Система управления гидродинамическим тормозом-замедл ител ем

 

Ф

ОП ИГРАНИ-Е 29 2619

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 24.IX.1968 (№ 1273609/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 13.1.1970. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 25.V.1970

Кл. 63с, 54/10

МПК В 604

УДК 629.113-592.6 (088.8) комитет по лолам иаоорвтвиий и открытиЯ при Совете тйимистров

СССР

Авторы изобретения Н. К. Дьячков, Д. Т. Гапоян и А. С. Кичжи

Заявитель Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ

ТОРМОЗОМ-ЗАМЕДЛ ИТЕЛ ЕМ

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к гидродинамическим тормозам-з амедлителям, Известны системы управления гидродинамическими тормозами-замедлителями, содержащие замкнутый гидоавлический контур, образоваотный рабочей полостью гидрозамедлителя, охладителем рабочей жидкостями, всасывающим и нагнетательным каналами, соединяющими рабочую полость гидрозамедлителя с охладителем рабочей жидкости, подпиточный канал, соединяющий магистраль замкнутого контура с источником давления рабочей жидкости, сливной канал, соединяющий рабочую полость гидрозамедлителя с резервуаром для оабочей жидкости, распределительный клапан, содержащий подпружиненный золотник с рабочим торцом, и орган управления, соединенный с распределительным клапаном.

Известные системы управления не обеспечивают регулирование тормозного момента на роторе гидрозамедлителя при постоянном давлении в подпиточном канале, Особенностью описываемой системы является то, что предусмотрен дополнительный гидравлический контур, образованный каналами, соединяющими через распределительный клапан всасывающий и нагнетательный каналы основного контура, причем золотник распределительного клапана выполнен с пояском, дросселирующим каналы дополнительного гидравлического контура при включенном гидрозамедлителе.

Такое выполнение обеспечивает регулировассие тормозного момента на роторе гидрозамедлителя при постоянном давлении B подпиточном канале.

Кроме того, для автоматического оегулирования тормозного момента на роторе гидрозамедлителя полость под рабочим торцом золотника распределительного клапана соединена с органом управления, выполненным с источником переменного усилия, а полость под противоположным торцом золотника соединена с нагнетательным каналом.

На фиг, 1 показана описываемая системз при выключенном гидрозамедлителе; на фиг. 2 — то же, при включенном гидрозамедлителе.

Гидрозамедлитель 1 содержит лопастный .ротор 2, установленный, например,,на валу турбины гидротрансформатора в гидоомеханической трансмиссии, и статор 8. К центральной части. рабочей полости гидрозамедли25 теля подведен всасывающий канал 4, а к периферии — нагнетательный канал б, которые пои выключенном замедлителе (см. фиг, 1) через распределительный ила пан б соответстве IHO связаны со сливными каналами 7 и 8.

30 При выключенном замедлителе канал 9, сое261М9 диняющий выходное отверстие рабочей полости гидротрансформатора с его подпорным клапа ном 10 через подпиточный канал 11 гидрозамедлителя, клапан б, канал 12, охладитель рабочей жидкости 18 и канал 14 связан со сливным каналом 15. Золотник 16 клапана б удерживается в выключенном положении возвратной пружиной 17. Для включения гидрозамедлителя от органа управления под левый рабочий торец золотника lá через канал 18 подается воздух iHJIH жидкость под давлением, например, из тормозной системы автомобиля или из гидравлической магистрали гидропередачи, или от другого источника переменного усилия. Под действием этого давления золотник 16, преодолевая усилие пружины 17, переместится в крайнее правое положение (см. фиг. 2). При этом жидкость через канал 11, золотник 16, каналы 19 и 4 заполнит рабочую полость гидрозамедлителя, благодаря чему на вращающемся роторе возникнет тормозной момент. Под действием перепада давлений между нагнетательной и всасывающей полостями гидрозамедлителя жидкость циркулирует в основном гидравлическом контуре: рабочая полость гидрозамедлителя, канал 5, клапан б, канал,12, охладитель рабочей жидкости 18, канал 14, клапан 6 и канал 4.

