Подъемно-поворотное сидение для транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЯВТОРСКОМУ СВИДВТИЛЬСТВУ (1ц 67643О

Союз соеетских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.02.77 (21) 2456361/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.79. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.79 (51) М. Кл2

В 60N 1/02

Государственный комитет ло делам изобретений н открытий (53) УДК 629.113.042. .2 (088.8) (72) Авторы изобретения

М. Н. Гаврицкова, В. П. Калашников, В. М. Скляров и Г. Г, Скрипников

Ворошиловградское производственное объединение тепловозостроения (71) Заявитель (54) ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНОЕ СИДЕНЬЕ

ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к сиденьям для транспортных средств, регулируемым по высоте и углу поворота и предназначенным для установки, например, на локомотивах.

Известно подъемно-поворотное сиденье для транспортных средств, состоящее из телескопического корпуса, включающего в себя внутреннюю и наружную обоймы, подвижно установленного внутри корпуса полого стакана с коаксиально закрепленной на нем пружиной, размещенного внутри штока, снабженного опорой, на которой закреплен каркас сиденья, несущий подушку и спинку. Кроме того, для регулирования сиденья по высоте имеется защелка стопора, выполненная в виде двух подвижно установленных на осях фланца корпуса пластин, одна из которых, связанная с рукояткой, соединена с другой посредством тяги (1).

Однако в конструкции такого сиденья недостаточно надежна фиксация штока и не предусмотрены регулировка жесткости пружины в зависимости от нагрузки и гашение колебаний, передающихся на сиденье от остова транспбртного средства при езде по неровной дороге.

Наиболее близким техническим решением является подъемно-поворотное сиденье для транспортного средства, содержащее телескопический корпус, состоящий из внутренней и наружной обойм, подвижно установленный внутри корпуса шток, имеющий опору, на которой закреплен каркас сиденья, фланец, установАенные в пазах фланца внутренней обоймы кулачки, заходящие в кольцевые проточки, выполненные в штоке и управляемые исполнительным

10 механизмом, связанным с рукояткой, и основание, жестко соединенное с наружной обоймой, имеющей днище (2).

В этом сиденье шток установлен внутри полого стакана с коаксиально закреплен15 ной на нем пружиной, предварительно натянутой и установленной в положение, соответствующее ее наименьшей жесткости.

На диаметрально противоположных сторонах внутренней обоймы корпуса выполне20 ны ступенчатые прорези, взаимодействующие с роликами, жестко закрепленными на наружной обойме корпуса.

Однако это сиденье обладает рядом недостатков, основные из которых заключа25 ются в следующем: недостаточно надежна фиксация штока ввиду того, что кулачки„ установленные в пазах фланца и заходящие в кольцевые проточки штока, имеют перемещение в горизонтальной плоскости, 30 что приводит к ослаблению захвата штока

676480 по кольцевым проточкам, а также изнашиванию кулачков по плоскости соприкосновения; неудобна регулировка сиденья по высоте, так как при подъеме сиденья необходимо с приподнятием его каркаса, т. е. верхней части сиденья, одновременно удерживать ее от усилия пружины, которая при снятии нагрузки стремится распрямиться и толкает внутреннюю обойму вверх; при опускании же сиденья необходимо воздействие нагрузки на каркас сиденья и тем самым на верхнюю часть сиденья для сжатия пружины с одновременным нахождением наощупь рукоятки для поворота ее против часовой стрелки; неудобна также и регулировка жесткости пружины ввиду того, что в зависимости от нагрузки и при ее изменении ролики находятся в нижних ступенчатых прорезях, а при превышении этой нагрузки ролики поворачивают внутреннюю обойму и переходят в верхние ступенчатые прорези, а назад не возвращаются, так как в первоначальное положение они могут попасть только при принудительном повороте внутренней обоймы рукояткой; при движении транспортного средства по неровной дороге происходит самопроизвольное вращение нагруженного сиденья, так как стопорение кулачками по кольцевым проточкам штока создает свободное вращение сиденья ввиду отсутствия трения, достаточного для проворота.

Целью изобретения является повышение удобства регулировки сиденья по высоте.

Указанная цель достигается тем, что исполнительный механизм содержит подпружиненный толкатель, расположенный параллельно корпусу и имеющий в верхней части опорный выступ, рукоятка связана с толкателем через двуплечий рычаг, закрепленный на основании, кулачки установлены в упомянутых пазах шарнирно, а фланец жестко закреплен на обойме корпуса.

С целью ограничения хода толкателя кулачки выполнены со скосами, расположенными по оси их вращения.

В нижней части штока установлена втулка, в которой размещен стержень, несущий диск, при этом наружная обойма имеет перемычку, между днищем этой обоймы и перемычкой установлены упругие элементы, имеющие центральные отверстия, а диск расположен между упругими элементами.

На фиг. 1 изображено предлагаемое сиденье, разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 2.

Подъемно-поворотное сиденье для трансгортных средств содержит телескопический корпус, включающий в себя внутреннюю 1 и наружную 2 обоймы, выполненные разьемными и соединенные при помощи фланца 3.

Внутри корпуса установлен полый шток

4 с кольцевыми проточками а, жестко связанный с опорой 5, которая крепится к каркасу 6 сиденья.

Наружная обойма 2 корпуса сиденья жестко закреплена на основании, имеющим днище 7.

К внутренней обойме корпуса в верхней части жестко прикреплен фланец 8, в пазах б которого шарнирно на осях 9 и 10 установлены кулачки 11 и 12 с возможностью вращения.

Кулачки 11 и 12 в продольном сечении имеют форму прямоугольной трапеции, соответствующую кольцевым проточкам штока, а по оси вращения — скос в, ограничивающий ход толкателя 13 исполнительного механизма, расположенного параллельно телескопическому корпусу.

Толкатель 13 выполнен в виде стержня и оканчивается в верхней части опорным выступом 14 прямоугольной формы в сечении для создания большей надежности соприкосновения его с кулачками 11 и 12.

Толкатель 13, совершая возвратно-поступательное движение в направляющей 15 внутренней обоймы 1, в отверстиях фланца

3, наружной обоймы 2 и днища 7 служит для выведения кулачков 11 и 12 из кольцевых проточек а штока 4 и удержания их во время регулировки высоты.

Для обеспечения возвратно-поступательного движения толкатель 13 в нижней его части поджат пружиной 16, Рукоятка 17 связана с толкателем 13 через двуплечий рычаг 18, закрепленный шарнирно на оси 19 в проушине 20, жестко связанной с днищем 7.

В нижней части штока 4 установлена втулка 21, внутри которой размещен стержень 22, несущий диск 23, при этом наружная обойма 2 имеет перемычку 24, между днищем 25 этой обоймы и перемычкой установлены имеющие центральные отверстия упругие элементы 26 — 28, между которыми расположен диск.

Чтобы отрегулировать сиденье по высоте, необходимо приподнять или опустить верхнюю часть сиденья, включающего каркас 6, при одновременном нажатии на рукоятку 17. Шток 4 при этом скользит по стержню 22 и внутренней обойме 1 и своими кольцевыми проточками а разводит кулачки 11 и 12, которые поворачиваются в пазах б фланца 8 и выходят из зацепления со штоком.

Толкатель 13 посредством рукоятки 17 через двуплечий рычаг 18 перемещается вверх по направляющей 15, по отверстиям фланца 3, наружной обоймы 1, днища 7 и опорным выступом 14 удерживает кулачки

11 и 12, выведенные из зацепления со штоком 4, а скос в кулачков удерживает их от опрокидывания.

Выбирая необходимую высоту сиденья поднятием или опусканием штока 4, отпус676480

Z7 18

@gal. кают рукоятку 17, при этом двуплечий рычаг 18 под усилием пружины 16 возвращается в первоначальное положение, а кулачки 11 и 12 под собственным весом, поворачиваясь в пазах б фланца 8, попадают в кольцевые проточки а штока 4 и, опираясь на торец внутренней обоймы 1 и фланца 8, производят его самостопорение, предотвращая перемещение кулачков в горизонтальной плоскости. 10

Под действием нагрузки на сиденье шток

4 втулкой 21 перемещается по стержню 22, передавая нагрузку на диск 23, который своей плоскостью, вращаясь между упругими элементами 26 — 28, создает трение, 15 равномерно распределенное по трущемуся диаметру диска, мешающее самопроизвольному вращению нагруженного сиденья, Формула изобретения

1. Подъемно-поворотное сиденье для транспортного средства, содержащее телескопический корпус, состоящий из внутренней и наружной обойм, подвижно установленный внутри корпуса шток с опорой, на 25 которой закреплен каркас сиденья, фланец, установленные в пазах фланца внутренней обоймы кулачки, заходящие в кольцевые проточки, выполненные в штоке и управляемые исполнительным механизмом, 30 связанным с рукояткой, и основание, жестко соединенное с наружной обоймой, имеющей днище, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства регулировки сиденья по высоте, исполнительный механизм содержит подпружиненный толкатель, расположенный параллельно корпусу и имеющий в верхней части опорный выступ, рукоятка связана с толкателем через двуплечий рычаг, закрепленный на основании, кулачки установлены в упомянутых пазах шарнирно, а фланец жестко закреплен на обойме корпуса.

2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что, с целью ограничения хода толкателя, кулачки выполнены со скосами, расположенными по оси их вращения.

3. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что в нижней части штока установлена втулка, в которой размещен стержень, несущий диск, при этом наружная обойма имеет перемычку, между днищем этой обоймы и перемычкой установлены упругие элементы, имеющие центральные отверстия, а диск расположен между упругими элементами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 193946, кл. В 60N 1f08, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР № 303227, кл. В 60N 1/02, 1968.

A -,4 77ПфЮУ7Ю

73 P7

Фиг. 8

Составитель Г. Петрова

Редактор Т. Горячева Техред А. Камышникова Корректор 3. Тарасова

Заказ 1540/10 Изд. № 424 Тираж 822 Подписное

ЦНИИПИ НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Подъемно-поворотное сидение для транспортного средства Подъемно-поворотное сидение для транспортного средства Подъемно-поворотное сидение для транспортного средства Подъемно-поворотное сидение для транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов
Наверх