Способ формирования рефлекса галанта у младенцев со спинальными нарушениями


 

A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2581272:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (RU)

Изобретение относится к медицине, педиатрии, неврологии, перинатологии, восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенцев со спинальными нарушениями. При обследовании рефлекторной активности оценивают рефлекс Галанта и при выявлении нарушений проводят лечение, начиная и заканчивая на стороне с менее выраженной активностью рефлекса: путем раздражения кожи точечными, надавливающими воздействиями симметрично, вдоль позвоночника последовательно от С7 до L5 по паравертебральным линиям на уровне остистых отростков. После точечного воздействия выполняют штриховое воздействие вдоль позвоночника сверху вниз с выходом на заднюю верхнюю ось подвздошной кости. При этом ногу младенца на стороне воздействия удерживают сначала в выпрямленном положении, а к завершению штрихового воздействия ногу отводят в сторону, по которой проводят воздействие. Затем воздействие повторяют с другой стороны. Лечение проводят 3-5 раз в день в течение 2-3 недель. При необходимости повторяют до формирования или выравнивания активности рефлекса Галанта. Способ позволяет посегментно восстановить рефлекторную активность спинного мозга на всем его протяжении, интегрировать отдельные сегментарные ответы в единый разгибательный рефлекс, сформировать симметричную активность сегментарного аппарата спинного мозга на основе рефлекса Галанта. 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенцев со спинальными нарушениями.

В настоящее время большое количество детей рождается с патологией спинного мозга, чаще - в шейном отделе, реже - в поясничном [Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. - М., «МЕДпресс-информ», 2003. - 368 с.; Зелинская Д.И., Кулешов Н.П. Груз врожденной патологии и ее профилактика: тезисы докладов Российской научно-практической конференции «Медико-генетическое консультирование в профилактике наследственных болезней». - М., 1997. - С. 9-13.; Дегтярев Д.Н. «Ближайшие и отдаленные последствия перинатальной гипоксии у детей различного гестационного возраста», докт. дисс., М., 1999].

У этих детей имеет место задержка формирования и угасания рефлекторной двигательной активности, нарушение тонуса мышц туловища и конечностей [Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада - Х. - 2001. - 640 с.; Семенова К.А. Теоретические предпосылки к обоснованию применения методики «Адели-92» для становления нарушенных движений верхних конечностей у больных детским церебральным параличом / Альманах «Исцеление» Под ред. И.А. Скворцова. - М.: Тривола. - 1997. - вып. 3. - С. 40-51.; Барашнев Ю.И. Компенсация нарушенных функций центральной нервной системы и значение стимулирующей терапии при перинатальных повреждениях головного мозга новорожденных // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 1997. - №6. - С. 7-13]. В частности, меняется рефлекс Таланта, на основе которого формируется тонус постуральной мускулатуры.

По мнению П.С. Бабкина (1982) и Rosenbaum (1962) [цит. по А.Ю. Ратнер, С.В. Бондарчук Топическое значение безусловных рефлексов новорожденных. Казань: Изд-во казанского университета, 1992. - 156 с.], отсутствие рефлекса Таланта обычно указывает на патологию спинного мозга. При улучшении состояния спинного мозга рефлекс может постепенно восстановиться.

Существует ряд способов восстановления рефлекторной двигательной активности младенца.

В частности, способ стимуляции центральной нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста [Латыпова Ф.М., Ахмадеева Э.Н., Еникеев Д.А. Пат. РФ №2482892, заявка №2012111959 от 2012-03-27, МПК A61N 5/06, публ. 27.05.2013]. Авторы предлагают воздействовать некогерентным поляризованным светом прибора «Биоптрон» на рефлекторные зоны, а именно на кончики пальцев рук, стопы, уши, глаза различными цветами. При синдроме угнетения сеанс заканчивают красным цветом, при синдроме возбуждения - фиолетовым. Воздействие на глаза проводят с расстояния 5 см от глаз. Курс лечения составляет 5-15 ежедневных процедур. Способ, несомненно, расширяет арсенал средств для стимуляции ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста.

Недостатками способа являются отсутствие четкого адреса воздействия и четких критериев его эффективности.

Способ реабилитации детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы [Губин Э. Н., Губина А. Э. Пат. РФ №2506942, МПК А61Н 1/00 по заявке №2012128061/14, публ. 20.02.2014] заключается в выполнении комплекса гимнастических упражнений продолжительностью 10-15 минут, включающего наклоны и повороты тела ребенка в разные стороны, раскачивания, движения по горизонтальной «восьмерке», по дуге, опускание и поднимание ребенка головой вниз, лежание ребенка на одном и на другом боку на ладони взрослого. Параллельно проводится курс физиотерапии. Продолжительность лечение не менее 1 месяца. Способ обеспечивает реабилитацию детей в возрасте 3-6 месяцев за счет ускоренного развития статических мышечных напряжений с подготовкой к дальнейшему уверенному сидению и стоянию на ножках.

Недостатком способа является то, что он адресован детям в возрасте от 3 месяцев, в то время как рефлекторная активность претерпевает патологическое развитие с самого рождения, а пластичность ЦНС постепенно снижается. Поэтому неонатологи постулируют как можно более раннюю диагностику и начало лечения.

Существует способ лечения неврологических нарушений у новорожденных детей и детей раннего возраста и устройство для его осуществления [Воронина Л.И., Черданцева Г.А., Гор Б.С., Смолин B.C., Ямпольский Г.А., Антонов А.Г. Пат. РФ №2147859, МПК А61Н 9/00 98111228 по заявке №98111228/14, публ. 24.07.2000] путем стимуляции нервных окончаний кожи путем длительного равномерного мягкого механического воздействия энергией бурлящих пузырьков, образующихся на поверхности псевдожидкости на основе стеклянных микрошариков. Такое воздействие на обширную поверхность тела стимулирует функцию внешнего дыхания и сердечную деятельность, осуществляют мягкий массажный эффект и способствует восстановлению функций организма.

Недостатком способа является то, что он целенаправленно не влияет на пораженные участки нервной системы и не восстанавливает рефлекторную активность спинного мозга младенца.

Наиболее близким к предлагаемому является способ восстановления рефлекторной двигательной активности младенца, получившего шейную родовую травму [Коновалова Н.Г., Загородникова О.А., Кириллова С.В., Коновалова А.В. пат. РФ №2343894 по заявке №2007112177/14, 02.04.2007, публ. 20.01.2009]. Способ реализуется путем проведения мануального тестирования, выполнения приемов мануальной терапии шейного отдела позвоночника и лечебной физкультуры. Дополнительно оценивают состояние сакро-илиакальных сочленений и позвоночника на уровне люмбо-сакрального сочленения, рефлекторную активность и ее соответствие возрасту младенца. При выявлении нарушений проводят люмбо-сакральную декомпрессию области сочленения L5-S1, мобилизацию крестцово-подвздошных сочленений и сочленений С01, С12.

Способ имеет следующие недостатки:

1. Предусматривает локальное воздействие только на сочленения С01, С12 и L5-S1, в то время как нарушение рефлекторной активности может распространяться за эти пределы по длиннику спинного мозга.

2. Не предусматривает прямого воздействия на рефлекторную активность спинного мозга.

3. Не предполагает стимуляции рефлекторной активности посегментно.

4. Не предполагает латерализованной стимуляции рефлекторной активности спинного мозга.

Все это ограничивает возможности применения способа.

Задача изобретения - восстановление рефлекторной активности билатерально на всем протяжении спинного мозга путем формирования рефлекса Галанта у младенцев со спинальными нарушениями.

Поставленная задача достигается способом формирования рефлекса Галанта у младенцев со спинальными нарушениями, включающим проведение обследования с оценкой рефлекторной активности, выявление нарушений и проведение лечения. При обследовании оценивают рефлекс Галанта и при выявлении нарушений, проводят лечение, начиная и заканчивая на стороне с менее выраженной активностью рефлекса. Лечение проводят путем раздражения кожи точечными, надавливающими воздействиями симметрично, вдоль позвоночника последовательно от С7 до L5 по паравертебральным линиям на уровне остистых отростков. После точечного воздействия выполняют штриховое воздействие вдоль позвоночника сверху вниз с выходом на заднюю верхнюю ось подвздошной кости, при этом ногу младенца на стороне воздействия удерживают сначала в выпрямленном положении, а к завершению штрихового воздействия ногу отводят в сторону, по которой проводят воздействие. Затем воздействие повторяют с другой стороны. Лечение проводят 3-5 раз в день в течение 2-3 недель, при необходимости повторяют до формирования или выравнивания активности рефлекса Галанта.

Новизна предложенного способа.

- При обследовании оценивают рефлекс Галанта и при выявлении нарушений проводят лечение, начиная и заканчивая на стороне с менее выраженной активностью рефлекса.

- Лечение проводят путем раздражения кожи точечными, надавливающими воздействиями симметрично, вдоль позвоночника последовательно от С7 до L5 по паравертебральным линиям на уровне остистых отростков. Разработанная последовательность действий позволяет посегментно формировать активность спинного мозга младенца. При этом адекватные афферентные потоки поступают в каждый сегмент спинного мозга, распределяются по двигательным ядрам, вызывают рефлекторное сокращение мышц разгибателей спины на стороне раздражения.

- После точечного воздействия выполняют штриховое воздействие вдоль позвоночника сверху вниз с выходом на заднюю верхнюю ось подвздошной кости, при этом ногу младенца на стороне воздействия удерживают сначала в выпрямленном положении, а к завершению штрихового воздействия ногу отводят в сторону, по которой проводят воздействие. Затем воздействие повторяют с другой стороны. Данный прием позволяет интегрировать отдельные сегментарные ответы в единый рефлекс, включающий разгибание туловища, разгибание и отведение ноги на стороне стимуляции. Последовательность действий обеспечивает формирование симметричной активности спинного мозга младенца. В ответ на штриховое воздействие спинной мозг на стороне раздражения производит синтез всех поступивших сигналов и классический рефлекс Галанта - сокращение мышцы разгибателя туловища на стороне раздражения с формированием дуги, открытой в сторону раздражителя.

