Способ обработки зубчатых колес

 

О Il И С А H И Е ()723838

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

* с

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ.Ф (61) Дополнительное к авт; свид-ву (22)Заявлено 19.05.78 (21) 2628594/25 08 (51)Щ. Кл.

В 23 F 5/02 с присоединением заявки №

Гасударственный комитет (23) Приоритет во делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.07.8!. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 1 7 . 07 . 8 1 (53) УДК 621.923. .5:62!.833 (088.8) (72) А втор изобретения

А. Л. Екельник (71) Заявитель

Г

А

l I

1

2 (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к производству зубчатых колес и может быть использовано в авиационной промышленности.

Известен способ обработки зубчатых колес, включающий операции термохимической обработки и шлифование центрального отверстия при базировании колеса по профилям зубьев в трех точках с последующим окончательным шлифованием профилей зубьев от центрального отверстия (11.

Недостаток такого способа заключается в низкой точности центрирования оси зубчатого венца, геометрическая форма которого искажена термохи15 мической обработкой.

Цель изобретения — повышение точности изготовления за счет оптимального распределения припуска под зубошлифование.

Это достигается теи, что перед шлифованиеи центрального отверстия производят предварительное эубошлифование колеса, центрирование которого осуществляют, обеспечивая равенство нулю накопленных погрешностей одноименных профилей двух пар зубьев, расположенных диаметрально по двум взаимно перпендикулярным осям.

На чертеже дана схема выверки зубчатого венца заготовки относительно оси оправки.

Схема включает зубчатое колесо 1 с базовым отверстием 2, в которое вставлена оправка 3, зубья 4 и 5 колеса 1, контактирующие соответственно с упором 6 и мерительным щупои

7 индикатора.

Пример. Заготовку зубчатого колеса 1 после термохимической обработки устанавливают с зазором по центральному отверстию 2 на оправку 3 с упором в торец и предварительно зажимают осевым прижимои. При этом положении эуб

4 контактирует с упором 6, а диаметрально расположенный с ним эуб 5 контактирует с мерительным щупои 7 индикатора. Между этими зубьями

38)8

3 72 определяют накопленную на угле 180 погрешность окружного шага. Для этого в исходном положении устанавливают индикатор на "нуль". Затем упор 6 и щуп 7 индикатора отводят в сторону и заготовку зубчатого колеса 1 вместе с оправкой 3 поворачивают относительно оси вращения оправки 3 так, чтобы зуб 4 вступил в контакт со щупом 7 индикатора. В таком положении индикатор приборов регистрирует удвоенную погрешность расположения профилей данной пары зубьев на угле в 180о. Путем смещения заготовки зубчатого колеса 1 в направлении, перпендикулярном к измерительным плоскостям упора 6 и щупа 7 индикатора, фиксирующего отклонения, добиваются того, чтобы последний показывал погрешность расположения зубьев

4 и 5, равную половине первоначального показания. Только при этих условиях индикатор опять выставляют на

"нуль". При повороте заготовки зубчатого колеса 1 на угол,,равный 180 индикатор в случаях контакта с зубом

4 и с зубом 5 будет показывать нуле— вое отклонения, т.е. выбрано оптимальное положение зубчатого колеса 1 относительно оправки 3 при базе на необработанное центральное отверстие в направлении Д-Д. Это означает, что можно гарантировать съем одинакового припуска на зубья 4 и 5. То же самое повторяют со второй парой зубьев, расположенных под углом 900 по отношению к первой паре. Найденную между ними погрешность на углу 180 (0,5 2 шагов) аналогичным образом исключают

ll tl до нуля путем смещения заготовки зубчатого колеса 1 на оправке 3 s н;:пр влении, перпендикулярном к измерительным плоскостям упора 6 и щупа

7 индикатора, в точках касания со второй парой зубьев. Так как эта пара расположена под прямым углом к первой паре зубьев (4 и 5), то смещение заготовки зубчатого колеса 1 проводят в направлении прямой В-В, перпендикулярной Д-Д. Таким образом, при повороте заготовки зубчатого колеса 1 вместе с оправкой 3 вокруг оси вращения последней, выбранной путем смещения в двух взаимно перпендикулярных плоскостях заготовки относительно оправки 3, индикатор будет показывать

11 II нули в моменты касания с каждым из этих четырех зубьев. А равенство "ну11 лю погрешности 0,5 зубьев окружного шага, по крайней мере, двух пар зубьев расположенных попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях, означает, что найденное положение оправки 3 соответствует наименьшей погрешности взаимного расположения зубьев венца заготовки. В таком положении заготовку зубчатого колеса 1 окончательно фиксируют на оправке 3. Затем на эу- . бошлифовальном станке от оправки 3, как базы,производят шлифование,оставляя припуск под окончательное шлифование.В данном случае оптимальное положение оси заготовки реализуется в геометрически точном зубчатом венце, который и служит базой для последующего шлифования центрального отверстия, от которого в дальнейшем производят окончательную обработку зубьев колеса, т.е. окончательное эубошлифование

25 от уже сориентированного по отношению к венцу базового центрального отверстия1.

Йри таком способе изготовления оптимально распределяется припуск

511 под шлифование по зубчатому венцу.

Формула изобретения

Способ обработки зубчатых колес, 35 включающий операции термообработки, шлифования центрального отверстия с базированием колеса по профилям зубьев и последующего шлифования профилей зубьев от отверстия, о т л и40 ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества обработки, перед шлифованием отверстия проводят предварительное эубошлифование колеса, центрирование которого осуществляют, 45 обеспечивая равенство нулю накопленных погрешностей одноименных профилей двух пар зубьев, расположенных диаметрально по взаимно перпендикулярным осям.

50 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Евстигнеев М.И. и др. Технология авиадвигателей. Изготовление основных деталей авиадвигателей. М., Иашиностроss ение, 1972, с. 157-158.

723838

la

Составитель В.Погорелов

Редактор С.Суркова Техред С.Мигунова Корректор Г. Решетник

Заказ 5740/37 Тираж 1148 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород,ул,Проектная,4

Способ обработки зубчатых колес Способ обработки зубчатых колес Способ обработки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу точной обработки зубчатых венцов на станке, причем обрабатываемое зубчатое колесо, находящееся в контакте с вращающимся вокруг своей оси абразивным инструментом, вращают вокруг своей оси, за счет чего происходит снятие стружки на обрабатываемых боковых сторонах зубьев зубчатого колеса, а вращательное движение оси зубчатого колеса и вращательное движение оси абразивного инструмента электронно связаны между собой
Наверх