Зубчатая планетарная передача



Зубчатая планетарная передача
Зубчатая планетарная передача
Зубчатая планетарная передача
Зубчатая планетарная передача

 


Владельцы патента RU 2611267:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова" (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоточным зубчатым передачам. Зубчатая планетарная передача содержит эксцентриковое водило 1, два конических сателлита 2, два конических центральных колеса 3, выходной вал 4, связанный с дисками 5, 6, стяжки 7, ролики 8, подшипники эксцентрикового вала 9, 10, конических сателлитов 11 и выходного вала 12 и упругие элементы конических центральных колес 13, 14 и стяжек 15. Ролики 8 и диски 5, 6 выполнены с коническими поверхностями в местах их сопряжения, стяжки 7 установлены в одном из дисков 6 по скользящей посадке и снабжены упругими элементами 15 для поджатия диска 6 к роликам 8, а роликов 8 - к коническим сателлитам 2. Обеспечивается устранение люфта в зубчатой планетарной передаче. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к высокоточным зубчатым передачам, и может быть использовано в робототехнике и других мехатронных системах.

Известна зубчатая планетарная передача, содержащая эксцентриковый вал; два сателлита; неподвижное центральное колесо; диски, жестко связанные между собой и с выходным валом; ролики, расположенные свободно в отверстиях сателлитов и дисков (пат. №2531430 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача / Плеханов Ф.И., Монаков А.В., Санников И.В. Опубл. 20.10.2014, Бюл. №29).

Недостатком ее является наличие люфта, обусловленного зазорами в зацеплениях колес и в сопряжениях роликов с сателлитами и дисками.

Известна зубчатая планетарная передача, содержащая эксцентриковый вал; два сателлита; неподвижное центральное колесо; диски, жестко связанные между собой и с выходным валом; ролики, расположенные свободно в отверстиях сателлитов и дисков, в которой эксцентриковый вал выполнен сборным, состоящим из цилиндрического вала с диаметрально противоположно расположенными лысками в местах установки подшипников сателлитов; сегментов с цилиндрической поверхностью, соответствующей поверхности внутреннего кольца подшипника сателлита; клиньев, расположенных на лысках вала, и регулировочных гаек (пат. №2493453 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача / Плеханов Ф.И., Овсянников А.В., Веретенников Н.Д., Максимов А.Н. Опубл. 20.09.2013, Бюл. №26).

Эта конструкция также не позволяет полностью избавиться от люфта, что связано с наличием зазоров в сопряжениях ролик-сателлит и ролик-диск.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является зубчатая планетарная передача, содержащая эксцентриковый вал; два конических сателлита и два конических центральных колеса, установленных в корпусе на шариках и поджатых к сателлитам упругими элементами; диски, связанные между собой и с выходным валом стяжками, и ролики, расположенные в отверстиях сателлитов и дисков (пат. №2550598 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача / Плеханов Ф.И., Лопатин Б.А. Опубл. 10.05.2015, Бюл. №13).

Недостатком прототипа так же, как и рассмотренных выше конструкций планетарной передачи, является наличие люфта, связанного с наличием зазоров в сопряжениях ролик-сателлит и ролик-диск. Причем по мере износа этих деталей зазоры и люфт возрастают.

Задачей заявленного изобретения является устранение люфта зубчатой планетарной передачи.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в зубчатой планетарной передаче, содержащей эксцентриковый вал; два конических сателлита и два конических центральных колеса, установленные в корпусе на шариках и поджатые к сателлитам упругими элементами; диски, связанные между собой и с выходным валом стяжками, и ролики, расположенные в отверстиях сателлитов и дисков, ролики и диски выполнены с коническими поверхностями в местах их сопряжения, а стяжки установлены в одном из дисков по скользящей посадке и снабжены упругими элементами для поджатия диска к роликам, а роликов к сателлитам.

Устранение люфта в зубчатой планетарной передаче обеспечивается выполнением роликов и дисков с коническими поверхностями в местах их сопряжения и расположением на стяжках упругих элементов для поджатия диска к роликам, а роликов к сателлитам.

Суть изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид зубчатой планетарной передачи в разрезе, на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - вид по Б-Б на фиг. 2.