Если канал 19 открыт, а дроссели рующий поясок 20 золотника 16 перекрывает канал 21 при малом числе оборотов ротора, то подпитка подводится только к всасывающей полости замедлителя, поэтому при любом избыточном давлении в канале 11 рабочая полость замедлителя будет заполнена целиком. Гидрозамедлитель через систему охлаждения будет иметь максимальный момент и максимальный расход жидкости.

По мере увеличения скорости вращения ро.тора повышающееся в .нагнетательной полости замедлителя и канале 5 давление жидкости передается через канал 22 под правый торец золотника 16, .который под действием этого давления смещается влево, преодолевая усилие, приложенное к его левому торцу.

Благодаря этому дросселирующий поясок 20 частично перекрывает канал 19 и открывает канал 21, при одновременном открытии которых незначительная часть рабочей жидкости будет циркулировать в дополнительном контуре, образованном ими и внутренней полостью золотника 16. При этом степень заполнения рабочей полости уменьшается, благодаря чему эффективность тормозного действия ограничивается. Регулирование заполнения рабочей полости замедлителя, а следовательно, и расхода жидкости в круге циркуляции, зависит от степени дросселирова ния жидкости в каналах 19 и 21 дополнительного круга циркуляции. Минимальная эффективность действия будет при полностью закрытом канале 19. Величина смещения золотника 16 зависит от соотношения давлений в каналах

l8 и 22 и от усилия пружины 17. Следовательно, изменяя с помощью известных органов управления, например при помощи пневматического тормозного крана величину pавления, в канале 18 можно регулировать эффективность действия гидрозамедлителя при постоянном давлении в подпиточном канале 11. Для поддержания давления подпитки в канале П слу.кит дроссель 28, установленный в канале 24.

Вместо дросселя может быть использован подпорный или дозирующий клапан. Для надежной изоляции полости под левым торцом золотника 16 от основных гидравлических магистралей используется уплотнительное кольцо 25 и сливной ка нал 26.

Описанная система у правления гидро динамическим тормозом-замедлителем обеспечивает изменение расхода жидкости пропорцио20 нально изменению эффективности тормозного действия гидрозамедлителя при постоянном давлении в подпиточном ка нале и обладает автоматическим следящим действием, ограничивающим максимальный тормозной момент, что позволяет увеличить срок службы деталей трансмиссии и рабочей жидкости и повысить эффективность системы охлаждения.

Предлагаемая система может быть использована для гидрозамедлителя, установленного в механическую трансмиссию или встроенного в гидропередачу.

Предмет изобретения

1. Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащая замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя, охладителем рабочей жидкости, всасывающим и нагнетательным каналами, соединяющими рабочую полость гидроза медлителя с охладителем рабочей жидкости, подпиточный канал, соединяющий магистраль замкнутого контура с источником давления рабочей жидкости, сливной канал, соединяющий рабочую полость гидрозамедлителя с резервуаром для рабочей жидкости, распределительный клапан, содержащий подпружиненный золотник с рабочии торцом, и орган управления, соединенный с распределительным клапаном, отличающаяся тем, что, с целью регулирования тормозного момента,на роторе гидрозамедлителя прои постоя ином давлении в подпиточном канале, предусмотрен дополнительный гидравлический контур, образованный каналами, соединяющими через распределительный клапан всасывающий и нагнетательный каналы основного контур а, пр и чем з олотник р а спределительного клапана выполнен с пояском, дросселирующим каналы дополнительного гидравлического контура при включенном гидрозамедлителе.

2. Система управления по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью автоматического регулирования тормозного момента на роторе гидрозамедлителя, полость под рабочим тор261929

Фиг. 1 цом золотника распределительного клапана соединена с органом управления, выполненным с источником переменного усилия, а полость под противаположным торцом золотника соединена с напнетательным каналом.

Система управления гидродинамическим тормозом-замедл ител ем Система управления гидродинамическим тормозом-замедл ител ем Система управления гидродинамическим тормозом-замедл ител ем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается пневмогидравлических исполнительных механизмов, в частности тормозных систем транспортных средств

Изобретение относится к автомобилям и преимущественно может быть применено для легковых автомобилей

 // 329704
Наверх