Устройство для обучения

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (»)656098 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.01.77 (21) 2437482/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл. 2

G 09 В 7/07

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений н открытий

Опубликовано 05.04.79. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания. 05.04.79 (53) УДК681.3. .071 (088.8) В. И. Корнейчук, M. К. Тодорова, В. Г. Кутас, Г. С. Тодоров и В. М. Богатых (72) Авторы изобретения

Киевский ордена Ленина политехнический институт имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Изобретение относится к области авто- матики и вычислительной техники, в частности, к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в различных учебных заведениях.

Одно из известных устройств для обучения содержит пульты учащихся, блок ввода информации, ряд блоков для управления устройством, хранения и обработки информации, информационное табло обучаемых и преподавателя (1) .

Устройство позволяет расширить дидактические возможности машинного обучения, добиться некоторого повышения быстродействия за счет одностороннего движения 15 носителя информации, однако, обладает рядом недостатков, а именно: имеет низкую техническую надежность из-за наличия механических и оптико-электронных блоков (перемещение носителя информации, считывание информации с помо1цью фотодатчигю ков и др.); недостаточная универсальность его применения в учебном процессе (предназначено только для контроля знаний), что делает его экономически невыгодным — сложность подготовки класса к работе.

Другое известное устройство для обучения содержит пульты учащихся, блок памяти, центральный логический блок, блок коммутации, блок ввода информации, блок индикации (2) .

Устройство имеет несложную конструкцию и позволяет повысить эффективность обучения, однако, можно указать на такие недостатки, как ограниченные педагогические возможности (выполняет только контролирующие функции), ограниченный объем памяти, невозможность создания на основе подобных устройств больших обучающих систем, за преподавателем остаются функции оператора, что затрудняет, а иногда и совсем исключает оказание индивидуальной помощи и консультации, ограничивает свободу его действий в процессе занятий.

Наиболее близким настоящему техническому решению по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для обучения, содержащее пульты учащихся, соединенные через коммутаторы пультов и блоки приоритета с соответствующими блоками оперативной памяти, которые через

656098

4S

3 коммутатор блоков памяти подключены к блоку буферной памяти и блоку управления, соединенному с блоком буферной памяти, центральным блоком памяти и блоком ввода информации, который подключен к центральному блоку памяти, соединенному с блоком буферной памяти, блоки приоритета подключены к соответствующим коммутаторам пультов (3) .

Устройство позволяет индивидуализировать обучение, подключить большое количество пультов учащихся, однако, недостатками устройства являются отсутствие возможности обмена информацией между блоками памяти и ограниченные функциональные и дидактические возможности.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет осуществления обмена информацией между блоками памяти.

Указанная цель достигается тем, что устройство содержит блок ассоциативной памяти и регистр номера блока памяти, входы которого подключены к коммутатору блоков памяти и центральному блоку памяти, а выход — ко входу блока ассоциативной памяти, соединенного с блоком управления, блоком буферной памяти и коммутатором блоков памяти.

На чертеже изображено устройство для обучения.

Устройство содержит пульты учащихся 1, соединенные через коммутаторы пультов 2 и блоки приоритета 3 с соответствуюгцими блоками оперативной памяти 4, которые через коммутатор блоков памяти 5 подключены к блоку буферной памяти 6 и блоку управления 7, соединенному с блоком буферной памяти 6, центральным блоком памяти

8 и блоком ввода информации 9, который подключен к центральному блоку памяти 8, соединенному с блоком буферной памяти 6, блоки приоритета 3 подключены к соответствующим коммутаторам пультов 2, блок ассоциативной памяти 10, регистр номера блока памяти 11, входы которого подключены к коммутатору блоков памяти 5 и центральному блоку памяти 8, а выход — ко входу блока ассоциативной памяти 10, соединенного с блоком управления 7, блоком буферной памяти 6 и коммутатором блоков памяти 5.

Блок буферной памяти 6 представляет собой адресное запоминающее устройство небольшой емкости со страничной организацией памяти. Блок ассоциативной памяти 10 также имеет небольшой объем и каждая ячейка памяти разделена на три зоны. В первой зоне записываются признаки — коды номеров блоков памяти, откуда поступает информация, во второй зоне заносятся номера страниц блока буферной памяти 6 и в третьей зоне — коды номеров потребителей информации.

Каждый пульт учащегося 1 состоит из связанных соответствующим образом узла поиска информации, узла памяти, узла ввода ответов, узла контроля знаний, узла индикации учебной информации, вопросов, разъяснений и ответов (на чертеже не показаны) .

Учебная информация по изучаемым дисциплинам хранится в центральном блоке памяти 8 и в блоках оперативной памяти 4, подключенных к отдельным группам пультов учащихся 1. Учебная информация распределена между блоками памяти в зависимости от информационных потребностей отдельных пользователей.

Первоначальная запись учебной информации осуществляется блоком ввода информации 9.

Устройство для обучения работает следующим образом.

Каждый учащийся со своего пульта 1 обращается с запросом к блоку памяти 4 через коммутатор пультов учащихся 2 и блок приоритета пультов учащихся 3. Последние два блока обеспечивают последовательный опрос и коммутацию пультов 1 группы с блоком памяти 4. При выявлении запроса i-ro пульта, он подключается к блоку памяти 4, в который поступает адрес участка, где хранится требуемая с i-го пульта информация. Начинается считывание информации и ее передача в i-й пульт учащегося, где она предоставляется учащемуся блоком индикации, а коммутатор пультов учащихся 2 и блок приоритета пульгов учащихся 3 переходят к обслуживанию следующего пульта учащегося 1.

Учащийся начинает усваивание учебной информации. После прохождения определенного об.ьема материала ему предлагается ответить на контрольные вопросы, которые вместе с правильными ответами и разъяснениями тоже хранятся в блоке памяти и передаются в пульты учащихся после теоретического материала, к которому они относятся.

В том случае, когда нужной информации не оказалось в соответствующем блоке оперативной памяти 4, возникает необходимость в обращении либо к центральному блоку памяти 8, либо к другому блоку памяти 4, где хранится искомая информация.

Коммутация в этом случае осуществляется блоком ассоциативной памяти 10, регистром номера блока памяти 11 и блоком буферной памяти 6 следующим образом.

В признаковой части (первая зона каждой ячейки) блока ассоциативной памяти 10 записываются коды номеров источников информации (блоки памяти 4 и центральный блок памяти 8), а в информационной части (вторая зона каждой ячейки) хранятся номера страниц блока буферной памяти 6 и в третьей зоне — коды номеров потребителей

656098 информации. Количество страниц в блоке буферной памяти 6 и соответственно количество ячеек в блоке ассоциативной памяти

10 может быть значительно меньше общего количества блоков памяти, так как вероятность одновременного поступления запросов на обслуживание из всех блоков памяти очень мала.

В том случае, когда страница в блоке буферной памяти 6 свободна, то в признаковой части соответствующей ячейки записывается специальный символ (например, нуль) .

Код номера блока памяти, из которого поступило сообщение (запрос на обслуживание или учебная информация), а также 15 код номера потребителя информации запоминаются в регистре номера блока памяти 11 и после нахождения свободной страницы блоком управления 7 по специальному признаку в признаковой части блока ассоциативной памяти 10, происходит передача кодов номеров блоков из регистра 11 в блок 10 в соответствующие зоны ячейки, а номер страницы из второй зоны передается на регистр адреса блока буферной памяти 6.

Тем временем коммутатор 5 по сигналу 25 из блока управления 7 подготавливает цепь передачи информации из соответствующего блока памяти в регистр слова блока буферной памяти 6. Сообщение записывается в выделенную страницу буферной памяти.

Дальнейшая передача сообщения из блока буферной памяти к потребителю осуществляется следующим образом.

Формула изобретения

Путем последовательного «просмотра» информационной части ассоциативной па- 35 мяти (3 зона ячеек) выявляется первый номер потребителя информации, который поступает на коммутатор 5 и настраивает его для обеспечения соответствующей связи. Номер страницы, хранящийся в этой же ячейке (2 зона) поступает на регистр адреса

40 блока буферной памяти 6, после чего начинается считывание и передача хранящейся в этой странице информации потребителю.

Предлагаемое устройство позволяет значительно расширить его функциональные возможности по сравнению с известны.с:; благодаря введению обмена информани . : между отдельными блоками памяти. Это позволяет распределять учебную информаци, в зависимости от информационных потреб ностей пользователей и использовать запоминающие устройства небольшой емкости, что приводит к увеличению их быстродействия и надежности.

Устройство для обучения, содержащее пульты учащихся, соединенные через коммутаторы пультов и блоки приоритета с соответствующими блоками оперативной памяти, которые через коммутатор блоков памяти подключены к блоку буферной памяти и блоку управления, соединенному с блоком буферной памяти, центральным блоком памяти и блоком ввода информации, который подключен к центральному блоку памяти, соединенному с блоком буферной памяти, блоки приоритета подключены к соответствующимм коммутаторам пультов, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит блок ассоциативной памяти и регистр номера блока памяти, входы которого подключены к коммутатору блоков памяти и центральному блоку памяти, а выход ко входу блока ассоциативной памяти, соединенного с блоком управления, блоком буферной памяти и коммутатором блоков памяти.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 402902, кл. G 09 В 7/02, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ О442244222200, кл. G 09 В 7/02, 1974.

3. Заявка № 2174206/24, кл. G 09 В 7/07

1975, по которой принято положительное решение о выдаче авторского свидетельства.

656098

Редактор Э. Губницкая

Заказ 1531(41

Составитель А. Карлов

Техред О. Луговая Корректор Е. Дичинская

Тираж 474 Подписное

11НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований
Наверх