Многофункциональное транспортное средство



Многофункциональное транспортное средство
Многофункциональное транспортное средство
Многофункциональное транспортное средство
Многофункциональное транспортное средство

 


Владельцы патента RU 2578709:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева", НГТУ (RU)

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для организации перевозок людей и грузов в труднодоступных районах. Транспортное средство содержит корпус и закрепленное на корпусе ограждение воздушной подушки (ВП), при этом ВП состоит из боковых, переднего и заднего элементов, снабженных средствами уплотнения. Боковые элементы выполнены в виде роторно-винтовых движителей, закрепленных подвижно с возможностью их сопряжения с корпусом и средствами уплотнения. Передний элемент выполнен в виде оснащенного приводом тела вращения, снабженного по наружной поверхности упорными выступами, часть из которых оснащена режущими кромками. Задний элемент выполнен в виде тела вращения с возможностью изменения пространственного положения центра масс транспортного средства. Достигается повышение проходимости, снижение массогабаритных показателей. 4 ил.

 

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для организации перевозок людей и грузов в отдаленных и труднодоступных районах, в том числе и для участия в аварийно-спасательных операциях на суше и на море.

Известно многофункциональное транспортное средство (ТС), включающее корпус, оборудование для создания воздушной подушки, и закрепленное на корпусе ограждение воздушной подушки. При этом корпус выполнен как часть экраноплана, механически связанного с платформой, соединенной, в свою очередь, с ограждением воздушной подушки (см., например, патент РФ на полезную модель №123741 от 27.04.12 г., МПК B60V 1/00).

Недостатком известного решения является сама попытка простого объединения транспортных средств, применяемых в различных средах, приводящая к усложнению конструкции, снижению надежности, увеличению массогабаритных характеристик, как следствие, снижению удельной массы перевозимого груза, приходящейся на единицу затрачиваемой мощности, и ухудшению экономичности ТС.

Известно многофункциональное транспортное средство, содержащее корпус с гибким ограждением воздушной подушки и оснащенное дополнительным движителем в виде колесного шасси (см., например, патент РФ №2345916 от 21.05.2007 г., МПК B60V 1/00).

Недостатком известного транспортного средства является попытка простого сложения числа независимых движителей, приводящая к усложнению конструкции, повышению массогабаритных характеристик в ущерб экономическим показателям.

Кроме того, ТС обладает ограниченной проходимостью на слабонесущих грунтах, при большом количестве механических препятствий на пути следования и в экстремальных зонах, например в очагах горения.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является известное многофункциональное транспортное средство, содержащее корпус с ограждением воздушной подушки, состоящим из боковых, передней и задней частей. Боковые элементы выполнены в виде скегов, а само транспортное средство оснащено дополнительным движителем (см., например, патент РФ на полезную модель №125946 от 09.10.12 г., МПК B60V 1/00).

Недостатком известного транспортного средства являются низкая проходимость на слабонесущих грунтах, местности с неровным рельефом при большом количестве механических препятствий и в экстремальных зонах, например в очагах горения.

Целью предложенного технического решения является повышение проходимости и снижение массогабаритных показателей путем придания отдельным узлам транспортного средства дополнительных функций.

Указанная цель достигается тем, что в известном транспортном средстве, включающем корпус и закрепленное на корпусе ограждение воздушной подушки, состоящее из боковых, переднего и заднего элементов, снабженных средствами уплотнения зазоров, боковые элементы ограждения воздушной подушки выполнены в виде роторно-винтовых движителей, закрепленных подвижно с возможностью их сопряжения с корпусом и средствами уплотнений зазоров в местах сопряжений; передний элемент ограждения воздушной подушки выполнен в виде оснащенного приводом тела вращения, снабженного по наружной поверхности упорными выступами, часть из которых оснащена режущими кромками; задний элемент ограждения воздушной подушки выполнен в виде тела вращения с возможностью изменения пространственного положения центра масс транспортного средства.

Сущность предлагаемого технического решения на примере поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид транспортного средства; на фиг. 2 - вид снизу; на фиг. 3 представлен пример выполнения уплотнительных средств в режиме движения на воздушной подушке, а на фиг. 4 показано изменение положения уплотнительных средств при переходе в режим движения на роторно-винтовых движителях.

В данном варианте исполнения транспортное средство включает корпус 1 и ограждение 2 воздушной подушки (ВП) 3. Ограждение 2 состоит из боковых 4, переднего 5 и заднего 6 элементов, которые установлены в четырех опорах 7. Кроме того, ограждение 2 снабжено средствами уплотнения зазоров 8. Различные средства уплотнения широко известны и в предлагаемом техническом решении могут быть выполнены в виде эластичной завесы, составленной из отдельных гибких элементов например, металлических лент или проволок (на чертеже не показано).

Два боковых элемента 4 ограждения 2 выполнены в виде роторно-винтовых движителей (РВД) 9, снабженных винтовой ребордой 10 на наружной поверхности и подвижно закрепленных на корпусе 1 через опоры 7. Крепление осуществлено любым известным способом, например шарнирно-рычажной системой с гидроприводом (на чертеже не показано). Подвижность РВД 9 ограничена двумя крайними положениями, соответствующими выбранному режиму перемещения: ВП или шнековому.

Передний 5 и задний 6 элементы ограждения 2 выполнены в виде оснащенных приводами тел вращения, например в виде цилиндрических катков, которые также соединяются с корпусом 1 транспортного средства через опоры 7. При этом элементы 5, 6 и 4 обладают положительной плавучестью.

Кроме того, передний элемент 5 снабжен расположенными на наружной поверхности упорными выступами 11, хотя бы часть из которых оснащена режущими кромками 12, а задний каток 6 подвижно соединен с консолью 13, расположенной вдоль продольной оси транспортного средства под углом к горизонту и закрепленной на задней части корпуса 1.

Устройство работает следующим образом.

Для обеспечения движения транспортного средства в режиме воздушной подушки роторно-винтовые движители 9 перемещаются в положение сопряжения наружных кромок винтовой реборды 10 с поверхностью корпуса 1. В этом положении зазоры между наружной поверхностью РВД 9, корпусом 1 и поверхностью перемещения уплотнены гибкими элементами 8. Аналогичное положение относительно корпуса 1 занимают передний 5 и задний 6 элементы.

Таким образом, создана воздушная полость, локализованная между корпусом 1, поверхностью перемещения и ограждением 2, состоящим из расположенных по бокам и уплотненных роторно-винтовых движителей 9, переднего 5 и заднего 6 элементов, и являющаяся воздушной подушкой 3 при наддуве в нее воздуха с избыточным давлением относительно внешнего пространства.

После создания в ней необходимого давления транспортное средство приводится в движение маршевыми двигателями.

Для шнекового режима перемещения ТС роторно-винтовые движители 9 возвращаются в исходное положение, в котором исключается взаимодействие со средствами уплотнения 8 и создается упор по поверхности во время движения транспортного средства вращением роторно-винтовых движителей 9.

При движении по грунту или льду при необходимости, обусловленной, например, отказом РВД, в исходное положение могут приводиться элементы 5 и 6, обеспечивая возможность перемещения транспортного средства и выполнения поставленной задачи. Возможно также движение на всех имеющихся механических движителях, что повышает проходимость ТС.

При работе транспортного средства на морях Северного Ледовитого океана может возникнуть задача выхода ТС из воды на поверхность плавающих ледяных полей. Разность высот уровня моря и верхней кромки льда может достигать двух метров.

