Нл!?г1:ни-];.х5;;гтож бм6лиотекд

 

О П И С А Н И Е 366ЮО

И ЗО БР ЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

М. Кл. В 601 17/06

F 1611 3/08

Заявлено ОЗЛЧ.1969 (№ 1317896/27-11) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 16Л.1973. Бюллетень ¹ 7

Дата опубликования описания 1 .III.1973

Комитет по делам изобретеиий и OTNpblTNII при Совете Мииистрое

СССР

УДК 629.114.2.585.1 (088.8) Авторы изобретения

К, К. Ивлиев, Н. И. Комаров, Г. И. Кутняков, К. Я. Львовский, В. Э. Малаховский, Л. Ф. Прудников и Н. А. 1Цельцын

Заявитель

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям коробок передач, применяемых в основном на тракторах.

Известны коробки передач, преимущественно для тракторов, содержащие первичный вал, на котором закреплены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями, свооодно установленными íà napaëлельных вторичных валах и соединяемыми с ними посредством фрикционных муфт, а вторичные валы соединены с конечными передачами бортов трактора.

Предлагаемая коробка передач отличается тем, что на ее вторичных валах закреплены шестерни, соединенные одна с другой промежуточной шестерней.

Это упрощает конструкцию коробки передач.

Для увеличения числа передач первичный гал коробки передач соеди(нен с дополнительной диапазонной передачей.

На фиг. 1 дана схема четырехступенчатой коробки передач; на фиг. 2 — схема многодиапазонной коробки передач.

На первичном валу 1 закреплена шестерня 2, находящаяся в зацеплении с шестернями 8 и 4, и шестерня 5, зацелляющаяся с шестернями 6 и 7. Шестерни 4 и 7 свободно установлены на вторичном валу 8, а шестерни 8 н 6 — на вторичном валу 9. На вторичных валах 8 и 9 размещены фрикцпонные муфты

10 — 18 (по две муфты на каждом валу), служащие для соединения шестерен 4, 7, 8 и 6

5 с вторичными валами 8 и 9.

Вторичные валы 8 и 9 постоянно соединены между собой зубчатой передачей, состоящей из шестерен 14 л 15, жестко установленных на вторичных вала 8 и 9, а также па10 разптной шестерни 16, размещенной на валу

17 и зацелленной с шестернями 14 и 15. Расстояние между осями первичного вала 1 и вторичного вала 8 не равно расстоянию между осями первичного вала 1 и вторичного ва15 ла 9, вследствие чего передаточные числа пар шестерен 8 — 2 и 4 — 2, а также пар шестерен

6 — 5 и 7 — 5 различны. Передаточное число зубчатой передачи 14, 16, 15 равно единице.

Эта коробка передач входит как состав20 ная часть в многодиапазонную коробку передач. Многодиапазонные коробки передач находят применение на сельскохозяйственных тракторах. На входном валу 18 этой коробки передач свободно установлены шестерня 19

25 и блок шестерен 20 и 21, а также жестко закреплена шестерня 22 и зубчатая муфта 28.

Внутри вала 18 проходит независимый вал

24 отбора мощности. На дополнительном валу

25 жеспко закреплена шестерня 26, постоянно

30 сцепленная с шестерней 22, и размещен сколь366100

50 зящий блок шестерен 27 и 28. Шестерни 19 и

20 постоянно сценлс. .:ы с шестернями 2 и 5, расположенными на валу 1. При перемещении блока шестерен 27 и 28 по шлпцам дополнительного вала 25 шестерня 27 входит в зацепление с шестерней 21 илп шестерня 28— с шестерней 2.

Мощность от двигателя трактора подводится к первичному валу 1 (см. фиг. 1) коробки передач. При включении фрикционной муфты 10 мощность от первичного вала 1 передается вторичному валу 8 через шестерни

2 и 4, а вторичному валу 9 — через шестерни

2, 4, 14, 16 и 15. В том случае, если коробка передач установлена на гусеничном тракторе, мощность отоирается одновременно с обоих вторичных валов 8 и 9 и через механизмы поворота, центральные передачи и конечные передачи передается ведущим звездочкам.

В том случае, если коробка передач установлена на колесном тракторе, мощность отбирается с одного из вторичных валов 8 и 9 или с вала 17 паразитной шестерни 16.

