Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах



Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах
Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах
Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах
Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах
Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах
Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах

 


Владельцы патента RU 2617053:

Федеральное автономное учреждение "25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации" (RU)

Изобретение относится к контролю качества углеводородных топлив. Содержание монометиланилина (ММА) в углеводородных топливах определяют по цветовому переходу индикаторного тестового средства после контактирования с анализируемой пробой. Индикаторное тестовое средство представляет собой пластину для тонкослойной хроматографии марки «Sorbfil» с сорбентом силикагель, импрегнированную раствором индикатора - тетрахлор-1,4-бензохинона. По появлению в месте контактирования анализируемой пробы с индикаторным тестовым средством пятна, имеющего окраску от светло-фиолетовой до темно-синей, судят о присутствии ММА в пробе, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочной зависимости интенсивности окраски пятна от концентрации определяют концентрацию ММА в углеводородном топливе. Достигается повышение чувствительности и селективности анализа. 4 ил., 4 табл., 4 пр.

 

Изобретение относится к способам исследования и анализа материалов химическими способами с помощью химических индикаторов, в частности к способу определения содержания монометиланилина (ММА) (тривиальное название в промышленности продукта, основным веществом которого является N-метиланилин) в углеводородных топливах - автомобильных и авиационных бензинах, дизельных топливах и топливах для реактивных двигателей, и может быть использовано в стационарных и/или передвижных лабораториях контроля качества нефтепродуктов, на автозаправочных станциях и нефтебазах.

Монометиланилин обладает значительной антидетонационной активностью и применяется, в том числе в составе многочисленных комплексных присадок, для повышения октанового числа автомобильных бензинов. Применение присадок на основе ММА имеет, однако, негативные эффекты, такие, как торможение процесса горения, снижение экономичности двигателя и повышение токсичности отработанных газов. Современные нормативные документы [Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №826). 2012. 22 С., ГОСТ 32513-2013. «Топлива моторные. Бензин неэтилированный», Изм. №6 к ГОСТ 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин»] вводят запрет на использование ММА, а следовательно, и присадок на его основе, в составе автомобильных бензинов (АБ) экологического класса 5, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к чувствительности методов контроля за содержанием ММА в АБ. В связи с возможностью привнесения ММА из состава АБ при хранении или при неполном сливе придонного слоя в состав других видов углеводородных топлив необходимо определение содержания примесей ММА в дизельных топливах (ДТ), топливах для реактивных двигателей (ТРД) и в авиационных бензинах (АвБ). Кроме того, ММА может применяться как компонент композиций для авиационного бензина [RU 2569311, 2015].

При изучении научно-технической и патентной литературы были выявлены следующие способы определения ММА в топливах.

Известны газохроматографические способы определения ММА в автомобильных бензинах [ГОСТ Р 54323-2011. «Бензины автомобильные. Определение N-метиланилина методом капиллярной газовой хроматографии», Стандарт организации СТО 08151164-015-2010. «Хроматографический метод определения монометиланилина технического в автомобильных бензинах», г. Москва, 2010, ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России»]. Общими недостатками способов является использование дорогостоящего, нетранспортабельного оборудования, невысокая чувствительность определения ММА в бензинах (0,1% об.), значительные трудозатраты при проведении испытаний, а также определение ММА только в автомобильных бензинах и невозможность определения ММА в составе других углеводородных топлив (дизельных и топлив для реактивных двигателей). Особо следует отметить, что при анализе по ГОСТ Р 54322-2011 некоторых автомобильных бензинов, не содержащих ММА, в области хроматограммы, характерной для ММА, появляется сигнал, не относящийся к ММА, но характеризующийся тем же временем удерживания.

Другая группа методов основана на использовании индикаторных тест-систем, в которых о концентрации ММА в анализируемом АБ судят по изменению окраски твердого носителя или индикаторной бумаги. Так, известен способ определения содержания ММА в АБ с помощью кислотно-основного индикатора - бромфенолового синего. Выводы о присутствии ММА в АБ делают по изменению цвета индикаторной бумаги, пропитанной водно-спиртовым (1:1) раствором бромфенолового синего с концентрацией 0,15-0,25% масс. Перед анализом бензина носитель погружают в раствор соляной кислоты концентрации 0,01-0,02 моль/дм3, после чего бумага приобретает желтую окраску. После контактирования с пробой анализируемого бензина по изменению цвета твердого носителя от желтого через зеленый до фиолетово-синего судят о наличии ММА в бензине. Содержание ММА определяют по градуировочной цветовой шкале [RU 2425366, 2011].

Недостатком указанного способа является неизбирательность кислотно-основного индикатора бромфенолового синего по отношению к ММА, а именно способность его реагировать и с другими компонентами АБ, проявляющими свойства оснований, например, с моющими присадками и щелочами, используемыми при очистке нефтяных фракций. Возможно также получение недостоверных результатов при анализе образцов АБ, основность которых снижена за счет присутствия в составе бензина продуктов кислотного характера, например продуктов его окисления, накапливающихся в бензине при длительном хранении. К числу недостатков способа относится необходимость использования при его выполнении агрессивного химического реагента - соляной кислоты. Кроме того, оценка цвета индикаторной бумаги субъективна, что снижает достоверность результатов определений.

Известен также способ определения содержания ММА в углеводородных топливах по цветовому переходу индикаторного тестового средства, в качестве которого используют таблетированный нейтральный оксид алюминия с иммобилизованным на его поверхности гексацианоферратом (III) калия, после контактирования с пробой анализируемого топлива. Индикаторное тестовое средство готовят обработкой порошка нейтрального оксида алюминия водным раствором гексацианоферрата (III) калия (ГЦФК) концентрации 0,9-1,3% масс. с последующей сушкой при температуре 105-115°C в течение 80-90 мин. Полученный сорбент таблетируют прессованием. Для определения содержания ММА в пробе анализируемого топлива несколько ее капель наносят на таблетку индикаторного средства и фиксируют его цвет в месте контакта с пробой. Концентрацию ММА в пробе определяют по изменению цвета и интенсивности окрашивания пятна на таблетке от ярко-желтого до красно-коричневого, для чего сравнивают зафиксированный цвет с предварительно подготавливаемой градуировочной цветовой шкалой. Фиксацию цвета пятна и его сравнение с градуировочной цветовой шкалой проводят непосредственно после контакта тестового средства с анализируемой пробой топлива при содержании ММА в концентрации свыше 0,01-0,03% об.; при содержании ММА в меньшей концентрации фиксацию цвета пятна проводят спустя 5-10 мин после контакта [RU 2548724, 2013].

Недостатком указанного способа является низкая достоверность получаемых результатов, обусловленная использованием гексацианоферрата (III) калия, являющегося универсальным окислителем, способным реагировать с другими компонентами АБ, например, металлосодержащими присадками. Кроме того, зависимость продолжительности периода развития окраски пятна от концентрации ММА существенно затрудняет проведение анализа; предел обнаружения составляет 0,01% об., что, в свою очередь, не позволяет достоверно судить об отсутствии ММА в углеводородных топливах; кроме того, получение тестового средства достаточно трудоемко и продолжительно во времени, а оценка цвета пятна на таблетке субъективна, что может приводить к ошибкам в определении концентрации ММА.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является способ определения монометиланилина в автомобильном бензине индикаторным тестовым средством по его цветовому переходу после контактирования с пробой анализируемого бензина. В качестве индикатора используют 4-метоксибензолдиазоний тетрафторборат, нанесенный на твердофазный носитель - бумагу для экспресс-тестов или индикаторную трубку, в качестве основы-наполнителя которой используют двуокись кремния. Содержание N-метиланилина в бензине при использовании бумаги для экспресс-тестов определяют по изменению ее окраски от белой до розовой, светло-красной, красной или темно-бордовой. При использовании индикаторной трубки содержание N-метиланилина определяют по длине зоны трубки, имеющей темно-красную окраску. Используемый в качестве индикатора 4-метоксибензолдиазоний тетрафторборат предварительно синтезируют путем смешения 4-метоксианилина в растворе соляной кислоты с тетрафторборатом аммония с добавлением водного раствора азотистокислого натрия с последующим отделением и сушкой выпавшего осадка. Из реагентной индикаторной бумаги, обработанной пропиточным водным раствором 4-метоксибензолдиазония тетрафторбората с добавкой щавелевой кислоты, готовят индикаторные полоски, а индикаторный сорбент - оксид кремния - помещают в стеклянные трубки с перетяжкой и с длиной столбика наполнителя 90 мм. Концентрацию N-метиланилина в бензине определяют по изменению цвета индикаторной бумаги после контакта с пробой топлива и сравнения результата с градуировочной цветовой шкалой либо по длине окрашенной в темно-красный цвет зоны трубки [RU 2489715, 2012].