Для преодоления подобного препятствия транспортное средство создает дифферент на корму. Это происходит в результате управляемого перемещения заднего элемента 6 по наклонной консоли 13, развернутой на шарнирной опоре за задний обрез корпуса 1. В процессе перемещения элемент 6 отодвигается от кормовой части ТС, одновременно выдвигаясь из-под уровня моря. Происходящее при этом уменьшение водоизмещающего объема приводит к тому, что вес элемента 6 по мере перемещения по консоли все более и более воспринимается консолью и в итоге смещает общий центр масс транспортного средства, создавая дифферент на корму. Поднявшаяся из воды носовая оконечность при продолжающемся вращении роторно-винтовых движителей 9 и переднего элемента 5 в определенный момент времени зацепляется с верхней кромкой льда. Точнее, зацепляются со льдом упорные выступы 11 и следом винтовые реборды 10 роторно-винтовых движителей 9. Совокупного упора по льду и упора в воде, создаваемого вращением остающейся в воде частью роторно-винтовых движителей 9 и заднего элемента 6, достаточно, чтобы вытянуть все транспортное средство из воды на поверхность ледового поля.

Таким образом, предлагаемое транспортное средство, обладая максимальным резервированием механических движителей, обеспечивает и высокую проходимость по большинству имеющихся на планете поверхностей, одновременно справляясь с задачей повышения крейсерской скорости и сокращения времени доставки людей и грузов в пункт назначения.

Расширение выполняемых функций различными конструктивными узлами транспортного средства повышает надежность, минимизирует массогабаритные характеристики транспортного средства и повышает его экономичность.

Транспортное средство, включающее корпус и закрепленное на корпусе ограждение воздушной подушки, состоящее из боковых, переднего и заднего элементов, снабженных средствами уплотнения, отличающееся тем, что боковые элементы ограждения воздушной подушки выполнены в виде роторно-винтовых движителей, закрепленных подвижно с возможностью их сопряжения с корпусом и средствами уплотнения в местах сопряжений, передний элемент ограждения воздушной подушки выполнен в виде оснащенного приводом тела вращения, снабженного по наружной поверхности упорными выступами, часть из которых оснащена режущими кромками, задний элемент ограждения воздушной подушки выполнен в виде тела вращения с возможностью изменения пространственного положения центра масс транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам с винтовыми движителями. Предложено транспортное средство, содержащее корпус, головку, движитель, рулевой комплекс, при этом по периметру всего корпуса с возможностью вращения вокруг корпуса и собственной оси смонтирована пустотелая цилиндрическая винтовая рубашка с наружными напусками в виде винтовых лопастей по всей длине винтовой рубашки, изготовленная из трех или более прямоугольных полос одинаковых по ширине и по длине вогнутой или выпуклой формы относительно оси вращения винтовой рубашки, свернутых в вертикальной плоскости в продольном направлении и изогнутых по винтовым линиям в поперечном направлении на цилиндрической оправке, или винтовая рубашка может быть изготовлена из трех и более винтовых полос криволинейной формы различного порядка и степени кривизны с центрами, расположенными снаружи или внутри поперечного сечения винтовой рубашки, при этом полосы соединены между собой с образованием по периметру винтовой рубашки напусков в виде винтовых лопастей по всей длине винтовой рубашки, винтовых линий и винтовых криволинейных поверхностей в виде винтовых канавок вогнутой или выпуклой формы относительно оси вращения винтовой рубашки с центрами кривизны, расположенными снаружи или внутри поперечного сечения винтовой рубашки.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации дорог и аэродромов, подготавливаемых методом уплотнения снега. Устройство содержит базовую машину, ходовое оборудование которой представляет собой два соосных шнека противоположного вращения.

Изобретение относится к транспортным средствам с винтовыми движителями. Предложено транспортное средство, содержащее корпус с двумя рядами рабочих шахт, движитель, рубку, рулевой комплекс, при этом по периметру передней части корпуса транспортного средства с возможностью вращения вокруг передней части корпуса смонтирована пустотелая коническая винтовая рубашка, изготовленная из винтовых полос криволинейной формы различного порядка и степени кривизны с центрами, расположенными снаружи или внутри поперечного сечения пустотелой конической винтовой рубашки с образованием по ее периметру многозаходной винтовой поверхности с винтовыми линиями и винтовыми канавками с углом наклона относительно оси вращения внутри или снаружи пустотелой конической винтовой рубашки, с разными размерами по ширине полос с увеличением их по длине конической винтовой рубашки от входного к выходному отверстию, свернутых в вертикальной плоскости в продольном направлении и изогнутых по винтовым линиям в поперечном направлении на оправке в виде параболоида вращения, причем по наружному периметру винтовой рубашки образованы напуски в виде винтовых лопастей по всей ее длине от входного до выходного отверстия.