- Лечение проводят 3-5 раз в день в течение 2-3 недель, при необходимости повторяют до формирования или выравнивания активности рефлекса Галанта.

Предлагаемый способ позволяет получить новый технический результат:

- посегментно восстановить рефлекторную активность спинного мозга на всем его протяжении путем формирования рефлекса Галанта;

- интегрировать отдельные сегментарные ответы в единый разгибательный рефлекс;

- сформировать симметричную активность сегментарного аппарата спинного мозга на основе рефлекса Галанта. У младенцев со спинальными нарушениями формируют симметричный рефлекс Таланта билатерально на всем протяжении.

У здорового младенца рефлекс Галанта хорошо вызывается, начиная с 5-6-го дня жизни, и сохраняется до 2-3-месячного возраста. Он выражается в том, что при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника новорожденный изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя. В ту же сторону поворачивается голова, иногда разгибается и отводится нога [Л.П. Журба, Е.М. Мастюкова Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - Москва, 1981; Л.О. Бадалян Детская неврология. - Москва: ООО МЕДпресс, 1998. - С. 310].

Афферентный приток оказывает мощное стимулирующее влияние на дозревание центральной нервной системы [Роль сенсорного притока в созревании функций мозга. М.: Наука, 1987. - 236 с.], что и составляет нейрофизиологическую основу данного способа. Мы предлагаем проводить адекватную стимуляцию рефлекторной активности каждого сегмента спинного мозга с обеих сторон с последующей интеграцией ответа в единый координированный рефлекторный двигательный акт.

Формирование рефлекса Галанта у младенца заключается в стимуляции рефлекторной активности каждого сегмента спинного мозга, начиная с C1, заканчивая L5 путем последовательного раздражения рефлексогенных зон каждого сегмента. Раздражения варьируют по силе, длительности, числу повторов таким образом, чтобы вызвать рефлекторный ответ. При этом адекватные афферентные потоки поступают в каждый сегмент спинного мозга, распределяются по двигательным ядрам, вызывают рефлекторное сокращение мышц разгибателей спины на стороне раздражения. Так формируется рефлекторная активность спинного мозга посегментно. В зависимости от зрелости и степени повреждения сегмента требуется более или менее сильное и длительное воздействие, чтобы получить двигательный ответ. Вызванная предложенным способом сегментарная активность способствует избирательному дозреванию сегментарного аппарата спинного мозга младенца, актуализации пластических свойств нервной системы новорожденного ребенка.

После обработки всех сегментов проводится штриховое раздражение сверху вниз, в ответ на которое спинной мозг на стороне раздражения производит синтез всех поступивших сигналов и классический рефлекс Галанта - сокращение мышцы разгибателя туловища на стороне раздражения с формированием дуги, открытой в сторону раздражителя. Для облегчения рефлекторного ответа терапевт удерживает ногу на стороне раздражения в разогнутом состоянии, а в конце раздражения - отводит ее в сторону. Ближе к завершению курса лечения младенец сам включает разгибатели и отводящие мышцы в рефлекторный ответ.

Последовательная обработка паравертебральных зон с обеих сторон позволяет сформировать рефлекторную активность спинного мозга как по длиннику, так и по поперечнику.

Преимущества предлагаемого способа: физиологичность, активное участие самого ребенка, возможность применения во врачебной практике и в семье после обучения родителей.

Способ осуществляется следующим образом.

Проводят обследование младенца с оценкой рефлекторной активности и выявляют нарушения. Исследование двигательной сферы включает характеристику мышечного тонуса, сухожильных и кожных рефлексов, определение объема пассивных и спонтанных движений.

Рефлекс Галанта исследуют у ребенка, лежащего на животе на пеленальном столике. Рефлекс Галанта исследуют паравертебрально, симметрично, вдоль всего позвоночника, начиная с С7, заканчивая на L5 последовательно по двум сторонам точечными надавливающими воздействиями подушечкой концевой фаланги пальца по паравертебральным линиям на уровне остистых отростков соответствующих позвонков сначала с одной стороны, затем с другой сверху вниз.

После обследования проводят лечение у младенцев со спинальными нарушениями, формируя симметричный рефлекс Галанта на всем протяжении как по длиннику, так и по поперечнику.

Для этого младенцу, лежащему на животе на пеленальном столике, проводят раздражение кожи точечными надавливающими воздействиями подушечкой концевой фаланги пальца в области паравертебральных линий сначала с одной стороны, затем с другой. Проводят лечение, начиная и заканчивая на стороне с менее выраженной активностью рефлекса. Надавливания пальцем производят симметрично, вдоль позвоночника, строго друг под другом последовательно с уровня седьмого шейного позвонка до уровня пятого поясничного. Силу и число повторов воздействия варьируют для получения рефлекторного ответа с каждой зоны воздействия.

Сразу после точечного воздействия на этой же стороне выполняют штриховое воздействие вдоль позвоночника сверху вниз с выходом на заднюю верхнюю ось подвздошной кости. Это воздействие обычно используют для вызывания рефлекса Галанта. При этом ногу младенца на стороне воздействия удерживают в выпрямленном положении, а к завершению штрихового воздействия ногу отводят в сторону, по которой производится воздействие.

Потом воздействие повторяют с другой стороны. Если есть разница в рефлекторных ответах с правой и левой стороны - воздействие начинают и заканчивают на стороне дефицита до тех пор, пока рефлексы не станут симметричными.

Таких подходов проводят 3-5 за день во время бодрствования младенца. При регулярных воздействиях восстановление рефлекса происходит за две три недели. При необходимости лечение повторяют.

Пример 1. Г-о Саша, 2006 г.р. Родился доношенным, массой 4200 г, длиной 51 см с оценкой по шкале Апгар 6-8 баллов. В родах: затрудненное выведение плечиков. Ранний период адаптации протекал с клиникой вялого верхнего парапареза. Исследование двигательной сферы включает характеристику мышечного тонуса, сухожильных и кожных рефлексов, определение объема пассивных и спонтанных движений.

Рефлекс Галанта исследовали у ребенка, лежащего на животе на пеленальном столике. Рефлекс Галанта исследовали паравертебрально, симметрично, вдоль всего позвоночника, начиная с С7, заканчивая на L5 последовательно по двум сторонам точечными надавливающими воздействиями подушечкой концевой фаланги пальца по паравертебральным линиям на уровне остистых отростков соответствующих позвонков сначала с одной стороны, затем с другой сверху вниз.

При исследовании рефлекса Галанта в возрасте 7 дней рефлекс не определялся при точечном надавливании до уровня Th7 как с одной, так и с другой стороны. С уровня Th7 рефлекс определялся, но в реакцию включались мышцы разгибатели на нижнегрудном и поясничном уровне, что подтверждает отсутствие рефлекторной активности сегментарного аппарата спинного мозга на шейном и верхнегрудном уровне с обеих сторон. При первичном патронаже мама была обучена способу формирования рефлекса Галанта у младенца по предложенному способу и получила указания строго выполнять рекомендации 3-5 раз в день во время бодрствования младенца. Мама добросовестно следовала рекомендациям.

При повторном патронаже через 2 недели у младенца был сформирован рефлекс Галанта с уровня С7 с обеих сторон. Таким образом, использование предложенного способа в течение 2 недель позволило сформировать рефлекс Галанта и восстановить работу сегментарного аппарата спинного мозга на шейном и верхнегрудном уровне.

Пример 2. М-ва Вика, 2008 г.р. Родилась в срок физиологически незрелой, оперативным путем (экстренное кесарево сечение по поводу дистресса плода). Была извлечена в головном предлежании с трехкратным тугим обвитием пуповиной вокруг шеи. Масса при рождении: 3100 г, длина 50 см, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. В ранний период адаптации была беспокойной, мать после выписки из роддома предъявляла жалобы на резкое беспокойство во время кормления и предпочтение правой груди. В клинике отмечалось ограничение поворота головы вправо. К месячному возрасту у ребенка отчетливо сформировалась кривошея и уплощения затылочной области слева. Определялся вялый парапарез, сильнее выраженный слева: снижение сухожильных рефлексов и рефлексов Робинсона, Моро, Бабкина, ограничение произвольной двигательной активности, снижение тонуса аксиальной мускулатуры сильнее слева. Исследование двигательной сферы включало характеристику мышечного тонуса, сухожильных и кожных рефлексов, определение объема пассивных и спонтанных движений.

Рефлекс Галанта исследовали у ребенка, лежащего на животе на пеленальном столике. Рефлекс Галанта исследовали паравертебрально, симметрично, вдоль всего позвоночника, начиная с С7, заканчивая на L5 последовательно по двум сторонам точечными надавливающими воздействиями подушечкой концевой фаланги пальца по паравертебральным линиям на уровне остистых отростков соответствующих позвонков сначала с одной стороны, затем с другой сверху вниз.

Рефлекс Галанта при точечном надавливании справа вызывался со всех уровней. На спондилограмме был выявлен блок C0-C1. Слева рефлекс отсутствовал до уровня Th3. Что подтверждает отсутствие рефлекторной активности сегментарного аппарата спинного мозга слева до уровня Th3. После вправления блока мама была обучена формированию рефлекса Галанта у младенца по предложенному способу и получила указания строго выполнять рекомендации 3-5 раз в день во время бодрствования младенца. Маме было рекомендовано начинать и заканчивать формирование рефлекса на стороне с менее выраженной активностью рефлекса, то есть слева.

Мама добросовестно занималась с девочкой. При повторном патронаже через 3 недели у младенца был сформирован рефлекс Галанта. Одновременно восстановились и другие рефлексы: Робинсона, Моро, Бабкина, восстановился тонус аксиальной мускулатуры. Это подтверждает восстановление рефлекторной активности сегментарного аппарата спинного мозга с обеих сторон.

Предложенный способ эффективен для формирования рефлекса Галанта и восстановления работы спинного мозга младенца в ранние сроки. Его применение способствует дозреванию спинного мозга, ведет к восстановлению формы и выраженности рефлекторных ответов, тонуса аксиальной мускулатуры младенца. В результате у детей формируются постуральные и локомоторные стереотипы, свойственные здоровому ребенку.

Предлагаемый способ используется на кафедре педиатрии Новокузнецкого ГИУВа на базе детских клинических больниц №3 и №4. Пролечено 280 младенцев.

Способ формирования рефлекса Галанта у младенцев со спинальными нарушениями, включающий проведение обследования с оценкой рефлекторной активности, выявление нарушений и проведение лечения, отличающийся тем, что при обследовании оценивают рефлекс Галанта и при выявлении нарушений проводят лечение, начиная и заканчивая на стороне с менее выраженной активностью рефлекса, путем раздражения кожи точечными, надавливающими воздействиями симметрично, вдоль позвоночника последовательно от С7 до L5 по паравертебральным линиям на уровне остистых отростков, после точечного воздействия выполняют штриховое воздействие вдоль позвоночника сверху вниз с выходом на заднюю верхнюю ось подвздошной кости, при этом ногу младенца на стороне воздействия удерживают сначала в выпрямленном положении, а к завершению штрихового воздействия ногу отводят в сторону, по которой проводят воздействие, затем воздействие повторяют с другой стороны, лечение проводят 3-5 раз в день в течение 2-3 недель, при необходимости повторяют до формирования или выравнивания активности рефлекса Галанта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии сердечно-сосудистых заболеваний. Осуществляют усиленную наружную контрпульсацию.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания.

Группа изобретений включает варианты тренажера для подводного вытяжения позвоночника и варианты способа подводного вытяжения позвоночника, относится к области медицины, в частности к медицинской технике, и может быть использована в лечебно-профилактических учреждениях при наличии бассейна или открытой воды и под наблюдением обученного медицинского персонала, а также самостоятельно.

Изобретение относится к медицине, в частности к восстановительному лечению сколиоза у детей школьного возраста в условиях санатория. Способ характеризуется тем, что в течение 21 дня проводят ЛФК и массаж, а также сульфидные ванны по 12 минут температурой 34-36°С через день.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для лечения детей с посттравматическими контрактурами локтевого сустава.
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и реабилитации. Для больных с церебральным инсультом с выраженными вестибуло-атактическими нарушениями проводят занятия в три этапа на стабилометрической платформе с биологической обратной связью путем слежения и перемещения компьютерной метки.

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к лечению детей и взрослых при неврологических и ортопедических заболеваниях, сопровождающихся двигательными и позными (постуральными) расстройствами, патологией опорно-двигательного аппарата, сенсорных и когнитивных функций (памяти, внимания, речи и интеллекта), и может быть использована для лечения больных с патологией нервной и опорно-двигательной системы, тренировки спортсменов и других видов деятельности, предъявляющих повышенные требования к состоянию двигательных, позных, сенсорных и когнитивных функций.

Изобретение относится к восстановительной медицине, может быть использовано для лечения больных с поражением ЦНС, двигательными расстройствами в виде пара- или тетрапареза путем выполнения пациентом комплекса физических упражнений в пневмокостюме «Атлант».
Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, и может быть использовано для комплексного лечения заболеваний шейного отдела позвоночника. Для этого проводят сеансы аппаратного вытяжения позвоночника в горизонтальном положении пациента с индивидуальным подбором угла наклона шейного отдела позвоночника на аппарате DRX9500.

Изобретение относится к медицине, неврологии, реабилитологии и может быть использовано для ранней коррекции позно-тонических нарушений в остром периоде инсульта.

Группа изобретений относится к медицине, иглорефлексотерапии и касается коррекции веса тела. Способ включает проведение иглорефлексотерапии с помощью устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой. Головка устройства имеют объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму. На головке стержня закреплена по меньшей мере одна подвеска с грузиком. Один из концов стержня заострен, а другой переходит в прямую или дугообразную часть, соединяющую стержни и неподвижно соединенную с одним концом дополнительного стержня, на другом конце которого расположена головка стержня. Иглу вводят в область акупунктурной точки, в частности АТ17 и АТ18, проводят под кожей и выводят наружу через кожу в области другой акупунктурной точки. Группа изобретений обеспечивает увеличение объема рефлексогенной зоны, на которую воздействует игла, в два-три раза по сравнению с известными устройствами, повышение антиадаптационного эффекта воздействия, одновременное формирование двух и большего числа акустрактов, что дает более выраженный результат в виде активного снижения веса, формирования правильного пищевого поведения, гармонизации ферментных систем желудка, устранения гиперсаливации, уменьшения тяжести и/или продолжительности депрессии, усиления синтеза эндорфинов и обменных процессов, быстрой блокировки аппетита, стойкого - до 1 года результата снижения веса при сокращении срока, который требуется для этого, увеличения физических возможностей организма - подвижности суставов, связок, функций мышц. 2 н. и 27 з.п. ф-лы, 13 ил., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре и терапии, и может быть использовано для больных с висцеральным ожирением. Проводят физические упражнения. Физические упражнения согласуют с определенным алгоритмом дыхания. Вводная часть включает первые 2 минуты дыхание в ритме вдох-выдох 3:1, 4:1, 5:1, 6:1, 7:1, 8:1 и 6 минут общеразвивающей и суставной гимнастики. В основной части - изотоническая тренировка мышц и суставов конечностей, мышц спины, груди, верхнего плечевого пояса, динамические и статические упражнения для мышц шеи в сопровождении дыхания в ритме вдох-выдох 1:3. В заключительной части - первые 6 минут упражнения на самовытяжение мышц шеи, спины, конечностей и последние 3 минуты - дыхание в ритме вдох-пауза-выдох-пауза - 4:2:4:2, 4:2:5:2, 4:2:6:2, 4:2:7:2, 4:2:8:2. Обязательным условием ритма дыхания является то, что во время выдоха идет подтягивание живота в направлении диафрагмы. Способ обеспечивает достоверное снижение уровня висцерального жира и профилактику сердечно-сосудистых и метаболических рисков у больных с висцеральным ожирением за счет согласования физических упражнений с определенным алгоритмом дыхания. 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, физиотерапии, может быть использовано для реабилитации больных легочными заболеваниями, преимущественно туберкулезом. Выполняют гимнастические и дыхательные упражнения в процессе нахождения пациента на спине лошади. При этом на первых 1-2 занятиях проводят адаптационный этап, включающий знакомство пациента с инструктором и лошадью, отработку приемов посадки на лошадь без седла и спешивания. Затем проводят реабилитационный этап, который включает следующую последовательность упражнений под контролем инструктора, в течение 23-26 занятий: из исходного положения (ИП) на лошади в неподвижной стойке пациент разводит руки через стороны вверх и делает вдох, при возвращении в ИП - удлиненный выдох; ИП то же, пациент достает левой рукой правое ухо лошади - выдох, далее - ИП, вдох, достает правой рукой левое ухо лошади - выдох, далее - ИП, вдох; ИП то же, пациент ложится на живот вдоль спины лошади и делает выдох, возврат в ИП - вдох, ложится спиной вдоль спины лошади - выдох, возврат в ИП - вдох; ИП то же, пациент правой рукой дотягивается до носка правой ноги - выдох, возврат в ИП - вдох, левой рукой дотягивается до носка левой ноги - выдох, возврат в ИП; ИП лежа на животе поперек спины лошади, пациент берет руки в замок за голову, вдох, задерживает дыхание, поднимает туловище вверх, опускает туловище - выдох, возврат в ИП; ИП, как предыдущее, лошадь в движении в медленном темпе, пациент лежит спокойно и ровно дышит 1-2 мин; пациент в течение 1-2 мин лежит на спине вдоль спины лошади, находящейся в движении в медленном темпе; далее пациент лежит поперек спины лошади, находящейся в движении в медленном темпе, вначале на животе, затем на спине, на правом боку, на левом боку по 1-2 мин в каждом положении; пациент в течение 1-2 мин сидит на лошади, находящейся в режиме смены аллюров; ИП сидя на лошади, находящейся в неподвижной стойке, пациент поколачивает себя кулачком в области вилочковой железы с произношением гласного звука. Затем в течение 1-2 занятий проводят закрепляющий этап, на котором пациент выполняет перечисленные упражнения самостоятельно. Способ обеспечивает высокую эффективность реабилитации больных легочными заболеваниями без существенного увеличения ее сроков. 1 пр., 5 табл.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии. Больному проводят сеанс психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники. До и после указанного сеанса определяют значения интенсивности хронической боли по лицевой шкале Вонга-Бэкера с последующим определением разницы полученных значений, обозначенной как дельта. Во время сеанса путем тактильной пальпации осуществляют поиск триггерных точек, соответствующих определенному заболеванию, и зон отраженной боли с последующим тактильным воздействием на выявленные зоны и точки, и при отсутствии боли в указанных точках и зонах сеанс психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники завершают. При значении дельты от 0 до 1 балла определяют отсутствие психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома, при значении дельты от 1,1 до 3 баллов - психогенную боль легкой степени интенсивности в структуре хронического болевого синдрома, при значении дельты от 3,1 до 7 баллов - умеренной степени, при значении дельты от 7,1 до 9 баллов - сильной степени, а при значении дельты свыше 9,1 балла определяют психогенную боль невыносимо сильной степени интенсивности в структуре хронического болевого синдрома. Способ позволяет определить степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии для проведения адекватной психотерапии за счет использования психофизиологической саморегуляции с применением эмпатотехники. 3 ил., 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для формирования двигательных навыков у детей с церебральным параличом. Способ включает формирование двигательных навыков путем лечебной физкультуры (ЛФК) и стимулирующего воздействия на пациента. В качестве стимулирующего воздействия используют транслингвальную электростимуляцию головного мозга прибором Brain Port. ЛФК осуществляют в виде комплексов активных упражнений, направленных на обучение пациента новым двигательным навыкам. Каждая ежедневная процедура включает одновременное проведение электростимуляции и выполнение комплекса упражнений в течение 20-25 мин, курсом 10 дней. Причем перед процедурой определяют имеющиеся двигательные навыки у пациента - умение самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Выполняют упражнения, направленные на обучение пациента отсутствующим у него двигательным навыкам, учитывая следующую последовательность выполнения комплексов упражнений: комплекс, направленный на формирование умения самостоятельно сидеть, удерживая свое тело в пространстве; комплекс упражнений, направленных на формирование умения удерживать вертикальное положение тела в пространстве и умение контролировать положение тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях: отклонениях головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению; комплекс упражнений, направленных на формирование навыка ходьбы. Способ обеспечивает физиологическое восстановление двигательных навыков при данной патологии. 1 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии, и может быть использован для профилактики хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) легкой и средней степени тяжести в стадии стойкой ремиссии. Выполняют физические нагрузки в виде подъемов по маршруту терренкура на фоне комплексного лечения. Физическую нагрузку осуществляют при температуре воздуха не ниже 15°C путем чередования подъемов от 7° до 15° и плато, дозируя согласно трем последовательно выполняемым двигательным режимам. Щадящий режим составляет низкий темп ходьбы 60-80 шагов в минуту, время на маршрут - 2 часа, количество остановок - 6 по 3 минуты через каждые 17 минут движения в течение 7 дней. Щадяще-тренирующий: темп ходьбы средний 80-100 шагов в минуту, время на маршрут - 1,5 часа, количество остановок - 4 по 2 минуты через каждую 20,5 минуты движения в течение 7 дней. Тренирующий: темп ходьбы быстрый 100-120 шагов в минуту, время на маршрут - 1,2 часа, количество остановок - 3 по 2 минуты, через каждые 25 минут движения в течение 6 дней. Физическую нагрузку выполняют в сочетании с режимом дыхания: по ровной дороге на 2-4 шага - вдох, на 3-5 шагов - выдох, на подъеме на 2-3 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох, по окончании маршрута следует 30-минутный отдых в положении сидя. Способ оказывает положительное влияние на основные клинические симптомы заболевания, удлиняет ремиссию заболевания за счет выполнения физической нагрузки с определенными режимами. 1 пр.
Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре и может быть использовано как лечебно-корригирующая гимнастика, профилактика протрузии и грыжи межпозвонковых дисков. Выполняют комплекс упражнений, где каждое упражнение представляет собой выставление дуги позвоночника с серией стягивающе-сжимающих движений, направленных на уменьшение радиуса выставленной дуги позвоночника, в одном или встречном направлениях с секундным интервалом с нарастающим усилием. Вначале выставляют дугу позвоночника во фронтальной плоскости (ФП) с наклоном головы и туловища вбок с последующим выполнением серии стягивающих движений головы и туловища вниз к тазу. Затем выставляют дугу позвоночника в продольной плоскости (ПП) с наклоном головы и туловища вперед с прижатым подбородком к грудине с последующей серией сжимающих движений головы и туловища вниз к тазу. Затем выставляют дугу позвоночника в ПП с запрокидыванием головы назад с прогибом туловища назад с последующей серией движений груди вверх, головы назад вниз. Выставляют дугу позвоночника в ПП с наклоном головы и туловища вперед с закруткой по продольной оси в шейном отделе, с поворотом головы и выполнением серии сжимающих движений головы и туловища вниз. Выставляют дугу позвоночника во ФП с наклоном головы и туловища вбок с закруткой головы и туловища по продольной оси, с поворотом назад с подтягиванием крыла таза с той же стороны с последующей серией встречных стягивающих движений голова к тазу, таз к голове. Выставляют дугу позвоночника в ПП с наклоном головы и туловища вперед с прижатым подбородком к груди с встречным подтягиванием таза вперед-вверх с выполнением встречных стягивающих движений голова к тазу, таз к голове. Выставляют дугу позвоночника, стоя на четвереньках, с прогибом туловища вниз с запрокидыванием головы назад с последующим выполнением серии движений головы вверх- назад. Выставляют дугу позвоночника в ПП, стоя на четвереньках, с изгибом туловища вверх с прижатым подбородком к грудине с встречными движениями голова к тазу, таз к голове. Выставляют дугу позвоночника в ПП, стоя с прогибом туловища назад, запрокидыванием головы назад с выполнением серии легких толчков стоп вверх с отрыванием пяток от пола и движением груди вверх. Способ обеспечивает комплексное, физиологически обоснованное оздоровительно-корригирующее воздействие на пациента при заболеваниях различной природы - остеохондрозе с синдромом позвоночной артерии, нарушениях осанки, тонуса мышц, активизацию стабилизирующей функции глубоких околопозвоночных мышц, которые осуществляют выравнивание формы и положения позвонков до нормальной диспозиции во всех отделах позвоночника. 3 пр.

