Электронный прерыватель указателей поворота

 

Союз Советских

Социалист ииеских

Республик

ОП ИСАНИЕ,ь79446

ИЗОБРЕТЕ Н Ия

К лВтОРСКОММ СВИДВтаЛЬСтВМ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 28.06.77 (21) 2501124/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл

В 60 Q 1/34

Гооудвротвеиивй комитет

СССР во делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.08.79. Бюллетень % 30

Дата опубликования описания. 15.08.79 (53) УДК

629.113.066. .018 (088.8) (72) Автор изобретения

В. Г. Ушатов (71) Заявитель

Волжское объединение по производству легковых автомобилей (54) ЭЛЕКТРОННЫЙ IIPEPblBATEJIb УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА

Изобретение относится к электрообрудованию транспорта и может быть использовано для бесконтактного прерывистого питания ламп накаливания, например, указателей поворота транспортных средств с защитой от коротких замыканий и эксратоков при включении з холодных нитей ламп и индикацией коротких замыканий.

Известен электронный прерыватель указателей поворота с защитой от коротких замыканий, содержащий генератор импульсов, соеди- т0 пенный со входами предварительных усилителей, выходы которых соединены со входами оконечных усилителей, к выходам которых подключены сигнальные лампы, к которым подключены через диоды эмнттеры транзисторов, у которых коллекторы подключены ко входам предварительных усилителей, а базы соединены с делителями напряжения питания (11.

Недостатками этого устройства являются экстратоки оконечных усилителей при включении 20 холодных нитей сигнальных ламп, что приводит к необходимости дробления нагрузки н применения дорогостоящих оконечных транзисторов для многократного запаса по току коллектора, отсутствие индикации коротких замыканий, что затрудняет обслуживание и эксплуатацию устройства, а также отсутствие реакции схемы защиты на завышенные значения нагрузки, что приводит к повышенным токам через оконечные транзисторы при значительных утечках в цепях сигнальных ламп, в результате чего возможен выход нз строя оконечных усилителей.

Целью изобретения является защита оконечного усилителя от экстратоков прн включении холодных нитей сигнальных ламп н индикация аварийных отключений нагрузки.

Указанная цель достигается тем, что к выходу генератора импульсов подключены входы дополнительных усилителей, причем выход первого из них подключен через резистор ко входу предварительното усилителя, у которого вход через первый диод соединен с выходом оконечного усилителя, соединенным через переключатель поворота с сигнальными лампами, выход соединен со входом оконечного усилителя, а эмиттер соединен через резисторы с общим проводом и с выходом первого дополнительного усилителя, а выход второго дополнительного усилителя соединен с последовательно соединенным резистором, вторым диодом и лампой накаливания, второй вывод которой подключен к выходу оконечного усилителя, причем точка соединения резистора со вторым диодом соединена через другой резистор со входом транзистора, эмиттер. которого через резисторы соединен с выходами второго дополнительного и оконечного усилителей, а коллек

1 тор через другие резисторы соед| нен со входами двух транзисторов, коллекторы которых соединены у одного со входом первого дополнительного усилителя, а у другого — с общей точкой второго диода и лампы накаливания. .

На фиг. 1 приведена схема- предлагаемого устройства; на фиг. 2 — схема его упрощенного варианта для малых нагрузок.

Схема на фиг. 1 работает следующим образом.

С выхода генератора импульсов 1 через резисторы 2.1 и 2.2 импульсы тока гюдаются на базы транзисторов 3 и 4. Коллектор транзистора 3 через резистор 5 соединен со входом. предварительного усилителя на транзисторе 6. Вход транзистора 6, кроме того; соединен через диод 7 с выходом 8 оконечного усилителя на транзисторе 9. Коллектор транзистора 6 соединен с базой транзистора 9, на его эмиттер подано напряжение смещения с делителя напряжения образованного резистором 10, второй вывод ко торого соединен с общая проводом, и резистор

11, второй вывод которого соединен с коллектором транзистора 3.

Коллектор транзистора 9 через переключате- ли 12 может быть подключен к сигнальным лам пам левого или правого бортов транспортного средства.

Выход усилителя на транзисторе 4 через резистор 13 и диод 14 подключен к лампе накаливания 15, второй вывод которой соединен с коллектором транзистора 9. Точка соединения резистора 13 и диода 14 через резистор 16 подключена к базе транзистора 17, на эмиттер которого подается смещение с делителя напряже. ния из резистора 18, подключенного к коллект ру транзистора 4, и резистора 19, подключенного к коллектору транзистора 9. Коллектор транзистора 17 через резистор 20 подключен к базе транзисюра 21 и через резистор 22 — к базе транзистора 23, коллектор которого соединен с базой транзистора 3 . Коллектор транзистора

21 подключен к общей точке диода 14 и лам.пы 15.

При подключении переключателями 12 ламп левого 24 или правого 25 бортов транспортного средства к коллектору транзистора 9 в генера тор 1 йачинает, генерировать импульс тока.. Реэистор 26 соединен с базой транзистора 21 и

679446 плюсовым проводом источника питания, резистор 27 соединен с эмипером и базой транзистора 23 параллельно эмиттсрному переходу, редуктор 28 соединен с коллектором транзистора

6, базой транзистора 9 и плюсовым проводом источника питания.

С приходом первого импульса открываются транзисторы 3 и 4, подключая к плюсовому проводу источника питания лампы 24 или 25

10 через резистор 5, диод 7 и переключатель 12 и лампу 15, что обусловлено величинами сопротивления резисторов 5 и 13. Так как сопротивление ламп накаливания нелинейно, по и:ре их разогрева напряжения на них растут, а значит, растут и напряжения на базах транзисторов 6 и 17.

Соотношение сопротивлений резисторов 5 и

13 таково, что в отсутствие замыкания в цепи сигнальных ламп транзисторов 6 открывается раньше, чем транзистор 17. Как только транзистор 6 откроется, то открывается транзистор 9, подключая сигнальные лампы к плюсовому проводу источника питания. С этого момента прекратится нагрев лампы 15, так как оба ее вывода окажутся подключенными к плюсовому проводу источника питания.

По окончании импульса тока генератора 1 схема придет в исходное состояние, однако до прихода следующего импульса нити сигналь. ных ламп не успеют остыть полностью, что повЛечет за собой резкое сокращение времени на их разогрев в начале очередного импульса

Если в цепях сигнальных ламп появится недопустимо завышенная нагрузка, время их

3» разогрева через резистор 5 и диод 7 в начале импульса увеличится. Тогда нить лампы 15 успеет разогреться до того, что напряжение на ней откроет транзистор 17. Тогда откроются транзисторы 21 и 23, лампа 15 окажется под4О ключенной к источнику питания через транзистор 21, а также через переключатель 12 и лампы 24 или 25, а вход транзистора 3 блокируется транзистором 23. С этого момента в паузах между импульсами генератора 1 нить лам45 пы 15 не будет успевать остывать, что облегчит ее зажигание и исключит прохождение импульсов с генератора 1 на вход транзистора 3.

Схема на фиг. 2 является упрощенным вариантом схемы фиг. i. Как видно на фиг. 2, резистор, соединяющий коллектор транзистора 3 с базой транзистора 6, заменен лампой накаливания 15.

С приходом импульса тока от генератора 1 открывается транзистор 3. При этом нити ламп

24 и 25 прогреваются через лампу 15 и диод 7.

По мере разогрева сигнальных ламп растет напряжение на них, -а значит, и на базе транзистора б. Как только откроется транзистор 6, 679446

5 откроется и транзистор 9, подключив сигнальные лампы к источнику питания.

Эта схема пригодна лишь для небольших мощностей сигнальных ламп, так как для больших мощностей пришлось бы применять и лампу 15 большой мощности или включать параллельно ей резистор. При этом в случае короткого замыкания лампа 15 оказывается юдключенной к источнику питания полностью, а в случае завышения нагрузки наступает лишь ограничение тока коллектора транзистора 9 за счет распределения напряжения питания между лампой 15, диодом 7 и лампами 24 или 25, когда часть этого напряжения подана иа базу транзистора 6.

Так как в этом случае транзисторы 6 и 9 будут открыты не полностью, мощности, рассеиваемые их коллекторами, будут максимальны, что и ограничивает по мощности сигнальных ламп применение схемы на фиг. 2.

Формула изобретения

Электронный прерыватель указателей поворота, содержащий генератор импульсов, предварительный усилитель, выход которого соединен со входом оконечного усилителя, выход. которого через переключатель поворота подключен к сигнальным лампам, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью защиты оконеч6 ного усилителя от зкстратоков при включении холодных нитей сигнальных ламп и инпикации аварийных отключений нагрузки, к выходу генератора импульсов подключены входы дополнительных усилителей, причем выход первого из них подключен через резистор ко входу предварительного усилителя, у которого вход через первый диод соединен с выходом оконечного усилителя, соединенным через переключа10 тель поворота с сигнальными лампами, выход соединен со входом. оконечного усилителя, а эмиттер соединен через резисторы с общим проводом и с выходом первого дополнительного усилителя, а выход второго дополнительного усилителя соединен с последовательно соединенным резиетором, вторым диодом и лампой накаливания, второй вывод которой подключен к выходу оконечного усилителя, причем точка соединения резистора со вторым диодом соединена через

20 другой резистор со входом транзистора, эмиттер которого через резисторы соединен с выходом второго дополнительного и оконечного усилителей, а коллектор через другие резисторы соединен со входами двух транзисторов, коллекторы которых соединены у одного со входом первого дополнительного усилителя, а другого — с общей точкой второго диода и лампы накаливания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 435151, кл. В 60 Q 1/34, 1971.

679446

Составитель П. Бирюков

Техред 3. Фанта Корректор Е. Папп

Редактор С. Байкова

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4704/15 Тираж 804

ЦНИИПИ Государствапюго комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., и. 4/5

Электронный прерыватель указателей поворота Электронный прерыватель указателей поворота Электронный прерыватель указателей поворота Электронный прерыватель указателей поворота Электронный прерыватель указателей поворота 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к светосигнальным огням транспортных средств и может быть применено для светосигнальных систем с изменением цветности
Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах сигнализации транспортных средств

Изобретение относится к устройствам переключения указателей поворота транспортных средств и может применяться в автотранспортных средствах, тракторной и иной подвижной наземной технике для индикации предполагаемого маневра или аварийного режима транспортного средства

Изобретение относится к автомобильной промышленности и может быть использовано в других областях техники для устройств световых сигналов

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано в устройствах для сигнализации об изменении маневра и аварийного режима

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, снабженных гидравлическим приводом тормозов, и может быть использовано в устройствах для сигнализации об изменении маневра и аварийного режима
Наверх