Недостатками способа являются неселективность по отношению к ММА реакции азосочетания и, как следствие, - возможность участия в указанной реакции других ароматических аминов и фенолов, в том числе антиокислительных присадок, присутствующих в составе АБ, что может приводить к получению ложноположительных результатов при определении ММА, а также недостаточно высокая чувствительность определения ММА, составляющая 0,1% об. Кроме того, область применения способа ограничена только анализом автомобильных бензинов.

Перед авторами стояла задача разработки высокочувствительного, селективного, простого в исполнении, доступного для широкого применения и высокопроизводительного метода определения ММА как в автомобильных бензинах, так и в других видах углеводородных топлив.

Технический результат изобретения - повышение селективности и чувствительности (минимальная определяемая концентрация составляет 0,005% об. против 0,1% об. для прототипа) определения с одновременным упрощением изготовления индикаторного тестового средства и снижением стоимости расходных материалов за счет использования коммерчески доступных реактивов и пластин для тонкослойной хроматографии.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения содержания монометиланилина (ММА) в углеводородных топливах индикаторным тестовым средством по цветовому переходу после контактирования с пробой анализируемого топлива согласно изобретению в качестве индикатора используют тетрахлор-1,4-бензохинон, нанесенный на пластину для тонкослойной хроматографии марки «Sorbfil» с сорбентом силикагель, и по появлению пятна, имеющего окраску от светло-фиолетовой до темно-синей, судят о присутствии ММА в пробе, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочной зависимости интенсивности окраски пятна от концентрации определяют концентрацию ММА в углеводородном топливе.

Изобретение проиллюстрировано фиг. 1-4:

фиг. 1 - внешний вид пятен, соответствующих ММА, на поверхности индикаторного тестового средства после контактирования с растворами сравнения ММА в модельной смеси состава автомобильных бензинов;

фиг. 2 - градуировочный график для определения ММА в автомобильных бензинах в координатах «натуральный логарифм концентрации ММА в растворах сравнения» - «натуральный логарифм интенсивности окраски пятна, соответствующего ММА»;

фиг. 3 - градуировочные графики для определения ММА в топливах для реактивных двигателей марок ТС-1 и РТ в координатах «концентрация ММА в растворах сравнения» - «интенсивность окраски пятна, соответствующего ММА»;

фиг. 4 - градуировочные графики для определения ММА в дизельных топливах ДТ-Л, ДТ-З и ДТ-А в координатах «концентрация ММА в растворах сравнения» - «интенсивность окраски пятна, соответствующего ММА».

Использование в заявляемом способе тонкослойной хроматографии (ТСХ), позволяющей проводить разделение компонентов анализируемых проб, в том числе отделение аналита от других компонентов проб [«Основы тонкослойной хроматографии (планарная хроматография)» Пер. с англ. / Гейсс Ф., под ред. В.Г. Березкина. – М.: 1988. - С. 31-33], в ее радиальном варианте [«Основы тонкослойной хроматографии (планарная хроматография)» Пер. с англ. / Гейсс Ф., под ред. В.Г. Березкина. – М.: 1988. - С. 163-172] обусловливает устранение мешающих влияний компонентов топлив на результаты определений ММА.

В качестве реагента-индикатора был выбран тетрахлор-1,4-бензохинон (хлоранил), являющийся реагентом для детектирования вторичных аминов в воздухе и водных растворах, реакция с которыми протекает с образованием окрашенных продуктов. Хлоранил - кристаллическое вещество желтого цвета (Тпл=295-296°C) [«Свойства органических соединений: Справочник. - Под. ред. Потехина А.А. - Л.: Химия, 1984. - С. 116-117], коммерчески доступный реактив.

В качестве основы для нанесения раствора реагента-индикатора при приготовлении индикаторного тестового средства были использованы пластины для ТСХ марки «Sorbfil» ПТСХ-АФ-А-УФ по ТУ 4215-002-43636866-2007 производства фирмы ООО «Имид» (Краснодар) (10*10 см) с широкопористым сорбентом силикагель (размер частиц 5-17 мкм). Коммерческая доступность таких пластин делает возможным массовое использование заявляемого способа. При контактировании сорбента, импрегнированного раствором тетрахлор-1,4-бензохинона, с пробами топлив, содержащих ММА, на поверхности сорбента наблюдается образование четко очерченных пятен, имеющих окраску различного цвета, интенсивность которой возрастает с увеличением концентрации ММА в топливах, например, от светло-фиолетовой (при концентрации ММА в АБ 0,005% об.) до темно-синей (при концентрации ММА в АБ 2,5% об.) (фиг. 1).

Использование для определения ММА в углеводородных топливах, являющихся сложными смесями, содержащими значительное число компонентов, в качестве индикатора тетрахлор-1,4-бензохинона в совокупности с осуществлением операции импрегнирования его раствором пластин для ТСХ с широкопористым сорбентом силикагель позволило обеспечить протекание на поверхности пластин цветной реакции между индикатором и ММА из состава анализируемых топлив с образованием четко очерченных цветовых пятен ее продукта, имеющих специфическую окраску, дифференцирующуюся в зависимости от концентрации ММА в топливе. Это подтверждается нижеприведенными примерами.

Способ определения содержания ММА в углеводородных топливах реализуется следующим образом.

Готовят пропиточный раствор для пластины марки «Sorbfil» ПТСХ-АФ-А-УФ. Для этого навеску тетрахлор-1,4-бензохинона массой 10 г растворяют в 30 мл толуола, суспензию интенсивно перемешивают на магнитной мешалке при температуре 35-40°C в течение 10 минут. Маточный раствор отделяют декантированием и переносят в емкость для импрегнирования, в которую затем помещают пластину для ТСХ. Пластину выдерживают в пропиточном растворе в течение 8-10 минут, затем высушивают на воздухе до полного испарения с ее поверхности толуола. После импрегнирования пластина приобретает светло-желтую окраску. Индикаторное тестовое средство может храниться в темном месте в течение 6 месяцев.

Для определения присутствия ММА в углеводородных топливах на приготовленное индикаторное тестовое средство наносят одну-две капли анализируемой пробы топлива. О присутствии ММА в анализируемой пробе судят по появлению в месте контактирования тестового средства с пробой пятен, имеющих окраску от светло-фиолетовой до темно-синей. При отсутствии ММА в пробе окраска пятен варьируется от светлой желто-розовой до светло-коричневой.

Для количественного определения содержания ММА индикаторное тестовое средство с визуально наблюдаемыми пятнами, образовавшимися в месте его контактирования с анализируемой пробой топлива, высушивают на воздухе в течение 5 минут, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочному графику ее концентрационной зависимости определяют концентрацию ММА в анализируемой пробе.

Изобретение поясняется следующими примерами определения содержания ММА в углеводородных топливах.

Пример 1

Определение ММА в автомобильном бензине

Анализируемые пробы АБ наносят на индикаторное тестовое средство, которое высушивают на воздухе в течение 5 минут. При появлении на поверхности тестового средства имеющих характерную окраску пятен, соответствующих ММА, тестовое средство сканируют на планшетном сканере с сохранением изображений в формате JPG. С помощью инструмента «Гистограмма» программы GIMP 2.8 в центре каждого пятна, соответствующего ММА, выбирают ячейку растра размером 15*15 рх и определяют яркость окраски (А) по каналам RGB, после чего по формуле (I=255-А) вычисляют интенсивность окраски пятен. Концентрацию ММА в составе анализируемых проб АБ определяют по градуировочному графику зависимости величин натурального логарифма интенсивности окраски пятна, ln(I), от значений натурального логарифма концентрации, ln(С), описываемому функцией ln(I)=0,1245*ln(C)+4,3168, (R2=0,992) (фиг. 2). Градуировочная зависимость была получена сканированием и цифровой обработкой изображений пятен, соответствующих ММА, образовавшихся при контактировании тестового средства с пробами растворов сравнения, приготовленных на основе модельной смеси (МС) состава АБ, содержащей изооктан, гептан и толуол в концентрации 50, 20 и 30% об., соответственно, с различной концентрацией ММА. Концентрация ММА в растворах сравнения составляла от 0,005% об. до 2,5% об. Результаты определения для испытанных образцов №№1-3 АБ приведены в таблице 1.

Пример 2

Определение ММА в топливе для реактивных двигателей.

Анализируемые пробы ТРД наносят на поверхность индикаторного тестового средства, которое высушивают на воздухе в течение 5 минут. При появлении на поверхности тестового средства имеющих характерную окраску пятен, соответствующих ММА, индикаторное тестовое средство сканируют на планшетном сканере. С использованием программы GIMP 2.8 в центре изображения каждого пятна выбирают ячейку растра размером 15*15 рх и определяют яркость окраски (А) по каналам RGB, после чего по формуле (I=255-А) вычисляют интенсивность окраски пятен. Концентрацию ММА в анализируемых пробах ТРД определяют по градуировочным графикам зависимости величин интенсивности окраски пятна, (I), от концентрации, (С), описываемым функцией I=105,6*C+87,78 (R2=0,9905) для топлива РТ и функцией I=99,3C+93,19 (R2=0,9855) - для топлива ТС-1 (фиг. 2). Градуировочные зависимости были получены сканированием и цифровой обработкой изображений пятен, соответствующих ММА, образовавшихся при контактировании тестового средства с пробами растворов сравнения, приготовленных на основе не содержащих ММА образцов ТРД марок ТС-1 и РТ с различным содержанием ММА. Содержание ММА в растворах сравнения составляло от 0,1% об. до 0,5% об. Результаты определения для испытанных образцов №№4 и 5 ТРД приведены в таблице 2.

В примере анализу подвергали образцы, приготовленные соответственно на основе образцов ТРД марок РТ и ТС-1, не содержащих ММА, введением в них ММА в известной концентрации. Концентрация введенного ММА в образцах №№4 и 5 составила 0,35 и 0,16% об. соответственно.

Пример 3

Определение ММА в дизельном топливе

Для определения содержания ММА в составе ДТ анализируемые образцы дизельного топлива наносят на индикаторное тестовое средство. Высушивают его на воздухе в течение 5 минут, после чего сканируют на планшетном сканере с сохранением изображений в формате JPG. С использованием программы GIMP 2.8 в центре изображения каждого пятна выбирают ячейку растра размером 15*15 рх и рассчитывают интенсивность окраски пятен. Концентрацию ММА в образцах ДТ определяют по градуировочным графикам зависимости величин интенсивности окраски пятна, (I), от концентрации, (С), описываемым функцией I=46,0*С+116,6 (R2=0,9874) для топлива ДТ-Л, функцией I=97,231*С+86,638 (R2=0,9823) - для топлива ДТ-З и функцией I=91,346*С+91,708 (R2=0,9988) - для топлива ДТ-А (фиг. 3). Градуировочные зависимости были получены сканированием и цифровой обработкой изображений пятен, соответствующих ММА, образовавшихся при контактировании тестового средства с пробами растворов сравнения с различной концентрацией ММА, приготовленных на основе не содержащих ММА образцов ДТ летнего, зимнего и арктического соответственно. Содержание ММА в растворах сравнения составляло от 0,1% об. до 1% об. Результаты определения для испытанных образцов №№6-8 приведены в таблице 3.

В примере анализу подвергали образцы №№6, 7 и 8, приготовленные соответственно на основе образцов ДТ летнего, зимнего и арктического, не содержащих ММА, введением в них ММА в концентрации 0,24, 0,35 и 0,43% об. соответственно.

Пример 4

Определение ММА в углеводородных топливах, не содержащих ММА

Пробы не содержащих ММА образцов АБ марки АИ-95 К5, образцы ТРД марок РТ и ТС-1 и образцы ДТ летнего, зимнего и арктического наносят на индикаторное тестовое средство с последующим высушиванием его на воздухе в течение 5 минут. Наблюдают изменение окраски индикаторного тестового средства в месте контактирования тестового средства с анализируемыми пробами. Описание проявившейся окраски приведено в таблице 4.

Полученная окраска пятен существенно отличается от окраски пятен проб, содержащих ММА, в том числе в концентрации 0,005% об. (фиг. 1), которая является минимально определяемой.

Таким образом, описываемый способ определения содержания ММА в углеводородных топливах с использованием разработанного индикаторного тестового средства является более чувствительным (минимальная определяемая концентрация составляет 0,005% об. против 0,1% об. для прототипа) и селективным и позволяет проводить достоверное определение более низких концентраций ММА по сравнению с известными способами. Способ может широко применяться благодаря простоте изготовления индикаторного тестового средства и доступности, а также незначительной стоимости расходных материалов - реактивов и пластин для тонкослойной хроматографии. Применение способа позволяет повысить производительность определений ММА по сравнению с таковой для известных способов за счет возможности проведения одновременного экспресс-анализа значительного количества проб углеводородных топлив, число которых ограничено только размерами используемой хроматографической пластины.

Способ определения содержания монометиланилина (ММА) в углеводородных топливах индикаторным тестовым средством по его цветовому переходу после контактирования с пробой анализируемого топлива, отличающийся тем, что в качестве индикатора используют тетрахлор-1,4-бензохинон, нанесенный на пластину для тонкослойной хроматографии марки «Sorbfil» с сорбентом силикагель, и по появлению пятна, имеющего окраску от светло-фиолетовой до темно-синей, судят о присутствии ММА в пробе, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочной зависимости интенсивности окраски пятна от концентрации определяют концентрацию ММА в углеводородном топливе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области контроля качества авиационных топлив и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения.

Группа изобретений относится к области аналитической химии и касается тест-системы и способа обнаружения солей хлорноватой, бромноватой кислот и взрывчатых составов на их основе.

Изобретение относится к области исследований реактивных топлив, накапливающих воду в виде мицеллярных структур (солюбилизированная вода), и может быть использовано на складах хранения реактивных топлив, при аэродромном контроле и в научно-исследовательских организациях.
Изобретение относится к аналитической химии, а именно к аналитическим реагентам, которые позволяют определять содержание ферроцена в бензине. Реагент для количественного спектрофотометрического определения ферроцена в бензине содержит окислитель, воду, катализатор, в качестве которого используют хлороводородную кислоту, и полярный органический растворитель с диэлектрической проницаемостью от 20 до 35 при 25°С при следующем содержании компонентов, мас.%: окислитель 0,016÷2,297; хлороводородная кислота 0,1⋅10-5÷0,2⋅10-3; вода 0,096÷1,264; полярный органический растворитель – остальное.

Изобретение относится к нефтегазовому испытательному оборудованию и может быть использовано для проведения калибровки и поверки поточных влагомеров нефти и нефтепродуктов в автоматизированном режиме.

Изобретение относится к области испытания и проверки боеприпасов, а именно к способу качественного определения течи тротилового масла в снарядах и минах, снаряженных тротилом.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ и криминалистических идентификационных препаратов. Способ маркировки взрывчатого вещества заключается во введении во взрывчатое вещество, полученное смешиванием отдельных компонентов, маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке.

Изобретение относится к способам контроля качества углеводородных топлив и касается способа определения монометиланилина в углеводородных топливах. Сущность способа заключается в том, что наносят пробы испытуемого топлива на пластину для тонкослойной хроматографии с сорбентом силикагель с флуоресцентным индикатором.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив, в частности к определению термоокислительной стабильности (ТОС) топлив в динамических условиях, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной, автомобильной и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ и криминалистических идентификационных препаратов. Способ маркировки взрывчатого вещества заключается во введении во взрывчатое вещество маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке.
Изобретение относится к аналитической химии, а именно к аналитическим реагентам, которые позволяют определять содержание ферроцена в бензине. Реагент для количественного спектрофотометрического определения ферроцена в бензине содержит окислитель, воду, катализатор, в качестве которого используют хлороводородную кислоту, и полярный органический растворитель с диэлектрической проницаемостью от 20 до 35 при 25°С при следующем содержании компонентов, мас.%: окислитель 0,016÷2,297; хлороводородная кислота 0,1⋅10-5÷0,2⋅10-3; вода 0,096÷1,264; полярный органический растворитель – остальное.

Изобретение может быть использовано для полуколичественного определения марганца(II) и меди(II) в водных растворах, в частности в природных и сточных водах в полевых условиях.

Изобретение относится к области испытания и проверки боеприпасов, а именно к способу качественного определения течи тротилового масла в снарядах и минах, снаряженных тротилом.

Изобретение относится к аналитической химии и может быть использовано для определения минеральных масел в атмосферном воздухе и воздухе закрытых помещений. Отбирают пробы из атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений путем концентрации их на фильтр АФА-ВП-20 со скоростью 100 л/мин в течение 20 мин.

Изобретение относится к экспресс-средству индикации, предназначенному для визуального обнаружения утечек и проливов фтористого водорода и его водных растворов. Индикаторная краска состоит из (мас.
Изобретение относится к области аналитической химии элементов, а именно к методам определения концентрации палладия, и может быть использовано при его определении в технологических растворах и техногенных водах.

Группа изобретений относится к области оптических химических датчиков для определения органофосфатов. Способ изготовления оптического химического датчика для определения органофосфатов с мембраной, полученной по золь-гель технологии, включает следующие стадии: добавление тетраэтоксисилана (TEOS) и метилтриэтоксисилана (MTriEOS) к индикатору Кумарин 1, растворенному в 10-7 М этаноле; перемешивание в ультразвуковой бане в течение 10 мин с последующим добавлением раствора катализатора в виде 0.001 М HCl и перемешиванием в ультразвуковой бане в течение 20 мин; получение покрывающих слоев на стеклянных пластинках путем погружения стеклянных пластинок в полученный золь через 24 ч старения золя в закрытом сосуде при комнатной температуре, вытягивание из него пластинок с последующим удалением покрывающего слоя с одной стороны пластинки и сушкой в течение 24 ч при комнатной температуре с образованием мембраны.

Изобретение относится к области аналитической химии элементов, а именно к методам определения платины, и может быть использовано при ее определении в геологических и промышленных материалах, технологических и техногенных водах.
Изобретение относится к области аналитической химии элементов и может быть использовано для выделения и определения осмия в объектах различного вещественного состава.

Изобретение относится к фармацевтическому анализу. Способ осуществляют путем растворения анализируемой пробы, обработки раствора химическим реактивом с последующим фотоэлектроколориметрированием - измерением оптической плотности окрашенных растворов, причем растворение проводят в воде очищенной, выдерживают на нагретой водяной бане до полного растворения при перемешивании, охлаждают и в дальнейшем аликвотную часть приготовленного раствора объемом от 1,0 до 5,0 мл последовательно обрабатывают при перемешивании каплями 3,5 мл 0,1 Н спиртового раствора KОН, выдерживают и перемешивают 5 минут, далее обрабатывают каплями 2,5 мл 0,5% раствора вератрового альдегида в серной кислоте и 1,5 мл 0,1 Н раствора серной кислоты, выдерживают еще 3 минуты и после этого фотоэлектроколориметрируют окрашенные растворы.

Группа изобретений относится к санитарии и гигиене и может быть использована для датчиков увлажнения, применяемых для определения присутствия жидкости на водной основе в изделии для личной гигиены. Датчик включает подложку, содержащую первый слой определяющего увлажнение материала, который при увлажнении становится из бесцветного цветным, и второй слой определяющего увлажнение материала, который при увлажнении становится из цветного бесцветным, где первый и второй слои имеют разные цветовые тона. Также предложено впитывающее изделие, содержащее датчик. Группа изобретений обеспечивает визуальную сигнализацию о необходимости замены изделия для личной гигиены при его увлажнении. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил., 3 пр.
Наверх