Изобретение относится к медицине, в частности к реабилитации. На 14 сутки после оперативного вмешательства на фоне стандартной медикаментозной терапии, включающей ингибитор ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ), бета-блокатор, гиполипидснижающий препарат, физиотерапии на область грудной клетки и послеоперационных швов, а также дозированной ходьбы. Дополнительно проводят трехнедельный курс велотренировок. При том каждое занятие включает подготовительный, основной и заключительный этапы. Тренирующая нагрузка основного периода составляет 50% от индивидуальной пороговой мощности, рассчитанной при велоэргометрии до начала тренировок, с постоянной частотой педалирования 60 об/мин. Тренирующий эффект основного периода достигается увеличением экспозиции тренирующей нагрузки. В подготовительный и заключительный периоды проводится педалирование без включения нагрузки по 5 мин. Велотренировки проводят 5-6 раз в неделю, в утренние часы, не ранее, чем через 2 ч после еды, в течение трех недель. Продолжительность основного периода тренировки на первом занятии составляет 5 мин, с ежедневным увеличением на 5 мин и доводится до 30 мин. Велотренировки проводят под контролем артериального давления и частоты сердечных сокращений. Способ позволяет повысить эффективность восстановления нейрофизиологического статуса пациентов после коронарного шунтировпния в оптимально короткие сроки за счет назначения аэробных физических тренировок. 4 табл., 2 пр.

Изобретение относится к психологии и медицине, в частности к телесно-ориентированной психотерапии и лечебно-оздоровительной гимнастике. Предназначено для профилактики, оздоровления и лечения людей, борьбы со стрессом. Поэтапно выполняют упражнения. На первом этапе в течение 10 мин проводят разогрев мышц тела путем выполнения разминочных упражнений. На втором - в течение 5 мин выполняют упражнения на межполушарную координацию путем безостановочного осуществления движений в танцевальном ритме симметрично - вначале в правую сторону, а затем в левую. На третьем этапе в течение 20 мин проводят упражнения партер, направленные на тренировку групп мышц верхнего плечевого пояса, верхнего и нижнего пресса, спины, бедер, ягодиц, чередуя их с упражнениями на растяжку, скрутку и балансировку тела. На четвертом - в течение 20 мин на фоне статических упражнений выполняют дыхательную гимнастику, для чего вначале делают вдох носом и надувают живот за 2 сек, затем выдыхают ртом за 3 сек, втягивая живот, задерживают дыхание и на втянутом животе выполняют статическое упражнение. На пятом - в течение 5 мин проводят статические упражнения, направленные на тренировку концентрации при спокойном глубоком дыхании. На шестом - в течение 5 мин проводят релаксацию. Способ обеспечивает повышение стрессоустойчивости организма, снятие эмоционального напряжения, необоснованной тревожности, снижение риска повторного стресса. 55 ил., 5 табл., 5 пр.
Изобретение относится к медицине, логопедии и может быть использовано для лечения нарушений артикуляционного аппарата. Обучают изолированной артикуляции звука с одновременным сравнением артикуляции пациента и артикуляции, демонстрируемой на имитационной модели (ИМ). При этом на первом этапе не менее 4 мин проводят артикуляционную гимнастику в виде подражания пациента движениям органов артикуляционного аппарата, демонстрируемым на ИМ. На втором этапе в течение не менее 3 мин корректируют собственную артикуляцию звука с учетом места и способа его образования у пациента и сравнения собственных движений органов артикуляционного аппарата с движениями, демонстрируемыми на ИМ. На третьем этапе не менее 3 мин изолированно произносят звук, вычленяя его из слогов и слов, контролируя его артикуляцию с использованием артикуляции звука, демонстрируемой на ИМ. На четвертом этапе не менее 5 мин произносят слоги и слова различной слоговой структуры с заданным звуком под контролем сравнения их артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на ИМ, с учетом экскурсии, выдержки и рекурсии заданного звука. На пятом этапе не менее 15 мин выполняют упражнения по автоматизации артикуляции звука под контролем сравнения собственной артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на ИМ. Способ обеспечивает быстрое и целенаправленное воздействие на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата, активизируя и восстанавливая его деятельность. 3 пр.
Наверх