Дисковый тормоз

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii)842291

Союз Советских

Соцмалкстмческмх

Реслублмк (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.03.79 (21) 2735036/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл.з

F 16 D 55/14

Геаудлрственлвй кемнтет

СССР пю делам лзебретевнй и етлрмтнк (23) Приоритет—

Опубликовано, 30.06.81. Бюллетень № 24 (53) УДК 62-592. . 113 (088.8) Дата опубликования описания 05.07.81 (72) А вторы изобретения

В. В. Радьков, И. А. Мельников, М. Е. Минченко и А. А. Некий

I

Алтайский ордена Ленина тракторный завод им;, М. И; Калинйна

Ф (71) Заявитель (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к тормозным системам транспортных машин, а конкретнее

:к тормозным устройствам гусеничных тракторов с планетарным механизмом поворота.

Известен дисковый торноз, связанный с планетарным механизмом поворота, который содержит солнечную шестерню и состоящий из среднего опорного диска кинематически связанного со смонтированными в корпусе остановочным и блокирующим узлами, при этом остановочный узел выполнен в виде подшипника, закрепленного в кор- те пусе и в стакане, на наружной боковой поверхности которого установлен крайний опор ный диск, зафиксированный от поворота в окружном направлейии относительно стакана, с помощью шлицевого соединения, а также в виде фрикционных и нажимных дисков, установленных с возможностью осевого перемещения относительно последнего, а блокирующий узел выполнен в виде другого крайнего опорного диска, установленного на цилиндрической поверхности другого стакана, а также в виде других фрикционных и нажимных дисков, установленных с возможностью осевого перемещения относительно второго крайнего опорного. диска. Кроме того, только средний опорный диск жестко соединен шпильками с крайним опорным диском блокирующего узла и выполнен с клиновым выступом, контактирующим с клиновой выемкой, выполненной в консоли крайнего опорного диска блокирующего узла (1).

Основными недостатками этой конструкции являются отсутствие замыкания силового потока при включении остановочного узла внутри тормоза, что приводит к нагружению осевой силой значительного количества элементов заднего моста, а том числе корпуса заднего моста, а также недостаточная жесткость конструкции, что ухудшает работу фрикционных элементов и снижает их долговечность. Для обеспечения параллельности поверхностей трения опорных дисков остановочного узла необходима повышенная точность изготовления деталей тормоза и корпуса заднего моста или «плавающая», т.е. самоустанавливающаяся конструкция крайнего опорного диска, усложняющая конструкцию. Кроме того, шпильки, центрирующие нажимные диски остановочного

842291

55 узла и крайний опорный диск блокирующего узла имеют консольное крепление.

Цель изобретения — повышение надежности работы, долговечности, а также упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в дисковом тормозе, связанном с планетарным механизмом поворота, который содержит солнечную шестерню и состоящий из среднего опорного диска, кинематически связанного со смонтированным в корпусе остановочным и блокирующим узлами, при этом остановочный узел выполнен в виде подшипника, закрепленного в корпусе и в стакане, на наружной боковой поверхности которого установлен крайний опорный диск, зафиксированный от поворота в окружном направлении относительно стакана, и, кроме того в виде фрикционных и нажимных дисков, установленных с возможностью осевого перемещения относительно последнего, а блокирующий узел выполнен в виде другого крайнего опорного диска, установленного на цилиндрической поверхности другого стакана, а также в виде других фрикционных и нажимных дисков, установленных с возможностью осевого перемещения относительно второго крайнего опорного диска, при этом средний опорный диск жестко соединен с крайним опорным диском блокирующего узла и выполнен с клиновым выступом, контактирующим с клиновой выемкой, средний опорный диск жестко соединен с крайним опорным диском остановочного узла. зо

Кроме того, дисковый тормоз снабжен кронштейном, установленным между торцовыми поверхностями крайних опорных дисков со стороны клинового выступа среднего опорного диска, а клиновая выемка выполнена в средней части упомянутого кронштейна.

На фиг. 1 представлен дисковый тормоз, поперечный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — элементы конструкции, обеспечивающей замыка- 4о ние осевых сил.

Блокирующий узел состоит из крайнего опорного диска 1, нажимных дисков 2, фрикционных дисков 3. Опорный диск 1 установлен на цилиндрической поверхности стакана 4 солнечной шестерни 5 и крепится к 45 корпусу 6 заднего моста 6олтами 7. К нижней части опорного диска 1 крепится кронштейн 8, а в средней и верхней частях установлены винты 9. Фрикционные диски 3 установлены на шлицы солнечной шестерни

5 планетарного механизма поворота.

Остановочный узел состоит из крайнего опорного диска 10, зажимных дисков 11 и фрикционных дисков 12. Опорный диск 10 установлен на цилиндрической поверхности стакана 13 подшипника 14 к нижней части опорного диска 10 крепится кронштейн 8, а в средней и верхней части установлены вин4 ты 9. В верхней части опорного диска 10 установлены тангенциально расположенные упорные винты 15, воспринимающие часть реактивного момента. Фрикционные диски

12 установлены на шлицы ведущего вала.

