Бортовое сцепное устройство

 

О П И С А :Н -И -ЕИЗОБРЕТЕНИЯ (и) 483300

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.01.73 (21) 1867654/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.09.75. Бюллетень № 33

Дата опубликования описания 18.12.75 (51) М, Кл. В 63b 21/56

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делаи изобретений и открытий (53) УДК 629.12.015.6 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н. Ф. Мейер, Ю. В. Петлицкий, И. А. Смирнов, В. H. Мармышев, В. С. Тупицын, А. И. Григорьев и Г. И. Автамонов

Горьковское центральное конструкторское бюро

Министерства речного флота РСФСР (71) Заявитель (54) БОРТОВОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к области судостроения и водного транспорта, в частности к бортовым сцепным устройствам, предназначенным для быстрого формирования с минимальной затратой ручного труда буксируемых (толкаемых) составов судов, состоящих из двух или более рядов (ниток) сцепленных борта м и б арж.

Известны бортовые сцепные устройства для формирования буксируемых (толкаемых) составов судов, включающие устанавливаемые на одном борту судна носовой и кормовой сцепные замки и монтированные на другом борту вертикальные носовую и кормовую сцепные рельсы. В таких устройствах носовой сцепной замок выполнен в виде большой и малой шарнирно связанных и расположенных друг над другом крюкообразных поворотных клешней, причем большая клешня подпружинена и имеет паз, в котором перемещается палец, установленный на малой клешне.

Кормовой сцепной замок включает две одинаковые подпружиненные клешни, сидящие на одной вертикальной оси и расположенные одна над другой, Для уменьшения динамических нагрузок, воздействующих на сцепные замки при бортовой качке сцепленных судов, носовой и кормовой сцепные замки установлены подвижно на направляющих, смонтированных перпендикулярно диаметральной плоскости судна, и снабжены амортизаторами.

Целью изобретения является повышение надежности сцепки и регулирования расстояния между замками.

Для этого в носовом замке предлагаемого устройства симметрично расположены в одной плоскости на общей оси поворотные клешни, кинематически связанные поводковыми пальцами с подпружиненными упорами, снабженными криволинейными боковыми ребрами, а также приводами поворота и ограничителями, при этом на рабочих торцах упора выполнены разнесенные в разных плоскостях выступы, взаимодействующие с поворотным запорным кулачком, а в корпусе кормового замка выполнена прорезь, в которой размещена связанная с винтовым механизмом перемещения каретка, несущая ось расположенных в одной плоскости подпружиненных поворотных клешней с приводами поворота и ограничителями.

На фиг. 1 изображена общая схема расположения бортовых сцепных замков и сцепных рельсов на двух баржах, сцепленных бортами; на фиг. 2 — вид носового замка со стороны борта; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 разрез по Б — Б на

З0 фиг. 2; на фиг. 5 — вид носового замка с за483300 порным кулачком в открытом положении; на фиг. 6 — разрез по  — B на фиг. 2; на фиг.

7 — вид на кормовой замок со стороны борта; на фиг. 8 — разрез по à — Г на фиг. 7; на фиг. 9 — разрез по Д вЂ” Д на фиг. 7.

Взаимозаменяемость барж в составе осуществляется установкой на каждой барже 1 по одному борту носового сцепного замка 2, по другому борту — сцепного носового симметричного профиля рельса 3, а также кормового сцепного замка 4 и сцепного кормового симметричного профиля рельса 5, расположенных на разных бортах. Сцепные замаки и рельсы устанавливаваются вблизи плеч барж, т. е. в месте перехода прямолинейного борта в криволинейный, что допускает сцепку на носовой сцепной замок при подводе одной баржи к другой под некоторым углом с последующим поджимом барж. Сцепка может происходить при параллельном движении барж, когда они скользят борт о борт, и при движении барж вперед или назад, Носовой сцепной замок 2 состоит из корпуса 6, двух направляющих опор 7 и пружинного амортизатора, шток 8 которого соединен с корпусом 6 при помощи серьги 9.

Корпус 6 разделен на верхнюю и нижнюю части горизонтальной стенкой 10, в которой выполнены дугообразные вырезы а для прохода через них поводковых пальцев 11, жестко закрепленных в поворотных симметрично расположенных в одной плоскости клешнях 12.

Клешни насажены на одну ось 13 и предназначены для восприятия поперечных нагрузок и для сцепки за сцепной рельс 3, смонтированный в нише А на борту другого судна.

В нижней части корпуса 6 на осях 14 поворотно установлены предназначенные для восприятия продольных усилий от сцепного рельса 3 упоры 15 с приводами, включающими пружинные толкатели 16 и тросы 17, служащие для расцепки замка. Пружинные толкатели 16 стремятся вывести упоры 15 из корпуса 6, но их выход ограничивается рычагами 18, составляющими одно целое с упорами

15 и упирающимися в ограничители 19. Поводковые пальцы 11 входят в пазы б, выполненные в упорах 15, взаимодействующих с размещенным в корпусе 6 поворотным кулачком 20 посредством выступов 21, расположенных в разных плоскостях на рабочих торцах упоров 15. Для поворота кулачка 20 служит рукоятка 22. Поворот предназначен для пропуска выступов 21 и втягивания упоров 15 в корпус 6 и для их стопорения. Наружная поверхность упоров 15 оборудована боковыми ребрами 23, криволинейная форма которых улучшает условия сцепки замка.

Кормовой сцепной замок состоит из корпуса 24, двух направляющих опор 25 и двух пружинных амортизаторов 26. На оси 27 подвижно установлены две расположенные в одной плоскости клешни 28, предназначенные

lO

65 для зацепления за сцепной кормовой рельс

5, расположенный в нише Б на другой барже.

Ось 27 установлена в каретке 29, расположенной в прорезях в.

Каретка 29 может передвигаться вдоль борта вправо или влево от оси корпуса 24 при помощи винтового механизма перемещения, включающего винт 30, гайку 31, трещетку с рукояткой 32 и размещенного в приливах 33. Под действием пружин 34, закрепленных на рычагах 35, составляющих одно целое с клешнями 28, последние выжаты из корпуса 24 до положения, определяемого ограничительным пальцем 36. Тросы 37, соединенные с рычагами 38, предназначены для расцепки замка.

При формировании состава, например, из двух барж 1 (фиг. 1) вначале сцепляется носовой сцепной замок 2 с носовым сцепным рельсом 3. Во время продольного движения одной баржи 1 относительно другой криволинейное боковое ребро 23 скользит по борту н его давлением утапливается в корпус 6 упор 15, который поворачивается вокруг оси 14, сжимая пружины толкателя 16 и ослабляя натяжение троса 17. Поворот упора 15 посредством поводкового пальца 11 вызывает поворот клешни 12, которая тоже утапливается в корпус 6. При совпадении упора 15 с нишей А пружинный толкатель

16 выжимает упор 15 из корпуса 6, а вместе с ним и клешню 12, которая зацепляется за носовой сцепной рельс 3.

Дополнительное стопорение сцепного носового замка 2 обеспечивается поворотом кулачка 20, который препятствует самопроизвольному утапливанию упоров 15 и клешней

12 (фиг. 4). Носовой сцепной замок 2 может сработать и при движении барж 1 перпендикулярно борту. При расцепке носового сцепного замка 2 кулачок 20 поворачивается в положение, показанное на фиг. 5. Натяжением троса 17 упор 15 втягивается в корпус 6 и посредством поводкового пальца 11 утапливает клешню 12, которая вместе с упором 15 выходит из зацепления с рельсом 3.

Баржи 1 сцепляются кормовым сцепным замком 4 после сцепки носовым сцепным замком 2, когда корма одной баржи 1 прижимается к корме другой, т. е. при поперечном сближении судов, однако срабатывание кормового сцепного замка 4 возможно и при продольном движении барж 1 относительно друг друга. При нажиме кормового сцепного рельса 5 на клешни 28 последние утапливаются в корпус 24, поворачиваясь вокруг оси 27 и натягивая пружины 34. Дальнейшее движение рельсы 5 сопровождается защелкиванием за нее клешней 28 при помощи натянутых пружин 34. Если ось клешней 28 не совпадает с осью кормовой сцепной рельсы 5, то при помощи винтового механизма (30, 31, 32) каретка 29 вместе с осью 27 смещается вдоль борта в ту или иную сторону до совмещения упомянутых осей (фиг. 8). При расцепке на483300 тяжением тросов 37 при помощи рычагов 38 клешни 28 поворачиваются вокруг оси 27 и утапливаются. выходя из зацепления с кормовой сцепной рельсы 5.

Динамические нагрузки на сцепные замки при сцепке или бортовой качке сцепленных судов уменьшается при помощи амортизирующих средств: в носовом сцепном замке— пружинным амортизатором, шток 8 которого соединен с корпусом 6 при помощи серьги

9, а в кормовом сцепном замке — двумя пружинными амортизаторами 2б.

Предмет изобретения

Бортовое сцепнос устройство для формирования буксируемых составов судов, включающее устанавливаемые на одном борту судна носовой и кормовой сцепные замки, причем носовой замок выполнен в виде подвижного в направляющих опорах подпружиненного корпуса, и устанавливаемые на противоположном борту вертикальные сцепные рельсы, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности сцепки и регулирования расстояния между замками, в носовом замке симметрично расположены в одной плоскости на общей оси поворотные клешни, кинематически связанные поводковыми пальцами с подпружиненными упораИ ми, снабженными криволинейными боковыми ребрами, а также приводами поворота и ограничителями, при этом на рабочих торцах упора выполнены разнесенные в разных плоскостях выступы, взаимодействующие с

Й поворотным запорным кулачком, а в корпусе кормового замка выполнена прорезь, в которой размещена связанная с винтовым механизмом перемещения каретка, несущая ось р асположенных в одной плоскости подпружиненных поворотных клешней с приводами поворота и ограничителями.

483300

Составитель Л. Воробьев

Редактор Е, Братчикова Техред Т. Курилко Корректор Н. Аук

Заказ 3015/6 Изд. № 966 Тираж 529 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Бортовое сцепное устройство Бортовое сцепное устройство Бортовое сцепное устройство Бортовое сцепное устройство Бортовое сцепное устройство Бортовое сцепное устройство Бортовое сцепное устройство Бортовое сцепное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания

Изобретение относится к судостроению, в частности к буксировке судов

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для буксировки судов методом толкания

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировании айсбергов из полярных морей в засушливые районы

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортным комплексам для водной среды, и может быть использовано для транспортировки барж по внутренним водным магистралям

Изобретение относится к судам и прочим плавучим средствам, а именно к буксирам

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судов, состоящих из двух частей

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу и устройству для соединения судна другим судном
Наверх