Изобретение относится к средствам транспортным вездеходным, оснащенным шнековыми движителями и предназначенным для передвижения в условиях бездорожья. Шнекоход содержит корпус, в передней части которого размещена рубка экипажа и лежачие места для космонавтов, а в кормовой части - моторная установка, приводящая через трансмиссию ходовую часть шнекохода, выполненную в виде двух шнеков с противоположными навивками спиральных лент.

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам, оснащенными роторно-винтовыми движителями. Средство транспортное вездеходное содержит водонепроницаемый корпус, двигатель внутреннего сгорания, гидросистему, роторно-винтовые движители с винтовыми гребнями, приводимые гидромотором через бортовой редуктор.

Вездеход // 2498922
Вездеход содержит роторно-винтовой движитель (11) с винтовыми гребнями (12), который установлен побортно с возможностью вращаться с помощью передней (13) и задней (14) подвесок.

Изобретение относится к средствам транспортным высокой проходимости, которые оснащены роторно-винтовыми движителями. Транспортное средство высокой проходимости содержит двигатель внутреннего сгорания, смонтированный на корпусе, который установлен на двух роторно-винтовых движителях с винтовыми гребнями.

Движитель // 2493019
Изобретение относится к движителям. Движитель выполнен в виде пустотелой цилиндрической многозаходной винтовой рубашки, смонтированной по периметру корпуса транспортного устройства с возможностью вращения вокруг него.

Изобретение относится к устройствам для преобразования работы двигателя или других источников энергии в работу, обеспечивающую движение транспортных устройств. .

Шнекоход // 2481996
Изобретение относится к судовым движителям. .

Изобретение относится к судостроению и касается амфибийных транспортных средств, выполненных с возможностью образования воздушной подушки. Транспортное средство на воздушной подушке (ТСВП) содержит основной корпус, две съемные бортовые секции, гибкое ограждение воздушной подушки, две расположенные побортно подъемно-движительные установки.

Изобретение относится к амфибийным судам на воздушной подушке. Судно на воздушной подушке содержит корпус с гибким ограждением воздушной подушки, включающий боковые скеги, передний и задний гибкие элементы, и с жесткими бортами, двигатель, движительную и нагнетательную установки с механизмом их привода в виде толкающего осевого воздушного винта с вентилятором в кольцевом насадке, в котором за воздушным винтом жестко закреплена рама, и системой управления, надувной борт, закрепленный на жестких бортах корпуса по периметру судна.

Изобретение относится к способу создания движителей по воде, в воздухе и может быть использовано для амфибийных вездеходов на воздушной подушке (ВП); к аэронопланам.

Изобретение относится к области судостроения и касается аэродинамического судна. Судно содержит корпус с продольными боковыми отсеками, в которых размещены движители вертикального подъема.

Изобретение относится к области транспортных средств. Аппарат на воздушной подушке включает два связанных и расположенных одно за другим крыла, фюзеляж, двигатель, диски и винтовой движитель.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке, предназначенным для перемещения грузов, транспортной, строительной и др. техники, а также людей по слабому болотистому грунту.

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания колесных движителей для судов на воздушной подушке. .

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке. .
Изобретение относится к речному транспорту и касается создания речных подвижных составов на воздушной подушке. .

Изобретение относится к средствам преодоления разрушений и препятствий, а более конкретно к инженерным дорожным машинам. Машина обеспечения переправ содержит корпус, силовую установку, трансмиссию, ходовую часть, водоходный движитель, лебедку, устройство для пуска дымовых гранат, экскаваторное и бульдозерное оборудования.
Наверх