Крайние опорные диски 1 и 10 блокирующего и остановочного узлов связаны друг с другом в нижней части кронштейном 8, закрепленным болтами 16, а в средней и верхней частях — винтами 9, входящими в, пазы крайних опорных дисков 1 и 10. На винты 9 одеты центрирующие 17 и дистанционные 18 и 19 втулки.

Между комплектами блокирующего и остановочного узлов установлен средний опорный диск 20, являющийся общим для обоих узлов. Он имеет в нижней части клиновой выступ 21 с резьбовым отверстием, повторяющим профиль клиновой выемки кронштейна

8. С помощью болта 22 осуществляется фиксация среднего диска 20 в клиновой выемке кронштейна 8. В верхней части средний опорный диск 29 зажат между дистанционными втулками 19 винтами 9.

Нажимные диски 2 и 11 центрируются в нижней части кронштейном 8, в средней— дистанционными втулками 18, и в верхней— дистанционными втулками 10. Между нажимными дисками 2 и 11 установлены шарики 23 нажимного механизма.

Для компенсации погрешностей изготовления между торцом стакана 13 подшипника 14 и опорным диском 10 предусмотрен зазор 24.

Монтаж тормоза проводят в следующей последовательности. На цилиндрические поверхности стакана 4 солнечной шестерни Ь и стакана 13 подшипника 14 устанавливаются опорные диски 1 и 10 так, чтобы резьбовые отверстия для установки кронштейна 8 находились вверху, после этого устанавливают кронштейн 8 и средние винты 9 с центрирующими 17 и дистанционными 18 втулками. Образовавшийся узел поворачивают до рабочего положения, при котором кронштейн 8 находится внизу и закрепляют опорный диск 1 блокирующего узла болтами 7. Далее устанавливают фрикционные

3 и 12 и нажимные 2 и 11 диски, закрепляют средний диск 20 в клиновой выемке кронштейна 8, устанавливают верхние винты 9 с центрирующими 17 и дистанционными

19 втулками и вворачивают упорные винты

15.

Тормоз работает следующим образом.

Под .действием привода управления нажимные диски 2 и 11 поворачйваются в противоположные стороны при взаимодействии с нажимным устройством, состоящим из шариков 23, установленных в наклонных лунках нажимных дисков 2 и 11, выбирая зазор в тормозе.

Объединение опорных дисков обеспечивает замыкание осевых сил, улучшая ус842291 ловия работы фрикционных дисков тормоза, повышая надежность работы тормоза и его долговечность.

Заполнение клиновой выемки в отдельном кронштейне упрощает изготовление опорного диска блокирующего узла, а также упрощает сборку тормоза в целом.

Формула изобретения

1. Дисковый тормоз, связанный с планетарным механизмом поворота, который содержит солнечную шестерню и состоящий из среднего опорного диска кинематически связанного со смонтированными в корпусе остановочным и блокирующим узлами, при этом остановочный узел выполнен в виде подшипника, закрепленного в корпусе и в стакане, на наружной боковой поверхности которого установлен крайний опорный диск, зафиксированный от поворота в окружном направлении относительно стакана и, кроме того, в виде фрикционных и нажимных дисков, установленных с возможностью осевого перемещения относительно последнего, а блокирующий узел выполнен в виде другого крайнего опорного диска, установленного на цилиндрической поверхности другого стакана, в котором смонтирована солнечная шестерня, а также в виде других фрикционных и нажимных дисков, установленных с возможностью осевого перемещения относительно второго крайнего опорного диска, при этом средний опорный диск жестко соединен с крайним опорным диском блокирующего узла и выполнен с клиновым выступом, контактирующим с клиновОй выемкой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и долговечности, средний опорный диск жестко соединен с крайним опорным диском остановочного узла.

2. Дисковый тормоз по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен кронштейном, установленным между торцовыми поверхностями крайних опорных дисков со стороны клинового выступа среднего опорного диска, а клиновая выемка выполнена в средней части упомянутого кронштейна.

20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 401841, кл. F 16 D 55/14, 1971.

842291 стиг.3.

pun,2

Составитель Е. Ахматова

Редактор Е. Спиридонова Техред A. Бойкас Корректор Н. Степ

Заказ 5017/34 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многодисковых тормозах тяжело нагруженных агрегатов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным тормозным устройствам. Тормозное устройство содержит тормозной ротор, тормозные колодки, которые могут вращаться вокруг оси самопроизвольного вращения, параллельной оси вращения тормозного ротора, поддерживающие элементы и прижимные устройства. При прижатии тормозных колодок к тормозному ротору тормозные колодки вращаются вокруг оси вращения относительно тормозного ротора, в то же время сцепляясь за счет трения с боковыми поверхностями тормозного ротора. Поддерживающие элементы прижимают тормозные колодки в направлении, перпендикулярном оси вращения, и сцепляют с возможностью трения внешние периферии тормозных колодок с цилиндрической поверхностью тормозного ротора соответственно. Тормозные колодки самопроизвольно вращаются вокруг оси самопроизвольного вращения после начала прижатия, но приходят в состояние покоя при увеличении прижимающего усилия. Достигаются уменьшение возможности изменений в тормозном моменте с прохождением времени и устойчивое формирование тормозного усилия в течение длительного времени. 6 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх