Цифровой электрогидравлический привод

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВ ЕИЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

<о792002 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (51) М. Кл, (22) Заявлвно19.06.78 (21) 2631659/18-24 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Опубликовано 301280 Бюллетень ) 9 48

Дата опубликования описания30. 12 80

F 15 B 9/03

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (S3) УДК 621-525 (088.8) О. В. Бухов и Н. П. Коробов (72) Авторы изобретения

Ивановский энергетический институт им. B. И. Ленина (71) Заявитель (54) ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД

Изобретение относится к электрогидравлическим приводам с цифровым электрическим управлением, представляющим обширный класс дискретных исполнительных механизмов, применяющихся в различных системах автоматического управления (САУ). Одним из направлений является создание дискретного электрогидравлического привода к цифровым САУ, состоящего из шагового электродвигателя (ШЭД), дросселирующего гидрораспределителя (ДГР) гидроцилиндра и механических обратных связей, которые в со-, вокупности составляют следящий линейный гидропривод с механической обратной связью.

Известна электрогидравлическая следящая система с гидромеханическим волнообразователем в прямой цепи управления, что позволяет исключить влияние энергии быстровращающихся частей двигателя и распреде- . лительного устройства 1.1) .

Наиболее близким техническим решением к данному является цифровой электрогидравлический привод, содержащий шаговый электродвигатель (ШЭД), соединенный с каналом управления и гидромеханическим усилителем мощности, выполненным, например, в виде .волнового редуктора со струйной трубой, дроссельный гидрораспределитель (ДГР) золотникового типа, 5 связанный через передачу "винт-гайка" с гидромеханическим усилителем мощности и гидравлически — с линейным гидродвигателем, шток которого связан с рычагом обратной связи E2$, 10 В таком приводе имеется люфт в цепи механической обратной связи, который приводит к уменьшению устой— чивой работы привода при инерцион— ной нагрузке.

При компановке такого привода необходимо получить требуемое усилие на перестановку дросселирующего гидрораспределителя либо за счет увеличения передаточного отношения р0 . в кинематических связях, установленных между валом ШЭД и ДГР, либо за счет увеличения выходной мощности

- ШЭД. В свою очередь, увеличение передаточного отношения в кинематичес25 ких передачах приведет к уменьшению

"добротности" привода по скорости при фиксированной частоте приемистости для данного типа ШЭД. Увеличение перестановочного усилия за щ счет увеличения выходной мощности 792002

ШЭД не всегда представляется возможным из-за ряда ограничений.

Цель изобретения состоит в улучшении динамических характеристик за счет значительного увеличения перестановочного усилия на ДГР сле,дящего линейного гидропривода с механической обратной связью и в повышении точности позиционирования.

Сущность изобретения состоит в том, что в нем рычаг обратной связи связан с винтом передачи "винтгайка".

При этом вал ШЭД полностью разгружен и только отрабатывает заданный угол беэ нагрузки, который строго отрабатывается волновым редуктором с учетом коэффициента передачи. Крутящий момент, создаваемый волновым зубчатым редуктором, реализуется за счет динамики струй жидкости, вытекаемых из сопел под давлением, равным давлению в напорной гидролинии,и эа счет редукции волнового редуктора. Позицию поворота волнового редуктора задает ШЭД, которая затем трансформируется в линейное перемещение парой "винтгайка".

На чертеже изображена схема цифрового. электрогидравлического при— вода, состоящего из следующих деталей и узлов: 1 — корпус следящего линейного гидропривода; 2 шаговый электродвигатель (ШЭД);

3 — электронный коммутатор (ЭК) формирующий сигнал в канал управ— ления ШЭД; 4 — цифровая управляющая машина (ЦУМ) или ЭВМ, микропроцессор; 5 — поршень линейного гидро— двигателя-силового гидроцилиндра со штоками, расположенными по обе сторо ны поршня; 6 — дроссельный гидрораспределитель, 4-х кромочный, эолотникового типа (ДГР); 7 — гидролиния, соединяющая правую полость следящего линейного гидропривода с ЛГГ;

8 — гидролиния, соединяющая левую полость следящего линейного гидропривода с ДГР; 9 — струйная трубка с двумя соплами (генератор волн);

10 — деформируемое ведомое зубчатое колесо волнового редуктора; 11 — неподвижное зубчатое колесо волнового редуктора; 10 и 11 — в совокуп— ности составляют волновой зубчатый редуктор; 12 — правая полость силового гидроцилиндра; 13 — левая полость силового гидроцилиндра; 14 рычаг (механической) обратной связи следящего линейного гидропривода;

15 — винт; 16 — поршень со штоком, содержащий гайку;(15 и 16 — в совокупности ссставляют передачу "винтгайка"); Рн и Pc — подсоединение соответственно напорной и сливной гидролинии к приводу.

Цифровой электрогидравлический привод состоит из ШЭД 2, который

19

Ю

$O

5S

40 через муфту жестко соединен со струйной трубкой.9, имеющей два сопла, расположенные в одной плоскости под углом -180 . Струйная трубка помещена в корпусе следящего линейного гидропривода 1 в подшипниках скольже» ния и через внутренние каналы соединена с напорной гидролинией Рн.

Струйная трубка имеет возможность вращаться в корпусе гидропривода в подшипниках скольжения, которые одновременно являются и уплотняющими устройствами. Струйная трубка находится внутри ведомого зубчатого колеса 10 волнового редуктора с небольшим зазором между соплами и последним. Под действием силы ведомое зубчатое колесо может деформироваться и находиться в зацеплении с неподвижным зубчатым колесом 11.

Ведомое зубчатое колесо имеет число зубьев Z, а неподвижное колесо число зубьев Z + 1, а в совокупности они составляют волновой зубчатый редуктор. Ведомое зубчатое колесо жестко соединено с винтом

15, находящимся в зацеплении с гайкой, которая помещена в поршне со штоком 16. Винт 15 имеет возможность входить в шток. Винт и поршень со штоком, содержащим гайку, в совокупности составляют кинематическую пару "винт-гайка", которая преобразовывает вращательное движение винта в возвратно-поступательное движе0 ние поршня со штоком. Поршень через шток шарнирно связан с рычагом 14 механической обратной связи следящего линейного гидропривода. В корпусе 1 гидропривода помещен дроссельный гидрораспределитель б, к которому подводятся две гидролинии — напорная Рн и сливная Рс. От

ДГР отходят две гидролинии 7 и 8, которые соединяют соответственно правую 12 и левую 13 полости гидропривода. В корпусе 1 гидропривода помещен поршень со штоками 5, расположенными по обе стороны поршня.

Корпус 1 и поршень со штоками 5 образуют силовой гидроцилиндр с двухсторонним штоком. ДГР шарнирно связан с рычагом механической обратной связи, который в свою очередь также шарнирйо связан со штоком поршня 5.

ДГР, гидроцилиндр и рычажная механическая обратная связь в совокупности составляют следящий линейный гидропривод. Электронный блок управления„ формирующий сигналы на

ШЭД, состоит из цифровой управляющей машины 4 и электронного коммутатора 3.

Цифровой электрогидравлический привод работает следующим образом. управляющие импульсы с ЦУМ 4 поступают на электронный коммутатор

3, который формирует алгоритм управления на ШЭД 2. При получении ко792002

50 ианды с электронного коммутатора

ШЭД поворачивается на определенный угол по часовой или против часовой стрелки согласно команде, при этом он поворачивает через муфту струйную трубку с двумя соплами, к которой подводится жидкость от напорной гидролинии. Жидкость, вытекая иэ сопел струйной трубки, действует на ведомое зубчатое колесо, которое под действием сил от струй деформируется и, находясь s зацеплении с неподвижным зубчатым колесом, перемещается на определенный угол. Жидкость, вытекая из сопел и воздействуя на ведомое зубчатое колесо, затем отводится из полости волнового редуктора в сливную гидролинию.

