Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ пн 48ПОЗ

Союз Советских

Социалистических

P RCIl!I6lIHK

Е АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕйЬСТВ;У (6 1 ) Дополнительное к авт. свнд-ву 266030 (22) Заявлено 24.03.72 (21) 1764347!24-7 с присоединением заявки . Й (23) Приоритет

Опубликовано 15.08.75. Бю.!ьчетPHI,¹ 30

Дач а oII)оликова ни» «ни ганн» 2, !. l О, 5 (51) М. Кл. Н 02k 5/12

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий (53) Ъ ДК 621.313.213.44 (088.8) (72) Автор нзобретенн»

Н. H. Волковой (71) Заявитель (54) ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

ЗЛ ЕКТРИЧ ЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения и может применяться в средних и крупных взрывобезопасных электрических машинах, в частности в электрических машинах, предназначенных для работы во взрывоопасных средах третьей и четвертой категорий.

По основному авт. св. № 266030 известен взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины. Однако при расположении взрывозащитного соединения такого узла нельзя контролировать допустимую величину плоского взрывонепроницаемого зазора в местах прилегания взрывозащитных поверхностей неподвижной взрывозащитной втулки и подшипникового щита. При эксплуатации электрической машины вследствие возможного ослабления затяжки болтов не гарантируется плотное прилегание втулки к подшипниковому щиту.

В предлагаемом подшипниковом узле для повышения надежности взрывозащпты неподвижная втулка выполнена из двух коаксиально расположенных элементов, внешний из которых имеет форму стакана с центральным отверстием в дне и установлен в подшипниковом щите, а внутренний, выполненный в форме цилиндрической детали, снабженной фланцем, насажен на вспомогательный подшипник, причем плоские прилегающие поверхностн дна и фланца указанных элементоь образуют второй взрывонепрошщаемый зазор.

На чертеже показан описываемый подшнп5 никовый узел, продольньш разрез.

Внутреннюю взрывозащитную крышку, состоящую из стакана 1, взрывозащитной втулки 2, запорного кольца 3 и болтов 4, собирают предварительно до сборки электрической

10 машины. Болты 4 фиксируют от самоотвинчивания стопорными шайбами. Величину плоского взрывонепроницаемого зазора между внутренней торцовой поверхностью стакана 1 и взрывозащптной втулкой 2 контроли15 руют после сборки внутренней подшипниковой крышки (в собранном виде). Наружную подшипниковую крышку 5 и стакан 1 внутренней подшипннковой крышки крепят к подшипниковому щиту 6 илн 7 болтами 8. При

2З этом взрывонепроницаемость соединения стакана 1 внутренней подшппниковой крышки и подшипникового щита 6 обеспечивается сопряжением наружной цилиндрической взрывозащнтной поверхности стакана н внутрен25 ней цилиндрической поверхности подшппникового щита. Неподвижное цилиндрическое взрывонепранпцаемое сопряжение взрывозаIHHTIHIx. поверхностей гарантирует стабильность величины взрывонепронпцаемого зазо33 ра и не требует дополнительного контроля

48!103! !

1I !

Состав» гсл» г1. Сухо»рек«151

Рог(актор A. Пе!(сочеико Тс рс;; E.. По((у!1уи!ии«т

hоррсктоо И. По.»!иковскаи

3(и(аа 238118 И!;i. ¹ 1891 Т»раж 782 По»»!с»о

ЦЕ1ИИПИ Госу((арст(сивого ко(1»тета Совета Ми»»строе СССР ио:(с,(ам ивопрстси»» и о(крв(т1 и

Моски««» «1(-30, аi »!c!;;(H» !0..;(..E 1

Тииогр«1(!и!и, »ð. Си»у»о! 3. 2 после сборки и в процессе эксплуатации электрической машины.

Взрывопепроницаемость подвижного соединения подшипникового узла обеспечивается взрывонепроницаемыми щелевым зазором, образуемым между относительно неподвижной взрывозащитной втулкой 2 внутренним диаметром, равным наружному диаметру центрирующего подшипи 9, на который

oIIH насажена, и взрывозащитным кольцом

10, посаженным неподвижно иа Вял 11 и вращающимся вместе с ним.

Взрывозащитная втулка 2 вместе с цсптрирующим подшипником 9 11 взрывозащитным кольцом 10 имеет свободу радиального смещения относительно стакана 1 в предела.; разности внутреннего диаметра стакана и наружного диаметра втулки, что исключает нагрузку на центрирующий подшипник (кроме собственного веса втулки 2) и обеспечивается стабильность и равномерность взрывопепропицаемого щелевого зазора между Вращающимся кольцом 10 и втулкой 2 в процессе работы электрической машины. Стопор 12 предотвращает вращение втулки 2.

28

Описываемая конструкция подшипникового узла обеспечивает гарантированные стаоильEIb1e взрывонепроницаемые зазоры взрывозащитных сопряжений. Факторы, влияющие на изменение величины взрывопепроницаемого 3 1 сопряжения, сведены до минимума, что позволяет выбирать малые взрывонепроницасмые зазоры.

На уменьшение величины взрывонепроницае 1010 3 130рВ между кольIIO(II !О ii BTy.,"!!To!! 38

0 I « B hiB «I E0T В I I EE I I I I P TO;!bi(0 I I P 0((,l((I! I I I (111!ружного кольца центрируюи(его II03ILIIIIIIIII!., .

9 за счет радиального зазора, !Опус!1!(!Ос 01клоненис наружного диаметра подшипника и допуск на биение наружной поверхности кольца. При этом биение наружнои поверх-! юсти кольца 10 может быть сведено до миП П М М М «1, т Я К и Я и Е Г 0 М 0 ж Н О 0 O P «I O B T bi B «(T b 0;i повременно с обработкой шейк:1 вяла 1 од центрирующий подшипник.

Проведенные расчеты показывают, что при применении во взрывобезопасных электр(:ческих машинах мощностью 10- — 1000 кВт в кя честве центрирующпх подшипников шарпкоподшшп«шков легкой серии ¹N2 210 — 228 разность диаметров втулки 2 и кольца 10 может быть равна 0,1 — О,! 5 мм, т. е, взрыво!(е1 ронпцясмый двусторонний зазор равен 0,1-0,! 5 маl.

Предмет 11зобретен! я

Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины по авт. св. ¹ 266080« отличающийся тем, что, с целью повышения надежности взрывозащиты, неподвиж11«I5I ВТ5, ЛКа Bb1110 IIIPHB ИЗ PB) X ICOBKPII«1Л1,НO расположенных элементов, внешний IiB которы (имеет форму стакана с центральным отВерстием В дн(. . и устанОВлен В подшипипкоьом (ците, i В1!угрен!!ий, Выпоaisp!»кен II 8 Вспомогательный !юдш !!11-!

1ик, при(ем плоские прилегающие !1оверхности дна и флан:1а указанных элементов образу!От Второй Взрывонепроницяех!ы11 за:(ор.

Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин

Изобретение относится к погружным заполненным жидкостью электродвигателям, предназначенным для привода погружных вращающихся центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, работы в резервуарах, водоемах и т.д

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, используемых в насосных установках добычи нефти в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при проектировании жидкостно-заполненных машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к морской технике, в частности к погружным электромеханическим приводам, например, для насосов, вращающихся электродов и т
Наверх