Коробка перемены передач

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнх

Соцналнстнческнх республнн

11 и 815359

4r

/ ,/

Ф ,Ф (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 20.10. 77(р ) 2531318/25-28 (51)М. Кл. с присоединением заявки М

Гевударстввииый квмвтвт

СССР

Г 16 Н 3/12 (23) Приоритет лв делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.03 81-Бюллетень йе 11

Дата опубликования описания 23.03.81 г-" "(53) УДК 621.833.. 15 (О 88.8) (72) Автор изобретения

Р. ll. Васильев

pi.; е

I (?I) Заявитель (54) КОРОВКА ПЕРЕМ EHbJ ПЕРЕДАЧ

Изоберетение относится к машиностро- ению, а именно к коробкам перемены передач.

Известна коробка перемены передач, содержащая параллельно расположенные ведутпий и полый со сквозными пазами

5 ведомый валы с установленными на них несколькими парами постоянно зацепляющнхся зубчатых колес, установленные в сквозных пазах ведомого вала роликовые шпонки, размешенный в попом ведомом валу поворотный вал с расположенными на нем по винтовой линии кулачками, воздействуюШими на шпон ки» и связыв аюШую ttoB opoTный и полый ведомый валы пружину Я.

Недостатком этой коробки перемены передач является ненадежность и снижение плавности переключения передач при возрастании крутятпего момента .на ведуп1ем и поворотном кулачковом валах иэ-за противодействия момента пружины и формы кулачков.

Пель изобретения — повышение плавности и надежности переключения передач.

Поставленная цель достигается тем, что коробка снабжена обгонными муфтами, связывающими полый ведомый вал с установленными на нем колесами, а кулачки выполнены .с взаимным угловым перекрытием.

На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая коробка переменных передач, продольный разрез, на фиг. 2 — полый ведомый и поворотный кулачксвые валы, поперечный разрез.

Коробка перемены передач содержит ведущий вал 1 с жестко установленными на нем зубчатыми колесами 2-6, параллельно расположенный ему полый ведомый вал 7 с зубчатыми колесами

8- 12, находящимися в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами 2-6 ведущего вала 1. Зубчатые колеса 8-12 связаны с ведомым валом 7 посредст вом .обгонных муфт, образованных зубчатыми колесами 8-12, роликами 13 и ступицами 14, установленными на ведомом валу 7 с возможностью свободного вра5

Л ступицы колеса 8f передача 2 и 8 размыкается, скорость ступицы колеса 9 вместе с валом 7 начинает уменьшаться и тогда, когда она становится меньше скорости вращения колеса 9, происходит эакпинивание роликов 13 и замыкание ступицы и копеса 9, т.е. плавное переключение передачи.

Предлагаемое устройство обеспечивает надежность переключения передач за счет снабжения коробки обгонными муфтами и выполнения кулачков взаимно угловым перекрытием, что исключает противодействие пружины в.-момент переключения и обеспечивает также плавность . переключения.

359

3 81 щения и периодически взаимодействующи- ми с роликовыми шпонками 15, размещенными в сквозных пазах 16 (фиг. 2) ведомого вала 7, а также с кулачками

17, расположенными по винтовой пинии на поворотном валу 18, размещенном в полом ведомом валу 7 и связанном с последним пружиной 19. Кулачки 17 размещены на валу 18 с взаимным угловым перекрытием (фиг. 2).

При передаче крутящего момента от ведущего вала 1 к ведомому валу 7 происходит закручивание пружины 19 и поворот вала 18 относительно вана 7, в резупьтате чего один из кулачков 17 набегает ка ропиковую шпонку 15 и вводит ее в паз одной из ступиц 14, соединяя последнюю с ведомым валом 7. Происхо— дит заклинивание ролика 13 в одном из зубчатых колес, например 8, и таким образом осуществпяется передача крутящего момента от ведущего вала 1 через копесо 2 к зубчатому колесу 8 ведомог.o вала 7.

При увеличении крутящего .момента вал 18 поворачивается относительно вапв 7 на больший угол, в результате чего происходит ввод соседней роликовой шпонки 15 в паз ступицы 14 колеса 9 соседним кулачком 17 вала 18, но, так как кулачки 17 на вану 18 выпопнены с взаимным угловым перекрытием, то в этот момент происходит одновреФ менное соединение с валом 7 соседних ступиц 14 зубчатых копес 8 и 9, которые вращаются вместе с вапом 7 со скоростью, обеспечиваемой передачей колес

2 и 8. При этом скорость ступицы колеса 9 больше скорости самого колеса 9, в результате чего заклинивания роликов в этой обгонной муфте не происходит, колесо S вращается вхолостую и момент через пару копес 3 и 9 не передается.

По мере увеличения момента происходит дальнейший поворот вала 18 и сход кулачка вала 18 со, шпонки 15

Формул а изобретения

Коробка перемены передач, содержажая параллепьно расположенные ведущий и полый со сквозными пазами ведомый валы с установленными на них несколькими парами постоянно за цепляющихся зубчатых колес, установленные в сквозных пазах ведомого вала роликовые шпонкн, размещенный в полом ведомом зо валу поворотный вал с расположенными на нем по винтовой линии кулачками, воздействующими нв шпонки, и свяэываюп ую поворотный и полый ведомый валыпружину, отличающаяся тем, что, с цепью повышения плавности и надежности переключения передач, коробка снабжена обгонными муфтами, связывающими нолый ведомый вал с установленными на нем колесами, а кулачки выполнены с взаимным угловым перекрытием.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетеньство СССР

¹ 435395, кл. Р 16 Н 3/12, 1974

45 (прототип).

Коробка перемены передач Коробка перемены передач Коробка перемены передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в различных механизмах, где необходимо обеспечить стопорение от вращения вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в устройствах для переключения передач :в станках и транспортных средствах и является усовершенствованием известного технического решения по авт.св

Изобретение относится к машиностроению „ Цель - повышение надежности и долговечности коробки передач - достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к планетарньм редукторам, используемым в транспортных машинах различного назначения
Наверх