Способ определения содержания присадки "агидол-1" в топливах для реактивных двигателей

Изобретение относится к области контроля качества авиационных топлив и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ определения количества присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей включает отбор пробы, хроматографическое разделение на колонке с модифицированным октадецилсилановым сорбентом с идентификацией пика, соответствующего определяемому компоненту «Агидол-1». При этом перед хроматографическим разделением пробу топлива смешивают с содержащим не более 0,1% воды метиловым спиртом в соотношении 5:1, перемешивают смесь до образования эмульсии, выдерживают в делительной воронке до четкого расслоения эмульсии на топливо и метанольный слой, который отбирают и из которого отгоняют метиловый спирт при температуре 55-60°С и вакууме 0,05 МПа, оставшийся экстракт переносят в мерную колбу объемом 10 мл, доводят содержимое колбы до метки гептаном, закрывают пробкой и перемешивают. После хроматографического разделения проводят УФ-детектирование на длине волны 210 нм, определяют площадь пика, соответствующего присадке «Агидол-1», и по калибровочному графику, построенному в координатах площадь пика - концентрация присадки, находят количество присадки «Агидол-1» в анализируемом топливе. Изобретение обеспечивает определение присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей с точностью 0,0005% масс. 1 ил., 4 табл.

 

Изобретение относится к области контроля качества авиационных топлив с применением высокоэффективной жидкостной хроматографии, преимущественно для определения присадок, в частности присадки «Агидол-1», в топливах для реактивных двигателей (далее - ТРД), и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения.

Основными топливами для реактивных двигателей, в которые необходимо добавлять антиокислительные присадки, являются термостабильные авиакеросины PT, Т6, Т8В, поскольку при их производстве прямогонный компонент подвергают гидрогенизации, вследствие чего разрушаются естественные антиокислители.

В России наиболее широкое применение нашла антиокислительная присадка «Агидол-1» (или ионол), ее добавляют в термостабильные авиакеросины в концентрации 0,003-0,004% масс. (1 - ТУ 38.01237-90). При меньшей концентрации присадки в топливе в процессе хранения образуются продукты окисления, которые приводят к образованию нагара в камере сгорания и лаковых отложений на топливной аппаратуре. Введение большего количества присадки «Агидол-1» нецелесообразно экономически, т.к. не влияет на эксплуатационные свойства авиакеросинов.

«Агидол-1» представляет собой индивидуальное соединение - 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол (2 - Н.Н. Гришин, В.В. Середа «Энциклопедия химмотологии», М., 2016, с.484).

В связи с этим для повышения надежности эксплуатации авиатехники необходим контроль за содержанием присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей с погрешностью не более 0,0005% масс.

Столь низкая концентрация присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей затрудняет контроль количественного содержания известными, широко распространенными методами, такими как:

3 - СТО 56947007-29.180.010.008-2008 Методические указания по определению содержания ионола в трансформаторных маслах методом газовой хроматографии (нижний предел обнаружения 0,03% масс.);

4 - ГОСТ П МЭК 60666-2013 Масла изоляционные нефтяные. Обнаружение и определение установленных присадок (нижний предел обнаружения 0,02% масс.).

Перед авторами стояла задача разработать способ определения количества присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей, отвечающий следующим требованиям:

- точность (абсолютная погрешность не более 0,0005% масс.);

- минимальный предел обнаружения 0,001% масс.

При анализе патентной информации и научно-технической литературы было выявлено, что на сегодняшний день не существует способов определения присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей, отвечающих в полной мере всем требованиям.

Известен способ определения присадки «Агидол-1» в гидрогенизированных авиакеросинах индукционным методом, заключающимся в окислении анализируемой пробы авиакеросина с различным содержанием присадки «Агидол-1» кислородом воздуха при 120°С в присутствии инициатора окисления в течение 220 мин с последующим измерением индукционных периодов по накоплению гидроперекисей. Количество гидроперекисей определяют иодометрическим титрованием. Концентрацию присадки «Агидол-1» определяют по калибровочному графику, построенному в координатах: индукционный период - содержание присадки «Агидол-1» (5 - АС СССР №648905, G01N 31/00).

Метод требует больших временных затрат.

Известен метод определения присадки «Агидол-1» с применением газовой хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией с возможностью селективного ионного мониторинга, позволяющий определять антиоксиданты в ракетном топливе с пределами обнаружения на уровне 2 мкг/мл (0,00015% масс). Измерения на хроматомасс-спектрометре проводились при температуре инжектора 250°С, начальной температуре колонки 45°С, конечной температуре 260°С, нагреве колонки со скоростью 10°С/мин. В качестве газа-носителя использовался гелий с линейной скоростью 24,5 мл/сек. Ионизация - методом электронного удара (70 эВ энергия ионизации), скорость сканирования 0,8 сек на каждый ион, детектировались положительные ионы с m/z=205 и 220. Концентрация присадки «Агидол-1» определялась сопоставлением результатов испытаний исследуемых образцов с калибровочной прямой, полученной при анализе модельных смесей с концентрацией присадки от 5 до 100 мкг/мл (6 - Bernabei М., Bocchinfuso G., Cfrrozzo P., Fngelis С, // Journal of Chromatography A. 2000. №871, c. 235-241).

Этот способ требует значительных капитальных затрат, обусловленных использованием дорогостоящих приборов.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является способ определения количества присадки «Агидол-1» в авиационном топливе, включающем отбор пробы, хроматографическое разделение на колонке с модифицированным октадецилсилановым сорбентом. Концентрацию присадки «Агидол-1» определяют при электрохимическом детектировании по высоте пика, в сопоставлении с калибровочным графиком. Предел обнаружения присадки «Агидол-1» на уровне 0,0003% масс. (7 - Hayes G.Е., Hillman D.Е. // Journal of Chromatography. 1985. Т 322. с. 376-379).

Несмотря на то что по чувствительности метод удовлетворяет требованиям, он не нашел широкого применения в лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения, это обусловлено использованием электрохимического детектора, при работе с которым применяются особые требования к чистоте растворителей и отсутствию в них растворенного кислорода, также сложность при работе с электрохимическим электродом представляет быстрое загрязнение рабочего электрода.

Технический результат изобретения - расширение номенклатуры способов определения присадок в топливах для реактивных двигателей с использованием высокоэффективной жидкостной хроматографии без снижения требований точности.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения количества присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей, включающем отбор пробы, хроматографическое разделение на колонке с модифицированным октадецилсилановым сорбентом с идентификацией пика, соответствующего определяемому компоненту «Агидол-1», согласно изобретению, перед хроматографическим разделением пробу топлива смешивают с метиловым спиртом, содержащим не более 0,1% воды, в соотношении 5:1, перемешивают смесь до образования эмульсии, выдерживают в делительной воронке до четкого расслоения эмульсии на топливо и метанольный слой, который отбирают и из которого отгоняют метиловый спирт при температуре 55-60°С и вакууме 0,05 МПа, оставшийся экстракт переносят в мерную колбу объемом 10 мл, доводят содержимое колбы до метки гептаном, закрывают пробкой и перемешивают, а после хроматографического разделения проводят УФ-детектирование на длине волны 210 нм, определяют площадь пика, соответствующего присадке «Агидол-1», и по калибровочному графику, построенному в координатах площадь пика - концентрация присадки, находят количество присадки «Агидол-1» в анализируемом топливе.

На фигуре 1 представлен калибровочный график в координатах: площадь пика S - количество присадки «Агидол-1» С, построенный по результатам испытания искусственно приготовленных образцов.

Экспериментальным путем были установлены оптимальные параметры хроматографического анализа, экстракции и концентрирования присадки.

Установлено, что в ряду растворителей: метиловый спирт, этиловый спирт, ацетонитрил, наиболее эффективным и селективным экстрагентом для присадки «Агидол-1» является метиловый спирт, поскольку это полярный растворитель, обладающий высоким сродством к спиртам и меньшим к неполярным компонентам ТРД. Методом ВЭЖХ было установлено, что при экстракции присадки «Агидол-1» (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) из ТРД менее полярными растворителями, такими как этиловый спирт или ацетонитрил в экстракт переходят компоненты топлива, имеющие одинаковое время удерживания на обращено-фазовой колонке с присадкой «Агидол-1», что делает невозможным количественный анализ.

Установлено, что содержание воды в метиловом спирте нежелательно, поскольку снижает степень экстракции (таблица 1), т.к. 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол не растворим в воде.

Оптимальным соотношением топливо:метиловый спирт является 5:1, поскольку уменьшение количества метилового спирта ведет к значительному снижению степени экстракции, а увеличение количества метилового спирта увеличивает степень экстракции незначительно и является экономически неоправданным (таблица 2).

Установлено, что применение вакуумной отгонки метилового спирта из экстракта позволяет увеличить концентрацию присадки «Агидол-1» в экстракте в 10 раз за 20 мин, а так же регенерировать растворитель и использовать его повторно, что снижает расход реагентов. Применение вакуума 0,05 МПа позволяет отогнать метиловый спирт и воду, содержащуюся в метиловом спирте, при температуре 55-60°С. Установлено, что при температуре выше 60°С происходит испарение присадки «Агидол-1» вместе со спиртом, что недопустимо при количественном определении присадки.

Оптимальная длина волны УФ-детектирования определена по максимуму поглощения на спектре раствора присадки «Агидол-1» в ацетонитриле. Спектр раствора присадки «Агидол-1» имеет интенсивные полосы поглощения на длинах волн 210-215 нм и менее интенсивные полосы поглощения на длинах волн 276-278 нм. Поскольку измеряемые концентрации данной присадки невелики, целесообразно проводить детектирование на длине волны 210 нм.

Для достижения технического результата были приготовлены модельные смеси, представляющие собой композиции ТРД с различными концентрациями присадки «Агидол-1» (таблица 3).

Все модельные смеси прошли исследование на высокоэффективном жидкостном хроматографе с УФ-детектором, способном прокачивать подвижную фазу через колонку со скоростью 0,5-1,5 мл⋅мин-1 и обеспечивающем точность не более 0,5%; на обращенно-фазовой колонке Kromasil С18, длиной и диаметром 150×4,6 мм соответственно, с

модифицированным сорбентом на основе силикагеля с частицами сферической формы размером 5 мкм и диаметром пор 100 .

Способ реализуется следующим образом:

Для определения количества присадки «Агидол-1» в стакан на 1000 мл помещают 500 мл приготовленного образца и 100 мл метилового спирта (с содержанием воды 0,1% (ГОСТ 6995, марка «ч»)) - соотношение 5:1. Осуществляют перемешивание до образования эмульсии, для чего волновой преобразователь ультразвукового диспергатора погружают в обрабатываемую жидкость на 5-10 см, включают ультразвуковой диспергатор на максимальную мощность и подвергают испытуемый образец воздействию ультразвука в течение 5 мин. Затем содержимое стакана переносят в делительную воронку на 1000 мл и дают отстояться в течение 30-40 мин до четкого расслоения эмульсии на топливо и метанольный слой, который отбирают и из которого отгоняют метиловый спирт при температуре 57°С и вакууме 0,05 МПа. По окончании отгонки спирта остаток представляет прозрачный однофазный раствор. Оставшийся экстракт переносят в мерную колбу объемом 10 мл, доводят содержимое колбы до метки гептаном, закрывают пробкой и перемешивают. Для проведения хроматографического анализа отбирают пробу, используя шприцевую фильтрующую насадку.

Хроматографический анализ проводят при элюировании в изократическом режиме раствором ацетонитрила в воде (в соотношении 60:40 соответственно), скорости потока элюента 1 мл⋅мин-1, температуре колонки 40°С.

После выхода хроматографа на заданный режим и стабилизации его работы, инжектируют 10 мкл раствора и начинают сбор данных на длине волны 210 нм. Фиксируют пик, соответствующий присадке «Агидол-1» по времени удерживания.

Для определения времени удерживания присадки «Агидол-1» готовят 0,002 М раствор присадки «Агидол-1» в гептане. После выхода хроматографа на заданный режим и стабилизации его работы вводят 10 мкл 0,002 М раствора присадки «Агидол-1». Записывают хроматограмму на длине волны 210 нм, определяют время удерживания единственного пика на хроматограмме.

Получив градуировочную зависимость на искусственно приготовленных образцах, используя всю совокупность ограничительных и отличительных признаков, изложенных в формуле изобретения, можно с точностью 0,0005% масс. определять количество присадки «Агидол-1» в любых реактивных топливах.

Испытания образцов ТРД двумя способами: методом, описанном в АС СССР №648905 и заявленным методом, показали, что заявленный метод позволяет получать достоверные результаты с требуемой точностью (таблица 4).

Таким образом, полученный способ определения количества присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей позволяет контролировать качество топлива для реактивных двигателей и, в конечном итоге, повысить надежность техники.

Способ определения количества присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей, включающий отбор пробы, хроматографическое разделение на колонке с модифицированным октадецилсилановым сорбентом с идентификацией пика, соответствующего определяемому компоненту «Агидол-1», отличающийся тем, что перед хроматографическим разделением пробу топлива смешивают с содержащим не более 0,1% воды метиловым спиртом в соотношении 5:1, перемешивают смесь до образования эмульсии, выдерживают в делительной воронке до четкого расслоения эмульсии на топливо и метанольный слой, который отбирают и из которого отгоняют метиловый спирт при температуре 55-60°С и вакууме 0,05 МПа, оставшийся экстракт переносят в мерную колбу объемом 10 мл, доводят содержимое колбы до метки гептаном, закрывают пробкой и перемешивают, а после хроматографического разделения проводят УФ-детектирование на длине волны 210 нм, определяют площадь пика, соответствующего присадке «Агидол-1», и по калибровочному графику, построенному в координатах площадь пика - концентрация присадки, находят количество присадки «Агидол-1» в анализируемом топливе.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области аналитической химии и касается тест-системы и способа обнаружения солей хлорноватой, бромноватой кислот и взрывчатых составов на их основе.

Изобретение относится к области исследований реактивных топлив, накапливающих воду в виде мицеллярных структур (солюбилизированная вода), и может быть использовано на складах хранения реактивных топлив, при аэродромном контроле и в научно-исследовательских организациях.
Изобретение относится к аналитической химии, а именно к аналитическим реагентам, которые позволяют определять содержание ферроцена в бензине. Реагент для количественного спектрофотометрического определения ферроцена в бензине содержит окислитель, воду, катализатор, в качестве которого используют хлороводородную кислоту, и полярный органический растворитель с диэлектрической проницаемостью от 20 до 35 при 25°С при следующем содержании компонентов, мас.%: окислитель 0,016÷2,297; хлороводородная кислота 0,1⋅10-5÷0,2⋅10-3; вода 0,096÷1,264; полярный органический растворитель – остальное.

Изобретение относится к нефтегазовому испытательному оборудованию и может быть использовано для проведения калибровки и поверки поточных влагомеров нефти и нефтепродуктов в автоматизированном режиме.

Изобретение относится к области испытания и проверки боеприпасов, а именно к способу качественного определения течи тротилового масла в снарядах и минах, снаряженных тротилом.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ и криминалистических идентификационных препаратов. Способ маркировки взрывчатого вещества заключается во введении во взрывчатое вещество, полученное смешиванием отдельных компонентов, маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке.

Изобретение относится к способам контроля качества углеводородных топлив и касается способа определения монометиланилина в углеводородных топливах. Сущность способа заключается в том, что наносят пробы испытуемого топлива на пластину для тонкослойной хроматографии с сорбентом силикагель с флуоресцентным индикатором.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив, в частности к определению термоокислительной стабильности (ТОС) топлив в динамических условиях, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной, автомобильной и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ и криминалистических идентификационных препаратов. Способ маркировки взрывчатого вещества заключается во введении во взрывчатое вещество маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив и может быть использовано при прогнозировании склонности моторных топлив к изменению количественных потерь от естественной убыли на предприятиях, потребляющих и производящих моторные топлива.

Изобретение относится к контролю качества углеводородных топлив. Содержание монометиланилина (ММА) в углеводородных топливах определяют по цветовому переходу индикаторного тестового средства после контактирования с анализируемой пробой. Индикаторное тестовое средство представляет собой пластину для тонкослойной хроматографии марки «Sorbfil» с сорбентом силикагель, импрегнированную раствором индикатора - тетрахлор-1,4-бензохинона. По появлению в месте контактирования анализируемой пробы с индикаторным тестовым средством пятна, имеющего окраску от светло-фиолетовой до темно-синей, судят о присутствии ММА в пробе, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочной зависимости интенсивности окраски пятна от концентрации определяют концентрацию ММА в углеводородном топливе. Достигается повышение чувствительности и селективности анализа. 4 ил., 4 табл., 4 пр.

Изобретение относится к теплофизическим измерениям, в частности к способам определения энергии сгорания газообразных и жидких топлив, преимущественно реактивных топлив, и может быть использовано в области научных исследований при разработке новых композиций топлив и перспективных высокоскоростных двигателей. Сущность изобретения заключается в определении энергии сгорания топлив с использованием лабораторной установки перепускного типа при этом учитывается количество и состав продуктов сгорания - коэффициент адиабаты k, образовавшихся при сгорании в условиях, приближенных к условиям эксплуатации двигателя, масса поступившего топлива mгр в реакционную камеру, которая напрямую зависит от взятой массы mг исследуемого топлива, и прирост давления в реакционной камере при сгорании ТВС. Технический результат - повышение достоверности полученных результатов за счет приближения условий испытаний к условиям эксплуатации воздушно-реактивного двигателя на ТВС заданного состава. 2 ил.

Группа изобретений относится к определению свойства топлива. Способ определения свойства топлива для определения свойства топлива включает: процесс получения температурного распределения в одномерном пространстве с использованием микропоточного реактора; процесс анализа механизма реакций, в котором анализируют элементарные реакции, которые составляют химические реакции между множеством типов исходных материалов, включающих в себя материалы, которые составляют топливо, и получают элементарные реакции в качестве элементарных реакций топлива; и процесс определения свойства, в котором вычисляют характеристики сгорания топлива посредством выполнения моделирования на основе элементарных реакций топлива и определяют свойство топлива на основе характеристик сгорания топлива, причем микропоточный реактор содержит трубку, подающее устройство, нагреватель, устройство измерения температуры и блок обработки измерений и внутренний проток трубки задан так, чтобы иметь меньший диаметр, чем диаметр гашения при комнатной температуре. Также представлено устройство для определения свойства топлива. Достигается упрощение и повышение точности определения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области исследования реакционной способности взрывчатых веществ (ВВ) с помощью воздействия тепловых средств, а именно определения времени до начала самоподдерживающейся реакции и может быть использовано для определения прямым экспериментальным путем критических условий возникновения теплового взрыва ВВ и верификации адекватных кинетических моделей термического разложения ВВ. В способе определения параметров взрывчатого превращения, проводимого в условиях теплового воздействия на исследуемые образцы ВВ в реакционной камере, которая подключена к измерительным приборам, формирующим измерительные сигналы, и к приборам, преобразующим и обрабатывающим измерительные сигналы, путем регистрации измерительных сигналов, построением графических зависимостей измеряемых в режиме он-лайн параметров, и оценки условий возникновения взрывчатых превращений, тепловое воздействие на исследуемое ВВ осуществляют при нагреве со скоростью не более 0,7°C/мин, построение графических зависимостей осуществляют на основе регистрируемых сигналов, характеризующих температуру во всех характерных точках поверхности и внутри исследуемого цилиндрического образца ВВ произвольного вида и характеризующих величину давления газовой среды внутри реакционной камеры, а оценку условий возникновения взрывчатых превращений осуществляют визуально по характеру изменений хода указанных кривых графических зависимостей в зоне экстремальных значений наблюдаемых параметров, свидетельствующих о начале взрывчатого превращения, затем сравнивают выявленные экстремальные значения параметров с расчетными параметрами, полученными с помощью кинетических моделей термического разложения ВВ, характеризующих энергетическое состояние ВВ произвольного типа, на основании чего судят об адекватности применяемых видов кинетических моделей по установлению факта начала взрывчатых превращений ВВ. Технический результат - обеспечение возможности достоверного установления момента и параметров начала критического взрывчатого превращения - самоподдерживающейся реакции (СПР) в образцах ВВ, получение более точной и полной информации о параметрах возникновения СПР в ВВ, необходимой для верификации адекватных кинетических моделей термического разложения ВВ и прогнозирования поведения ВВ произвольного вида в условиях теплового воздействия. 1 табл., 5 ил., 1 пр.

Изобретение относится к испытанию нефтепродуктов, преимущественно к оценке склонности к отложениям дистиллятных топлив. Способ включает подачу дизельного топлива с заданной высоты в капельно-жидком состоянии при атмосферном давлении в воздух, нагретый до температуры рабочего заряда двигателя, с интервалом, равным времени свободного падения капли, в течение которого происходит нагрев, испарение, воспламенение, горение и термоокислительное превращение капли топлива, замер массы отложений на выполненной из каталитически активного материала нагреваемой наклонной пластине. Подачу испытуемого моторного топлива в капельно-жидком состоянии осуществляют из точки, удаленной от центра нагреваемой пластины на расстояние, выбираемое в зависимости от группы испытуемого топлива, при этом для бензина это расстояние принимают равным 0,6 высоты подачи дизельного топлива, а для авиационного керосина - равным 0,8 высоты подачи дизельного топлива. Достигается повышение точности и достоверности оценки склонности топлив к образованию ВТО в зоне цилиндра ДВС в зависимости от группы применяемых топлив. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив, в частности к оценке коррозионной активности реактивных топлив. Сущность изобретения заключается в том, что топливо циркулирует в вертикально расположенном замкнутом контуре из нержавеющей стали, представляющем собой конструкцию из труб круглого сечения, пластинку из бронзы ВБ-23НЦ размещают в верхнем горизонтальном участке контура, циркуляцию топлива в контуре осуществляют в 3 этапа по 3 ч каждый, со сменой топлива после 1-го и 2-го этапов, перед началом первого этапа непосредственно за пластинкой по ходу потока устанавливают фильтрующий элемент. В качестве оценочных показателей используют потерю массы пластинки за время испытания, отнесенную к ее площади (K1), и показатель забивки фильтрующего элемента (К2) в 1-м этапе. Достигается повышение достоверности оценки коррозионной активности реактивных топлив за счет создания условий испытаний, приближенных к реальным условиям эксплуатации топливной системы двигателей при значительном сокращении времени испытания. 2 табл.

Изобретение относится к области испытания топлив. Способ включает подачу охлажденного до заданной температуры топлива через фильтр тонкой очистки, варьирование значениями подачи и давления топлива в топливной линии, регистрацию расхода топлива через фильтр тонкой очистки и критической температуры подачи топлива, дополнительно задают значения скорости охлаждения топлива, при этом формируют из 15 этапов цикл испытаний как необходимую и минимально достаточную совокупность режимов испытаний в виде матрицы, на каждом этапе заданной продолжительности фиксируют критическую температуру подачи топлива в момент достижения расхода топлива через фильтр тонкой очистки предельного значения, по завершении цикла испытаний определяют обобщенный показатель Тисп низкотемпературной прокачиваемости испытуемого топлива, сравнивают полученное значение со значением этого показателя для топлива, принятого за эталон Тэт и прошедшего идентичный цикл испытаний, и при значении Тис>Тэт рекомендуют топливо к применению в двигателях транспортных средств, при этом обобщенный показатель Тисп(эт) низкотемпературной прокачиваемости топлива вычисляют по заданной формуле. Достигается повышение информативности и достоверности оценки за счет расширения и создания условий испытаний, в большей степени приближенных к реальным условиям эксплуатации техники. 6 табл.

Изобретение относится к методам определения чувствительности взрывчатых веществ (ВВ) к механическим воздействиям. Способ включает помещение образца ВВ на наковальню, в центре которой выполнена выемка круглого сечения, проведение ударных испытаний с использованием груза с центральным бойком, характеризующегося переменными параметрами и установленного с возможностью совершения возвратно-поступательных перемещений по вертикальным направляющим, регистрацию и анализ результатов измерений. Каждый из серии исследуемых образцов ВВ помещают до испытания во вспомогательное устройство, которое устанавливают в выемку. Вспомогательное устройство представляет собой два соосно расположенных монолитных цилиндра, центрируемых внешней, разрушаемой после взрыва ВВ оболочкой, между торцами цилиндров размещают образец ВВ. Площадь торца каждого из цилиндров должна быть не менее полуторакратной площади пятна ВВ. В качестве груза, характеризующегося переменными параметрами, используют груз, который закрепляют на постоянной высоте. Массу груза меняют в диапазоне от 0,1 кг до 25 кг с шагом не более 0,5 кг. Скорость движения груза для всех испытуемых образцов ВВ поддерживают постоянной. Изобретение позволяет повысить точность воспроизводимости результатов измерений и правильность определения свойств ВВ. 1 пр., 1 ил, 1 табл.

Изобретение относится к экспериментальному оборудованию, а именно к исследованию процессов тепломассопереноса, фазовых превращений и химического реагирования при зажигании одиночных капель различных по компонентному составу органоводоугольных топлив в газовой среде окислителя. Стенд для изучения характеристик горения и сжигания витающей капли органоводоугольного топлива содержит опорную раму в виде стеллажа с двумя расположенными друг над другом горизонтальными полками. На нижней полке размещен вентилятор высокого давления, соединенный с воздухонагревателем. На верхней полке расположена камера сгорания. На противоположных сторонах боковой поверхности обода камеры сгорания перпендикулярно ее оси и симметрично выполнены два отверстия, напротив одного из которых расположено координатное устройство. Во второе отверстие в боковой поверхности обода камеры сгорания вставлена термопара, соединенная с цифровым измерителем температуры, расположенным на верхней полке опорной рамы. С внешней стороны камеры сгорания установлены высокоскоростная видеокамера, кросскорреляционная видеокамера, двойной импульсный лазер, синхронизатор сигналов и аналитические весы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способу и устройству для оценки теплотворной способности биоматериала путем автоматизированной процедуры. Способ оценки теплотворной способности биоматериала содержит этапы, на которых: коррелируют величину излучения, пропущенного через несколько разных эталонных материалов, при этом указанное излучение является рентгеновским излучением по меньшей мере двух энергетических уровней с теплотворными способностями указанных эталонных материалов, полученными путем калориметрических измерений, облучают биоматериал рентгеновским излучением указанных по меньшей мере двух различных энергетических уровней и измеряют количество излучения, пропущенного через указанный биоматериал на указанных энергетических уровнях. Способ дополнительно содержит этап, на котором определяют для каждого энергетического уровня величину пропускания через биоматериал на основании излучения, проходящего через указанный биоматериал, и определяют на основании указанных определенных величин пропускания и указанной корреляции оценочную величину теплотворной способности указанного биоматериала. Также раскрыто устройство для определения теплотворной способности биоматериала. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области контроля качества авиационных топлив и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ определения количества присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей включает отбор пробы, хроматографическое разделение на колонке с модифицированным октадецилсилановым сорбентом с идентификацией пика, соответствующего определяемому компоненту «Агидол-1». При этом перед хроматографическим разделением пробу топлива смешивают с содержащим не более 0,1 воды метиловым спиртом в соотношении 5:1, перемешивают смесь до образования эмульсии, выдерживают в делительной воронке до четкого расслоения эмульсии на топливо и метанольный слой, который отбирают и из которого отгоняют метиловый спирт при температуре 55-60°С и вакууме 0,05 МПа, оставшийся экстракт переносят в мерную колбу объемом 10 мл, доводят содержимое колбы до метки гептаном, закрывают пробкой и перемешивают. После хроматографического разделения проводят УФ-детектирование на длине волны 210 нм, определяют площадь пика, соответствующего присадке «Агидол-1», и по калибровочному графику, построенному в координатах площадь пика - концентрация присадки, находят количество присадки «Агидол-1» в анализируемом топливе. Изобретение обеспечивает определение присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей с точностью 0,0005 масс. 1 ил., 4 табл.

Наверх