Способ сборки коническихзубчатых пар

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сава COaetntSX

Сецнааистнчесних

Ресвубаик

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 250579 (21) 2771377/25-28 (51)M

F 16 Н 1/14

8 23 F 1/00 с присоединением заявки Н9 (23) ПриоритетГосударстввнныЯ «омвмт

СССР яо ямам нэобратаннЯ н открытяй

Опубликовано 15.06.81. Бюллетень М 22 (533 Уд< 621. 833 (088.8) Дата опублИкования описания 1506.81

)

1 (72) Авторы изобретения

A.A.Êîâàëåâ и И.В.Ер (71) Заявитель . (54) СПОСОБ СВОРКИ КОНИЧЕСКИХ

ЗУБЧАТЫХ ПАР

Изобретение относится к точному машиностроению .и может быть использовано для сборки точных конических зубчатых передач. 5

Известны способы сборки конических пар путем назначения допусков иа взаимное расположение рабочих и посадочных (базовых) поверхностей конических колес и на взаимное расноложение посадочных торцов и диаметpos механизмов (1).

Однако такие способы сборки не обеспечивают высокой точности взаимж>го расположения рабочих (номинальных) поверхностей конических зубчатых колес пары из-за большого количества составляющих погрешности взаимного расположения конических колес .ы недостаточной точности методов и ар@дств измерения взаимного расположения рабочих, базовых и посадочных поверхностей механизмов.

НаиболеЕ близким по технической сущности и достигаемому эффекту 25 к изобретению является способ сборки коническиХ зубчатых пар,заключающийся в том,что по результатам техно:логического контроля одного иэ пара" метров производят относительное сме- 30 щение конических колес изменением толщины торцовых шайб f2j.

Однако известный способ сборки не .обеспечивает требуемую точность.

Цель изобретения — повышение точности сборки.

Указанная цель достигается тем, что в качестве контролируемого параметра принимают разность боковых зазоров в полюсной зоне и равноудаленных от нее фазах зацепления °

На фиг.1 показана коническая зубчатая передача, собираемая предлагаемым способом; на фиг.2 — вид A на фиг.1; на фиг.3 — изменение положения точки контакта для различных условий сборки.

Зубчатые колеса 1 и 2 установлены на посадочных диаметрах и торцах валов 3 и 4 через регулировочные торцовые шайбы 5 и 6 ° Вал 3 снабжен тормсзом 7, а вал 4 — поворотной измерительной опорой 8, в которую упирается ножка индикатора 9,установленного на жестком основании, связанном с основанием 10.

При зацеплении имеют место (фиг.3)

,последовательные положения точек 11, контакта относительно полюса (р) 12 на линии 13 зацепления в главном сечении передачи при различных .",.азах зацепления пары из когес 1 и

2 и положения измерительных точек

-14.и 15 контакта при повороте колес около их осей вращения на половину окружного шага от положения зацепления профилей в полюсе.

Сборка конической пары предя-.-гаемым способом предусматривает измерение при заторможенном нале 3 индикатором 9 баковогo зазора (мерт— вого хода) в конической паре покачиванием (поворотом).вала 4 при контакте зубьев в полюсе 12 зацепления и измерительных точках .14 и 15 контакта при измен= íèè фазы зацепления на фиксированную величину, например на половину окружного шага.

Прн повороте колеса 1 в фиксированные положения вал 3 временно растор-" маживается, а измерительная опора 8 поворачивается в обратную сторону на тот же угол, сохраняя контакт ножки индикатора 9 (при мелком модуле передачи переустановки опоры Б может не понадобиться). По изменению (разности) величины бокового зазора в передаче при зацеплении в полюсе

12 и на равпоудаленных от полюса фс,эах зацепления (точки контакта

14 и 15) нахоцят величипу припуска, I который необходимо снять при измене

;нии толщины шайб " и 6:

Для случая ортогональной передачи (Ач, -д и =90 ) выражения (1) и (2) упроцаются, соответственно: л ией„„ щ, 3 е

Й е Ке (3)

Со5д

Лье >we (<)оо) = P " Х!л (4)

co5(f

Ptе 2

Повторение операций измерения неравномерности бокового зазора на линки зацепления и на нескольких сопряженных рабочих поверхностях позволяет еще больше повысить точность взаимного расположения рабочих поверхностей конических колес пары.

Осуществление при сборке конической пары. технологического контроля измерением разности бокового зазора на линии зацепления позволяет повысить точность взаимного расположения рабочих поверхностей конических колес пары до 5-10 мкм по совпадению вершин йонических зубчатых колес в узлах, механизмах и технологических устройствах нормальной точности, до 2-3 мкм в механизмах на прецизионных шарикоподшипниках и до 1 мкм в особо точных механизмах, например на газостатических опорах. )ИЮ К 61ЬД е Ид

Ы л Е е

И „е а

-.лп E е где V и Ч jne

Р.(< = сР изменение величины припуска регулировочных шайб; разность измеренного зазора при контакте в полюсе и в точках

14 и 15 линии зацепления; внешнее начальное конусное расстояние; угол начального конуса конического колеса; внешний окружной шаг*, межосевой угол кони= ческой передачи.

Формула изобретения

Способ сборки конических зубчатых

4О пар, эаключаюцийся в том, что по результатам технологического контроля одного из параметров производят относительное смещение конических колес изменением толщины торцовых шайб, а т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности сборки, в качестве контролируемого параметра принимают разность боковых зазоров в полюсной зоне и равноудаленных от нее фазах зацепления.

Источники информации, принятые во внймание при экспертизе

1. Козлов N.П. Зубчатые передачи точного приборостроения. M., "Машиностроение", 1969, с.130-249.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 510359, кл. В 23 F 1/00, 1976 (прототип).

838188

Составитель A.Âåðõîâñêèé

Texpeä A. дч Корректор М.Демчик

Редактор Ю.Петрушко

Г

Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Заказ 4388/48 . Тираж 1006

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Способ сборки коническихзубчатых пар Способ сборки коническихзубчатых пар Способ сборки коническихзубчатых пар 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 838187

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх