Муфта однооборотнаяасесоюзная идтея

 

О П И СА Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

323585

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 23.V1.1970 (Л 1454735/25-27) т1. Кл. Г 10d 47/04 с присоединением заявки ¹

Приоритет

Комитет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 10.Х11.1971. Бюллетень М 1 за 1972

Дата опубликования описания 15.11.1972

УДК 621.825.5(088.8) при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

Заявитель

А. К. Пеньковский

Харьковский филиал Специального проектно-конструкторского бюро

Министерства связи СССР

МУФТА ОДНООБОРОТНАЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в механизмах, предназначенных для кратковременного включения в работу звеньев механизмов или машин, обеспечивающих требуемое перемещение или погорот на определенный угол отдельных узлов с фиксацией их положения на протяжении всего времени работы машины в заданном направлении, например поворот отсекателя, определяющего направление движения грузов нри транспортировании; для обеспечения превышения уровня концевых роликов переходных устройств над барабаном транспортеров по направленшо движения грузов нли для выдвижения концевых столов транспортеров и рольгангов по направлению транспортирования грузов и в других случаях.

Известна специальная муфта, например, однооборотная, содержащая вал, храповик, подпружиненную собачку и перемещающийся упор собачки.

Недостатки известной муфты состоят в необходимости применения совместно с ними работающих электромагнитов, электромагнитных муфт и дополнительного привода, что увеличивает сложность, массу и габариты такого комплексного устройства и снижает степень надежности работы.

С целью устранения этик недостатков tt обесне ения отключения ведомого элеменга при ревсрснрованнн вала, муфта однооборотная снабжена механизмом свободного хода, состоящим из жестко установленной на It<1,tó звездочки, расположенных в се клнновь|х выcìêàх ролttêîâ, взаимодействующих с îxtÿòt tвающ< и ее обоймой, жестко соединенной с диском, в вырезе которого н» осн установлена

10 собачка, причем храповый венец выполнен в виде блока с ведомым колесом, имеющего концентрнчную нм расточку, установленного с возможностью вращения на обойме.

Прн этом упор собачки, с целью обеснече15 ння регулировки момента отключения ведомого колеса, вынслнен подвижным, закрепляемым в требуемом положении на внутренней поверхности кожуха.

На фнг, 1 показан поперечный разрез муф20 ты и элементы для передачи движения (нрн правом вращении вала); вариант I — поворот на заданный угол; вариант II — перемещение в горизонтальной плоскости; вариант III — перемещение в вертикальной плоскости; на

25 фш . 2 — продольный разрез н установка муфты на валу.

На вращающийся вал 1 неподвижно на шпонке 2 установлена звездочка 3 механизм 1 свободного хода, которая имеет клиновые

3ц вырезы под ролики 4. Наружная обойма мс323585

4 хг«шзма свободного хода выполнена в виде стушщы кl« одно целое с диском 5, в котором

«местся пыз для рызмещешгя соба1ки б. Собачка б может свободно поворачиваться па осп 7, а конец ее подпружипеи пружиной 8.

11а удли«ен«ой ступице диска 5 свободно посажепо ведомое колесо 9, вы«олиеппое как одно целое с венцом храпового колеса, имеющим одну только впадину. Механизм муфты закрыт кожухом 10, па котором устанавливается и крепится упор 11, предназначенный для выведения из зацепления собачки б и остановки вращения ведомого колеса 9. Кожух 10 прикреплен к неподвиж1гой части изделия 12 — корпусу, коробке, раме, сташше пт.п.

Элементами, передающими движение, являются, например, цепные звездочки 18 и 14. 0«и связаны с ведомым колесом 9 муфты цепью 15 и далее через шестерни 1б и 17 обеспечивают поворот (вариант I) или через шгстершо 1б и рейку 18 требуемое перемещение в горизонтальной плоскости (вариа«т II) или в вертикаль«ой плоскости (вариант III).

Муфта является самоуправляемой, «ереверсивпой и работает только при определенном направлении вращения вала (правом или левом).

На фиг. 1 показана муфта, работающая при правом вращении вала. Вместе с валом вращается храповик муфты, Прп этом через ролики 4 заклинивается диск 5, и вся система вращается вместе с валом 1 иа протяжеш1и всего времени работы. При левом вращении вала 1 происходит проскальзывание па пезыклинсппых роликах, II диск 5 пе BpHIIIается.

Собачка б, расположенная в пазу диска 5, вращаясь одновременно с диском 5, входит в зацепление с впадиной храпового венца колеса 9 и ведет его до тех пор, пока противоположный конец ее, набежав иа упор 11, выведет собачку б из зацепления.

Прп дальнейшем вращении системы деталси

1, 8, 5 собачка б скользит Но цилиндрической части венца колеса 9, отклоняясь от впадины упором 11.

Регулировкой г1олохкспия упоры 11 относи1ельпо паза венца колеса 9 достигается необходимый угол поворота ведомого колеса 9 в пределах 360, Поворот колеса 9 через систему элементов, передающих движеиие (звездочки 13 и 14, связанные цепью 15), осуществляет поворот шестерни 1б, которая через ше10 стершо 17 обеспечивает требуемое движение в соответствии с вариантом 1, а через ре11ку

18 — движение по вариантам II или III, (см. па фиг. 1).

Установкой двух муфт, иа противоположных

15 концах вала, при реверсировании вращения достигается возвращение системы элементов и деталей муфты в исходное положение, а также использование ее для двухстороннего назначения.

Предмет изобретения

1. Муфта однооборотиая, содержащая вал, храповый венец с одним пазом, подпружиненную собачку, взаимодействующую со стенка25 ми паза, ведомое колесо и упор, отяичающа». ся тем, что, с целью обеспечения отключения ведомого элемента при реверсироваиии вала и повышения компактности конструкции, о1га спабжена жестко соединенным с корпусной деталью кожухом. и механизмом свободного хода, состоящим из жестко установленной на валу звездочки, расположенных в ее клиновых выемках роликов, взаимодействующих с обоймой, жестко соединенной с диском, в вырезе которого па оси установлена собачка, причем храповый венец сблокирован с ведомым колесом, пме1ощим концентричпую расточку и установленным с возможпость1о вращения «а обойме.

40 2. Муфта по п. 1, от,гичающаяся тем, что, с целью обеспечения регулировки момента отключе«ия ведомого колеса, упор выполнен подвижным, закрепляемым в требуемом положении на внутренней поверхности кожуха.

//приама l дттрааилт IП

Составитель А. Шапсваленко

Редактор Л. Дьяконова Текред Л. Богданова Корректор Е. Миронова

Заказ 238/14 Изд. ¹ IS26 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совсгс Министров СССР

Москва, К-З5, Раушская паб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Муфта однооборотнаяасесоюзная идтея Муфта однооборотнаяасесоюзная идтея Муфта однооборотнаяасесоюзная идтея 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения и может быть использовано в устройствах, где требуется отключение передачи вращения при достижении определенного крутящего момента

 // 419651

Изобретение относится к области машпкостроения и

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи одностороннего вращения и компенсации осевого и радиального смещёв НИИ соединяемых муфтой валов

Изобретение относится к области машиностроения. Изолирующий разъединитель содержит ступицу, муфту одностороннего вращения, имеющую сцепление со ступицей, шкив, пружину и инерционный элемент. Шкив имеет сцепление, с возможностью вращения, со ступицей на первом шариковом подшипнике и на втором шариковом подшипнике. Пружина установлена в рабочем зацеплении между муфтой одностороннего вращения и шкивом. Инерционный элемент имеет сцепление со ступицей посредством эластомерного элемента. Инерционный элемент расположен в пределах конструкции, содержащей шкив и первую опору шкива, имеющую зацепление с первым шариковым подшипником, и вторую опору шкива, имеющую зацепление со вторым шариковым подшипником. Инерционный элемент может перемещаться независимо от шкива. Достигается предотвращение деформаций упругого элемента, усталостных изломов и отказов, а также предотвращение шума в фазе пуска в процессе эксплуатации двигателя. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения. Центробежное сцепление содержит ведущий вал, ведущую полумуфту с элементами зацепления, коробку передач, на валу которой установлена ведомая полумуфта. Ведущая полумуфта выполнена в виде корпуса, установленного на ведущем валу и снабженного внутренними шлицами, имеющими возможность входить в зацепление с подпружиненными шлицами кулачков, расположенных по окружности в направляющих ведущего вала. Ведомая полумуфта выполнена в виде шестерни, имеющей на наружной поверхности косые зубья, входящие в зацепление с косыми внутренними зубьями корпуса ведомой полумуфты для передачи крутящего момента от двигателя на ведущий вал коробки передач. Достигается повышение эксплуатационной надежности. 1 ил.
Наверх