Струйная трубка с соплами является генератором волн. Ведомое зубчатое колесо с поворотом струйной трубки также проворачивается на определенный угол с учетом коэффициента передачи, волнового зубчатого редуктора. Ведомое зубчатое колесо проворачивает винт 15, установленный в подшипнике качения, через жесткое закрепление. Поворот винта вызывает поступательное перемещение поршня со штоком 16. Перемещение поршня через шток вызывает перемещение рычага 14 механической обратной связи следящего линейного гидропри.вода. Рычаг обратной связи переме-. щается относительно закрепления его в штоке детали 5. При перемещении рычага относительно точки закрепления в штоке детали 5 произойдет смещение дроссельного гидрораспределителя 6 относительно его нейтрального положения, что вызовет соединение полостей 12 и 13 с напорной и сливной гидролиниями через внутренние гидролинии 7 и 8. Соединение полостей

12 и 13 с напорной и сливной гидролинией соответственно будет зависеть от перемещения рычага обратной связи по часовой или против часовой стрелки, что вызовет перепад давления на поршне 16 и перемещение последнего. Перемещение поршня 5 вызовет перемещение точки закрепления рычага обратной связи на штоке детали 5 уже относительно его закреп ления с деталью 16 и, в свою очередь, приведет к возврату ДГР в нейтральное положение. Возврат ДГР в нейтральное положение приведет к перекры5

35

2Q тию гидролиний 7 и 8, соединяющих правую и левую полости гидропривода, и к остановке поршня 5, Следовательно, поворот вала ШЭД на определенный угол вызовет строгое определенное перемещение штока следящего гидропривода.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого привода coc— тоит в увеличении "добротности", так как вал ШЭД не нагружен никакими силами. При компановке дискретного электрогидравлического линейного привода, состоящего из ШЭД,ДГР, представляющего 4-х кромочный золотник гидроцилиндра, в совокупнос— ти представляющие следящий линейный гидропривод с рычажной механической обратной связью отсутствуют люфтовые соединения в виде "винтгайка", "рейка-шестерня" и т.д. в цепи обратной связи и не приходится решать вопроса в выборе требуемого усилия на ДГР за счет скорости перемещения последнего.е

Формула изобретения

Цифровой электрогидравлический привод, содержащий шаговый электродвигатель, соединенный с каналом управления и гидромеханическим усилителем мощности, выполненным, например, в виде волнового редуктора со струйной трубкой, дроссельный гидрораспределитель золотникового типа, связанный через передачу "винтгайка" с гидромеханическим усилителем мощности и гидравлически — с линейным гидродвигателем, шток которого связан с рычагом обратной свя— зи, отличающийся тем, что, с целью улучшения динамических ха— рактеристик привода, в нем рычаг обратной связи связан с винтом передачи "винт-гайка".

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2152475/18-24, кл. F 15 В 1 /12, 1965.

2. "Дискретное управление электрогидравлическим приводом" под ред.

Г. Н. Посохина, М, "Энергия", 1975, с.21 (прототип).

792002

11 10

Составитель О.. Гудкова

Техред A.A÷ Корректор В. Синицкая

Редактор Н. Каменская

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9442/36 Тираж 798 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )Х-35, Раушская наб., д. 4/5

Цифровой электрогидравлический привод Цифровой электрогидравлический привод Цифровой электрогидравлический привод Цифровой электрогидравлический привод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области общего машиностроения и может применяться в оборудовании комплексной механизации шахт в качестве механизма для перемещения элементов оборудования и машин, в которых требуется шаговое перемещение, например, забойного конвейера, исполнительного органа струговой установки, механизированных крепей и др

Изобретение относится к гидроавтоматике и может быть использовано в гидросистемах летательных аппаратов

Изобретение относится к гидроавтоматике и может быть использовано в гидросистемах летательных аппаратов

Изобретение относится к области пневмомашиностроения, в частности к механизмам, предназначенным для осуществления перестановки и следящего движения запорной и регулирующей арматуры газо-нефте-продуктопроводов

Изобретение относится к области гидроавтоматики и может использоваться в электрогидравлических системах управления судов и летательных аппаратов

Изобретение относится к области гидравлических систем управления рабочими органами мобильной техники
Наверх