Зубчатая планетарная передача содержит эксцентриковый вал 1, два конических сателлита 2, два конических центральных колеса 3, выходной вал 4, диски 5 и 6, стяжки 7, ролики 8, подшипники эксцентрикового вала 9 и 10, подшипники конических сателлитов 11, подшипники выходного вала 12, упругие элементы конических центральных колес 13 и 14, упругие элементы стяжек 15, шарики 16, стержни 17, корпус 18, крышку 19, упорное кольцо 20, гайки 21.

Диск 5 выполнен за одно целое с выходным валом 4. Ролики 8 и диски 5, 6 выполнены с коническими поверхностями в местах их сопряжения. Диаметры роликов 8 в местах их сопряжения с коническими сателлитами 2 и дисками 5, 6 меньше диаметров соответствующих им отверстий на величину межосевого расстояния передачи, а в местах свободного их расположения в конических сателлитах 2 меньше диаметра отверстий не менее чем на три межосевых расстояния. Диаметры стяжек 7 в местах их расположения в конических сателлитах 2 меньше диаметра соответствующих им отверстий не менее чем на два межосевых расстояния передачи. Конические центральные колеса 3 и корпус 19 выполнены с цилиндрическими пазами, радиус которых равен радиусу шариков 16, но несколько больше радиуса стержней 17.

Стяжки 7 запрессованы в диск 5 и установлены по скользящей посадке в диске 6. Конические центральные колеса 3 поджаты посредством их упругих элементов 13 и 14 к коническим сателлитам 2. Диск 6 поджат посредством упругих элементов стяжек 15 к роликам 8, а ролики 8 - к коническим сателлитам 2. Конические сателлиты 2 установлены посредством их подшипников 11 на эксцентриковом валу 1 и зацепляются с коническими центральными колесами 3, которые расположены в корпусе 18 на шариках 16, расположенных в свою очередь в пазах конического центрального колеса 3 и корпуса 18 без зазора. Между коническими сателлитами 2 установлено упорное кольцо 20. Ролики 8 расположены в отверстиях конических сателлитов 2 и дисков 5, 6 так, что половина их сопрягается с одним коническим сателлитом 2, половина - с другим.

Сборка зубчатой планетарной передачи осуществляется в следующей последовательности.

В корпусе 18 устанавливаются упругий элемент 14 и посредством шариков 16 левое коническое центральное колесо 3. В диск 5 запрессовываются стяжки 7, торцы их развальцовываются. На эксцентриковом валу 1 устанавливаются упорное кольцо 20, левый конический сателлит 2 с его подшипником 11 и затем подшипник эксцентрикового вала 9. В отверстиях левого конического сателлита 2 устанавливаются ролики 8. Собранный таким образом блок деталей соединяется с диском 5 так, что подшипник эксцентрикового вала 9 сажается в отверстие диска 5, стяжки 7 входят в отверстия конического сателлита 2, а ролики 8 сопрягаются с коническими поверхностями диска 5. После этого правый конический сателлит 2 сажается отверстиями на стяжки 7 и ролики 8, а его подшипник 11 устанавливается одновременно на эксцентриковый вал 1 и в посадочное отверстие правого конического сателлита 2. Диск 6 сажается на ролики 8 и стяжки 7, затем на стяжки 7 надеваются упругие элементы 15, и с помощью гаек 21 диск 6 поджимается к роликам 8. Полученная сборочная единица располагается в корпусе 18 так, что выходной вал 4 вставляется в его подшипники 12, а левый конический сателлит 2 входит в зацепление с левым коническим центральным колесом 3. Правое коническое центральное колесо 3 устанавливается в корпусе 18 посредством шариков 16 и вводится в зацепление с правым коническим сателлитом 2, после чего в корпус 18 вводится упругий элемент 13 и поджимается крышкой 19, которая сажается одновременно в корпус 18 и на эксцентриковый вал 1 через его подшипник 10.

Зубчатая планетарная передача работает следующим образом.

Вращательное движение передается от эксцентрикового вала 1 через сателлиты 2 и ролики 8 дискам 5, 6 и выходному валу 4. При этом правое коническое центральное колесо 3 под действием упругого элемента 13 смещается в осевом направлении на шариках 16, смещая в то же время конические сателлиты 2 и выбирая зазоры в зацеплениях, а диск 6 поджимается упругими элементами 15 к роликам 8, которые при этом поджимаются к сателлитам 2.

Люфт в предлагаемой зубчатой планетарной передаче близок к нулю, что достигается выбором зазоров как в ее зацеплениях, так и в сопряжениях роликов 8 с коническими сателлитами 2 и дисками 5, 6.

Источники информации

1. Пат. №2531430 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача / Плеханов Ф.И., Монаков А.В., Санников И.В. Опубл. 20.10.2014, Бюл. №29.

2. Пат. №2493453 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача / Плеханов Ф.И., Овсянников А.В., Веретенников Н.Д., Максимов А.Н. Опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

3. Пат. №2550598 РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача / Плеханов Ф.И., Лопатин Б.А. Опубл. 10.05.2015, Бюл. №13 (прототип).

Зубчатая планетарная передача, содержащая эксцентриковый вал, два конических сателлита и два конических центральных колеса, установленные в корпусе на шариках и поджатые к сателлитам упругими элементами, диски, связанные между собой и с выходным валом стяжками, и ролики, расположенные в отверстиях сателлитов и дисков, отличающаяся тем, что ролики и диски выполнены с коническими поверхностями в местах их сопряжения, а стяжки установлены в одном из дисков по скользящей посадке и снабжены упругими элементами для поджатия диска к роликам, а роликов - к сателлитам.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных механических приводах. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), два узких сателлита (2) и один широкий сателлит (3) с отверстиями и бочкообразными зубьями, установленные на сферические подшипники (4), (5) и расположенные симметрично относительно плоскости, перпендикулярной главной оси передачи, центральное колесо с внутренними зубьями (6), установленное в корпусе (7) на бочкообразных роликах (8) и резиновых цилиндрах (9), пустотелые цилиндры (10), (11), (12) с запрессованными в них резиновыми вкладышами (13), (14), (15), диски (16), (17), (18) с отверстиями, жестко связанные стяжными стержнями (19) друг с другом и с тихоходным валом (20).

Изобретение относится к системе коробки передач. Коробка передач (10) состоит из первой шестерни (20), имеющей наружный зубчатый венец, ряда ведущих шестерен (80), находящихся в зацеплении с наружным зубчатым венцом первой шестерни (20), второй шестерни (30), ряда третьих шестерен (40), где каждая из третьей шестерни (40) соосно соединена с четвертой шестерней (50), имеющей наружный зубчатый венец, и пятой шестерни (60).

Изобретение относится к реечным передачам, используемым в машиностроении. В реечной зубчатой передаче, содержащей зубчатую шестерню и подвижное зубчатое звено, зубчатое звено имеет возможность поворота вокруг собственной оси.

Изобретение относится к конструкциям блоков двунаправленного механического преобразования, применяемых, в частности, в ручных инструментах. Блок содержит главный стержень, приспособление привода, содержащее связанные друг с другом средство привода и средство изменения направления поворота, и средство поворота для ввода крутящего момента, имеющее ось поворота, коаксиальную с главным стержнем, и связанное с приспособлением привода.

Изобретение относится к области военной инженерной техники и может быть использовано в качестве механизированной аппарели понтонного моста. Механизированная аппарель содержит связанные с корпусом плавсредства секции, соединённые шарнирно и снабжённые механизмом подъёма.

Изобретение относится к планетарному механизму и способу производства такого планетарного механизма. Планетарный механизм (6) для летательного аппарата (1), способного к полету в неподвижной точке, содержит солнечную шестерню (7), которая поворачивается вокруг первой оси (A) и содержит множество первых зубьев (11); неподвижное коронное зубчатое колесо (8), содержащее множество вторых зубьев (12); и по меньшей мере две планетарные шестерни (9a, 9b, 9c, 9d, 9e), каждая из которых содержит множество третьих зубьев (13).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам. Передача пружинно-зубчатая содержит бесступичное зубчатое колесо в виде обода с пружиной и шестерню, обод бесступичного зубчатого колеса представляет собой закольцованную трубу, вокруг которой навита пружина, а роль шестерни выполняют три резьбовых ролика, образующих в совокупности с закольцованной трубой и навитой пружиной роликовинтовой механизм.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным зубчатым передачам. Передача содержит заранее заданное количество планетарных шестерен и водило с двумя стенками, на которых установлены планетарные шестерни.

