Магнитоупорный датчик крутящего момента

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ :ВИДЕТЕЛЬСТВУ ((i) 540l66

Сои)з Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.10.75 (21) 2176379/10 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 25.12.76. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 08.02.77 (51) М. Кл G 011 3/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и >™рытий (53) УДК 531.781(088.8) (72) Авторы изобретения

А. С. Савельев, В. В. Гайдабура и Ю. Л. Мыльников

Челябинский ордена Ленина трубопрокатный завод (71) Заявитель (54) МАГНИТОУПРУГИЙ ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к области силоизмерительной техники и может быть использовано для измерения крутящего момента на валах машин и механизмов, прокатных станов, в судостроении и т. п.

Известные магнитоупругие датчики крутящего момента, содержащие три неподвижных кольцевых электромагнита с явно выраженными полюсами, расположенными концентрично с контролируемым участком вала, не обеспечивают требуемую чувствительность в области малых крутящих моментов на валах больших диаметров.

Известны также магнптоупругие датчики крутящего момента, содержащие три неподвижных кольцевых электромагнита с полюсами, расположенных концентрично с контролируемым участком вала, измерительные обмотки, подключенные в измерительную схему, и полюса возбуждения, число которых в два раза меньше, чем число полюсов на каждом электромагните. Полюса возбуждения с обмотками расположены между электромагнитами, несущими измерительные обмотки, радиально к контролируемому участку.

Однако они также не обеспечивают требуемую чувствительность в области малых крутящих моментов на валах больших диаметров.

Целью изобретения является повышение чувствительности в области малых крутящих моментов, на валах больших диаметров.

Для этого в датчике магнитопровод между электромагнитами с измерительными обмотками и основаниями полюсов возбуждения выполнен в виде секторов, каждый из которых

5 об.ьединяет один полюс возбуждения с двумя близлежащими полюсами каждого электромагнита с измерительными обмотками, разделенными на две группы, в каждой из которых они соединены последовательно, а обмотки

10 полюсов возбуждения включены согласно.

На фиг. 1 изображен датчик, общий вид; на фиг. 2 показана картина магнитного поля на развертке поверхности исследуемого участка ненагруженного вала, охватываемого датчи15 ком; на фиг. 3 — схема соединения обмоток полюсов датчика.

Магнитоупругий датчик крутящего момента содержит два неподвижных кольцевых электромагнита 1 и 2 с явно выраженными полю20 сами 3, расположенных концентрично с контролируемым участком вала 4 и несущих на себе измерительные обмотки 5, и полюса 6 возбуждения с обмотками 7 возбуждения, расположенные между электромагнитами 1 и 2.

25 Каждый полюс 6 возбуждения объединен магнитопроводом 8, выполненным в виде сектора с двумя близлежащими полюсами 3 электромагнитов 1 и 2. Обмотки полюсов возбуждения 6 (1 — ЗВ, фиг. 3) включены согласно, 30 т. е. начала их объединены с одним проводом питания, а концы — с другим. Измеритель540166

3 ные обмотки 5 (1И вЂ” 12И, фиг, 3) разделены на две группы (1И вЂ” 6И и 7И вЂ” 12И, фиг. 3), в каждой из которых они соединены последовательно.

Датчик работает следующим образом. В ненагруженном состоянии вала 4 поле, создаваемое полюсами 6 возбуждения, симметрично, причем весь поток, создаваемый магнитодвижущей силой обмоток 6 (1 — ЗВ) возбуждения, на поверхности вала 4 распределяется в соответствии с частотой питающей сети только в направлении от полюсов 6 возбуждения к полюсам 3 электромагнитов 1 и 2, несущим измерительные обмотки 5, и обратно, т. е. в направлении, необходимом для максимальной чувствительности — под углом 45 к оси вращения вала. Магнитопровод 8 обеспечивает при этом минимальные потоки рассеяния полюсов 6 возбуждения. В ненагруженном состоянии вала 4 суммарная э.д.с., наводимая 2И, 4И, 6И, 7И, 9И, 11И (фиг. 3), равна суммарной э.д.с., наведенной в измерительных обмотках 1И, ЗИ, 5И, 12И, 10И, 8И, что регистрируется измерительной схемой (на чертеже не показана).

При нагружении вала 4 крутящим моментом магнитная проводимость его участков в различных направлениях изменяется, симметрия нарушается, т. е. если, например, магнитное сопротивление участков АС и АД (фиг. 2) уменьшается, то магнитное сопротивление участков АВ и АЕ увеличивается. В результате равенство э.д.с, вышеуказанных двух групп измерительных обмоток нарушается.

Измерительная схема фиксирует возникшую разность э.д.с. как результат приложения крутящего момента.

Использование датчика позволяет производить измерения крутящего момента в широких диапазонах его изменения, что особенно важно при использовании датчиков крутящего момента в автоматизированных системах электропривода с воздействием по крутящему моменту и особенно там, где сечения валов рабочих машин и приводных двигателей выбраны с большим запасом прочности, когда крутящим моментом, необходимом для рабо10 ты автоматизированной системы, соответствуют малые упругие деформации в поверхностном слое вала.

Формула изобретения

Магнитоупругий датчик крутящего момента, содержащий два неподвижных кольцевых электромагнита с полюсами, расположенных концентрично с контролируемым участком ва20 ла, измерительные обмотки, подключенные в измерительную схему, и полюса возбуждения, число которых в два раза меньше, чем число полюсов на каждом электромагните, причем полюса возбуждения с обмотками расположе25 ны между электромагнитами, несущими измерительные обмотки, радиально к контролируемому участку вала, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности в

Heм, магнитопровод между электромагнитами

30 с измерительными обмотками и основаниями полюсов возбуждения выполнен в виде секторов, каждый из которых объединяет один полюс возбуждения с двумя близлежащими полюсами каждого электромагнита, с измери35 тельными обмотками, разделенными на две группы, в каждой из которых они соединены последовательно, а обмотки полюсов возбуждения включены согласно.

540166

Раг 2

lPve 1

Составитель М. Базовкин

Техред И. Карандашова

Редактор Ф. Хлебников

Корректор А. Галахова

Заказ 348/5 Изд. № 378 Тираж 1029 Подписное

Ц!-1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 г

1// г

Д

Гг 1О

)// 1,, и //yy б "/ д гг баб г (i l// i

Магнитоупорный датчик крутящего момента Магнитоупорный датчик крутящего момента Магнитоупорный датчик крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх