнена водой или антифризом, а береговые участки свободны от жидкости и сообщаются с атмосферой с помощью вытяжных свечей, выполненных на кожухе у его торцев. Между торцами наружного кожуха и внутренним продуктопроводом герметично закреплены конические эластичные сильфоны. Подводный трубопровод на обоих берегах оснащен газоанализаторами межтрубного пространства и указателями уровня жидкости в нем. На нижнем берегу водной преграды может производиться слив жидкости из межтрубного пространства в аварийную емкость. Технический результат: снижение затрат на изготовление и повышение экологической безопасности перехода трубопровода. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к средствам установки труб, а именно к центрирующим опорам для поддержания внутренней трубы внутри наружной. Центрирующая опора для внутренней трубы содержит охватывающий внутреннюю трубу пластмассовый хомут с изогнутым вдоль поверхности внутренней трубы стяжным замком и выполненные заодно с хомутом радиальные стойки в виде плоских пластин. Хомут содержит первую зубчатую гребенку на одном конце хомута, ответную ей вторую зубчатую гребенку на другом конце хомута и направляющую, образующую со второй зубчатой гребенкой щелевидный проход для первой зубчатой гребенки. Радиальные стойки расположены вдоль оси внутренней трубы и снабжены на концах опорными башмаками. Один край направляющей, один край первой зубчатой гребенки и один край второй зубчатой гребенки снабжены пластинчатыми фиксирующими уступами. В стяжном замке в сборе уступ первой зубчатой гребенки расположен между уступами направляющей и второй зубчатой гребенки. Изобретение позволяет повысить стабильность центрирующей опоры за счет повышения надежности замкового соединения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к строительству переходов трубопроводов и может быть использовано для защиты от повреждений резиновой манжеты, герметизирующей межтрубное пространство перехода трубопровода. Устройство состоит из верхнего и нижнего полукорпусов, в сборе образующих две цилиндрические и коническую часть. Малым диаметром устройство устанавливают на трубопровод, а большим диаметром на кожух-футляр. На внутренней поверхности торцевых частей устройства выполнены углубления в виде тороидальной полости, которые служат посадочными местами для резинового герметизирующего шнура. Радиус шнура равен радиусу тороидальной полости, которая выполнена с возможностью плотной укладки резинового шнура с натягом для герметизации пространства между наружной поверхностью герметизирующей манжеты перехода и внутренней стенкой устройства. На нижней поверхности верхнего полукорпуса со стороны малого диаметра может быть выполнен отлив для прохода и герметизации защитных труб кабелей связи. Технический результат: сокращение сроков монтажа устройства и повышение надежности защиты резиновой манжеты. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. Готовят рабочий и приемный котлованы. Укладывают на дно рабочего котлована направляющую раму, на последнюю укладывают трубу, диаметр которой в 2-31 раз меньше диаметра футляра трубопровода. Предварительно изготавливают направляющий канал малого диаметра по оси заданного расположения футляра, помещают в него маломощное линейное взрывчатое вещество (ВВ), подрывают его, затем в полученный направляющий канал большего диаметра вводят направляющую трубу, в которой предварительно вставлена труба с коническим наконечником. Прокол грунта ведут привариванием больших отрезков труб до выхода конического наконечника в приемную траншею, извлекают направляющую трубу и трубу, выполняющую прокол. В образовавшийся канал протягивают расчетный заряд линейного ВВ и подрывают его, а в образовавшийся канал устанавливают футляр. Для предотвращения обвала краев грунта заполнение канала ВВ производят, отступая от его краев на 100-150 мм. Изобретение упрощает и значительно ускоряет прокладку трубопровода под дорогой. 1 з.п. ф-лы.
Наверх