Для переключения передач выключают фрикционную муфту 10 и включают одну из фрикционных муфт 11, 12 и 18. При включении муфты 11 мощность на вал 8 передается через шестерни 5 и 7, а на вал 9 — через зубчатую пере дачу 14, 15, 16. При включении муфты (2 мощность передается через шестерни 2 и 8 вторичному валу 9 и далее через зубчатую передачу 15, 16, 14 — вторичному валу

8. При включении муфты 18 мощность передается на вторичный вал 9 через шестерни 5 и 6 и через зубчатую передачу 15, 16 и 14— на вторичный вал 8.

Так как передаточные числа пар 4 — 2, 8—

2, 7 — 5, 6 — 5 различны, а передаточное число зубчатой передачи 14 — 16 — 15 равно единице, коробка передач имеет четыре передачи, на каждой из которых вторичные валы 8 и 9 вращаются с одинаковой скоростью, При другом исполнении коробки передач расстояние между первичным валом 1 и вторичным валом 8 равно расстоянию между первичным валом 1 и вторичным валом 9.

При этом передаточные отношения пар шестерен 8 — 2 и 4 — 2, а также пар шестерен 6—

5 и 7 — 5 одинаковы. Передаточное число зубчатой передачи 14, 16, 15 не равно единице.

При таком исполнении коробка также имеет четыре передачи, включаемые муфтами 10—

18, однако на каждой передаче скорости вращения валов 8 и 9 различны, что потребует в случае применения коробки передач на гусеничной машине различных передаточных чисел в центральных или конечных передачах разных бортов.

Многодиа пазонная коробка передач (см. фиг. 2) обеспечивает три диапазона передач переднего и один диапазон заднего хода.

30 !

Внутри каждого диапазона содержится четыре передачи, переключаемые (также, как и в корооке передач на фиг. 1) фрикциопными муфтами 10 — 13. При включении диапазона пониженных скоростей шестерня 27 вводится в зацепление с шестерней 21, Мощность от вала 18 к валу 1 передается через шестерни

22, 26, 27, 21, 20 и 5. При включении диапазона рабочих передач зубчатая муфта 28 соединяет шестерню 19 с валом 18, а мощность передается через шестерни 19 и 2. При включении диапазона транспортных передач зубчатая муфта 28 соединяет шестерню 21 с валом 18, мощность передается через шестер:ни 20 и 5.

При включении заднего хода шестерня 28 вводится в зацепление с шестерней 2, мощность передается через шестерни 22, 26, 28 и 2.

При работе на любом диапазоне передач мощность от вала 1 передается одновременно двум вторичным валам 8 и 9 через одну из фрикционных муфт, пары шестерен и зубчатую передачу 15, 16, 17, постоянно соединяющую вторичные валы 8 и 9 (также, как в коробке передач на фиг. 1). В коробке передач при включении любой фрикционной муфты мощность передается одновременно обоим вторичным валам, поэтому число передач коробки равно сумме чисел муфт на обоих вторичных валах. Это свойство коробки передач позволяет уменьшить число муфт, расположенных на каждом вторичном валу в отдельност,и.

Описанная коробка передач универсальна, так как может быть использована на гусеничных и колесных машинах. При необходимости отбора мощности с одного вала может быть использован любой из вторичных валов или любой вал передачи, постоянно соединяющий вторичные валы. Во всех указанных случаях все элементы коробки передач полностью загружены.

Предмет изобретения

1. Коробка передач, преимущественно для тракторов, содержащая первичный вал, на котором за креплены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями, свободно установленными íà параллельных вторичных валах и соединяемыми с ними посредством фрикционных муфт, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, на вторичных валах коробки передач закреплены шестерни, соединенные одна с другой промежуточной шестерней.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью увеличения числа передач, первичный вал коробки передач соединен с дополнительной диапазонной передачей.

366100

27 21 20 2б

1с? 11 7

Рыг 2,7 12 О б Риг. 1

Составитель Э. Жарикова

Техред T. Ускова

Корректор О. Тюрина

Редактор 3. Овчаренко

Заказ 128/573 Изд. № 139 Тираж 632 Подписи,, ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк фил. пред. «Патент»

Z

13

/5

9 б

Нл!?г1:ни-];.х5;;гтож бм6лиотекд Нл!?г1:ни-];.х5;;гтож бм6лиотекд Нл!?г1:ни-];.х5;;гтож бм6лиотекд 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле
Наверх