Приспособление для поворота валов

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для совместного поворота соосных валов.Известно приспособление для поворота валов, содержащее соосные валы с фланцевыми полумуфтами, одна из которых охвачена цепью [1].Недостатком его является сложность конструкции.Известно приспособление для поворота валов, содержащее соосно установленные в раме валы с фланцевыми полумуфтами на торцах, соединенными между собой через втулку приводным болтом, щарнирно связанным планкой с охватывающей одну is из полумуфт втулочно-роликовой цепью, взаимодействующей рычагом, опирающимся на раму i[2].Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической 20 сущности и достигаемому результату.Недостатком его является малая величина нагрузочной способности.Целью изобретения является увел'нчение нагрузочной способности.Ноставленная цель достигается тем, что приспособление снабжено прокладками, размещенными между цепью и полумуфтой и между втулкой и полумуфтами, а цепь снабжена Н-о5разным кронштейном, имеющнм пластину, размещенную между цепью и полумуфтой, при этом рычаг выполнен с зубчатым сектором на конце и снабжен шариирно связанной с ним качающейся опорой, закрепленной на раме.На фиг. 1 изображено приспособление для поворота валов, общий вид; на фиг. 2—разрез А—А на фиг. 1; на фиг. 3— узел I на фиг. 2; иа фиг. 4 •— схема действия сил в приспособлении для поворота валов; на фиг. 5 — схема действия сил в узле крепления цепи.Приспособление имеет втулочно-роликовую цепь 1, обхватывающую с натягом полумуфту 2. Натяжение цепи осуществляется с помощью винтовых стяжек 3. Нри этом между цепью 1 и полумуфтой 2 паранитовые прокладки 4, которые исключают повреждение поверхности полумуфт цепью, увеличивают силу трения цепи с полумуфтой ротора, обеспечивают предварительное натяжение цепи при соединении ее концов стыковым болтом 5.Соединение цепи с ротором выполнено с помощью планки 6, один конец которой жестко закреплен на приводной втулке 7, установленной в соединительные отверстия полумуфт, а другой шарнирно соединен с

1 ц659864

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 21.02.77 (21) 2455413, 25-27 с присоединенисм заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень ¹ 16 (45) Дата опубликования описания 30,04.79 (51) М. Е,.7. -

F 16D 3/48

Государственный комитет

С С С P (53) УД1 621.825.6 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В. М. Шиловский (71) Заявитель (54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПОВОРОТА ВАЛОВ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для совместного поворота соосных валов.

Известно приспособление для поворота валов, содержащее соосные валы с флан- 5 цевыми полумуфтами, одна из которых охвачена цепью (1).

Недостатком его является сложность конструкции.

Известно приспособление для поворота 10 валов, содержащее соосно установленные в раме валы с фланцевыми полумуфтами на торцах, соединенными между собой через втулку приводным болтом, шарнирно связанным планкой с охватывающей одну 15 из полумуфт втулочно-роликовой цепью, взаимодействующей рычагом, опирающимся на раму (2).

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, Недостатком его является малая величина нагрузочной способности.

Целью изобретения является увеличение нагрузочной способности. 25

Поставленная цель достигается тем, что приспособление снабжено прокладками, размещенными между цепью и полумуфтой и между втулкой и полумуфтами, а цепь снабжена П-образным кронштейном, име- 3о ющпм пластину, размещенную между цепью и полумуфтой, при этом рычаг выполнен с зубчатым сектором на конце и снабжен шарнирно связанной с ним качающейся опорой, закрепленной на раме.

На фпг. 1 изображено приспособление для поворота валов, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг.3— узел 1 на фиг. 2; на фиг. 4 — схема действия сил в приспособлении для поворота валов; на фиг. 5 — схема действия сил в узле крепления цепи.

Приспособление имеет втулочно-роликовую цепь 1, обхв" òûâàþùóþ с натягом полумуфту 2. Натяжение цепи осуществляется с помощью винтовых стяжек 3. Прп этом между цепью 1 и полумуфтой 2 устанавливаются наранитовые прокладки 4, которые исключают повреждение поверхности полумуфт цепью, увеличивают силу трения цепи с полумуфтой ротора, обеспечивают предварительное натяжение цепи при соединении ее концов стыковым болтом 5.

Соединение цепи с ротором выполнено с помощью планки 6, один конец которой жестко закреплен на приводной втулке 7, установленной в соединительные отверстия полумуфт, а другой шарнирно соединен с

659804,4Г 6УА„

> цепью с помошью болта 8 пз высокопрочной стали.

Приводная втулка 7 выполнена из двух частей, сопрягающихся между собой по шаровой поверхности 9 и соединяемых с помощью приводного болта 10, имеющего шаровую головку 11, шайбы 12 и гайку 13.

Такое исполнение приводной втулки при затянутом положении болта обеспечивает возможность передачи усилия, необходимого для вращения, с одной полумуфты на другую при наличии излома их осей.

В конструкции приводной втулки предусмотрен паз 14, который позволяет утопить шаровую головку 11 болта 10 при необходимости поворота только одного ротора.

Вторая часть втулки 7 при этом снимается.

При установке приводной втулки в соединительные отверстия полумуфт с целью обеспечения более полного контакта и искгпочения возможности повреждения поверхности отверстий предусмотрена установка паранитовой прокладки 15. Болт 10 имеет лыску 16 под ключ для исключения проворачивания его при затяжке гайки 13.

Наиболее нагруженным местом в силовой схеме цепь — ротор является болт 8 крепления цепи к планке б. С целью разгрузки этого звена болт 8 посажен на швеллерообразный кронштейн 17 с пластиной 18, проходящих снизу цепи и прижимаемых ею к поверхности полумуфты, что позволяет использовать силы нормального давления цепи на полумуфту для воспринятия моментных нагрузок.

Поворот роторов осуществляют рычагом

19 с зубчатым сектором 20, форма, зубьев которого имеет форму зубьев соответствующей для цепи звездочки. Рычаг 19 имеет шарнирно качающуюся опору 21, установленную под утлом а заклинивания зубчатого сектора с цепью, например, равным

40 — 45 к основанию рамы. Опора 21 закреплена на разъеме цилиндров 22 с помощью шарнира 23 и пластины 24.

Качающаяся опора 21 позволяет ввести в зацепление и вывести из зацепления с цепью зубчатый сектор рычага в любом положении полумуфты, а также обеспечить возможность вращения ротора за цепь, несимметрично закрепленную на полумуфте относительно оси вращения, т. е. при разных толщинах прокладок 4 под цепью, но при их плавном переходе с одной толщины на другую. Изменяя количество прокладок под цепью и их толщину, обеспечивают не только соединение цепи по звеньям болтом 5, т. е. получение цепи непрерывной с сохранением шага по всей ее длине, но и изменение усилия предварительного натяжения цепи на полумуфте.

Применение зубчатого сектора, например, с зубьями с качающейся опорой позволяет получить следующие преимущества по сравнению с сектором, имеющим

65 один зуо: зубн я работают по нагрузкам по среднему диаметру, так как при выходе одного зуба из зацепления вступает в зацепление другой; повышается надежность работы зуба на срез; имеется возможность поворачивать ротор больше илп меньше, чем на шаг цепи.

Перед поворотом роторов на разъе:ме цилиндров 22 устанавливается и закрепляется пластина 24 с шарниром 23, качающейся опорой 21 с рычагом 19 и зубчатым сектором 20. В отверстия полумуфты 2 вставляются шаровой шарнир с приводной втулкой 7 и прокладка 15. Затем накладывается на полумуфту цепь 1 с закрепленным на ней с помощью болта 8 швеллерообразным кронштейном 17 и пластиной

18, устанавливаются под цепь прокладки 4 и соединяется цепь болтом 5, создавая предварительный натяг на полумуфту и прокладки с помощью стяжки 3. После снятия стяжки 3 рычагом 19 осуществляют поворот роторов, попеременно вставляя зубчатый сектор 20 рычага в пазы цепи 1.

Момент от сил трения на роторе определяется по формуле где G — вес ротора;

f — коэффициент трения;

d — диаметр шейки ротора.

Усилие Р, необходимое для поворота ротора, определяется по формуле

1,1т р Р

В,,2 где D, — средний диаметр окружности, образованной цепью.

D,=D„yh, где D„— наружный диаметр полумуфты;

h — высота цепи.

Усилие на рукоятке рычага, требуемое для поворота роторов, определяется из соотношения плеч рычага 19 (фиг. 4).

1,. Р

1„ где l> и l2 — длина плеч рычагов.

Ниже приведены значения усилий на рукоятке рычага для поворота роторов различной массы при соотношении плеч рыl1 чага = — 80 2

Касса ротора, т 5 15 30 60 90

Усилие на рычаге, кг 3 9 18 36 54

В точке В узла крепления планки б со швеллерообразным кронштейном действует растягивающая сила N и прижимная сила

Q. На пластину 18 действуют равномерно распределенные нагрузки Qi, Qq, Яа, Q4, Яа от натяжения цепи и F, F2, F3, F4 и Ра от сил трения пластины с полумуфтой и цепью.

659804

Pv2 7

Формула изобретения

Приспособление для поворота валов, содержащее соосно установленные в раме валы с фланцевыми полумуфтами на торцах, соединенными между собой через втулку приводным болтом, шарнирно связанным планкой с охватывающей одну из полумуфт втулочно-роликовой цепью, . взаимодействующей с ры,агом, опирающимся на раму, отличающееся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности, оно снабжено прокладками, размещенными между цепью и полумуфтой и между втулкой и полумуфтамп, а цепь снабжена шарнирно связанным с планкой П-образным кронштейном и жестко связанной с ним пластиной, размещенной между цепью

5 и полумуфтой, при этом рычаг выполнен с зубчатым сектором на конце и снабжен шарнирно связанной с ним качающейся опорой, закрепленной на раме.

Источники информации, 10 принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 230563, кл. F 16B 39/32, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР № 562686, кл. F 16D 3/48, 1976.

659804

Ра г q

Составитель И. Яцунов

Корректоры: Е. Хмелева и 3. Тарасова

Редактор Н. Суханова

Заказ б84/12 Г1З. ¹ 302 Тираж 1138 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобрстс|шй и открытий

113035, Москва, М(-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Приспособление для поворота валов Приспособление для поворота валов Приспособление для поворота валов Приспособление для поворота валов 

 

Похожие патенты:

Муфта // 2361129
Изобретение относится к муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к муфтам
Наверх