Привод исполнительного механизма управления полетом (100) содержит первый двигатель (10) для обеспечения первого вращательного входа, второй двигатель (12) для обеспечения второго вращательного входа и устройство суммирования скорости (20) для соединения первого и второго вращательных входов в один вращательный выход для управления исполнительным механизмом.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным механическим приводам. Планетарная передача содержит эксцентриковый вал, два сателлита с внешними зубьями, входящие во внутреннее зацепление с неподвижным центральным колесом, диск, жестко соединенный с ведомым валом посредством стяжек, ролики со сферическими поверхностями, расположенные в отверстиях сателлитов и диска под углом к оси передачи, и два установленных неподвижно на эксцентриковом валу противовеса с центрами тяжести, смещенными в стороны, противоположные эксцентриситетам эксцентрикового вала.

Изобретение относится к приводам машин. Редуктор содержит разъемный корпус с установленным в нем выходным ступенчатым валом. На внутреннем торце максимальной диаметральной ступени выходного вала выполнено m полусферических углублений, расположенных концентрично по делительной окружности диаметром D1 с шагом t1, в которых установлены шарики диаметром d1. Ответной частью полусферы шарики входят в углубления, выполненные в количестве m+1 на внутренней ступени сателлитов, установленных на осях под углом α к оси водила. Cателлиты имеют коническую форму при значениях угла α менее 90°. Внешние ступени сателлитов имеют n углублений, расположенных концентрично по делительной окружности с шагом t2 по внешней радиальной поверхности, контактирующих с основанием корпуса, имеющим n ответных углублений, выполненных по окружности диаметром D2 внутреннего торца основания корпуса, посредством шариков диаметром d2. Водило имеет две полуторовые проточки с диаметрами торов d1 и d2, выполненные на торцевой поверхности основания водила концентрично продольной оси водила на расстояниях с диаметрами делительной окружности соответственно D1 и D2, контактирующие с установленными в углублениях неподвижного центрального колеса шариков соответственно диаметрами d1 и d2, образуя сдвоенный упорный подшипник в промежутках между сателлитами. Обеспечивается повышение нагрузочной способности и КПД редуктора. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве приводов автоматики изделий авиационной и ракетной техники. Электропривод содержит корпус, неподвижно закрепленные на корпусе подшипниковый щит и плату с электродвигателем с шестерней на его валу, цилиндрический зубчатый редуктор, установленный на подшипниковом щите датчик положения выходного вала и герметизирующий кожух. Корпус выполнен сборным из двух состыкованных посредством фланцевого соединения частей. На первой части корпуса установлены подшипниковый щит и электрический соединитель датчика положения выходного вала. На второй части корпуса установлен электрический соединитель электродвигателя, а плата выполнена за одно целое со второй частью корпуса. Обеспечивается повышение надежности электропривода. 1 ил.

Изобретение относится к передаточным механизмам. Исполнительный передаточный механизм (1) включает в себя комплект расположенных коаксиально центральной оси (11a) полых колес (2, 3, 4) с цилиндрическими зубчатыми венцами (2a, 3a, 4a), два эксцентрических колеса (9, 10) с зубчатыми венцами (9a, 10a) типа Бевелойд, которые находятся в зубчатом зацеплении с цилиндрическими зубчатыми венцами (2a, 3a, 4a) полых колес (2, 3, 4), и эксцентрическими осями (9b, 10b), которые наклонены по отношению к центральной оси (11a), и приводимый в движение с помощью приводного вала (200) центральный вал (11), на котором установлены эксцентрические колеса (9, 10). Комплект полых колес (2, 3, 4) содержит среднее вращающееся колесо (3) и два соседствующих, неподвижно расположенных полых колеса (2, 4). Обеспечивается улучшенное распределение нагрузки исполнительным передаточным механизмом. 13 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к зубчатым передачам. Жесткое колесо волновой передачи дискретного движения состоит из двух пар зубчатых секторов. В зонах контакта секторов жесткого зубчатого колеса зубья секторов волновой муфты выполнены переменной высоты hi. Одинаковые зубчатые секторы расположены диаметрально противоположно, причем одна пара секторов при зацеплении с гибким колесом образует волновую зубчатую передачу, а другая - волновую зубчатую муфту. При этом в зонах сопряжения секторов зубья секторов волновой муфты имеют переменную высоту. Переменные значения высоты hi зубьев могут быть определены математическими формулами и зависимостями. Достигается повышение долговечности передачи. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх